22. Бытие сознания. Продолжение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление.

Бытие сознания.

Диалектический подход к проблеме «созерцания бытия сознания» предлагает нам два аспекта его рассмотрения: «личный аспект» или ноуменистический аспект и «природный аспект» или феноменологический аспект.
«Личный аспект бытия сознания» содержит в себе «бытие откровения как такового» и «нравственный катарсис личности», как путь вхождения в «нравственное бытие».
«Откровенное бытие» представляет собой богочеловеческое соприсутствие, предстояние или стояние Бога перед человеком и человека пред Богом, как «общение лиц» и взаимодействие «надсознаний»: «нетварного» и «тварного». Представляя собой высшее или духовное «бессознательное», это взаимодействие отражается в «сознании» соответственно тому библейскому символу, который описывается в библейском шестодневе как творение или появление «тверди» посреди «воды» - «образа неба на земле». Этот «образ» или «отражение» присутствия божественного в человеческом, «нетварного» в «тварном», «духовного сознания в надсознании душевного и плотского, материального и телесного сознания». Оно - это появление, служит «причиной возникновения нравственности как феномена», «рождения пневматики в глубинах психики».
В явлении нравственности нам открывается вся феноменология «сознания», полнота «природного аспекта бытия сознания», который может быть описан как единение шести модусов «бытия тварного сознания»: нравственного или собственно феноменологического, онтологического, гносеологического, исторического, социологического и функционального, который было бы правильнее назвать творческим модусом или модусом обретения богочеловеческого единства в «бытии сознания»! - достижением цели, заключающейся в «обожении верой тварного лица» и, затем, в «обожении этим лицом своей тварной природы», в котором оба «аспекта бытия сознания» сходятся воедино, преодолевая пространственно-временную ограниченность «тварного» в приобщении к «вечности нетварного». Это схождение достигается путём «аскетического воздержания лица от безнравственных привычек своей природы» и «воспитанием лицом в своей природе новых привычек веры».
Феноменология «сознания», если не забывать о «личном», «ноуменистическом аспекте бытия сознания», раскрывает перед нами конституит «сознания»: концепт и иерархию и его конституитив: конструктив и содержание «сознания», на которых строится вся онтология «сознания» - его онтологический конструкт и структура нашего представления о самих себе.
Конституит «сознания» включает в себя «мотивацию потребностей» и «иерархию ценностей», которая строится из двух частей: «иерархии идеальных ценностей «Я» в сознании» и «иерархии реальных потребностей сознания». Первая иерархия - это «область веры», а вторая иерархия - это «царство повседневных желаний сознания». Здесь, во взаимодействии «идеального» и «реального», находят себе прибежище и исток «совесть», «свобода» и «воля», как факторы осознания «Я» самого себя.
Как рождаются «потребности сознания», являющегося «нематериально-материальным единством»?!
«Мотивация нематериального» остаётся вне рамок «рационального осмысления сознания», открываясь ему в духовно-нравственном откровенном опыте и знании. А «мотивация материального» осознаётся им как «природная необходимость» в наборе факторов существования и развития. Ход раскрытия «мотивации материального», очевидно, представляется в следующей логической цепочке: потребность - желание, как осмысленная потребность - интерес, как устойчивое желание.
Конституитив «сознания» состоит из «механизма общения сознания с окружающей средой» и «объёма хранения накопленного опыта», который слагается из: «первоначального объёма чувственного или иррационального опыта» и «последующего опыта его рационального осмысления».
«Механизма общения сознания с окружающей средой» представляет собой сенсорно-перцептивный инструмент, представленный «органами чувств» и последующими им «начальными психическими явлениями»: ощущениями, восприятиями, представлениями. Начальная психика (область животной психики или зоопсихологии) позволяет «сознанию» оперировать «представлениями» - «на основе имеющихся представлений создавать новые». Её ещё называют - «наглядно-образным мышлением», являющимся тем фундаментом, на котором строится «конструкт собственно сознания», обладающего «словесно-понятийным мышлением». Этот механизм, как ничто другое, показывает нам, что «разум» или «интеллект» есть ничто другое как направленный эволюционный процесс взаимовхождения «духа» и «материи» друг в друга.
«Объём чувственного или иррационального восприятия сознания» часто называют «эмоциональной жизнью сознания» и «эмоциональным опытом сознания». Он связан наитеснейшим образом с конституитом «сознания» таким явлением как «воля». И эта связь значима настолько, что порождает понятие о «эмоционально-волевом основании сознания».
Факторами «иррационального восприятия сознания» служат «эмоции» и «чувства», несущие с собою «неформализованную информацию» (положительную или отрицательную), связанную с «переживаниями», обусловленными удовлетворением или неудовлетворением тех или иных «потребностей». «Эмоции» и «эмоциональность» связываются, обычно, с «переживаниями физиологических потребностей плотской сферы существования сознания», а «чувствами» и «чувственностью» считают те «переживания», которые сопровождают «душевные и духовные потребности сознания», связанные с понятиями о красоте, цели и смысле, причине и следствии, добре и зле, свободе и совести.
Другими словами, «эмоции» и «чувства» различны в степени своего проникновения в «разум» - в «самосознание», и характеризуют разную степень связанности «сердца» и «ума», иррационального и рационального. «Чувства» в гораздо большей степени связываются и сочетаются с «мыслью», чем «эмоции». Но «эмоции» в гораздо большей степени напряжены в энергоинформационном смысле, то есть несут в себе гораздо больший объём «неформализованной и невербальной информации», которую необходимо осознать - вывести из «подсознания» и «надсознания» на уровень «сознания».
В этой особенности взаимодействия «эмоций» и «чувств» кроется причина того, что многие современные творческие люди, например, певцы и актёры, стремятся уровнять и синонимизировать эти понятия, а то и вывести «эмоциональность» на первое место, отдавая ей предпочтение перед «чувственностью».
В процессе осознания - «выведения из подсознания и надсознания на уровень сознания неформализованной и невербальной информации», главную роль играет «воля», которая не только «выстраивает иерархию потребностей в зависимости от мотиваций сознания», но «упорствует и упрямится, принуждая сознание преодолевать препятствия на пути удовлетворения избранных потребностей». Этим самым, «воля» предохраняет «сознание» от нравственной и интеллектуальной «деградации», которая наступает в том случае, если «сознание» стремится к легкодостижимым, но незначительным потребностям: - «Низкие цели обессиливают крылья души!»
«Рациональное осмысление чувственного иррационального опыта» или «сфера словесно-понятийного мышления», слагается из понятий, суждений и умозаключений. Основную функцию здесь выполняет «рассудочная деятельность», оперирующая «формализованной и вербализованной информацией». Но объём такой «информации» сильно уступает объёму прочей «нерационализированной информации»! Поэтому, «рассудок» или «ум», предназначенный для «рационализации этого основного массива информации», вооружён «дополнительным инструментарием мышления»: «свободой» и «совестью», которые и позволяют ему правильно интерпретировать: «формализовать» и «вербализовать» эту «иррациональную информацию».
Объединение «ума» и «сердца» со «свободой» и «совестью», при главенстве последней, и называют «разумностью сознания» или его «интеллектом», хотя многие в понятии об «интеллекте» отдают предпочтение именно «рассудочной деятельности сознания», превознося «свободу», пренебрегая «совестью» и ставя «чувственность» в положение «служанки ума».
Центром «единения и гармонического объединения всех сторон сознания» служит «самосознание»! Именно «единство всех способностей сознания» позволяет ему: - «Выделить себя не только среди из окружающего мира, но и среди прочих сознаний! Критически оценить свои слова и поступки и, на основе этого, совершенствовать взаимодействие духа и материи в себе».
«Самосознание» представляет собой иерархию внутренних «Я», началом и концом которой является ипостасное «Я» - «сознание как лицо», а текущее «Я», действующее «Я» или физическое «Я» предпринимает поиск истинного или действительного самого себя, отталкиваясь от своей «индивидуальности» и реализуя себя как «личность», в поисках и выстраивании себя как «лица» …
Следствием этого «процесса самопознания» является возникновение состояния «удовлетворённости» или «неудовлетворённости» собой.