Вот так продолжается жизнь!

Сергей Обручков
             Посвящается светлой памяти – поэта и гражданина, фронтовика,
                военного писателя Дмитрия Семёновича Рехина

                «Старик Державин нас заметил
                И, в гроб сходя, благословил…»

                А.С. Пушкин.

                I

      Утро началось привычно – с давки в транспорте. Городские улицы кишат   автомобилями и людьми. И те и другие  торопятся – таково Время. Его напряжённый ритм  словно заставляет постоянно куда-то спешить всех от мала до велика.  Вот  в самом центре города на остановке у «Кольцовского сквера»  остановился и раскрыл все три двери  жёлтый  «народный» автобус  двадцать  второго  маршрута. Живая извивающаяся масса людей зашевелилась, суетно оживилась и пришла в движение, перетекая с улицы  в пустоё «брюхо» транспортного средства. 
    Здесь преобладают  люди старшего поколения  и малого достатка: бабули  и дедули с мешками и корзинами, доверху наполненными пустыми бутылками, пенсионеры с рыболовными снастями – любители подлёдного лова, а  также мужчины и женщины среднего возраста. Большинство из них с виду, не то чтобы  неопрятные, а какие-то неухоженные, напряжённые, неулыбчивые и немного раздражённые.
     Я тоже  в этой толпе с несколькими  такими  же, как и я,  преподавателями – офицерами запаса,  отличительной чертой которых являются  глубокие залысины, седина на висках и  наличие вместительной  чёрной наплечной сумки-портфеля.   
    Автобус мгновенно заполняется людьми  настолько плотно, что, кажется,  не сможет тронуться с места.  Но вот, поглотив многоликую и разношёрстную толпу горожан, «народный», как-то  неторопливо напрягся и,  неспешно покачиваясь, влился в поток автотранспорта. Еду на работу. Мысли заторможены – хочется спать. Это последствия позднего отбоя и  раннего подъёма. 
    Закрываю глаза и пытаюсь ещё чуток, если не  поспать стоя,  как это умеют делать лошади, то хотя бы слегка расслабиться. Но  мне не удаётся, потому что в самый важный  момент уже почти начинающейся релаксации, во внутреннем кармане куртки внезапно возникла резкая вибрация, и мой мобильник  совсем некстати разразился привычной мелодией звонка. Машинально  достаю его и,  не открывая глаз, нажимаю « ОК».
    Узнаю знакомый, но какой-то непривычно хрипловато-скорбный, тихий и в то же время  явственный голос  Славиды Ивановны:

      –  Серёжа,… Рехин  умер!..

    Сон как рукой сняло. Весь день меня угнетают мысли о нём, о  суетности и бренности жизни. Да, старик ещё два месяца назад предчувствовал что умрёт.  Об этом мне рассказала  та же Славида Ивановна. Мы тогда репетировали с её хором песню Дмитрия Степановича «С Чижовского плацдарма».  Музыку к ней написал композитор  Василий Михайлович Гарбузов. Я редко бывал на репетициях, из-за катастрофической нехватки времени, но слова  и свою партию выучил. Песня мне понравилась. Она была выстрадана этим человеком, ушедшим добровольцем на фронт 18-летним мальчиком, прошедшим сквозь кромешный ад войны и уцелевшим в ней. Кто мог ещё более правдиво и точно  написать о Победе на Дону при очищении нашего Воронежа от фашисткой нечисти, как ни он – человек, участвовавший  в битве за родные улицы. Песня меня захватила своим воинским духом, своей силой и мощью  с одной стороны, и какой-то лиричностью, трогательностью и нежностью, беспредельной теплотой любви к своей  Родине…
      Выйдя из автобуса, погружённый в эти воспоминания, я вдруг поймал себя на том, что непроизвольно пою:
 
                Не забыть нам мой друг боевой,
                Как сражались за город родной...


                II

      Ничего в мире не происходит  случайно. Я всё больше убеждаюсь в том, что судьба сводит людей  целенаправленно, по  одной лишь ей ведомому сюжету, для того чтобы впоследствии  закрутить поток  событий в определённом и закономерном направлении. Чем драматичней ситуации пересекающихся судеб, тем большее влияние их владельцы оказывают друг на друга…

     С Рехиным я  познакомился при весьма неприятных для нас обоих обстоятельствах. Это было 24 мая 2008 года – день, когда меня принимали  в Союз писателей «Воинское содружество». Ещё в начале конференции  в руках седого почтенного старца сидевшего  совсем рядом, на одном со мной ряду, я увидел одну из  моих книг «Сквозь кожу земную», отданных в  руководство городской писательской организации, для ознакомления с моим творчеством. Через сидевшего между нами писателя Александра Семёновича Ванярха, давшего мне рекомендацию и инициировавшего моё вступление в Союз, я поинтересовался, откуда у незнакомца моя книга. Седовласый старец  коротко ответил: 

     – Это мне дали для ознакомления.
 
     – А кто он? -  тихо поинтересовался  я у моего друга.

     – Это Рехин. Он авторитетная фигура и почётный член нашей организации, – шепнул мне Ванярх, потому что в это время  как раз началась конференция.

    Первым вопросом в повестке дня был вопрос о приеме новых членов, в том числе и меня. Конечно, я волновался и ожидал взыскательного литературного экзамена и серьёзных вопросов. Но всё-таки та сокрушительная атака на моё творчество  и на меня, как на личность была в значительной степени неожиданной. Я удивился и тому, что не менее яростной была и контратака, некоторых,  писателей, занявших оборонительную  позицию на переднем крае обороны моих стихов и моей личности. Исход боя  решил председатель Союза писателей Алик Мамедович Аббасов. Взяв слово, он коротко, лаконично,  и,  на мой взгляд объективно, разбил в пух и прах моих оппонентов, обвинив их в том, что они заелись, закостенели и очерствели, почивая на лаврах былых достижений. Закончив выступление, руководитель рекомендовал принять меня в писательский Союз и поставил вопрос на голосование. 
В зале взметнулось вверх подавляющее большинство рук. Против не проголосовал никто, но несколько человек воздержались.
      Попросив слова, я поблагодарил за оказанное мне доверие, пообещал, что буду  учиться у опытных литераторов. На этом можно было бы и закончить выступление, но внезапно для себя я  подобно матери, защищающей своё любимое чадо от нападения, вступился за свои стихи, взволновано, призвав на помощь творчество классиков, а в заключение выпалил  амбициозно и  в запале:

     – Я не согласен с тем, что мои стихи слабые. Думаю, что кое-кто ещё также поучится и у меня!...

   Уже дома, по окончании дня, когда страсти улеглись,  в спокойной обстановке я рассудил, что это даже хорошо, что моё творчество способно вызывать полярные отклики у людей: во всяком случае, это лучше чем безразличие.   

    На следующий день под  вечер, когда, я  уже  совсем успокоился по поводу состоявшейся  «баталии»,  в моей квартире  вдруг зазвонил телефон.  На другом конце провода  раздался негромкий старческий голос:

     – Здравствуйте, Сергей Григорьевич… Это Рехин…

     – Здравствуйте, … – запнулся я, не е зная имени и отчества звонившего.

     – Вот, решил позвонить…, – начал  старик как  как-то не очень   уверенно, словно собираясь с мыслями, но тут же  решительно продолжил, – Я звоню Вам, чтобы извиниться, за то, что я воздержался при голосовании… Мне дали ваши стихи перед самым началом конференции, и я не успел их прочитать... А сегодня прочитал все… Я должен сказать Вам, что у Вас замечательные стихи! 

    – Спасибо, –  вежливо попытался вставить я, но старик продолжал:

    – Мне сказали, что стихи слабые, и я понадеялся на авторитет, наших товарищей. Мне очень стыдно. Я никогда так больше не буду поступать… 

      Это прозвучало настолько искренне и  с такой высокой степенью осознания  какой-то важной вины, что теперь уже неловко почувствовал себя я. Дело в том, что я  и  не знал, как голосовал  Дмитрий Семёнович. Там на конференции всё произошло быстро и неожиданно. Да я ещё и не знал толком никого, чтобы затаить какую-либо личную обиду.  Поэтому я совершенно честно возразил:

      –  Нет, нет я совсем не обиделся… Вы напрасно беспокоитесь…

Но Рехин, казалось этого не слышал и продолжал:

      – Я прошу у вас прощения.  Мне очень понравились ваши стихи. Они лиричные и душевные,  необычайно красивые. На ваших стихах будут учиться  другие!...

      – Спасибо Вам, мне очень приятно и  лестно, но Вы не переживайте я честное слово, не обиделся… – старался я подобрать соответствующие случаю слова.

      Но старик не сразу успокоился,  долго сокрушался  над своей опрометчивостью. Он пообещал, что обязательно принесёт  извинения А.С. Ванярху, рекомендовавшему  меня и  сообщит  А.М. Аббасову, о происшедшем недоразумении.
     Разговор длился минут десять и Дмитрий Семёнович, посетовал на то, что не может найти театр или хотя бы студию, чтобы поставить свою новую пьесу, на то 
что  в последнее время стало всё труднее  издавать книги, что падает читательский спрос на  серьёзную литературу,  а это в свою очередь  снижает общий культурный и образовательный уровень молодёжи и всего русского народа. 
     Словом, это был разговор на равных о проблемах литературы двух писателей, один из которых делает только первые шаги, а второй знает все  стороны этого  мучительного и  тяжёлого и одновременно радостного и одухотворяющего труда… 
    Для меня это событие  было  очень важным и знаковым, поскольку я фактически  получил признание   авторитетного литератора.  Но более всего этот разговор  выявил  чистую, честную и порядочную суть огромной и светлой  души большого русского поэта Дмитрия  Семёновича  Рехина,   

                III
       …Я тороплюсь, я ничего не успеваю сделать в этом бешенном ритме Времени. Я разрываюсь между  учебными занятиями на работе в университете и   общественной работой, начатыми, но недописанными, а отложенными до лучших времён   книгами, , между морем мелких и крупных бытовых проблем. Я всё время куда-то бегу, потому что опаздываю. Я сижу ночами  в интернете,  обсуждая с друзьями  иногда серьёзные, а иногда пустяшные вопросы. Как много оказывается  дел в жизни человека! Как это интересно и прекрасно – жить!
      А Рехина больше нет…
      Но сейчас я тороплюсь в школу  № 34, где мы снова будем петь его песню.  Причём  сегодня вместе с нами эту песню  поют школьники. Конечно они далеки  от полного осознания  величия подвига  совершённого  советскими солдатами в грозном сорок третьем году, поднявшимися в свою бессмертную атаку  с Чижовского плацдарма. 
       Но сегодня День Победы. Ученики  нарядны и торжественны. В зале сидят  ветераны Великой Отечественной Войны, молодые  воины Российской Армии, учителя, родители школьников. 
      Сегодня впервые мы будем петь эту песню после смерти её автора. Ещё три месяца назад  он был в зале среди зрителей  и волновался за своё детище. А мы постарались.  И мы пели так как будто бы сами шли в атаку с Чижовского плацдарма:


С ЧИЖОВСКОГО ПЛАЦДАРМА
     Д.С.Рехин, В.М.Гарбузов


1
Не забыть нам мой друг боевой,
Как сражались за город родной.
Словно горный кремнистый обвал
Весь Воронеж в огне грохотал.

Припев:

Советские солдаты 
Поднялись как один
В борьбе с ордой проклятой
Отец, и брат, и сын…
Советские солдаты!
И честь вам и хвала!
К победе в сорок пятом...
Вас Родина вела!

2
Правый берег держали враги:
Дым клубился – не видно ни зги!
Но нанёс батальон наш удар,
И он занял Чижовский плацдарм!

Припев:

Советские солдаты 
Поднялись как один
В борьбе с ордой проклятой
Отец, и брат, и сын…
Советские солдаты!
И честь вам и хвала!
К победе в сорок пятом
Вас Родина вела!

3

И в атаку с него мы пошли,
Гнев и ярость сердца наши жгли
За отчизну – любимую Мать!
И погнали фашистов мы вспять!

Припев:

Советские солдаты 
Поднялись как один
В борьбе с ордой проклятой
Отец, и брат, и сын…
Советские солдаты!
И честь вам и хвала!
К победе в сорок пятом
Вас Родина вела!

        И мы спели её так, что она заняла первое место на смотре – конкурсе патриотической песни.



        И сегодня мы постараемся. И сегодня песня зазвучит по-новому – звонче и красочней, потому что  вместе с нами  её поют мальчики и девочки. Это значит, что песня перешагнула временной рубеж столетий! Это значит, что связь Времён и поколений неразрывна!
        Вот так продолжается  жизнь!
               
08. 05. 2009 г.
_____________________________________________
 


   ВОТ ТАК ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЖИЗНЬ!
         С. Обручков
    (Памяти Д.С. Рехина)

Ушёл на войну добровольцем
Юнец о шестнадцати лет…
И мёртвые петли и кольца
На небе оставил Ваш след.

Вас тысячу раз убивали
Снарядом, прикладом, штыком.
Врачи по кусочкам, сшивали,
Вздыхая, при этом, тайком…

Покинув приют медсанбата,
Спешили войну догонять
И шли в направленье заката,
Где смерть норовила обнять.

Но голову там не сложили,
А вновь поднимались и шли –
Как будто бы Вы семижильный –
Сын Русской Великой Земли.

Прошли, побеждая повсюду,
И не омрачая следа.
Враги содрогались – откуда
Вы стойкость черпали тогда?!

И Вам задавали вопрос тот
Не раз уже после войны,
На что отвечали, что просто
Пришлось быть солдатом страны…

Солдатом с душою поэта
И с верой  и правдой одной,
В боях сочинившим куплеты
Про битву за город  родной...

Но минули многие годы –
Внезапная скорбная весть:
Душа улетела под своды,
А тело покоится  здесь…

Мы  снова поём эту песню,
В ней сила и стойкость и честь.
И кажется, будто мы вместе, –
И, коль уж  Вы рядышком здесь –

Послушайте  музыки звуки
И песню летящую ввысь:
Поют её вам ваши внуки –
Вот так продолжается жизнь!..

08. 05.2009 г.