Суворов в Крыму. Начало Исхода

Игорь Тычинин
В этом разделе речь пойдет не о военных, а об организаторских талантах Александра Васильевича Суворова. Начнем мы с принятого императрицей решения (по ходатайству митрополита Готского (Крымского) Игнатия)) о переселении христиан из Крыма ввиду их все ужесточающихся притеснений. О переселении в новую русскую провинцию Новороссию, обустраивавшуюся под руководством светлейшего князя Григория Потемкина. С подобными просьбами к Екатерине обращались и другие христиане дунайских княжеств, Кавказа. Там реакции императрицы не последовало. Но переселение христиан из Крыма поддержал Потемкин Таврический. И не из-за жалости к притесняемым христианам. Их не так уж и притесняли. Они были, в основном, греками и армянами, а значит занимались торговлей, садоводством, были ремесленниками. Налоги с них составляли основу ханской казны. С их уходом Крым должен был обессилить экономически и это было на руку России. Но для Потемкина не это было главным. Он надеялся, что эти люди быстро благоустроят его Новороссию.

Ну и Екатерина этим переселением разыгрывала блестящую европейскую карту, спасала христиан от магометанских гонений. Ну и, конечно, ее авторитет у всех христиан Османской империи должен был резко возрасти. Напомним, Крым был независимым государством с русскими войсками на его территории.

Сначала проекту до своей отставки всячески противодействовал генерал Прозоровский. Его идея была прямо противоположной. Присоединить Крым к России и выселить из него татар. Это и  привело Прозоровского к отставке. Теперь организация  сложнейшего мероприятия легла на его заместителя – Суворова.

Митрополит Игнатий вручает ему «Постановление крымских христиан по их переселению в Азовскую губернию». Крымские христиане, в том числе и католики, объявили о переходе в российское подданство. Для переселения им были нужны пособия на перевозку, обеспечение безопасности русскими войсками, компактное расселение людьми одной национальности, возведение домов на новом месте, сохранение у них крымского митрополита Игнатия, предоставление всевозможных льгот и т.д. Но главное, освобождение от крепостного права. И еще, им нужна грамота за подписью Екатерины, подтверждающая их требования. Последнее было самым трудным. Грамота могла задержаться в пути на месяцы, а там и до зимы было недалеко.

Не в пользу быстрого переселения был и скепсис командующего армией Румянцева по поводу этого мероприятия. Так что Суворову этот вопрос пришлось брать на себя, соотносясь, как правило, с Потемкиным, а не со своим прямым начальником Румянцевым. Суворов определил число переселенцев в 20000 человек, необходимость единовременного снятия с мест проживания. А погасить неприятие ханом переселения он предложил богатыми дарами.

Долго держать в секрете от хана намеченный план было невозможно. Да и далеко не все христиане хотели уезжать в неизвестность. Но Суворов так организовал дело, что хан не поверил наветам, которые на него обрушились. Смутьянов, авторов выдумки, хан приказал сыскать. Однако через двое суток все стало абсолютно явным. И Шахин Гирей вступил в переписку с Суворовым. Суворов ставит точки над «и». Решение принято всемилостивейшей императрицей, и Суворов очень надеется, что хан не будет ему противодействовать.

Хан понял, прямое сопротивление не в его силах. И он пытается, хоть кого-нибудь из христиан уговорить остаться. Тем не менее,  ему приходится подписать указ не препятствовать переселению. Но указ более чем странный. Напомним, Крым – независимое государство. Хан же пишет в указе, что о переселении имеется повеление Екатерины, о котором ему ничего не известно, только разве со слов Суворова и русского резидента в Крыму Константинова. А потому … «в правду ли сказано, или не в правду, в сем священном императорском повелении препятствовать не должно…». Все! С этого момента авторитет хана у татар снижается дальше некуда. При этом правительство хана ответствует ему тоже странновато. Мы, конечно, выполним Ваш Указ, но ханом Вам после этого оставаться недолго. Вот такие пироги, да еще с луком. А в конце пишут, раз ты, хан, бессилен, то мы сами падем на колени перед императрицей, чтобы отменила свое решение.

Тогда хан пишет Суворову. Он не понимает, что происходит. Когда Крымом руководили противники России, не о каком переселении речи не шло. А теперь, когда ханом стал он, союзник России, начато переселение, которое приведет к новому восстанию и его смещению. Хан подозревает, что Суворов не так понял волю императрицы. Суворов не отвечает. А хан решается на завладение имуществом уезжающих из Крыма. Суворов в части домов размещает своих офицеров и солдат.  Но окончательное решение из Петербурга передать все  в ханскую казну. Все возмущение татар вылилось в гневе на православных и католических священников. Но те вовремя успели скрыться под защиту штыков Суворова. Хан покидает дворец. Переходит к кочевой жизни. Наконец, просит отложить отъезд на 25 дней. Но многие из переселенцев уже все продали. Суворов просит у Потемкина 100000 рублей для немедленного отправления людей.

Суворов озаботился и размещением переселенцев на новом месте. Для этого вступает в переписку с Азовским губернатором Чертковым. Надо сказать, что Чертков с прохладцей отнесся к свалившимся на него заботам. Что привело в будущем к ряду неприятных последствий, в частности, к попыткам переселенцев вернуться в Крым. Но Суворова это уже не касалось. Все, что он мог, он сделал, и даже больше.

Хан вступает в сношения с начальником Суворова Румянцевым. Смысл его посланий. Если это действительно воля императрицы (а никаких бумаг он из Петербурга не получал), то он все сделает, а если самовольство Суворова, то тот должен быть наказан и выслан из Крыма. И предупреждает, последствия переселения будут катастрофическими.

На самом деле хан начал борьбу не с Суворовым, а с Потемкиным, пытаясь опереться на Румянцева и графа Никиту Панина в Петербурге, разыгрывая карту самовольства Суворова.

Ну а что же подданные хана. Для них переселение христиан  принесло как большую выгоду, так и большие потери. Выгода была в том, что цены в Крыму сразу резко упали без армянских посредников. А потери в том, что одновременно в ходе переселения были освобождены христианские рабы с семьями, уезжавшие в Россию. Это были грузины (христианские кавказцы)) и валахи. Подданными России они не были. И их изъятие было незаконным, но более чем справедливым. Суворов, понимая законность претензий рабовладельцев, организует выкуп рабов, который татар, естественно не устраивает.

Татары в обход хана пишут Румянцеву, жалуясь на самоуправство Суворова. И заявляют, на место уехавших они пригласят переселенцев из Азии и Европы.

И надо сказать, что надежды татар на положительную реакцию Румянцева не были беспочвенными. Он был противником, конечно не открытым, переселения. Он отвечает, все обиды, причиненные Вам, не с соизволения императрицы, а исключительно из самоуправства Суворова. И в этих условиях надо было начинать исход.

Авторы   Андрей Михайлов       Игорь Тычинин