Надо посоветоваться. ж. Детская литература, март 1

Марк Бойков
                Ж."Детская литература", Март 1978

М.Бойков "ОЖЕРЕЛЬЕ ВРЕМЕНИ" /Сказочная история. Волгоград, Нижнее-Волжское
                книжное издательство, 1976,      23с-цы. С.55-56/.  Г.ПЕТРОВ/

Книга М.Бойкова "Ожерелье времени", написанная для читателей-дошкольников, относится к жанру сказки, хотя если быть уж совсем точным, это сказка-миф. Мифологическая сказка – жанр редкий для детской литературы. Его особенность в том, что писатель, обращаясь к мифологическим преданиям и легендам, создает свою, художественную версию возникновения природных явлений, географических понятий или объяснения тех или других исторических фактов.               
Дети наших дней переполнены информацией, с колыбели знают имена Циолковского и Королева и уж тем более знают, что Земля – шар, а Вода и Огонь – стихии.
Но не приводит ли это детское наивное "всезнайство" к тому, что одна из величайших человеческих способностей – умение удивляться и фантазировать – у современных детей притупляется? Без сказки, и, в частности, сказки-мифа, "разбудить" воображение ребенка трудно, если вообще возможно. Книжка М.Бойкова ставит перед собой такую задачу.
Вопрос, который задают все дети, - "откуда все взялось?" – получает в "Ожерелье времени" ответ: из самого мира. "Ночь была повсюду. Темень дремучая, холодом скованная. Без края и без дна! Но в этой тьме студеной бродили силы буйные. Они – без глаз, без рук, без очертаний, сходились и кружились. И вихрями упругими ночную тишь тревожили" («О том, как появились Воздух и Огонь, Земля и Вода и многое другое»). От брака Земли с Огнем и Воздуха с Водой появилась вся живая природа. М.Бойков поэтически рассказывает о всей эволюции человеческой жизни на земле. При этом автор сохраняет все необходимые элементы волшебной сказки: переживания и страдания стихий, обращение к ним героев, волшебное рождение детей из лепестков и т.д. Стихии – родители первых людей – преподносят им подарки: "…сыну топор отцов каменный… Дочери – гребень мой деревянный. Это каждому – в первую надобность. А вот ожерелье – в нем времечко ваше единое" («О тех, кто Земле дороже всех»).
"Ожерелье" – подарок Земли первым людям – становится теми часам и, которые своими изумрудами отсчитывают этапы человеческого становления. Исчезновение изумруда с ожерелья знаменует новое достижение человеческого труда и познания.
Нет надобности пересказывать все легенды. Автор выделяет главные моменты развития человечества – борьбу человека с холодом в период оледенения, начало земледелия и скотоводства, возникновение самого счета времени. Он всюду подчеркивает значение труда в овладении человеком природными стихиями.
Казалось, что сказке не может быть конца: борьба с природой и содружество с ней – вечное явление человеческого существования, но автор находит наиболее поучительное завершение своего повествования: «Последний сказ о том, как люди смеяться научились». Покорив стихии, люди получили замечательную награду, которую открыли сами в себе: смех, радость, идущие от чувства исполненного долга.
   М.Бойков пишет в сказовой манере, пользуясь сочным языком русского фольклора. Можно сказать, что писатель умеет говорить с детьми о вещах сложных просто и доступно, он нашел свою оригинальную форму выражения.
Г. ПЕТРОВ