К 190-летию Антона Рубинштейна

Александр Зинковский
ПРЕДИСЛОВИЕ:

Этот мой исторический очерк был опубликован в газете «Вузовский вестник» № 23 (334) 1–15 декабря 2019 г.,  C.7. под тем же названием. Я размещаю его здесь на сайте в том же самом виде с новым графическим портретом юбиляра работы Аиды Лисенковой-Ханемайер, с ее разрешения.

В ноябре 2019 г. исполнилось 190 лет со дня рождения выдающегося российского пианиста, композитора, дирижера и музыкального педагога Антона Рубинштейна. Обладая неиссякаемой творческой энергией, он успешно совмещал в музыкальной деятельности все свои дарования. Как пианист, Антон Рубинштейн находился в одном ряду с величайшими исполнителями всех времен и народов. Благодаря его энтузиазму и настойчивости в Санкт-Петербурге была открыта в 1862 г. первая в истории России консерватория. Среди его лучших учеников – гений российской и мировой музыки Петр Чайковский. Антон Рубинштейн также известен, как автор сотен замечательных музыкальных произведений.
 
Будущий основатель первой российской консерватории и педагог композитора Чайковского родился 28 ноября 1829 г. в небольшом селе Выхватинец Подольского уезда Российской империи, став третьим ребенком в еврейской семье предпринимателя и купца первой гильдии Григория Рубинштейна. Кроме Антона, в семье были и другие дети, которые прославились в разных областях науки и культуры. Младший его брат Николай Рубинштейн стал известным пианистом и, вслед за старшим, основал в 1866 г. вторую российскую консерваторию в Москве, где помог творческому росту начинающего композитора Чайковского и проработал до самой смерти.

В 1833 г. семья Рубинштейнов приняла православие и получила разрешение на переезд в Москву, где и обосновалась в просторном доме на Ордынке. Глава семейства открыл собственную карандашно-бумажную фабрику, а его жена Калерия занималась воспитанием и образованием детей. Будучи отличной пианисткой, она так подготовила юного Антона Рубинштейна, что он был охотно принят на обучение к выдающемуся пианисту и педагогу Александру Виллуану (французу по национальности).

Благодаря его наставничеству, Антон Рубинштейн еще в семилетнем возрасте стал настолько сильным пианистом, что, начиная с 1839 г. ему, как вундеркинду, устраивались публичные выступления. В 1840 г. Александр Виллуан и его лучший ученик Антон Рубинштейн гастролировали по Европе, давая совместные концерты, в ходе которых они были удостоены приемов у английской королевы Виктории, а также у выдающихся композиторов Фредерика Шопена и Ференца Листа.

В 1844 г. Антон Рубинштейн вернулся в Россию, но вскоре уехал в Берлин вместе с матерью и братом Николаем для обучения у европейских музыкантов и педагогов Т. Куллака и З. Дена. В 1846 г. скончался глава семьи Григорий Рубинштейн, и его жена Калерия срочно выехала в Россию с младшим сыном Николаем для организации похорон. Оставшись в одиночестве, молодой Антон Рубинштейн направился в столицу Австрии Вену, надеясь приобщиться там к европейской музыкальной жизни и повысить уровень игры на фортепиано. Но осесть там ему не удалось, поскольку репетиторство не обеспечивало приемлемого материального уровня, а новые творческие и деловые связи не появлялись.

Разочаровавшись в заграничной жизни, Антон Рубинштейн возвращается в 1849 г. в Россию и, благодаря протекции Великой княгини Елены Павловны, начинает свою карьеру пианиста, композитора, дирижера и преподавателя в Санкт-Петербурге. Его яркий музыкальный талант был замечен в столичных творческих кругах, особенно благодаря выступлениям как пианиста перед семьями императора Николая I и других важных лиц государства. Неожиданный успех позволил Антону Рубинштейну познакомиться с именитыми членами кружка «Могучая кучка» - композиторами Михаилом Глинкой и Александром Даргомыжским. Обратили на него внимание и коллеги - исполнители.

Благодаря новым связям, Антон Рубинштейн дебютировал в Санкт-Петербурге в 1853 г. как дирижер и композитор, представив свое первое крупное музыкальное произведение – оперу «Дмитрий Донской». В дальнейшем он создавал и другие, более короткие оперы: «Сибирские охотники», «Месть» и «Фомка-дурачок». Предпринял Рубинштейн в те годы и первую, хотя и неудачную тогда попытку открытия в столице России высшего музыкального академического учебного заведения.

С карьерой композитора ему тоже поначалу не везло, поскольку ни один отечественный театр не желал ставить его оперы. В результате, Антону Рубинштейну пришлось в 1854 г. снова уехать за границу, чтобы там с помощью старого знакомого – композитора Ференца Листа добиться постановки одноактной оперы «Сибирские охотники». Однако настоящий успех пришел к А. Рубинштейну благодаря мастерски данному в Лейпциге фортепианному концерту, после которого началось его триумфальное 4-летнее музыкальное турне по Европе, сделавшее его мировой знаменитостью.

В 1860 г. он приехал в Россию уже как прославленный музыкант и убедил великую графиню Елену Павловну в необходимости создания Русского музыкального общества. Вскоре, благодаря выделенным для реализации этой идеи средствам, начал свои регулярные выступления новый симфонический оркестр под руководством Рубинштейна. А осенью 1861 г., в Санкт-Петербурге были открыты учебные музыкальные классы в создаваемой Рубинштейном первой в России консерватории. Там он и приступил к исполнению сразу трех должностей - директора, дирижера и преподавателя.
Однако столь неожиданный взлет в карьере Антона Рубинштейна, горевшего идеей создания российского музыкального академического учреждения, не сразу пришелся по душе российской творческой элите, особенно «могучей кучке». Потребовалось немало усилий и достижений, прежде чем в музыкальных кругах изменилось само отношение к педагогической деятельности Рубинштейна. Зато, после того, как из стен первой консерватории вышел и начал уверенно завоевывать свой авторитет гениальный композитор Чайковский, даже такой «противник» Рубинштейна, как композитор Римский-Корсаков, согласился в 1871 войти в профессорский состав его учебного заведения.
 
С головой увлекаясь занятиями в музыкальных классах консерватории, Рубинштейн мечтал превратить всех своих учеников в истинных художников, щедро передавая им личное отношение к творческому развитию. Для того, чтобы повышать собственное мастерство, Рубинштейн непрерывно концертировал в качестве пианиста и все свободное время занимался творчеством как композитор, создавая одно музыкальное произведение за другим. Однако, даже при всех его заслугах, как директора, музыканта и педагога растущей консерватории, при дворе и в правительственных кругах сам факт появления академического музыкального учебного заведения возбуждал серьезные трения. Со временем именно этот негатив в отношениях с правящими кругами и заставил Рубинштейна уйти со всех постов консерватории в длительную отставку. Однако в 1887 г. он, все-таки, нашел в себе силы заново войти в руководство и управлял созданной им консерваторией еще несколько лет.

Осенью 1861 г. в начинавшие свою работу Музыкальные классы Русского музыкального общества (в 1862 г. они были преобразованы в Санкт-Петербургскую консерваторию) был принят Петр Чайковский, который стал там одним из первых студентов по классу композиции. Его учителем по классу «сочинения и инструментовки» был Антон Рубинштейн. В 1863 г. Чайковский, по настоянию Рубинштейна, бросил юридическую службу, чтобы целиком отдаться музыке. 12 января 1866 г. Петр Чайковский блестяще закончил Петербургскую консерваторию с большой серебряной медалью - высшей в те годы наградой.

Наиболее знаменитое творение композитора Антона Рубинштейна – опера «Демон», написанная в 70-х годах, но по-настоящему оцененная критикой и публикой лишь после его смерти. Менее известными являются такие его произведения, как симфония «Океан», оратории «Христос» и «Суламифь», исторические оперы «Нерон», «Маккавеи» и «Фераморс» и многие-многие другие. Кроме того, А. Рубинштейн оставил массу дневниковых записей – «Короб мыслей», опубликованных через десять лет после его кончины.

Но, в любом случае, слава Антона Рубинштейна, как уникального пианиста-исполнителя, музыкального педагога и создателя первой в России консерватории превышала его творческие успехи, как композитора и литератора. Так, например, 1872-1873 гг. Антон Рубинштейн за 8 месяцев дал в Северной Америке 215 концертов (мировой рекорд исполнительства), а в 80-х годах триумфально гастролировал по всем столицам Европы. Последний концерт А. Рубинштейна состоялся в Санкт-Петербурге незадолго до его смерти в 1893 г.

О личной жизни мэтра известно не так много.  Считается, что семьей он обзавелся не ранее 1865 г., то есть, уже после своего четырехлетнего европейского турне, сделавшего его не только мировой знаменитостью, но еще и весьма состоятельным женихом. Молодой супругой маститого тогда уже мэтра стала княжна Вера Чекуанова, родившая ему впоследствии троих детей. В 1866 г. семья Рубинштейнов, отличавшаяся гостеприимством, навсегда поселилась в Петергофе под Санкт-Петербургом, где их навещали деятели российского искусства.

В 1893 г. здоровье Антона Рубинштейна подорвала неожиданная смерть его младшего сына, что усугублялось затянувшейся простудой, полученной пианистом на гастролях в Дрездене. Поправить здоровье не получалось, и 20 ноября 1894 г. Антон Рубинштейна скончался у себя дома в Петергофе в возрасте 64-х лет от острого сердечного приступа. Через неделю его тело было перевезено в Санкт-Петербург и с почестями захоронено на кладбище Александро-Невской Лавры.
 
На Санкт-Петербургском проспекте в Петергофе установлен бюст Рубинштейна. Его именем названы: высший музыкальный колледж в Тирасполе; бывшая Троицкая улица в Санкт-Петербурге, где в доме № 38 композитор жил с 1887 по 1891 годы (есть мемориальная доска); уголок памяти Рубинштейна в музее села Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Республики; музыкальная школа в Петергофе, городе последних дней композитора, где его именем названа улица. На могиле А. Рубинштейна в некрополе Мастеров Искусств Александро-Невской Лавры стоит его бюст. В СССР в его честь в 1954 г. была выпущена почтовая марка.

По просьбе редакции газеты известный московский художник-портретист Аида Лисенкова-Ханемайер создала к 190-летию Антона Рубинштейна графический портрет юбиляра (бумага, сангина черная, 45х30 см), публикующийся вместе с этим очерком. На данном портрете инициатор первой российской консерватории прославленный музыкант и учитель Петра Чайковского представлен в возрасте 35-40 лет, то есть, в расцвете творческих сил. Его высокий лоб, непокорная пышная шевелюра и мечтательный взгляд, направленный куда-то вдаль из-под темных бровей, раскрывают непростой, но творческий характер замечательного мэтра, воспитавшего целое поколение российских музыкантов и композиторов.




Рисунок - портрет юбиляра работы Аиды.


Мои произведения на сайте:

К 190-летию Льва Толстого - публицистика http://www.proza.ru/2019/11/27/67

Цена крови или Грибоедов - история и политика http://www.proza.ru/2014/01/03/211

Двойной портрет Пушкина и Натали - история и политика http://www.proza.ru/2014/06/09/1691

К 85-летию Василия Шукшина - публицистика  http://www.proza.ru/2014/09/08/1803

Вхождение в образ Гоголя - публицистика  http://www.proza.ru/2014/04/27/1783

Российский Леонардо - естествознание http://www.proza.ru/2014/01/02/963

Тайна гибели адмирала Макарова - история и политика http://www.proza.ru/2014/01/02/1481