Христос исцеляет душу и тело

Ольга Кручковская
                Духовное здоровье

 Обсуждая тему здоровья человека, не можем не сказать про еще один очень важный аспект этой проблемы - здоровье.
 Многие сегодня считают, что основным для нас есть телесное здоровье, а о духовном редко кто вспоминает. Хотя должно быть наоборот, ведь главной составной частью человеческой личности есть душа, которая, по свидетельству психологов, философов и богословов, приводит в движение тело, координирует его функции, отвечает за духовно-нравственное состояние человека.
Предлагаем вашему вниманию некоторые соображения известного богослова, врача-хирурга, архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, который по этому поводу произнес немало проповедей, написал статей, размышлений:
" Забота о здоровье человека, как о душевном, так и телесное, была и остается изначальной, так как это завещал нам Сам Господь Бог. Исходя из веры в бессмертие человеческой души, Церковь, конечно, предпочитает духовному здоровью человека, ведь именно душу ждет вечная жизнь. Поддержание физического здоровья является безусловно необходимым и обязательным для каждого христианина, поскольку здоровье - это дар Божий, пренебрежение которого считается грехом перед Творцом. Однако оно не должно происходить в отрыве от здоровья духовного, а именно в гармоничном сочетании с ним. Проповедь Иисуса Христа происходит словом и делом для достижения одной цели - спасения души. Христос исцелял людей не только для того, чтобы они стали здоровыми физически, не только заботясь об их теле. Больше всего он беспокоился о душе каждого из исцеленных, а одновременно и о душе тех, которые становились свидетелями этих проявлений славы Божьей. Господь неоднократно указывал на связь и зависимость физического здоровья от духовного. При исцелениях Он говорил: «Прощаются тебе грехи твои», «Иди и больше не греши». Христос исцелял не только физические недуги, а целого человека. Оздоровление от той или иной болезни сопровождалось проповедью Евангелия в знак власти Господа прощать грехи. Согласно учению Церкви, часто телесные болезни являются следствием греха. Для их лечения приходит в мир Сам Спаситель: «Не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Я пришел звать не праведников, но грешников к покаянию »,« исцеляет больных »- читаем в евангелиста Луки установку Христа своим ученикам.
Христова Церковь, которую Божественный Основатель наделил всей полнотой даров Святого Духа, изначально была сообществом исцеления. Сегодня в чине исповеди она напоминает своим чадам о том, что они приходят к Святой Исповеди как в больницу, чтобы, получив отпущение грехов, отойти исцеленными.
Библейское отношение к медицине наиболее полно отражено в книге Иисуса сына Сирахова: «Почитай врача честью по необходимости в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего исцеления. Господь создал из земли лекарства и здравомыслящий человек не будет пренебрегать ими. Для того Он дал людям знания, чтобы прославляли Его в странных делах Его: ими Он лечит человека и уничтожает болезнь его »... (Сир. 38, 1-2, 4, 6-10, 12-14). Профессия врача освящена священным Преданием. Один из евангелистов - апостол Лука был врачом. Лучшие представители древней медицины, которых Церковь причислила к лику святых, явили особый образ святости - бессребреников и чудотворцев. Они были прославлены не только потому, что очень часто заканчивали свою жизнь мученической смертью, но и за то, что принимали свое врачебное призвание как христианский долг милосердия. Среди них такие известные, как Косма и Дамиан, целитель Пантелеимон, Агапит и другие.
История Церкви переполнена примерами, когда и священники, даже епископы, занимались лечением телесных недугов. Святая Церковь с большим уважением относилась и относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленных на предотвращение человеческих страданий и их облегчение. Исцеление поврежденного болезнью человека, выступает как выполнение замысла Божия о человеке: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся непорочными в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Эф ., 5,23). Тело, свободное от власти над ним греховных страстей и их последствий - болезней, должно служить душе, а душевные силы и способности, преображаючись благодатью Святого Духа, должны стремиться к конечной цели и предназначение человека - обожения. »