Марк Твен. Таинственный незнакомец

Владислав Третьяк
Уважаемые читатели! Перед вами ознакомительный отрывок статьи! Полная версия доступна по платной подписке на boosty.to/1nsait.
Это сервис, где я публикую эксклюзивный материал (статьи, рассказы, стихи), который войдет в книгу.
Как правило, для ознакомления я выкладываю 1/3 часть полной версии.
Суть данной коммерциализации заключается в том, чтобы я мог понять, кто из моих читателей действительно является единомышленником и по-настоящему ценит мое творчество.

Содержание статьи:
1. Стоики
2. Пессимизм Шопенгауэра
3. Ницше. «Человек — не ставшее животное»
4. Солипсизм Беркли
5. Эдгар По. «Сон во сне»

В истории литературы американский писатель Марк Твен известен, прежде всего, рассказом об увлекательных событиях из жизни Тома Сойера и Гекельберри Финна. Однако в творчестве писателя есть не менее увлекательное повествование, которое посвящено образному описанию смысла сложнейших философских систем, принадлежавших известным мыслителям прошлого.

И первое философское учение, о котором пойдет речь, берет свое начало из 300 годов до нашей эры, и называется стоицизмом. Стоики говорили о том, что в жизни человека всё предопределено, и если человек совершает какое-то действие, поступок или же возникает только мысль об этом поступке, то так располагает его судьба, и каждый человек обязан подчиняться уготовленной ему судьбе, ибо таков закон мироздания. Вспоминается известная фраза стоиков: «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит». Марк Твен выражает смысл данной фразы следующим образом:

«Люди не понимают, что любой их поступок, крупный или ничтожный, одинаково важен в их жизни… Конечно, практически человеку не дано уйти от поступка, который ему предназначен; этого никогда не бывает. Когда человеку кажется, будто он принимает решение, как ему поступить, так ли, иначе, то колебания эти входят звеном в ту же цепь, и решение его обусловлено. Человек не может порвать свою цепь».

Как считают стоики, человек в своей сущности несвободен. Всё в мире подчинено Богу,пребывает в абсолютной гармонии и стройном порядке, и человеку, который является непосредственно частью этого мира, необходимо осознать, что свободой как таковой он не обладает. Это делается для того, чтобы быть беспристрастным,пребывать в состоянии апатии – а ведь именно человеческие страсти и сомнения при том или ином выборе, в чем, собственно, и проявляется свобода, являются главным источником несчастий. Конечно, удивительным может считаться тот факт,что Бог у стоиков существует, и они даже доказывают его существование. "Он премудр и есть Высший Разум, Который управляет миром". Но человек в отличие от других живых существ наделен разумом, а свободой не обладает.

Переходим ко второй философской концепции. Это - философия пессимизма, родоначальником которой является Артур Шопенгауэр. По его словам из книги «Мир как воля и представление», жизнь человека не обладает должной ценностью, и поэтому смысл жизни человека – это страдания, ведь совокупность страданий во много раз превышает совокупность получаемых от жизни наслаждений. Женщины приносят мужчинам радость и счастье, и именно потому они, в своей сущности, бесполезны.Хотя Шопенгауэр относился к любви очень серьезно. Как утверждал философ, любовь господствует над жизнью, – это то, что движет человеком к продолжению рода и влияет на формирование следующего поколения. Из этого следует вывод, что полноценным счастьем человеку обладать не только невозможно, но и вовсе бессмысленно. Подобную картину мы наблюдаем также у Марка Твена. Выражаясь словами Сатаны, который, собственно, в произведении и является неким таинственным незнакомцем, автор пишет о том, что человек – это машина для страданий и радостей, как единая сложная система, которая включает в себя два механизма. Если один механизм зарегистрировал радость, то от второго обязательно следует ожидать боль и несчастье.

«У большинства людей, – говорит Сатана, –  жизнь строится так, что горя и радостей приходится поровну. Там, где такого равновесия нет,преобладает несчастье. Счастье – никогда».

Но полноценное счастье всё же обрести возможно, однако для этого... (далее мы продолжим разговор о пессимизме Шопенгауэра, а также выясним, какое отношение к повести Марка Твена имеет Ницше, Беркли и Эдгар По)

Полная версия: boosty.to/1nsait