Может быть, все так и было

Лилия Гадель
Три года назад я хромала от выхода из метро Арбатская к ресторану, в котором отмечала свой день рождения моя близкая подруга. Когда-то я прожила на Новом Арбате целых 6 лет, не люблю эту улицу с вечно безумным движением, круглосуточным шумом дороги в квартире, сквозными ветрами и уродливыми серыми домищами. Но вокруг этого вопиющего неудобства есть волшебной красоты и умиротворяющего спокойствия переулки, в которых можно гулять и наслаждаться красотой прошлых столетий.

Конечно же, я срезала путь и проковыляла проезжую часть в неположенном месте. В душный пасмурный июльский вечер в Москве меньше всего хочется стоять на одной здоровой ноге и оправдываться перед полицейским… Пришлось включить все свое обаяние и жалостливый взгляд, чтобы избежать штрафа и ковылять дальше, пообещав больше так не делать. Сегодня, по крайней мере, добавила я тогда про себя. Как же болела нога! Каждый шаг был пыткой. Зачем я себя мучаю? – думала я. Настроение было так себе, выглядела я еще хуже, а не пойти на праздник любимой подруги нельзя, да и развеяться после нервной работы и всех моих передряг не мешало.

В одном из старых арбатских переулков, в прохладе раскидистых деревьев расположился очень гламурный ресторан, где все уже были в сборе. Девичник в честь красивой, умной именинницы с отличным чувством юмора.  Это роскошная молодая женщина, которая обладает Божьим даром и призванием рожать дочерей одну другой краше (три дочки-красавицы у нее). Еще она одарена встроенной гениальной способностью воспитывать их разносторонне образованными и интеллектуально одаренными. За столом собрались роскошные дамы, элегантно и модно одетые. Гостьи блестели драгоценными камнями и были сказочно очаровательны в этом праздничном антураже. Почти все были мне незнакомы. Мы были примерно одного возраста, около сорока плюс-минус пять лет.
 
Две недели назад сделала очень глупую, совершенно, как оказалось, ненужную операцию на стопе, и мой вид в растоптанных кроссовках и спортивном луке, естественно, выбивался из общей концепции мероприятия. Мне еще и место досталось напротив именинницы, которая сидела во главе стола. Букет мой был очень мил, конечно, но совершенно терялся среди роскошных огромных творений флористов за несколько тысяч рублей. Мне стало еще грустнее, я почти пожалела о том, что, несмотря на боль, дошла на этот праздник. Но сбегать было неприлично, и я решила, что серые мыши тоже для чего-то нужны и расслабилась. В конце концов, можно сослаться на плохое самочувствие и покинуть ресторан пораньше.

Вечер был веселый, дамы были в ударе, еда поражала эклектикой вкусов и красотой подачи, шампанское лилось рекой. И вот настал момент, когда нужная кондиция тела и мозга была достигнута, чтобы поговорить и обсудить главное. Мужчин.
Одна за другой женщины делились новостями и историями. Муж одной, идеально сложенной, высокой, с лицом, о котором мечтают художники и фотографы, является медийной личностью. Красив, талантлив, на всю голову творческий человек, интересный и все такое. И вот уже третий ребенок родился на стороне, и мамаша этого ребенка уже звонила, и жена уже думала разводиться, но она же так любит своих мальчишек, мужа в том числе. Муж другой уже в серьезном возрасте, очень сложный человек. А она ему на закате его лет родила сына, и сейчас она готовится сделать пластику, подтянуть лицо немного хочется, все-таки молодая мама. Супруг третьей тиран и деспот, совсем не дает спокойно жить, постоянный контроль доводит до нервных срывов детей и ее саму. Но она храбрится и улыбается, она похожа на героиню немого кино, такую хрупкую, с огромными глазами и нервным ртом, даму с богатым эмоциональным миром. Муж четвертой живет на две семьи, и вот как вообще относиться к тому, что их дети ходят в ту, другую семью и общаются с той, другой... Нет, разводиться очень сложно, так всем пока выгоднее. Еще у одной спутник жизни всех бросил и ушел к молодой пассии, и теперь все унижаются перед ним, клянча деньги, потому что привыкли жить как раньше и экономить не хочется. Именинница острила, поддерживала подруг, но о себе просто махнула рукой: все нормально. Все, конечно, знали и о причудах ее спутника жизни, с которым я бы, например, не выжила и дня. Но она его любит, поэтому они вместе спустя 20 лет и трое детей. Из всех гостей одна женщина была официально разведена и свободна, и лишь одна счастлива с мужем так же, как и в начале супружеской жизни. Это было заметно даже по ее лицу. По мягкости образа. В лице не было маски напряжения, тело было такое гибкое, свободное от зажимов.

Под конец всех откровений кто-то спросил меня, не замужем ли я. Я призналась, что нет, и очень боялась обычного, следующего за этим, вопроса. Варианты вопроса: А что так? Не хочешь? Не берут? Правда, а почему?  Боялась не самого вопроса как такового. К нему я привыкла. Я искренне не знала, как на него отвечать в предложенном контексте беседы, я бы растерялась после всего услышанного. Если честно, я была очень благодарна за проявленную дамами тактичность и спасение меня от неловкого замешательства.

Пока гостьи одна за другой вызывали такси, приехал муж именинницы – видный, важный, всегда загорелый, энергичный, сразу перетягивающий внимание на себя, мужчина. Он любит напоминать мне о моем как бы незавидном статусе одиночки. Удовольствие что ли у него такое. Раньше это меня очень задевало, и моя подруга устраивала наши встречи так, чтобы его не было на горизонте. Если он раньше времени возвращался домой, а я была в гостях, то я тут же спохватывалась и торопилась «на встречу», чтобы не заплакать, не терзать себя, не чувствовать себя обиженной и т.п. Но тогда, три года назад, я уже была на пути грандиозных изменений себя в сторону психологически здорового человека. Поэтому его речь меня никак не расстроила. А он, конечно, не отказал себе в удовольствии меня представить:

- Вот, девочки, Лиля,  - дальше следовало приятное моим ушам перечисление моих навыков и талантов, я его скромно опускаю, - Могла бы выйти замуж в Грецию, и сейчас бы у нее все было по-другому. А ты вот, Лиля, не пошла! А мужики, они по два раза не предлагают! Вот так!
Он был доволен собой, подруга смотрела на меня, и в ее взгляде читалось: не обращай внимания, пожалуйста!

А я улыбалась и радовалась тому факту, что ни одна клеточка моего тела, ни один нейрон моей нервной системы не отреагировал на это сольное выступление. Я не стала рушить его железобетонные убеждения и беспросветные иллюзии. Тогда я только подумала, а сейчас я бы своим красивым поставленным голосом нежно и твердо ответила бы ему, что не вышла замуж, потому что это не моя самоцель. Призналась бы ему, что мужчина этот не только два раза, а уже двадцать раз предлагал стать его женой, и ждет меня уже больше 20 лет и пообещал принять любую, в любое время и с любым количеством детей, зная, что я его не люблю, и надеясь покорить мое сердце… Что замужество для меня – это не про спать и жить вместе, а БЫТЬ вместе на всех уровнях. И вообще для меня важно, чего Я хочу, прежде всего.
 
Вроде бы вечер был веселым, но уезжала я в состоянии задумчивой белой вороны. Грусть, с которой я пришла на праздник, осталась, но поменяла ракурс. Глядя в черное затонированное окно такси, я смотрела на спешащих куда-то мужчин и женщин, на окна домов, за шторами которых были радости и драмы. Впечатления вечера погрузили меня в размышления. И мужчины, и женщины, конечно, полигамны, все живут в плену своих собственных и социальных предубеждений. Иллюзии и тех, и других рушатся, на их месте возникают новые, кто-то справляется с одними и успевает побыть счастливым в промежутке перед очередными воздушными замками. Кто-то застревает в этом плену, наступая на одни и те же грабли. Кто-то останавливается, работает над собой и меняет себя так, чтобы изменить ландшафт и внутреннюю навигацию. Отвечает сам себе на тяжелые вопросы, чтобы видеть грабли до того, как сделать шаг, и изящно их обойти. И абсолютно все врут. Врут себе и другим. И все чего-нибудь боятся. Разные люди, разные судьбы, да. И все-таки женщина – это лучшее, что создал Творец, я всегда так считала.
 
Уже через неделю я подала документы в РУДН. Осознанно, серьезно, после изучения состава и качества преподавателей. Еще через год добавилось 8 месяцев лучшей школы коучинга. Параллельно с учебой я прошла собственную глубокую терапию.  Путешествие в психологию началось, конечно, раньше, чтобы вылечить себя, закрыть свои травмы, без этого я не имела бы никакого права работать с кем-то еще.

Тогда, на том вечере, меня очень тронули истории этих женщин. А сколько еще вокруг ситуаций, когда очень важно выжить и продолжить жить свою собственную прекрасную жизнь! Возможно, именно в тот момент я приняла решение стать профессиональным психологом. Я поняла, что хочу помогать женщинам справляться с обстоятельствами жизни. По одной простой причине, что в принципе жизнь – это женское поле. Меняться может все что угодно: политика, строй, мужчины, власть, но в любых условиях женщине важно быть гибкой, психологически и физически здоровой, мудрой и способной к самосохранению, т.к. от этого зависит здоровье, качество и количество человеческого рода, как бы высокопарно это ни звучало.