Музей в усадьбе. Музей Новый Иерусалим

Серж Пьетро
   Выставка «Музей в усадьбе» показывает часть большой коллекции из коллекций различных названий -
западно-европейского и декоративно-прикладного  искусства, прекрасных художественных собраний.
Большей частью эти коллекции происходят из подмосковных усадеб –
восхитительной красоты и необыкновенного изящества зданий.
   Их экспонирование представлено как коллекции частного коллекционирования в «домашних музеях»,
которым увлекались дворянские семьи в XVIII-XIX веках,
беседуя о красоте их в своих усадьбах и на прогулках в прекрасных аллеях.
   Усадебные собрания фамильных портретов, художественной бронзы, фарфора, словно царства грёз,
составляли повседневное окружение, среду обитания «доможителей» дворянских гнёзд.
    Активное усадебное строительство со второй половины XVIII века
требовало активной собирательской деятельности, знаний, средств, вкуса и времени,
чтобы заполнить интерьеры построенных зданий соответствующими предметами быта,
которые отвечали бы тогдашним запросам,  стилю и были бы ко времени.
    В лучших и наиболее состоятельных семействах приобщение к искусству и науке познаний
сопровождалось коллекционированием предметов искусства и «атрибутов» знаний: специальной литературы,
архитектурных увражей*, гравюр, слепков античной скульптуры,
минералов, древностей и шедевров - неотличимых копий с натуры.
   Одновременно с бытовым собирательством
начинали складываться специализированные коллекции изобразительного искусства,  почти музеи,
в частности, из коллекций живописи - картинные галереи.
   Князь Н.Б. Юсупов приобрёл Архангельское, смотрящее на Москва-реку,
чтобы разместить в усадьбе собранные им картины, коллекции античной скульптуры, фарфора и библиотеку.
    Хозяйственные функции наиболее заметных усадеб-музеев были сведены на нет,
а расходы на содержание и пополнение коллекций выливались в огромные суммы - порою даже золотых монет.
   Основа, на которой создавались подобные музеи, оставалась неизменной на протяжении целого столетия:
библиотека французских книг, собрание голландской и фламандской живописи XVII-XVIII веков,
итальянские и французские полотна той же эпохи – закон коллекционирования был именно таков.
   Что касается предметов прикладного искусства – стекла, фарфора, бронзы, мебели и прочего – они ценились,
но в XVIII столетии как раздел коллекции они не рассматривались.
Бывшие частью обстановки аристократических дворцов, хранящих многовековую бесценность,
они представляли для их владельцев скорее мемориальную, нежели художественную ценность.
   Позднее, с середины XIX века коллекции декоративно-прикладного искусства
сделалось составной частью многих картинных галерей, восхищающих чувства.
Общая для этого времени склонность к эклектике заставляла собирать отражавшие той эпохи вкус и натуру -
фарфор и майолику, мебель и бронзу, оружие и скульптуру.
   Такие универсальные собрания занимают промежуточное положение
между любительской и научной коллекцией,
изучавшей в культуре исторические и художественные явления.
Иногда такие собрания превращались в подлинно научный организм,
как это было в имении Поречье Уваровых – необычное по тем временам научное движение.
Особый статус приобрела усадьба Вяземких в Остафьево,
которая ещё в XVIII веке стала, по-существу, домом-музеем, приобрела музейно-мемориальное значение.
     Своеобразными мемориальными литературными музеями стали усадьбы:
Мураново Боратынских,
Ярополец Гончаровых с «Пушкинской комнатой»,
множество стало появляться музеев иных.
   Национализация усадеб подтвердила  конец эпохи усадебной жизни,
в Подмосковье появлялся «художественный фронт»,
это послужило перемещению художественных ценностей в Национальный музейный фонд.
    Охранные грамоты в 1918 году были выданы на 25 имений Московской губернии России, тогда ещё не СССР,
Но это составляло половину всех охранных грамот РСФСР.
При проверке лишь в двенадцати имениях остались особо ценные предметы, имеющие музейную ценность, -
это Покровское-Стрешнево, Никольское-Урюпино, Архангельское, Кусково,
Остафьево, Абрамцево, Останкино, Мураново, Ольгово,
Дубровицы, Михайловское (Шереметевых),
Ярополец (Гончаровых).
  Эти музеи стали в то время музеями помещичьего быта и истории талантливых мастеров.
Закон истории в те времена был таков:
пришли иные исторические тенденции,
директорами музеев-усадеб становились в то сложное время и высокообразованные представители интеллигенции.
____
*Архитектурный увраж- альбом большого формата, содержащий, как правило, гравированные чертежи и изображения одного или нескольких уникальных зданий (чаще всего – памятников архитектуры).

_______
Выставка продлится до 5 апреля 2020 года.

_________
Текст в прозе, представленный на выставке:
   Выставка «Музей в усадьбе» показывает часть коллекции западно-европейского и декоративно-прикладного  искусства из различных собраний - музей «Новый Иерусалим».  Большей частью эти коллекции происходят из подмосковных усадеб и их экспонирование представлено  в контексте частного коллекционирования в «домашних музеях», которым увлекались дворянские семьи в XVIII–XIX веках. Усадебные собрания фамильных портретов, художественной бронзы, фарфора составляли повседневное окружение, среду обитания «доможителей» дворянских гнёзд. Активное усадебное строительство со второй половины XVIII века требовало активной собирательской деятельности, чтобы заполнить интерьеры построенных зданий соответствующими предметами быта, которые отвечали бы вкусам и стилю времени.
    В лучших и наиболее состоятельных семействах приобщение к науке и искусству сопровождалось коллекционированием предметов искусства и «атрибутов» знаний: специальной литературы, архитектурных увражей*, гравюр, слепков античной скульптуры, минералов и древностей. Одновременно с бытовым собирательством начинали складываться специализированные коллекции изобразительного искусства, частности, живописи – картинные галереи. Князь Н.Б. Юсупов приобрёл Архангельское, чтобы разместить в усадьбе собранные им картины, коллекции античной скульптуры, фарфора и библиотеку. Хозяйственные функции наиболее заметных усадеб-музеев были сведены на нет, а расходы на содержание и пополнение коллекций выливались в огромные суммы.
   Основа, на которой создавались подобные музеи, оставалась неизменной на протяжении целого столетия: библиотека французских книг, собрание голландской и фламандской живописи XVII -XVIII веков, итальянские и французские полотна той же эпохи. Что касается предметов прикладного искусства – стекла, фарфора, бронзы, мебели и прочего, то в XVIII столетии как раздел коллекции они не рассматривались. Бывшие частью обстановки аристократических дворцов, они представляли для их владельцев скорее мемориальную, нежели художественную ценность.
   Позднее, с середины XIX века коллекции декоративно-прикладного искусства сделалось составной частью многих картинных галерей. Общая для этого времени склонность к эклектике заставляла собирать фарфор и майолику, мебель и бронзу, оружие и скульптуру. Такие универсальные собрания занимают промежуточное положение между любительской и научной коллекцией. Иногда такие собрания превращались в подлинно научный организм, как это было в имении Поречье Уваровых. Особый статус приобрела усадьба Вяземких в Остафьево, которая ещё в XVIII веке стала, по-существу, домом-музеем, приобрела музейно-мемориальное значение. Своеобразными мемориальными литературными музеями стали усадьбы Мураново Боратынских и Ярополец Гончаровых с «Пушкинской комнатой».
   Национализация усадеб подтвердила  конец эпохи усадебной жизни и послужила перемещению художественных ценностей в Национальный музейный фонд. Охранные грамоты в 1918 году были выданы на 25 имений Московской губернии, что составляло половину всех охранных грамот РСФСР. При проверке лишь в 9 (или 12) имениях остались особо ценные предметы, имеющие музейную ценность, это Покровское-Стрешнево, Никольское-Урюпино, Архангельское, Кусково, Остафьево, Абрамцево, Останкино, Мураново, Ольгово, Дубровицы, Ярополец (Гончаровых), Михайловское (Шереметевых). Эти музей стали музеями помещичьего быта. Директорами музеев-усадеб стали и представители интеллигенции.