Жизнь в цветных пятнах 12

Лидия Сарычева
                Дедушкина внучка.

 
Оглядываясь назад, я не раз замечала, что во мне нет той внутренней неустроенности, о которой говорят другие девочки, что выросли без отца.
Все мы неодинаковы. Но, возможно так вышло, потому что меня растил очень хороший мужчина - мой дедушка, настоящий глава семьи, не по способности на крик и жестокость, по умению беречь и любить.
   Помню одну ночь. Началась гроза. По окнам ударил град. Конечно, он случился не первый раз, но тогда град казался каким-то светопреставлением, он хлестал в стёкла так, словно сейчас их разобьёт, буря ворвётся в комнату.
   Ни секунды не медля, моя жёсткая, решительная мама завернула меня в одеяло и помчалась в крошечную пристройку, которую все пару лет называли дедушкиной спальней.
Она бежала к отцу под крыло, как приходила к нему всегда, когда не могла что-то решить сама.
   Это именно он настоял на возвращение дочери в родительский дом, когда я появилась на свет.
- Тебе будет трудно. Ты же одна, как ты будешь растить такую девочку и работать?
-  Я найму хорошую бабушку, Она будет за ней ухаживать, - спорила мама. В небольшой деревне воронежской области у неё было любимое дело, были друзья, сложившаяся жизнь.
-  Как это кто-то другой будет растить нашу внучку?!
-  Но для меня здесь нет работы.
   Дедушка работу для дочки нашёл. Мама вернулась домой в волгоградскую область, изменив мою и свою судьбу.
   Зима. Утро. Пора растапливать печку. В ней ровно уложены дрова. Дедушка берёт газету, сворачивает в трубку, чтобы поджечь.
Слыша знакомые звуки, я подбегаю к нему.
-  Пожалуйста, дай подержать!
Я почему-то любила смотреть, как пламя распространяется по бумаге, яркое, словно живое.
Я держу газету, когда дедушка её поджигает. Он всегда успевал забрать бумагу вовремя, чтобы ничего не случилось.

   Я любила кататься в детской сидячей коляске. Однажды дедушка сказал, что покатает меня, как на машине. Сначала на первой скорости, потом на второй, так до  четвёртой.
-  А на пятой скорости!
-   Пятой скорости у машин не бывает.
-  Давай на пятой! Я на пятой хочу.
Дедушке ничего не оставалось, кроме как разогнать мою коляску, как гоночный автомобиль на скорость своего бега. Это стало моим любимым катанием, пока я не стала слишком тяжёлая.   
   
   У меня возникает множество вопросов, да иногда такие, на которые взрослым трудно ответить. Например, что такое сонная артерия?
Попробуйте объяснить этот термин ребёнку лет восьми.
Я бегу со своим вопросом к бабушке.
-  Нет, внучушка, я не знаю, пусть мамка ответит.
   Тогда я устремляюсь к маме.
-  Доча, иди к дедушке, он лучше знает.
Вот я у дедушки, как у последней надежды.
-  Ну, вопрос слишком сложный. Я не могу тебе на него точно ответить, могу только приблизительно.
-   Так ответь хотя бы приблизительно.
-  Сонная артерия – это такой большой сосуд на шее, по которому идёт сон. Если на него посильней надавить, человек засыпает.
   Ведь обещал же приблизительно, так что выходит, не обманул.
В семье не раз смеялись. Мама закончила школу и культпросвет училище, бабушка целых восемь классов, дедушка только шесть, но при этом он знал намного больше, чем они.
Книги: просто художественные, литература по автомобилизму и пчеловодству, по каждому делу, которым дедушка занимался, они стали его спутниками и помощниками.
  Он сам построил дом, посадил во дворе вишни и яблони, вырастил троих хороших дочерей.

   Многие внуки слушают в детстве бабушкины сказки, я слушала дедушкины истории.
-  Я был маленький. Домик у нас был деревянный, крыша соломой крытая. Вот однажды искорка в неё попала, солома загорелась. Случился пожар. Мать нас всех вытащила.
Мы тогда очень голодно жили, хлеба мало было на всех. А мама только вечером колобки испекла маленькие, но каждому.
Я есть хотел и заплакал.
-  Мама, а мой колобочек сгорел?!
-  Нет, не сгорел, я вытащила.
   Только потом я поняла простую правду этой истории, где женщина спасала из огня хлеб для своих голодных детей.
   
Рассказывал дедушка, и как меня везли из воронежского роддома во время страшной грозы.
-  Гром как грохнет! Молонья как сверкнёт! Ты как вздрогнешь! Как закричишь! Ливень страшенный, на дороге грязь, мы буксовать начали.
Приехали утром, развернули тебя, ты голенькая лежишь, сучишь ручками и ножками на свободе.
   Зимой дедушка читал мне с утра, до самого вечера, вставая только для того, чтобы помешать подсолнечные или тыквенные семечки, которые медленно жарились на печке.
   Дедушка приносил мне крольчат, давал в руки, учил, как нужно дождаться, чтобы они согрелись, перестали дрожать, показывал разные растения, однажды накормил зелёными тополиными серёжками удивительно горькими, я так просила попробовать, какие они, раз дедушка в детстве их ел.
Он чинил мои игрушки, склеивал, связывал или что-то ещё с ними делал, возвращая к игре сломанных кукол.
Дедушка, самый весёлый, самый надёжный, со взрывным, как порох характером, настойчивый и упрямый.
-  Вот дед вылепленный! – журила меня бабушка, замечая в характере внучки его не очень-то положительные качества. Но для меня это звучало как похвала, раз я похожа на моего любимого дедушку.


Продолжение
http://proza.ru/2020/01/03/1211