Пособие по истории детства. Год 1960. Общий фон

Василий Носачёв
1960-ый год

Температурные рекорды: +1;С – 8 декабря;
В городе. 918 тыс. жителей. Из 60 тыс.га.площадей - жилые зоны — 8, остальное промзоны, сан-защ.зоны, водные пути, леса, поля и неудобицы.
В городе 4,8 млн. кв.м жилья, из них построено в 50-60 гг ровно половина; 6 гостиниц; 40 бань.
Проложено 118 км трамвайных путей, 44 км линий троллейбусов. На маршрутах 315 автобусов, 79 троллейбусов и 306 трамваев; 353 машин такси.
За 5 лет число научных учреждений выросло с 29 (56 год) до 54 (60 г), число сотрудников соответственно с 963 до 3 тыс.153.
4 февраля. Открыт широкоэкранный зал в к/т «Победа» со стереозвуком, 2-й в городе; (1-й «Металлист»), 3-й — 12 окт. широкоэкранный к/т «Обь»
2 марта. Открытие Дворца спорта на пр.Б.Хмельницкого. Построено НПАТП-4, обслуживающее в т.ч. и межгород, в его ведении Автовокзал
7 марта. Хоккей. "Динамо" Новосибирск - «Руда Гвезда» Брно, чемпион — ЧССР 7:0! и 3:6.
Построено здание проектных организаций на пл.Калинина.
Начало телевизионных трансляций.
13 сент. Открыто движение по дамбе и мосту ГЭС. Высота плотины — 20 м, длина — 5 км.
27 сентября 1960 года в Новосибирской картинной галерее открылась первая в городе выставка картин Николая Рериха. Новосибирцы смогли увидеть 60 полотен. Их привёз из Индии и передал в дар городу сын художника Юрий Рерих.
Он выполнил желание отца, который хотел, чтобы картины находились в Сибири.
13 октября. Начато стр-во аэровокзала в Толмачёво и завода Медпрепаратов.
2 ноября в сквере Героев революции открыта монументальная стена-памятник борцам за победу революции. (Панно работы А.С.Чернобровцева).
В продаже магнитофоны «Комета», выпущена 1-я партия на «Точмаше».
Вступила в строй 1-я очередь комбината крупнопанельного домостроения.
На 183 предприятиях города организовано проведение производственной гимнастики. Даже инструкторов заводили.

В стране. 1 мая. «Локхид-У2» самолёт-шпион сбит в р-не Свердловска ЗРК «Волхов»
19-20 августа собаки «Белка и Стрелка» — первые вернувшиеся из космоса посланцы Земли.
Поступил в продажу автомобиль ЗАЗ-965 — «Запорожец», знаменитая «консервная банка»
Ворошилов К.Е покинул пост Председателя В.С., его сменил Л.И.Брежнев

В мире.  Год Африки. Появление 17 независимых государств.
ГДР. Вильгельм Пик — 1-й Президент ГДР и основатель СЕПГ.
Лаос. Гражданская война будет продолжатся с перерывами до 1973 г.
Париж. 16 мая встреча глав 4-х государств Эйзенхауэр, Макмиллан, Де Голль и Хрущёв (с ним Малиновский и Громыко).
США. Запуск первой БРПЛ "Поларис" с АПЛ типа "Дж.Вашингтон" с глубины 30 м.
Ноябрь. Новые лица: Джон Кеннеди (35-й президент) и госсекретарь Дин Раск
Цейлон. 1-я в мире женщина — премьер-министр, вдова убитого годом раньше С.Бандаранаике.
Независимость:  Сенегал, Камерун, Того, Мали, Нигерия, Габон, Мавритания, Конго (2 государства), Нигер, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, и т. д., а также Кипр.

Наука и техника. Курчатов И.В., Иоффе А.Ф.
Лауреаты Лен.пр.: Косберг С.А., генерал.констр. ЖРД ракет-носителей «Восток», «Союз», «Протон»
Бушуев К.Д., руководитель конструкторских разработок ИСЗ, автам.межпл.станций и косм.кораблей
Ивченко А.Г., конструктор авиадвигателей
Ильюшин С.В., авиаконструктор
Коккинаки В.К. (1-я в 38 г.) лётчик-испытатель Дважды Герой Сов.Союза (с 61 г вице-президент ИФА)
Ишлинский А.Ю., теория гироскопов, навигация подвижных объектов
Раушенбах Б.В., разработчик первых систем управления и ориентации космических объектов
Янгель М.К., рук. Днепропетровского ОКБ-586 за межконтинентальные ракеты Р-12, Р-14, Р-16
Шкловский И.С., астрофизик, теории короны и радиоизлучения Солнца
Куприянов П.А., кардиохирургия пороков сердца, военно-полевая хирургия
Мешалкин Е.Н., кардиолог, хирургия сердца и сосудов
Петровский Б.В., хирург, впервые применил протезы клапанов сердца, пересадка почек
Фок В.А., физик, академик, труды по квантовой механике и аэродинамике, распространению р\волн
Роман Кармен, кинорежиссёр и оператор
Герои Соц.Труда: 2-я звезда Александров А.П., и должность дир. Инст.атомной энергии (Курчатовский)
Герой Сов. Союза: Ильюшин В.С.-сын, лётчик-испытатель ОКБ Сухого и др.
 
Литература:  ушли Борис ПАСТЕРНАК, Юрий ОЛЕША                  
Проза: Ленинская премия — М.Шолохов, за окончание «Поднятой целины», писал с 30-х годов  Н.Грибачёв (за книгу «Лицом к лицу с Америкой» в соавторстве с Аджубеем)
      А.Корнейчук за пьесы «Гибель эскадры», «Платон Кречет», «Фронт»
      М.Рыльский за перевод «Слова.. о полку Игореве», «Путь Абая» М.Ауэзова
В.Аксёнов – повесть «Коллеги», пьеса – 61 г. – к/ф 63 г.               
С.Антонов – повесть «Порожний рейс» – к/ф 63г.
Н.Думбадзе – повесть «Я, бабушка, Илико и Илларион» – к/ф 63 г.
                роман «Я вижу солнце» – к/ф 65 г.
В.Быков – повесть «Фронтовая страница»
В.Кожевников – повесть «Знакомьтесь, Балуев» – к/ф 63 г.
В.Липатов – повесть «Глухая мята»
Ю.Магалиф – сказка «Бибишка – славный дружок»
А.Приставкин – «Страна ЛЭПия», документальная повесть

Поэзия:
В.Боков – «Над рекой Истермой. Записки поэта»
Е.Винокуров – сб. «Лицо человеческое»
А.Вознесенский – сб. «Парабола», «Мозаика»
Е.Евтушенко – сб. «Москва товарная», «Яблоко»
Р.Казакова – сб. «Там. Где ты»
А.Прокофьев – сб. «Приглашение к путешествию»
Н.Рыленков – сб. «Корни и листья»
В.Цыбин – сб. «Медовуха»
А.Фатьянов – сб. «Соловьи», поэма «Хлеб» уже посмертные издания

Издания: «Детгиз» в серии «Золотая библиотека» выпускает в свет
А.Барто «Твои стихи», тир.200 тыс. На корешке указаны две цены 8р.90к./ с 1.1.1961 г. – 89 коп., следом в этой серии выйдут: «Артёмка» И.Василенко, «Как закалялась сталь» Н.Островского (61г.), «Повести» А.Гайдара (62г.), «Приключения Кроша» А.Рыбакова и наконец книги Н.Носова про Незнайку, «Витя Малеев в школе и дома и «Весёлая семейка».
А.Экзюпери – «Маленький принц», 1-е изд., М.«Правда», отд.книгами в 63, 67, 77 гг. и т.д., к/ф – 68 г.
«Гослитиздат» – «Избранное» А.Виноградова в 3х томах
К.Зелинский – «На рубеже двух эпох. Литературные встречи 1917-1920гг.»
М.Пришвин – «Кащеева цепь» автобиографический роман
Галлай М.К., заслуженный лётчик-испытатель – «Через невидимые барьеры»

Журналы:
А.Рыбаков – «Приключения Кроша», журнал «Юность» – к/ф 62 г.
С.Рассадин – «Шестидесятники», журнал «Юность» №12. Публицистика
Возобновлён еженедельник «За рубежом» с обзором иностранной прессы (ранее выходил в 30-38 гг.)

Драматургия: И.Друцэ – «Каса маре»
 
Переводы:
Б.Заходер пересказал «Винни-Пуха…» А.А.Милна
Сэлинджер – «Над пропастью во ржи», ж. «Иностранная литература»

Лен.пр. М.Шолохову за «Поднятую целину» и Международная Лен.пр. А.Корнейчуку

Музыка: Лен.пр. скрипачу Д.Ойстраху, комп. Георгию Свиридову
звания народных артистов СССР – Дмитрию Гнатюку, Георгу Отсу и нашей Лидии Мясниковой
Р.Щедрин (28 лет) – балет «Конёк-Горбунок»; последний сезон Галины Улановой (50 лет)
Юрий Саульский стал главным дирижёром Московского мюзик-холла (по 62 г.)
Г.Милютин – оперетта «Цирк зажигает огни», к/ф 72 г.
Е.Родыгин – оперетта «Рассвет над Иртышом»
Р.Гаджиев – музыкальная комедия «Ромео – мой сосед»
Песни: Эдуард Хиль — солист Ленконцерта
А во дворе поют: «Мы идём по Уругваю, ночь хоть выколи глаза...», «В Кейптаунском порту...»
Песни из к/ф
А.Эшпай-Г.Поженян «Мы с тобой два берега» из к/ф «Жажда», М.Кристалинская
«Вот и стали м ы на год взрослей...» из к/ф «Прощайте, голуби» – М.Фрадкин-М.Матусовский
Т.Хренников «…московских окон негасимый свет» из «Московского сувенира»
М.Фрадкин-Н.Доризо «…на тот большак, на перекрёсток» и ещё «про камень за пазухой в исп.В.Тихонова» из «Простой истории»
Н.Богословский-Е.Агранович «Не улетай, родной, не улетай» из к/ф «Леон Гаррос ищет друга»
Октябрь Гришин(Гришаев?) рук Пензенского нар.хора-стих М.Смирновой «Берёзовая роща» (Вот она милая роща)

Кино:
Экранизации:
«Вдали от Родины» – А.Швачко, ст.Д. по р-ну «И один в поле воин» Ю.Дольд-Михайлика *
«Дама с собачкой» – И.Хейфиц, Ленфильм (А.Баталов – И.Савина-дебют) по Чехову
«Дом с мезонином» – Я.Базелян, Ялтинская к/ст. (Н.Мышкова, С.Яковлев, О.Жизнева) по Чехову
«Евгения Гранде» – С.Алексеев по О.де Бальзаку (А.Шенгелая, М.Козаков, Е.Моргунов)
«Испытательный срок» – Вл.Герасимов по П.Нилину (О.Ефремов, О.Табаков, В.Невинный) *
«Кроткая» – А.Борисов и А.Гольбурт по рассказу Ф.М.Достоевского, Ленфильм (И.Савина, А.Попов), ч\б
«Мичман Панин» – М.Швейцер, сц.С.Лунгин, И.Нусинов (В.Тихонов, Л.Куравлёв-д.) *
«Серёжа» – Г.Данелия, И.Таланкин, по п-ти Веры Пановой (С.Бондарчук, И.Скобцева) *
«Слепой музыкант» – Т.Лукашевич, И.Маневич по п-сти В.Короленко (отец и сын Ливановы: В.-д.)
«Северная повесть» – Е.Андриканис по п-сти К.Паустовского (О.Стриженов, В.Зубков, Ева Мурниеце)
«Укрощение строптивой» – С.Колосов+(Л.Касаткина, А.Попов, В.Зельдин) по спек.ЦТСА и Шекспиру
«Чудотворная» – В.Скуйбин по одноимённой п-сти В.Тендрякова (Н.Меньшикова, И.Рыжов, С.Чекан)
«Шумный день» – Г.Натансон, А.Эфрос по пьесе В.Розова «В поисках радости»*

Киноповести:
«Всё начинается с дороги» – Н.Досталь, В.Азаров (В.Авдюшко, Л.Хитяева, С.Гурзо, Т.Сёмина)
«Жажда» – Е.Ташков, сц.Г.Поженяна, оператор П.Тодоровский (В.Тихонов, В.Хмара, Ю.Белов)
«Колыбельная» – М.Калик (Н.Тимофеев, В.Лепко - дебюты Светланы Светличной и В.Заманского)*
«Нормандия-Неман» – СССР-Фр., сц.К.Симонов (В.Доронин, В.Гусев, Н.Рыбников), комп.Р.Щедрин
«Простая история» – Ю.Егоров, сц.Б.Метальников, к/ст.Г. (Н.Мордюкова, М.Ульянов, В.Шукшин)*
«Повесть пламенных лет» – Юлия Солнцева, сценарий А.Довженко (Б.Андреев, С.Лукьянов) *
«Прощайте, голуби!» – Я.Сегель, Ялтинская к/ст. (Алексей Локтев-д, Светлана Савелова) *
«Роман и Франческа» – В.Денисенко, ст.Довженко (Людмила Гурченко-поёт в иностранном порту)
«Им было девятнадцать» – В.Кочетов, сц.И.Старков, Одесская к/ст. (К.Столяров, Н.Засеев) *
«Повесть о молодожёнах» – С.Сиделев, сц.А.Хазин, Ленфильм (Е.Уралова-д., В.Пашенная) *
«Русский сувенир» – Г.Александров (Любовь Орлова-последняя роль – дебют Петра Вельяминова)
«Чужая беда» – Я.Фрид, сц.Г.Бакланов-дебют, Ленфильм, см.приложение
а также  «Вторжение», «Первые испытания»

Кинокомедии:
«Алёшкина любовь» – С.Туманов, Г.Щукин, сц.Б.Метальников (Л.Быков, А.Завьялова, А.Грибов)
«Леон Гаррос ищет друга» – СССР-Франция, М.Полиеро (Ю.Белов, Т.Самойлова, В.Зубков), см.прил.
«Осторожно, бабушка!» – Н.Кошеверова (Ф.Раневская, А.Шенгелая, Ю.Панич, Л.Быков, В.Лепко)
«Парни музкоманды» – Г.Маркарян, Г.Малян, Арменфильм (Фрунзик Мкртчян-дебют)
«Ссора в Лукашах» – М.Руф, сц. В.Курочкин, Ленфильм (С.Плотников, К.Лавров, Л.Быков)
«Девичья весна» – В.Дорман,Г.Оганесян (Лев Барашков, Мира Кольцова, Люсьена Овчинникова) – муз.комедия с участием танцевального ансамбля «Берёзка»


Детское кино:
«Рыжик» – И.Фрэз, сц.М.Львовский по повести А.Свирского, к/ст.Г. смотри приложение
«Летающий корабль» – М.Юферов, А.Войтецкий (Ада Роговцева, П.Шпрингфельд)


Мультфильмы:
«Разные колёса» – Л.Амальрик

Документальное кино:
«Вива, Куба!» – С.Бубрик

Телевидение:
Создано «Интервидение», со следующего года начнётся обмен передач в рамках «Евровидения»

«Фальшивая монета» – Б.Бабочкин (С.Маркушев, Р.Нифонтова, В.Кенигсон), фильм-сп. Малого т.

За рубежом
«Спартак» – США, С.Кубрик (Керк Дуглас, Лоренс Оливье, Питер Устинов, Джин Симмонс); 
«Великолепная семёрка» – США, Дж.Стерджерс (Юл Бриннер, Стив Маккуин, Ч.Бронсон) вестерн
«Крестоносцы» – Польша, А.Форд– экранизация р-на «Огнём и мечом» Г.Сенкевича
«Капитан» – Италия-Франция, Андре Юнебель (Жан Маре, Бурвиль)
«Стремительная и сексуальная» – Италия-Франция, (Джина Лоллобриджида – Витторио де Сика)
«Магазинчик ужасов» – Роджер Корман, (Джек Николсон), «чёрный юмор»

Спорт
Футбол: Сборная СССР выигрывает 1-ый кубок Европы во Франции. Тренер Гавриил Качалин.
Легендарный дебют В.Понедельника в товарищеском матче с Польшей на 14,86 и 90! минутах делает хет-трик (19.05) .  В двух играх на ЧЕ с ЧССР-3:0 и
с Югославией-2:1 его голы последние, плюс ещё по голу в 2х товарищеских встречах. Также дебютировали Лобановский, Воронин, Хусаинов.
«Торпедо»М впервые побеждает в чемпионате.


ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ, СССР, киностудия им. А.Довженко, 1960, ч/б, 87 мин. Героико-приключенческий фильм.
По мотивам романа Юрия Дольд-Михайлика «И один в поле воин».  Лидер проката (1960, 1 место) — 42 млн. зрителей.
О советском разведчике лейтенанте Гончаренко, который под именем барона Генриха фон Гольдринга сумел войти в доверие к фашистам, разведать о местонахождении секретного подземного военного завода и благополучно вернуться из Германии на Родину.
В ролях: Вадим Медведев, Зинаида Кириенко, Ольга Викландт, Владимир Емельянов,Всеволод Аксенов, Михаил Козаков.
Режиссер: Алексей Швачко. Автор сценария: Юрий Дольд-Михайлик.  Композитор: Игорь Шамо. 

«СЕРЁЖА», СССР, Мосфильм, 1960, ч/б, 80 мин.
Киноповесть. По одноименной повести В. Пановой.  Авторы сценария: В.Панова, Г.Данелия, И.Таланкин.
Был признан лучшим фильмом 1960 года по опросу журнала «Советский экран».
Сереже, герою фильма — шесть лет. Открытие мира — самая распространенная формула во всех описаниях этого дебюта Таланкина и Данелия, что, конечно, отражает его смысл, но далеко не весь. Фильм был отмечен большим призом «Хрустальный голобус» Карловарского фестиваля 1960 года, призом «Золотая голова Паленке» на фестивале в Акапулько (1960),
В ролях: Боря Бархатов, Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева, Любовь Соколова, Василий Меркурьев,Александра Панова, Павел Винник.
Режиссеры: Георгий Данелия, Игорь Таланкин Композитор: Б. Чайковский.

ДОБРОВОЛЬЦЫ, СССР, киностудия им. М.Горького, 1958, цв.,  Кинороман. По одноименному роману в стихах Е. Долматовского.
Роман в стихах Е. Долматовского превратился на экране в романтическое повествование о комсомольцах 30-х годов, о судьбе поколения, вынесшего на своих плечах строительство первой очереди московского метрополитена, войну, послевоенное восстановление страны. день.
В ролях: Михаил Ульянов, Петр Щербаков, Леонид Быков, Элина Быстрицкая, Людмила Крылова, Микаэла Дроздовская, Сергей Плотников, Виктор Чекмарев, Никифор Колофидин, Александр Сашин-Никольский, Нонна Мордюкова, Мария Виноградова,Павел Винник, Юрий Киреев, Людмила Марченко.
Режиссер: Юрий Егоров. Авторы сценария: Евгений Долматовский, Юрий Егоров. Оператор: Игорь Шатров. Композитор: Марк Фрадкин.
Третья премия фильму ВКФ—59 в Киеве

«ПРОЩАЙТЕ, ГОЛУБИ!», СССР, ЯЛТИНСКАЯ киностудия, 1960, ч/б. Ретро-повесть. Режиссер: Яков Сегель. Автор сценария: Я.Сегель.
В ролях: Алексей Локтев, Светлана Савелова, Валентина Телегина, Сергей Плотников, Савелий Крамаров, Леонид Галлис, Антонина Максимова, Петр Вескляров, Григорий Тесля, Валентин Брылеев, Ольга Наровчатова, Евгений Ануфриев,  Елена Коваленко, Иван Маркевич.
Оператор: Юрий Ильенко. Композитор: Марк Фрадкин.Текст песен: Михаил Матусовский.

Спец. премия Международной федерации кинематографической печати (Серебряная медаль) и Почетный диплом МКФ в Локарно-61; Приз «Серебряный бумеранг» за режиссуру (Я.Сегель) МКФ в Мельбурне-62; Первая премия за фильм, созданный молодыми авторами, а также спец. приз города Хэба КФ трудящихся в Чехословакии-61.

«МИЧМАН ПАНИН», СССР, МОСФИЛЬМ, 1960, ч/б, 96 мин. Историко-революционный приключенческий фильм.
Авторы сценария: С.Лунгин, И.Нусинов. Прокат (1960, 11 место) — 28.9 млн. зрителей.
В основе фильма воспоминания большевика Василия Панюшкина о событиях 1912 года. Скрываясь под маской верноподданного царского офицера, Панин принимает участие в освобождении политзаключенных из Кронштадтской крепости, а спустя некоторое время берет их на борт корабля, отправляющегося к берегам Франции. Вернувшись в Россию, попавший под подозрение Панин убеждает всех в подлинности вымышленной истории о своих парижских похождениях и вместо грозящей каторги прощается с офицерским званием.
Первая роль в кино Леонида Куравлева (параллельно снимался в дипломной работе Василия Шукшина «Из Лебяжьего сообщают»).
В ролях: Вячеслав Тихонов, Николай Сергеев, Никита Подгорный, Леонид Куравлев,Иван Переверзев, Лев Поляков, Олег Голубицкий, Леонид Кмит, Владимир Покровский,Николай Пажитнов, Григорий Шпигель, Павел Винник, Герман Качин,Михаил Глузский, Лидия Смирнова.
Режиссер: Михаил Швейцер. Композитор: Вениамин Баснер.

«ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК», СССР, МОСФИЛЬМ, 1960, ч/б, 100 мин.
Приключенческий фильм. Автор сценария: И.Болгарин. По одноименной повести П.Нилина.
1923 год. Молодых ребят Зайцева и Егорова по путевке комсомола направляют в угрозыск. Новичкам дают испытательный срок. Застенчивому и, на первый взгляд, нерешительному Егорову поручают следить за документацией. Зайцев же с нетерпением ждет крупного дела.. Опытный работник угрозыска Жур (Олег Ефремов), получивший накануне ранение, привлекает стажеров к делу о самоубийстве аптекаря и терпеливо обучает их профессии. На взгляд разгоряченного Зайцева оно кажется пустячным и даже несколько оскорбительным...
В ролях: Олег Ефремов, Олег Табаков, Вячеслав Невинный, Борис Новиков, Татьяна Лаврова, Павел Винник, Андрей Тутышкин.
Режиссер: Владимир Герасимов. Композитор: Антонио Спадавеккиа.

«КОЛЫБЕЛЬНАЯ», СССР, МОЛДОВА-ФИЛМ, 1960, ч/б, 95 мин. Киноповесть.
Летчик Лосев, потерявший во время войны семью, узнает о том, что его дочь во время бомбежки была спасена, — и отправляется на ее поиски. Герой встретит множество людей, прежде чем знакомый напев колыбельной поможет ему признать в случайной попутчице дочь. Первые роли в кино Владимира Заманского и Светланы Светличной. Прокат (1960, 12 место) — 28.8 млн. зрителей.
В ролях: Николай Тимофеев, Виктория Лепко, Лида Пигуренко, Любовь Румянцева,Виталий Четвериков, Юрий Соловьев, Михаил Трояновский, Владимир Заманский, Константин Крамарчук, Лев Круглый, Екатерина Савинова, Владимир Ратомский,Светлана Светличная, Татьяна Гурецкая.
Режиссер: Михаил Калик. Авторы сценария: Авенир Зак, Исай Кузнецов.Композитор: Давид Федов.Текст песен: М. Соболь, А. Конунов.

«ПОВЕСТЬ О МОЛОДОЖЕНАХ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1959, цв., 87 мин. Молодежная киноповесть.
Бывшие детдомовцы ежегодно собираются в доме над Невой, где прошло их детство и юность. Шура познакомила своего мужа с друзьями и была счастлива, что муж был хорошо принят. Однако молодожены вскоре поссорились и вспыльчивый муж уехал в другой город. Окруженная вниманием друзей, она не чувствовала себя одинокой. К тому же, родилась двойня. Глупая ссора забылась, муж вернулся и молодые помирились. Первая роль в кино Евгении Ураловой (Лена). Прокат (1960, 13 место) — 28.3 млн. зрителей.
В ролях: Вера Пашенная, Татьяна Пельтцер, Кюнна Игнатова, Анатолий Кузнецов,Светлана Жгун, Евгений Леонов, Алиса Фрейндлих.
Режиссер: Сергей Сиделев. Автор сценария: Александр Хазин.  Композитор: Василий Соловьев-Седой.

«ИМ БЫЛО ДЕВЯТНАДЦАТЬ», СССР, ОДЕССКАЯ киностудия, 1960, ч/б, 79 мин. Киноповесть.
Несколько нравоучительная, но не лишенная юмора, история паренька (Кирилл Столяров), который мечтал стать летчиком, но после медосмотра попал в артиллерийское училище. Там ему внятно объяснили, что «солдат везде солдат». Он это четко понял, стал примерным курсантом — и получил долгожданное направление в авиацию. Лидер проката (1960, 14 место) — 27.6 млн. зрителей.
В ролях: Кирилл Столяров, Л. Мерщий, Николай Засеев, Николай Крюков, В. Новиков,Михаил Пуговкин, Юрий Мартынов, Олесь Рудковский, Савелий Крамаров, Ю. Рождественский, Сергей Столяров, Борис Сабуров, Г. Двойникова, В. Проклов.
Режиссер: Владимир Кочетов. Автор сценария: Игорь Старков. Композитор: Евгений Зубцов. Текст песен: В. Карпеко, И. Неверов.

«ПОСЛЕДНИЕ ЗАЛПЫ», СССР, Мосфильм, 1960, ч/б, 96 мин.
Героическая киноповесть. Авторы сценария: Ю.Бондарев, Л.Сааков. По одноименной повести Ю.Бондарева.
1945 год. В Карпатах у самых границ с Чехословакией идут последние бои. На этом участке фронта уже никто не ждет больших военных операций. Впереди мирная жизнь. Немецкая группировка, выйдя из кольца окружения, стремительно направляется к городу Марице, куда только-что вошли словацкие партизаны. Небольшая артиллерийская батарея капитана Новикова получает задание во что бы то ни стало задержать немецкие танки.
В ролях: Юрий Назаров, Валентина Куценко, Владимир Липпарт, Юрий Киреев, Михаил Козаков, Кирилл Столяров.
Режиссер: Леон Сааков. Композитор: Моисей Вайнберг.Текст песен: Булат Окуджава. Исполнение песен: Валентина Куценко.

«ПОВЕСТЬ ПЛАМЕННЫХ ЛЕТ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1960, цв., 107 мин.
Героическая кинопоэма. Первый советский игровой широкоформатный фильм.
1941 год. Началась Великая Отечественная война — и колхозник с Приднепровья Иван Орлюк стал солдатом. Он был участником первых боев на Днепре и дошел до Берлина. А вернувшись домой, принял первый сев на освобожденной земле.
В ролях: Борис Андреев, Сергей Лукьянов, Василий Меркурьев, Николай Винграновский,Светлана Жгун, Михаил Майоров, Зинаида Кириенко, Борис Бибиков, Владимир Зельдин,Борис Новиков, Антонина Богданова, Майя Булгакова, Павел Винник, Владимир Гуляев.
Режиссер: Юлия Солнцева. Автор сценария: Александр Довженко. Композитор: Гавриил Попов.
Приз за лучшую режиссуру «Госпоже Юлии Солнцевой, которая продолжила дело господина Александра Довженко», премию Высшей технической комиссии французской кинематографии за операторское мастерство и высокое техническое качество фильма МКФ в Канне-61.

«ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1960, ч/б, 90 мин. Социальная мелодрама. Автор сценария: Б.Метальников.
Фильм Юрия Егорова рассказывает о простой русской крестьянке, которая и не помышляла о руководящей должности, но была неожиданно избрана председателем колхоза.
В ролях: Нонна Мордюкова, Михаил Ульянов, Василий Шукшин, Даниил Ильченко, Ирина Мурзаева, Валентина Владимирова, Алексей Миронов, Мария Виноградова, Олег Анофриев, Владимир Смирнов, Нина Сазонова, Борис Юрченко, Нина Белобородова,Валентин Брылеев, Алексей Эйбоженко.
Режиссер: Юрий Егоров. Композитор: Марк Фрадкин. Текст песен: Николай Доризо.

«ШУМНЫЙ ДЕНЬ», СССР, Мосфильм, 1960, ч/б, 101 мин. По мотивам пьесы Виктора Розова «В поисках радости».
Поэтически простой и философски сложный рассказ о московской семье (мать и четверо взрослых детей). Старший сын Федор — ученый-химик, недавно женился. Татьяна учится в институте, Николай работает в ремонтных мастерских. Самый младший — Олег — еще учится в школе. Фильм рассказывает о событиях одного дня этой большой семьи, относительное спокойствие которой нарушается женитьбой старшего сына. Дебют в кино известного театрального режиссера Анатолия Эфроса. Первая роль в кино Инны Гулая.
В ролях: Валентина Сперантова, Геннадий Печников, Татьяна Надеждина, Владимир Земляникин, Олег Табаков, Лилия Толмачева, Евгений Перов, Лев Круглый, Виктория Духина, Р. Чумак, Инна Гулая, Е. Савченко, Александра Данилова.
Режиссеры: Георгий Натансон, Анатолий Эфрос. Автор сценария: Виктор Розов.

«ЛЕОН ГАРРОС ИЩЕТ ДРУГА», СССР-Франция, Просинекс/киностудия им. Горького, 1960, цв., 100 мин.
Эксцентрическая комедия. Авторы сценария: С.Михалков. М. Курно, С.Клебанов, Л.Зорин.
Во время второй мировой войны француз Леон Гаррос и русский Борис Ваганов бежали из фашистского концлагеря. Пятнадцать лет спустя Леон, ставший журналистом, приезжает в Москву.
В ролях: Леон Зитрон, Татьяна Самойлова, Юрий Белов, Жан Рошфор, Жан Гавен,Евгений Буренков, Валентин Зубков, Людмила Марченко, Владимир Ивашов, Зиновий Гердт, Антонина Максимова, Андрей Чернощеков, Валентина Куценко.
Режиссер: Марсель Палиеро. Композитор: Никита Богословский.Текст песен: Евгений Агранович.

«РЫЖИК», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1960, ч/б, 89 мин.
Драма, детский фильм. Автор сценария: М.Львовский. По мотивам одноименной повести А.Свирского.
Экранизация умной и доброй книги русского писателя начала века А.Свирского о странствиях подкидыша Саньки по прозвищу Рыжик. Скитаясь с бродячим актером по России, маленький герой попадает в воровской притон в Одессе, затем оказывается в Петербурге, где становится свидетелем трагической гибели единственного друга, подрядившегося развлекать публику ходьбой по канату.
В ролях: Софья Павлова, Иван Савкин, Павел Тарасов, Владимир Белокуров.
Режиссер: Илья Фрэз. Композитор: Никита Богословский.

«ЧУЖАЯ БЕДА», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1960, цв., 93 мин.
Мелодрама. Автор сценария: Г.Бакланов.
Что-то не заладилось у председателя благополучного колхоза и дома, и в общем хозяйстве. А когда прислали нового секретаря парторганизации, он совсем разозлился и ушел к любовнице Александре. Но за колхоз продолжал переживать и поэтому всегда ждал через нее вестей — как там они без него? И понимал, что за ним никто не придет. Но однажды в колхозе случилось несчастье, его позвали и Александра не смогла его удержать...
В ролях: Михаил Кузнецов, Дзидра Ритенберг, Лилия Гриценко, Виктор Хохряков,Аркадий Трусов, Пантелеймон Крымов, Людмила Глазова, Тамара Тимофеева, Галина Демидова, Николай Волков, Владимир Борискин, Любовь Малиновская, Геннадий Мичурин.
Режиссер: Ян Фрид.  Композитор: Дмитрий Толстой. Текст песен: Евгений Гвоздев.

РЕЦЕНЗИИ
«СЕРЕЖА», СССР, Мосфильм, 1960, ч/б, 80 мин.
Киноповесть. По одноименной повести В. Пановой.
Сереже, герою фильма — шесть лет. Открытие мира — самая распространенная формула во всех описаниях этого дебюта Таланкина и Данелия, что, конечно, отражает его смысл, но далеко не весь. Это одновременно и открытие героя, который, несмотря на свой нежный возраст, предстает не как tabula rasa, а как самостоятельная личность, проходящая проверку в по-своему серьезных жизненных испытаниях. Счастливо придуман Пановой и передан режиссерами начальный эпизод, в котором Сережа сообщает окружающим потрясшую его новость: «У меня есть сердце!». А это ничто иное, как обнаружение «Я», начало рефлексии, исток вечного внутреннего диалога, сравнявшего эту кроху с Гамлетом.
Авторская тонкость в том, что он не переходит в диалог внешний: никто из ребят не понимает сережиного восторга. Герой и должен был в этот момент остаться один. Стоит разомкнуть ситуацию вовне — масштаб и драматизм события исчезнут. Так и во всем фильме: присущие ему легкость, акварельность относятся к способу рассказа, а не к его сути.
Сережа получает в подарок новенький велосипед. Велосипед снят с точки зрения мальчика, как в значительной степени и вся картина, и предстает сверкающим фетишем, волшебным, чуть ли не живым существом. Мальчик зачарован. История с велосипедом — печальная история любви, где Сережа опять один. И не столько от того, что соседские ребята надолго оседлали его машину, а он оказался в роли наблюдателя, сколько потому, что для них велосипед — всего лишь велосипед. Ситуация осложнена тем, что в сережиной душе с этой его любовью соперничает стыд показаться жадным.
Эпизод почти лишен диалога, но так поставлен Таланкиным и Данелией, так сыгран юными исполнителями и прежде всего Борей Бархатовым, что вся психологическая подоплека происходящего ясна без слов. Режиссеры оттягивают ожидание катастрофы. Чего стоит этот забор, за которым вихляя скрываются гонщики. Кажется, что именно там, в недоступном для сережиных глаз месте сейчас случится что-то ужасное. И когда, наконец, велосипед превращается в груду железок, то громкие рыдания несчастного героя воспринимаются как знак избавления от невыносимой муки. В следующем эпизоде зритель видит Сережу, спокойно катающимся на отремонтированном велосипеде. Любовь ушла, и для него это теперь тоже всего лишь машина с педалями.
Другое испытание, ставшее нешуточной проверкой на мужество — история с татуировкой. Ребята восхищаются моряком, приехавшим погостить в их поселок. Для них он идеал настоящего человека. Увидев его однажды без рубашки, они понимают, что «настоящий человек» должен быть татуирован и немедля берутся за дело. Сережа не отстает от старших, но, конечно, оказывается последним в очереди.
Здесь режиссеры во второй раз удачно используют прием ожидания, когда основное действие отгорожено какой-то «ширмой», проницаемой лишь для звуков и нещадно провоцирующей воображение. Казалось бы, что после экзаменов на мужество и щедрость Сережу можно присоединить к многочисленному отряду его экранных сверстников, всегда готовых к полезным для общества делам и подвигам. Однако все его внутренние победы ничего не значат вовне, где они бессмысленны или даже вредны.
В самом начале фильма у Сережи появляется отчим. О родном отце — ни слова. Сережа — ничей сын, он просто ребенок. Всем хорошим в себе Сережа никому не обязан. Традиция требовала, чтобы юный герой обязательно получил своего рода инициацию: от настоящего взрослого героя, от старого рабочего. В «Сереже» инициация тоже есть, но ироническая. Эта та же история с моряком и татуировкой.
Нечто похожее на серьезный ритуал возникает в разговоре с отчимом о слове «надо». Однако Коростылев — это не учитель или духовник, а скорее адвокат Сережи во взрослом мире. Он единственный из старших, кто понимает, что имеет дело с самостоятельной личностью. Именно он всем стилем своих отношений с пасынком отрицает патерналистскую традицию. Сережина мама, напротив, старается ее сохранить. В этом суть горячего спора между ними после того, как их ребенок назвал «дураком» завзятого шутника дядю Петю. Фильм был отмечен большим призом «Хрустальный глобус» Карловарского фестиваля 1960 года, призом «Золотая голова Паленке» на фестивале в Акапулько (1960),

«ПРОЩАЙТЕ, ГОЛУБИ!», СССР, ЯЛТИНСКАЯ киностудия, 1960, ч/б, 97 мин.
Фильм Якова Сегеля «Прощайте, голуби!», снятого уже самостоятельно одним из постановщиков «Дома, в котором я живу», привлекает прежде всего поэтичностью интонации во вроде бы будничном рассказе о выпускнике киевского ремесленного училища Генке Сахненко. Режиссеру с помощью великолепного оператора Юрия Ильенко удалось проникновенно и с редкостной искренностью воспеть крыши и подворотни словно прижавшихся от смущения гораздо ближе к земле невысоких построек, над которыми вознеслись к небесам величественные порождения «сталинского ампира».
Сам кинематограф того поколения, которое смогло пробиться на экран только в постсталинскую эпоху, был своеобразным вызовом (но без юношеской запальчивости, а напротив, с рано усвоенной мудростью доброго и человечного отношения к отдельным людям и ко всему на свете) парадно-лакировочной и бездушной эстетике прежних лет. В том, с каким удивительным вниманием, тактом и любовью выписывалась на кинополотне обыкновенная, заурядная, ничем не примечательная жизнь простого человека, содержалось подлинное, незаёмное, изнутри источающееся восхищение самой сутью этого быта, в котором непостижимо просвечивала тайна бытия.
«Прощайте, голуби!», являясь незамысловатым рассказом о вступающем во взрослую жизнь молодом человеке, неожиданно оказывается неким лирико-философским стихотворением о прощании с юностью, о поре обновления и духовного становления общества, опьяненного свежим воздухом перемен. В фильме Сегеля нет никакой нарочитости, это фильм о нас со всем нашими мелкими и большими проблемами. Именно поэтому ему суждена долгая жизнь на экране.

«ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1960, ч/б, 90 мин.
Фильм Юрия Егорова рассказывает о простой русской крестьянке, которая и не помышляла о руководящей должности, но была неожиданно избрана председателем колхоза. Все силы проснувшейся души она отдает делу, чем завоевывает доверие и уважение людей. Но Александра Потапова (роль которой очень достоверно и искренно сыграла Нонна Мордюкова) не только представитель власти, но и обыкновенная женщина, мечтающая о своем женском счастье. Ее муж погиб на фронте, живет она вместе со старозаветной матерью. Только и радости, что потаенные встречи с местным молодым парнем Ванькой Лыковым (одна из первых ролей Василия Шукшина). Ее товарки, у которых мужья тоже погибли на фронте, позавидовав ее тайному счастью, осудили Александру за эту связь. Став председательницей, Потапова прогнала любовника.
Но у Саши Потаповой возникло чувство к секретарю райкома Данилову (Михаил Ульянов), чувство не возвышенное, а естественное женское. Но Данилов спасовал, не мог партийный работник позволить себе «преступную половую связь Разочарованная Саша в сердцах чисто по-женски бросила ему: «Хороший ты мужик, Данилов, но не орел». Такие эпизоды, которых в фильме немало, придают ему жизненность, непридуманность, а партийно-колхозная жизнь остается только фоном.

«ЛЕОН ГАРРОС ИЩЕТ ДРУГА», СССР-Франция, 1960, цв.
Во время второй мировой войны француз Леон Гаррос и русский Борис Ваганов бежали из фашистского концлагеря. Пятнадцать лет спустя Леон, ставший журналистом, приезжает в Москву. Он начинает вести репортажи о столице СССР. Гаррос восхищен жизнью советских людей, но никак не может найти Бориса. А переводчик Николай занят своими проблемами. Его брат — полярный летчик — готовитсяк свадьбе с певицей Наташей. Получив срочное задание, летчик улетает и просит Николая объяснить ситуацию невесте. Наташа возмущается иуезжает на гастроли в Жданов. Тем временем, Борис Ваганов, строитель Братской ГЭС, находящийся в Волгограде, уже собирается назад — на сибирскую стройку. Леон Гаррос, его французские спутники и Николай едут на поиски Бориса. После ряда забавных приключений и встречи Леона и Бориса, все едут в Жданов искать Наташу, чтобы помирить ее с летчиком.