Служба М. Тарнавского в австро-венгерской армии

Алексей Шультес
Статья исследует проблему военной службы и профессиональной подготовки командного состава австро-венгерской армии на основании воспоминаний бывших её офицеров - Мирона Тарнавского и Степана Шухевича.
Вопросы профессиональной подготовки и порядка прохождения службы командным составом австро-венгерской армии являются важными как для изучения военной истории этой страны, так и для анализа истории вооружённого противостояния в годы ПМВ. Но, к сожалению, этот вопрос до сих пор мало освещен в украинской историографии. Конечно, существует профессиональная литература на немецком языке, исследования на польском, чешском, венгерском и других языках бывшей империи, а также труды и переводы на английском языке. Однако в нашей библиографии этот период незаслуженно забыт. Всё внимание досталось освободительному движению 1918-1921 гг., вопросам развития национальных вооруженных сил и их профессиональной подготовке, хотя во главе военных подразделений новой национальной армии, в своем большинстве, стояли офицеры старой - имперской. Яркими примерами таких офицеров бывшей императорской королевской австро-венгерской армии, служивших в Галицкой армии, являются такие фигуры, как полковник Виктор Курманович, подполковники Кость Слюсарчук и Мирон Тарнавский, майор Степан Шухевич и многие другие. К сожалению, не все участники событий оставили воспоминания, да и не все воспоминания опубликованы. С точки зрения освещения темы профессиональной подготовки и порядка прохождения службы командным составом австро-венгерской армии, наиболее интересными, по мнению автора, оказались воспоминания Мирона Тарнавского и Степана Шухевича.
Задачи статьи: основываясь на общих данных об особенностях службы в вооруженных силах Австро-Венгрии, а также на основе воспоминаний Мирона Тарнавского осветить некоторые вопросы профессиональной подготовки командного состава австро-венгерской армии, проследить основные этапы порядка прохождения ими службы в императорских и королевских вооружённых силах. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что Мирон Тарнавский оставил после себя воспоминания о службе, а также был профессиональным военным, что позволяет рассмотреть различные аспекты подготовки и службы командного состава Австро-Венгерской армии.
Командный состав Австро-Венгерской армии пополнялся различными путями. Во-первых, это выпускники военных академий. Их в Австро-Венгрии было несколько: Терезианская военная академия в Винер-Нойштадте, готовившая офицеров пехоты и кавалерии; императорская и королевская техническая академия в Мёдлинге, готовившая офицеров артиллерии, с отделением в Хайнбурге для подготовки офицеров инженерных подразделений; морская академия в Фиуме для подготовки офицеров флота, императорско-королевская военная академия Франца Иосифа (Вена) для подготовки офицеров австрийского ландвера, королевская венгерская академия Людовика для подготовки офицеров венгерского ландвера (гонведа). Срок обучения в этих учебных заведениях был трёхлетним и по его окончанию при успешной сдаче экзаменов выпускникам присваивалось первичное офицерское звание - лейтенант, при удовлетворительном сдаче экзаменов присваивалось звание кадет-официрштельфертретер (до 1908 г.) или фенрих (после 1908 г.), после чего они направлялись в подразделения и получить первичное офицерское звание могли уже на общих основаниях и по представлению своего строевого начальства. При неудовлетворительном результате сдачи экзаменов выпускников направляли в части со званиями унтер-офицеров. К обучению в академиях допускались выпускники военных гимназий (Milit;roberrealschule), которые закончили обучение с оценкой "хорошо", и выпускники гражданских гимназий, которые также имели высокие выпускные балы и успешно преодолели вступительный конкурс. Выпускники академий по уровню своей профессиональной подготовки считались военной элитой, и ежегодный их выпуск удовлетворял примерно 1/5 часть офицерских вакансий вооруженных сил. Во-вторых, офицеров готовили кадетские школы, которых в разное время была разное количество. Например, в 1912 г. таких школ было всего 18 (15 пехотных, 1 кавалерийская, 1 артиллерийская и 1 сапёрная). Срок обучения в этих учреждениях был четырёхлетним, кроме кавалерийской кадетской школы, где учились три года. По окончании этих заведений, при успешной сдаче экзаменов выпускникам присваивалось звание кадет-официрштельфертретер (до 1908 г.) или фенрих (после 1908 г.), и они должны были прослужить в подразделениях не менее двух лет, после чего, в условиях одобрительной аттестации руководства, им могло быть присвоено первичное офицерское звание – лейтенант. К обучению в кадетских школах допускались выпускники военных средних школ (Milit;r-Unterrealschule) и выпускники гражданских средних учебных заведений (4-летних гимназий), которые успешно преодолели вступительный конкурс. Выпускники кадетских школ составляли большинство офицерского корпуса Австро-Венгерской армии мирного времени.
Третьим источником пополнения офицерского состава была практика перевода офицеров резерва из числа однолетних добровольцев (Einj;hrig-Freiwilligen) на кадровую военную службу. Такая практика существовала до 1908 г., когда в процессе реформирования вооружённых сил годичным добровольцам прекратили присваивать звание лейтенантов резерва и начали присваивать звание фенрихов резерва, то есть кандидатов на офицерское звание. Интересно, что и Мирон Тарнавский (в 1892 г.) и Степан Шухевич (в 1903 г.) получили звание лейтенантов резерва, после чего Тарнавский принял решение о профессиональной военную карьеру, а Шухевич остался офицером резерва. Поэтому стоит остановиться на вопросе подготовки офицеров и кандидатов в офицеры резерва более детально.
Подавляющее большинство офицерского резерва вооруженных сил Австро-Венгрии готовилась из однолетних добровольцев. Кадровые офицеры, которые были переведены в резерв, составляли незначительный процент. По военным уставам, граждане империи, которые на момент призыва на военную службу (в мирное время - с 21 летнего возраста) имели законченное среднее образование (аттестат зрелости, или матуру, удостоверяющем окончания полного курса 7-летней гимназии, или её эквивалента) или незаконченное (законченное) высшее образование и могли это подтвердить соответствующими документами, имели право на льготы при прохождении срочной военной службы. Если срочная служба в пехоте с 1912 г. составляла 2 года, а в кавалерии и артиллерии - 3 года, то призывник, который мог подтвердить свое образование, имел право согласиться добровольно, не дожидаясь своей очереди призыва и результатов жеребьевки, на годичную службу. Студенты высших учебных заведений дополнительно получали право выбора года призыва, но не позднее исполнения им 24-летнего возраста. Однолетние добровольцы имели право выбрать подразделение, где они хотели бы служить. Все однолетние добровольцы, соглашались к службе в кавалерии, а также те, что шли сверхурочно в подразделения, обязывались самостоятельно платить расходы на службу (питание, обмундирование, проживание и т.п.). Зато они имели право жить вне казарм, в отличие от тех, что служили за государственный счет.
За время годичной службы доброволец проходил подготовку к экзамену на звание офицера (с 1908 г. кандидата в офицеры). На практике это выглядело следующим образом. Год службы делился на три периода. В течение первого периода продолжительностью в 8 недель волонтёр проходит общую военную подготовку в учебном подразделении. Второй период в 6 месяцев посвящался обучению в специальной школе при штабе полка (в пехоте), или штабе бригады (в кавалерии и артиллерии). Обучение носило преимущественно более практический характер, хотя предусматривало и теоретические дисциплины. Последние 4 недели продолжались исключительно полевые занятия. На третьем этапе добровольцы возвращаются в свои подразделения, где с ними проводят занятия по закреплению полученных знаний. В этот период за достигнутые успехи добровольцев могли повысить в звании до унтер-офицеров. В конце периода службы добровольцы сдавали экзамены, по результатам которых им могло быть присвоено звание офицера (кандидата в офицеры) резерва. Оценки за обучение на курсах выносила комиссия, а в подразделениях - командир подразделения. На основании результатов испытаний, выводов комиссии и аттестации командиром подразделения, специальной корпусной коллегией принималось окончательное решение о профессиональной пригодности кандидата. В случае успешной аттестации добровольцу присваивали звание фельдфебеля и относили к резерву. А в начале следующего года, по традиции с 1 января, при появлении вакансий в подразделениях, где они проходили службу, им присваивалось звание офицера (кандидата в офицеры) резерва. В случае неуспешной аттестации, добровольца оставляли на повторный курс и он должен был отслужить ещё один год. В случае повторного провала на экзаменах добровольца зачисляли в резерв в звании унтер-офицера. В общем, около 75% добровольцев ежегодно успешно сдавали экзамены. За время пребывания в резерве офицеры (фенрихи) должны были проходить обязательные 28-дневные военные сборы не реже трёх раз в 1, 3, 6-м годах пребывания в резерве, а в случае необходимости и чаще (например, Шухевич вспоминает о четверо сборов на 1, 3, 5, 7-м годах пребывания в резерве, Тарнавский отбыл только первые сборы на первом году службы в резерве в 1893 г.) Именно воспользовавшись возможностью перевода офицеров резерва на кадровую военную службу, Мирон Тарнавский становится кадровым военным в 1895 г. Интересный факт, чтобы получить перевод из резерва на кадровую службу, претендент должен пройти переаттестацию в виде обучения и новой сдачи экзаменов. Мирон Тарнавский упоминает, что предметы, по которым надо было сдать экзамены, были в основном такие же, как и в школе однолетников (строевая подготовка, сапёрная подготовка, боевая тактика, организация вооруженных сил, административная служба и т.п.), но в углубленном виде.
Характерной чертой Австро-Венгерской армии была широко развитая система курсов подготовки офицеров и различных офицерских школ. Основной задачей этих учреждений было углубление боевой подготовки офицеров, совершенствование их как специалистов, подготовка к выполнению обязанностей по различным отраслям военного дела, расширение военного кругозора. Всего для офицеров армии и ландвера существовали следующие курсы:
1. Корпусные офицерские школы, куда направляли офицеров, способных для назначения на должность ротных (эскадронным, батарейных) командиров в ранге обер-лейтенанта. Окончание такой школы было обязательным для получения командование ротой (эскадроном, батареей).
2. Бригадные кавалерийские и бригадные артиллерийские курсы для совершенствования младших офицеров в соответствующих специальностях.
3. Курсы верховой езды для адъютантов и капитанов пехоты (начиная с капитанского звания в пехоте офицеру предоставлялась лошадь) и крепостной артиллерии.
4. Обозные офицерские школы для совершенствования младших офицеров в обозной службе.
5. Армейская стрелковая школа, куда направляли офицеров всех родов оружия в ранге обер-лейтенанта для совершенствования стрелковой подготовки. При ней же существовали участки для офицеров пулемётных подразделений, инструкторов стрелкового дела и курс для начальников отдельных подразделений и старших штаб-офицеров для ознакомления с новыми техническими средствами и усовершенствованиями в стрелковому делу.
6. Артиллерийская стрелковая школа: решала подобные задачи для артиллеристов.
7. Школа инструкторов верховой езды.
8. Школа верховой и упряжной езды для офицеров артиллерии и обозов.
9. Телеграфная школа в Тульне для ознакомления офицеров пехоты и кавалерии с телеграфной делом.
10. Телеграфный курс при артиллерийской стрелковой школе для ознакомления офицеров артиллерии с телеграфным делом.
11. Фехтовальная и гимнастическая школа для подготовки инструкторов фехтования и гимнастики.
12. Курсы лыжной подготовки - преимущественно для офицеров пехоты и Генерального штаба.
13. Автомобильная школа для подготовки специалистов по автомобильному делу.
14. Воздухоплавательная школа для подготовки специалистов воздухоплавания.
Как уже отмечалось, офицеры ландвера направлялись на вышеуказанные курсы и школы и, кроме того, австрийский ландвер имел свои школы верховой езды в Ольмюце и Вельсе. Венгерский гонвед также имел ряд своих офицерских школ.
В своих воспоминаниях Тарнавский отмечает, что 1896 г. прошёл подготовку в телеграфной школе.
Ещё одной особенностью подготовки офицеров австро-венгерской армии было изучение официально признанных языков империи, хотя бы в объеме военного разговорника. Командным языком в подразделениях общей армии и флота, а также австрийского ландвера был немецкий язык, в подразделениях венгерского гонведа - мадьярский, в подразделениях хорватско-словенского домобранства - сербохорватский. Надо отметить, что хотя хорватско-словенское домобранство и было отдельной единицей, однако оно подчинялось совместном с мадьярским гонведом министру национальной обороны Венгрии, поэтому считалось частью венгерского гонведа.
Несмотря на то, что немецкий язык и считался командным языком в австрийских подразделениях, однако невозможно было игнорировать тот факт, что большая часть призывников плохо понимала немецкий или вообще не понимала. Образовательный уровень призывников также существенно отличался. Если для Нижней Австрии, включая Вену, он составлял только 3% неграмотные, то для Галиции среди русинского населения этот показатель составлял 61%.
Короткий срок службы, а также тот факт, что армия - это не языковая школа, заставил искать выход из этой ситуации. Было принято решение, что все военнослужащие должны изучать языки. Так возникла тройная система:
1. Служебный язык - немецкий.
2. Командным языком для призывников также был немецкий и требовал, чтобы каждый рекрут по подготовке изучил 80 основных команд, понятий и терминов на немецком языке.
3. Полковой язык. Когда в личном составе подразделения преобладала какая-то одна национальность (или составляла более 20% подразделения), язык которой входила в перечень 10 официально признанных, этот язык считался языком подразделения. Командному составу этого подразделения предлагалось в 3-летний срок овладеть им для осуществления командования. На практике это означало изучение основных команд и военных терминов на определенном языке. Для этого военное министерство готовило специальные терминологические словари. После 3-летнего срока офицер сдавал экзамен, и в случае неуспешного составления ему предоставлялось еще 2 года на овладение языком. Если он снова не преодолевал испытания, в характеристике такого офицера делали отметку о служебном несоответствии занимаемой должности, и о дальнейшем продвижении по службе можно было уже не мечтать.
Подавляющее большинство подразделений австро-венгерской армии были многоязычными. На лето 1914 г. только в 142 частях был один полковой язык, в 162 - два, в 24 - три, а в некоторых по четыре.
Из 142 «одноязычных» частей австро-венгерской армии только в 31 немецкий язык функционировал как язык подразделения (в 12 пехотных полках, 3 кавалерийских, 12 полевых и горных артиллерийских полках и в 4 егерских батальонах).
Более 90% офицерского состава вынуждены были изучать хотя бы еще один язык империи, кроме немецкого. Однако менее половины офицеров могли свободно отдавать команды на славянских языках. Большинство довольствовалось так называемым "Armeeslawsch", в котором преобладали славянские слова. Военное министерство очень серьезно относилось к этой проблеме. Например, согласно образовательной программе каждый выпускник военной академии должен был выучить несколько языков. Обычно, это была немецкий, если она не была родным языком, и две другие официальные языки империи, а также иностранный язык (преимущественно французский).
На практике в подразделениях занятия по полковым языкам для офицерского состава, при наличии такой возможности, поручали проводить офицерам-носителям языка, или хорошо их знающим. Тарнавский отмечает, что после получения звания капитана в 1909 г., одной из его служебных обязанностей стало преподавание украинского языка в полковой школе для офицеров.
В дополнение хотел бы привести некоторые данные из военной биографии Мирона Тарнавского, кавалера довольно высокой австрийской боевой награды - ордена Железной короны. К сожалению, среди многих монографий и исследований, посвященных Тарнавскому, мы не нашли ни одной, в которой без ошибок и искажений приводилась бы его военная биография времен службы в австро-венгерской армии. Чего только не пишут о Тарнавском, где он только у этих авторов не служил. С чьей-то легкой руки его отправляют то в 77-й пехотный полк, то в легион УСС, хотя в воспоминаниях самого Мирона Емельяновича вы не найдёте ничего подобного. Правда, надо отметить, что все-таки была статья с правдивой информацией в издательстве "Стрелец" от 10 августа 1919 г., однако она была опубликована 95 лет назад. Опять же, к сожалению, не внесла ясности в дело монография кандидата исторических наук п. Андрея Байла «Мирон Тарнавский: военно-политический портрет», хотя автор защитил кандидатскую диссертацию по данной теме. Ценным достоянием указанной монографии является приведенный автором архивный снимок служебной дела Тарнавского, датированный 01.05.1918 г. Жаль, что автор не дает ссылки на источник, откуда он получил этот важный документ, и хотя качество изображения низкой, многое можно разобрать. Но при чтении монографии создается впечатление, что автор либо не ознакомился с опубликованным им самим документом, или не смог его прочитать. Опять чьи-то домыслы о 77-м пехотном полку, хотя в послужном списке четко указано о службе в 33-м полку ландвера. В упомянутое время, с 1900 по 1908 г. в г. Самбор располагались не только части 77-го пехотного полка, но и 3-й батальон полка ландвера № 33 (до 1910 г.). Кстати, стоит отметить, что практически весь период своей службы в австро-венгерской армии, кроме начала, Мирон Тарнавский прослужил в частях ландвера. Почти на всех его снимках в австрийской военной форме, на его головном уборе четко видно эмблему в виде рожка, которую носили только егерские батальоны и части австрийского ландвера. Также большинство авторов уверены в службе Мирона Тарнавского в легионе УСС, что опять же не подтверждается ни воспоминаниями автора, ни архивными материалами. В Центральном государственном историческом архиве Украины сохраняется фонд № 353 под названием «Легион Украинских Сечевых Стрельцов». В первой описи, по делам № 32 и 33 подаются списки командного состава легиона за 1915, 1916 и 1917 г., где мы также не найдём упоминания о принадлежности майора (в то время) Мирона Тарнавского к УСС. Хотя формально он занимался вопросами боевой подготовки пополнений и переподготовки прибывшего после ранений личного состава легиона, находясь в 1916 г. в должности командира учебного отдела подготовки личного состава при XXX корпусе (корпус Гофмана), к которому принадлежал и легион УСС. Этот учебный отдел часто ошибочно называют боевой школой УСС, однако, по своему положению отдел решал вопрос подготовки и переподготовки личного состава всего XXV корпуса и был корпусного подчинения, поэтому никак не мог быть подготовкой только Украинского легиона. Напомним, что после тяжелых боевых потерь личный состав легиона насчитывал всего один батальон, а корпус в разные периоды 1916 г. объединял силы от трёх бригад до двух-трёх дивизий.
На основе собранных нами данных, из воспоминаний Мирона Тарнавского и справочников по личному составу армии и ландвера попробуем восстановить хронологию прохождения им службы в австро-венгерских вооружённых силах.
1889 - служба в качестве вольноопределяющегося в 30-м полевом егерском батальоне (Львов). Там же проходит подготовку и сдаёт экзамен на звание лейтенанта резерва.
1891 - зачисляется в резерв.
1892 - 1 ноября Тарнавскому присваивают звание лейтенанта резерва и назначают в 4-й полевой егерский батальон
1893 - в соответствии с положением о прохождении службы в резерве отправлен на военные сборы в 13-й полевой егерский батальон в Бохню (35 км от Кракова).
1893 - засчитывается в резерв 4-го полевого егерского батальона.
1893-1895 гг. - перерыв в военной службе.
1895 - возвращается на военную службу, проходит дополнительное обучение для переаттестации на кадрового офицера.
1896 - направлен на службу в 18-й полк ландвера (Перемышль), где служит до 1901 г. Переведён из резерва на кадровую службу.
1899 - 1 мая присвоено звание обер-лейтенанта
1901 - переведен в 3-й батальон 33-го полка ландвера в г. Самбор, где служит до конца 1907 г.
1908 - по собственному желанию переведен в 35-й ландверный полк в г. Золочев. В рядах этого подразделения встречает Первую мировую войну.
1909 - 1 мая присвоено звание капитана
1914 - участвует в боевых действиях в составе 35-го ландверного полка 85-й ландверной бригады 30-й пехотной дивизии XI корпуса 3-й армии на русском фронте.
26.10.1914 г. Был ранен, госпитализирован, что спасло его, т.к. позже, в марте 1915 г. 85-я бригада попала в плен в Перемышле.
1915 - с мая, в составе 5-го маршевого батальона 35-го ландверного полка, на основе которого и возрожден 35-й ландверный полк, направлен в 12-ю бригаду ландштурма, а затем в 130-ю бригаду 55-й пехотной дивизии корпуса Гофмана (XXX) немецкой Южной армии, которая вела ожесточенные бои в Карпатах. Кстати, в то время 55-й пехотной дивизии подчинялись две роты УСС.
1916 - переведён на должность начальника отдела подготовки личного состава при XXX корпусе Гофмана. Занимался вопросами подготовки пополнений и переподготовки прибывшего после ранений и болезней личного состава XXX корпуса.1 февраля 1916 присвоено звание майора.
1917 - 7 июля вновь направлен на службу в 35-й полк ландвера, был в составе 131-й пехотной бригады 54-й пехотной дивизии XXX корпуса. Награждён орденом Железной короны 3-й степени с мечами (28.09.1917 г.), а также Прусским Железным крестом 2-й степени.
1918 г. - в конце февраля XXX корпус переподчиняется 2-й австрийской армии. В марте, во время оккупации Украины частями австро-венгерской и немецкой армий, майора Тарнавского назначают референтом (советником) по связям с местным населением при штабе 54-й пехотной дивизии. Некоторое время он занимает должность помощника военного коменданта Жмеринки, где располагался штаб XXX корпуса. Также, весной 1918 г. майор Тарнавский некоторое время занимает должность начальника лагеря бывших австро-венгерских военнопленных в России (фильтрационный лагерь). 1 мая 1918 г. ему присвоено звание подполковника. В мае-августе 1918 гг. принимает участие в боях с частями Красной армии в качестве командира тактической полковой группы. В сентябре назначается командиром батальона 16-го полка ландвера в Гайсине и подчинялся той же 54-й пехотной дивизии. В течение сентября-октября имел краткосрочные назначения в 35-й и 19-й полки ландвера (располагался на Вапнярке). Окончательно переведён в 16-й ландверный полк, с частями которого в ноябре, после развала империи, прибывает в Краков, где передаёт личный состав в полковой кадр, а сам направляется во Львов.
За время своей военной службы в австро-венгерских вооружённых силах подполковник Мирон Тарнавский был награжден:
1. Юбилейной бронзовой медалью в честь 50-летия правления Франца-Иосифа.
2. Юбилейным крестом в честь 60-летия правления Франца-Иосифа.
3. Крестом военных заслуг 3-й степени с мечами и военным украшением.
4. Орденом Железной короны 3-й степени с мечами.
5. Прусским Железным крестом 2-й степени.
6. Медалью «За ранение».