Музыка и ассоциативность мышления

Владислав Третьяк
Музыка и ассоциативность мышления - универсальный подход к творчеству.

Как бы странно это не звучало, но при помощи музыки человек формирует в себе творческие возможности, музыка помогает человека вывести на уровень созидания. Человек достигает уровня созидания, когда взаимодействует со сферой духа, когда открыт канал между сознанием и этой сферой. Ведь мы не можем создать смысл, не выходя при этом за рамки своего сознания. Музыка играет роль удобрения, благодаря которому мы взращиваем семя наших способностей, прежде всего, творческих, поднимаем свой потенциал, трансформируя его в активную энергию (или, говоря научно, кинетическую). Из состояния пассивного, когда мозг отдыхает, мы переходим в активное, когда начинаем думать, пытаемся выразить свою мысль, свои ощущения от, например, прочитанного или услышанного. Музыка способна вдохновлять, но вдохновившись ею, мы далеко не всегда выражаем свои впечатления, эмоции, - наверно, потому что просто не хотим переключаться в "активный режим", т.е. думающий.

Еще в 18 веке шотландский философ Дэвид Юм писал, что именно ассоциативность человек использует как главную и единственную способность мылить, как в художественном творчестве, так и в познавательном процессе. То есть, когда мы хотим выразить смысл, мы непременно прибегаем к ассоциациям, которые у нас вызывает то или иное произведение, или любая другая информация. Но проблема ассоциативного мышления заключается в том, что оно зависит от случайных комбинаций элементов опыта или ощущений сознания. Поэтому содержание ассоциаций будет всегда случайным. И действительно, ассоциации у нас могут нести абсолютно любой характер, это могут быть воспоминания, жизненный опыт, или просто состояния, самые различные, которые нам приходилось испытывать в нашей жизни. Тем самым, вспоминая наши прошлые состояния, мы заново в них погружаемся. На основе этих состояний у нас возникает мысль, точнее, проносится мимо нас, будто вспыхивает искра или маленький свет озарения, оставляя также след в нашей памяти. Но мы эту мысль, разумеется, забываем, если не попытаться ее удержать, т.е. начать процесс ее выражения.

Как-то однажды на уроке философии я писал эссе по фразе Луция Сенеки "Что приобретается при чтении посредством пера — превращается в плоть и кровь", нужно было раскрыть смысл данного высказывания. Так вот, сперва я не сразу понял, о чем здесь речь и, честно говоря, долго думал, что написать. Время шло, а передо мной до сих пор чистый лист, который я, кстати, всегда ненавижу. И тогда я попытался еще раз очистить свое сознание от ненужных мыслей и еще раз прочитать фразу, какие ассоциации она у меня вызывает. Какие образы сразу возникают, или, может, вспомниться что-то из жизни. Время поджимало, и терять было нечего. Я начал писать первое, что пришло мне в голову, не отвлекаясь на посторонние мысли, писал конкретно то, что хотел сказать. Сейчас я уже не помню, что я написал по этой фразе в тот день, но показав работу преподавателю, я получил такую оценку: "Так мне еще никто не писал, пожалуй, это лучшая работа за последние несколько семестров". Я был несказанно рад, ответил, что писал просто по ассоциациям. Такой подход к созданию смысла оказался наиболее эффективным.

Так вот, в предыдущих статьях я писал, что смысл мы создаем, отталкиваясь прежде всего от противоречий, сначала задаем вопросы, которые нам непонятны, а потом наша задача эти противоречия согласовать. Это, безусловно, так, но, как мы сегодня выяснили, существует универсальный способ. Опираясь на ассоциации, а также, хотелось бы еще добавить, на собственное мировоззрение, более менее сформированное, мы, выражая свои мысли, идеи, приобщаемся к духовной сфере, и таким образом происходит процесс создания смысла.

Приведу вам пример замечательного японского имеющего мировую известность писателя Харуки Мураками. Он говорил следующее: "Я слушал джаз по 10 часов в день несколько лет подряд. Если бы я не был настолько поглощён музыкой, я бы не стал писателем. Даже сейчас я по-прежнему черпаю многое из музыки...» Кто читал его произведения, наверняка замечал, что буквально в каждый его рассказе, повести или романе упоминается джаз. Сейчас у него около 15 книг и столько же сборников рассказов. Это удивительно, но получается, человек, слушая всю жизнь джаз, настолько был погружен в него, получал поистине незабываемые впечатления от него, и когда он писал, он просто вспоминал эти самые впечатления, т.е. состояния, в которых он находился, когда слушал джаз, и, пребывая в них, он создавал образы посредством пера, или, можно сказать даже, преобразовывал образы, возникшие раннее, в более совершенные.

Также сделаем аналогичный вывод, что если вы, к примеру, пишите музыку, и у вас в какой-то момент настал творческий кризис, то проблему может решить художественная литература. Как правило, творческий кризис обусловлен пустотой или неактуальностью существующего содержания внутреннего мира. В литературе (не всегда в художественной) представлены образы, которые проясняют определенные ассоциации, и на их основе легко придти к соответствующему смыслу, выводу. Это, безусловно, наполнит внутренний мир музыканта, т.е. появится почва для творения, для новых творческих открытий. Такой процесс приходится постоянно поддерживать, ибо каждый раз нужна новая почва. Внутренний мир как организм, который постоянно требует пищу. Если же его не питать, да и вовсе им не заниматься, живя собственными потребностями, страстями, то организм этот будет мертвым, и восстанавливать его будет с каждым разом всё труднее и труднее.

Это я говорю затем, что всегда нужно стараться что-то создавать - будь то музыка, стихи или что-то другое профессиональное. Творческий подход можно применять в любом деле. Творчество - это выход из повседневности, обыденности. Творчество - это выход из ступора, т.е. из пассивного состояния, в котором мы живем практически всю жизнь. Творчество - это островок спасения, безмятежности посреди океана существования.