Добро из худа

Олег Сенатов
Семьдесят четыре года советского периода явились для России потерянным временем (плюс те годы, которые понадобятся для компенсации нанесенного им ущерба). Тем не менее, советский эксперимент  имеет, по крайней мере, одну заслугу: он породил великую литературу.
Этот тезис можно проиллюстрировать на самых ярких примерах: творчестве Александра Солженицына, Дмитрия Пригова и Владимира Сорокина.
Старший из них, Солженицын, описал коммунистическую революцию и все, за ней последовавшее, как грандиозное преступление, определив его состав, проведя доскональное расследование, и составив обвинительное заключение: цикл романов «Красное колесо»; осталось лишь формально вынести приговор; фактически он уже вынесен историей и (частично) приведен в исполнение, но эпопея «Красное колесо», - художественное произведение, на 90 процентов состоящее из документального материала, стало новым словом в мировой литературе .
Человек поколения, следующего за солженицинским, - Дмитрий Пригов, - советский коммунизм не осуждал; он его принял, как данность, обрадовавшись тому, какой уникальный феномен ему – культурологу от Бога – предоставила история в виде «советской цивилизации». Для исследования материала, не лезшего ни в какие ворота, пришлось разработать новый прием – «поэтическую деконстукцию», явившийся продолжением и развитием метода деконструкции Жака Деррида. В результате не только была с блеском решена задача, поставленная перед культурологией, но и создана новая культурная форма – n-мерное литературно-художественное  пространство Пригова.
Еще через одно поколение явился писатель Владимир Сорокин, заставший период разложения и упадка советского коммунизма; он увидел возможность развить и довести до совершенства эстетику абсурда, продвинувшись  дальше Ионеско и Беккета – ведь им не доводилось жить в условиях  запредельной абсурдности «реального социализма». Сорокину это удалось блестяще, и он стал гуру абсурдизма планетарного уровня. Это и позволило ему стать едва ли не пророком; - таков уж наш современный мир.

Итак, вновь торжествует тезис: нет худа без добра!
                Сентябрь 2019 г.