1. VI. 4 Наши ощущения физического мира

Лариса Болотова
          Из Тайной Доктрины:

(стр.214 т.1) «4. Он слагает их наподобие старших Колёс (миры), утверждая их на несокрушимых Центрах (а). Фохат, как же созидает их? Он собирает Огненную Пыль, он слагает Огненные Шары, устремляется через них и вокруг них, сообщая им жизнь и затем приводя их в движение; одних в одном направлении, других в ином. Они холодны, он делает их жаркими. Они сухи, он делает их влажными. Они сияют, он обвевает и охлаждает их (b). Так действует Фохат от одних Сумерек до следующих на продолжении Семи Вечностей  (период в 311 040 000 000 000 лет по Браманическим исчислениям) (Станца VI)».

            Хочу заметить, что в указанном числе даны земные года, время в других мирах исчисляется по-другому. Самая большая длительность цикла существования в физическом мире. Чем тоньше уровень материальности миров, тем меньше длительность цикла существования.

а) «Миры созидаются «наподобие старших Колёс», то есть тех, которые существовали в предыдущих Манвантарах и вступили в Пралайю; ибо Закон рождения, роста и разрушения  всего в Космосе, от Солнца до светляка ползающего в траве, Един. Существует непрерывная работа совершенствования с каждым новым проявлением, но Субстанция-Материя и Силы одни и те же. И этот Закон действует на каждой планете, посредством меньших и разнообразных законов.

«Несокрушимые (Лайа) Центры имеют большое значение, и это значение должно быть вполне понятно, если мы хотим иметь ясное представление Архаической Космогонии, теории которой перешли ныне в Оккультизм. В настоящее время одно можно утвердить. Миры созидаются ни над, ни на, ни в Лайа-Центрах, ибо нулевая точка есть состояние, но не математическая точка».

            Состояние. Значит, физический мир Земли может быть определенным состоянием сознания.

b) Имейте в виду, что Фохат, созидающая Сила Космического Электричества, возник, говоря метафизически, подобно Рудре из головы Брамы, «из Мозга Отца и Лона Матери», и затем сам преобразился в два начала, мужское и женское, т.е. в положительное и отрицательное электричество. Он имеет Семь Сыновей, которые являются его Братьями. Фохат принуждён рождаться время от времени, каждый раз, как двое из его Сыновей слишком приблизятся друг к другу, будет ли это для объятия или же для сражения; чтоб избежать этого, он соединяет и связывает тех, кто различен по природе, и разъединяет тождественных по темпераменту. Это, как каждому ясно, относится, конечно, к электричеству, порождённому от трения, и к закону притяжения между двумя объектами различной полярности и отталкиванию между принадлежащими к одинаковой полярности. Семь Сыновей-Братьев представляют и олицетворяют семь форм  космического магнетизма, именуемые в Практическом Оккультизме «Семью Началами», активным сотрудничающим потомством которых, среди энергий являются электричество, магнетизм, звук, свет, теплота, сцепление и т.д. Оккультная Наука определяет всех их как сверхчувственные следствия в их  скрытых воздействиях и как объективные феномены в мире чувств.

Первые из них требуют аномальных способностей, чтобы быть уловленными, последние воспринимаются нашими обыкновенными физическими чувствами. Все они принадлежат и являются эманациями ещё более сверхчувственных духовных качеств, не олицетворённых, но принадлежащих к истинным реальным и сознательным Причинам. Пытаться описать подобные Сущности было более нежели бесполезно. Читатель должен иметь в виду, что согласно нашему учению, рассматривающему эту феноменальную Вселенную как Великую Иллюзию, чем ближе тело подходит к Непостигаемой Сущности, тем ближе оно к Реальности, ибо тем самым оно наиболее отдалено от этого Мира Майи. Потому, хотя и нельзя вывести заключения о молекулярном строении этих тел из их проявлений на этом плане сознания, тем не менее, с точки зрения Адепта, они имеют определённое объективное, если и не материальное строение, в относительно ноуменальном – в противопоставление к феноменальному – Мире.

Люди науки, если хотят, могут называть их силою или силами, порождёнными материей или «видами её движения». Оккультист видит в их следствиях Элементалов (Силы), а в непосредственных причинах, производящих их, - разумных, Божественных Работников. Тесная связь этих Элементалов, направляемых безошибочной Рукою Владык, с элементами чистой Материи – их коррелятом, могли бы мы сказать – выявляется в наших земных феноменах как свет, тепло, магнетизм и т.д. Конечно, мы никогда не согласимся с американскими субстанциалистами, называющими каждую Силу и энергию, будет ли то свет, теплота, электричество или сцепление, «существом»; ибо это было бы равносильно тому, что назвать шум, производимый колёсами движущейся повозки существом, смешивая и отождествляя этот «шум» с «возницею», находящимся вовне, и направляющим «Разумом» внутри повозки. Но, конечно, мы даём это наименование «возничем» и тем направляющим «Разумам», т.е. господствующим Дхиан-Коганам…»

             Что такое сущность и существо? К чему отнести человека? Пока, я понимают под существом  сущность, имеющую определённую физическую форму. Человек это существо. Как это непривычно, но планеты,звёзды это тоже существа, с которыми мы пока не можем общаться.

«Элементалы, Силы – Природы, есть действующие, хотя невидимые или, вернее, неуловимые вторичные причины, и сами по себе лишь следствия первичных причин, позади покрова всех земных феноменов. Электричество, свет, тепло и т.д. были остроумно названы как «Призраки или Тени Материи в Движение», т.е. сверхчувственными состояниями Материи, лишь следствия которых мы можем постичь. Чтобы расширить вышеприведённое уподобление, скажем, что  ощущение света, подобно шуму катящихся колёс, - чисто феноменальное следствие, не существующее вне наблюдателя».

            Хотелось бы внести ясность в понимание слов «ощущения» и «чувства». Ощущения – это определённые импульсы (информация), получаемая и воспринимаемая человеком из внешнего физического мира с помощью органов восприятия. Чувства – это определённые внутренние состояния человека, его реакция на внешний мир.
            
            Если бы у человека не было внешних органов восприятия, то  ОЩУЩЕНИЙ света, звука, запаха, вкуса, осязания  у него тоже не было. Все эти ощущения возникают благодаря особому строению физического тела человека. Когда человек (его душа) переходит в другой мир и сбрасывает своё физическое тело, то он теряет все эти ощущения.  Получается, что вне физического мира ни света (солнечного), ни звука (определённый диапазон), ни запаха, ни вкуса, ни осязания нет. А что есть? Астральная оболочка (тело), у которой своё восприятие окружающего мира.

«Непосредственная причина, вызывающая ощущение, сравнима с возницею и есть сверхчувственное состояние материи в Движении, Сила - Природы или Элементал.
Но позади этого, подобно тому, как собственник повозки направляет возницу изнутри, стоит высшая, ноуменальная причина, Разум, из сущности которого исходят эти Состояния «Материи», порождающие бесчисленные миллиарды элементалов, или Психических Духов Природы, подобно тому, как каждая капля воды рождает свои бесконечно малые инфузории».

                Для того, чтобы возникло ощущение необходимы: создающий его (объект) и воспринимающий его (человек), а также само ощущение (элементал). Все внешние ощущения нам создают, а физическое тело совместно с сознанием человека даёт возможность их воспринять.

Источник информации книга «Тайная Доктрина» т.1 Е.П. Блаватской.