148. Поучайте лучше ваших паучат

Ольга Кузнечик
Вот вопрос, который не может не волновать, наверное, вообще никого из живущих безотносительно религий, семейного положения и статуса в обществе: "Зачем ты потакаешь порокам?!" - при этом пороком может быть что угодно, отклоняющееся от норм социума, к которому принадлежит вопрошающий.

Никто не любит хмурых и угрюмых - это уместно на похоронах. Никто не любит клоунов, которые только и делают, что "лыбятся" - это хорошо в цирке. Никто не любит замкнутых, зацикленных и "сам себе на уме" - это диагноз.

А что делать, если жизнь такова, что избежать угрюмости получается только за счет "оборжать все на свете, в уме хихикая над всеми на свете"? Вот ведь вопрос - кто программирует нам жизнь? Почему она - именно такая?

Самое "близкое к телу" - это рубашка, в которой мы рождаемся: есть родители-миллионеры, есть родители - бомжи, есть родители, про которых мы вообще ничего не знаем, но факт есть факт: кто меня породил, тот первопричина моей жизни. И если тот, кто меня породил, сам родился в семье миллионеров, или бомжей, или "подкустовый выползень, как и я" - то не с него (них) ли мне спрашивать - отчего моя жизнь такая поганая? (Или сказочная. Или таинственная).

Интересно, что шагнуть дальше за рамки этой логики очень сложно: ну, хорошо, мой папа - миллионер, мой дед миллионер, мой прадед тоже, и, возможно, и прадед прадеда тоже, поэтому я - тоже миллионер(ша). Но ведь есть (были) у рекомых соседи, которые не грабили, было государство, которое не посадило, были инвесторы, которые верили, были партнеры, которые не кидали... Они - разве не причина того, что я так сказочно живу?
И наоборот - и родители пропили, и деды, и прадеды, по видимому... Поэтому и мне остается - что? Вопрос. Если я не подкустовый выползень, конечно.

Границы мироздания...

Приближаясь к пониманию влияния каждого на каждого, трудно не двинуться глуздом. В любом из трех вариантов. В первом - страх потерять, во втором - злоба и месть, в третьем - а что, мне этого ничего не надо? Семьи, предков, потомков?

Но еще труднее не начать брюзжать на всех и каждого: "Куда мы катимся?" "Из-за таких, как ты..." "Не смей потакать порокам, это грозит вселенской катастрофой!" - какой?! "Ужасной!!!". "Понятно".

Что такое брюзжание? Есть такой замечательный фильм "Остров" (про Соловки), там святой один беседовал с посетителем как-то так: "Да я этого беса лично знаю!" - ну вот беса брюзжания, наверное, каждый лично знает. Анатомия его примерно такова: во-первых, я точно знаю, как надо жить ПРАВИЛЬНО. Во-вторых, я точно знаю, что ты живешь НЕ правильно. В третьих, я-то не пострадаю от твоего НЕ правильного, и дети мои не пострадают, а на тебя мне было бы наплевать, кабы не моя социальная позиция "я - за честное общество". На тебя ведь люди смотрят! И не все в состоянии критически переосмысливать твои поступки! И какой пример ты им подаешь? А ведь от одного камушка лавина с гор сходит!

В общем, колесо оборзения, в оси - непогрешимость моего Я.

Интересно, что читать жития святых с одной стороны очень занудно (нет там ни экшена, ни катарсиса), с другой - ну, надо. Что ж делать-то? И вот там интересные бывают примеры, как-то: в одном городе жили-поживали некие девы, решившие с детства посвятить себя Богу, в брак не вступали, ходили в церковь регулярно, вели себя скромно, и все бы хорошо, но были они склочницы. Постоянно делали замечания менее "продвинутым" в богоугодности братиям-сестрам во Христе, постоянно бубнили и злобились на несовершенство мироздания (мир лежит во зле). И жили там же где-то рядом некий старец, который не одобрял такого поведения. Старец тот был священником, и вот когда девы те померли, однажды во время богослужения (а есть там такой момент, когда говорят: "Изыдите, оглашенные", мол, пошли вон из храма те, кто дундук-дундуком, чтобы остались только просвещенные, "верные", знающие, чтобы не портить таинства глупостью) души этих дев взяли, да и вышли из храма.

То есть, вот читаешь это и (спасибо Голливуду и "Охотникам за привидениями", про Роулинг вообще речь молчит) волей-неволей думаешь: не проще ли за собой следить? Ну, на самом деле - если на меня вредные воздействия от непотребства других не имеют силы, и на детей моих тоже, то не пофигу ли мне - в каком именно зле "лежит мир"? Да и лежит ли, если ни на меня, ни на моих детей это "зло" не действует? И - зло ли оно?

Эгоизм. Тот самый, который заставляет не подавать нищим (иди, устройся на работу! В каждом салоне МТС, в каждом Макдоналдсе объявления "нужна работа? к нам!"), не ухаживать на больными родственниками ("мне что - пыль с капельницы стирать? Чем я могу помочь - там профессионалы, я только мешаться  буду!"), не посещать могилы (а смысл?).

Эгоизм, имеющий базис: "весь мир спасешь, свою душу растратишь - какую цену дашь за нее?", "оставьте мертвым погребать своих мертвецов", "лисы имеют норы, а Сын человеческий - не имеет".

Однако ж - а куда деваться от "желающий спасти душу - погубит ее, губящий же душу за други своя - спасет ее"?

Закон Божий не так прост, как кажется на первый взгляд...