Трава у дома

Лев Неронов
               

        Во время войны я жил и учился у своего дедушки Герасима Порфирьевича.

        Часто вижу перед собой картину: дедушка подобно сфинксу греется на солнышке, на высоком просторном крыльце, с торцов обрамленном длинными и широкими сиденьями, напоминающими два больших трона. С почти эпическим доброжелательным лицом в теплой кепке на голове он был похож на живой говорящий памятник в натуральную величину.

        Мимо проходили местные жители, кланялись «памятнику» в пояс, произносили слова приветствия учителю.

        Герасим Порфирьевич отвечал на приветствия учтиво.  Дедушка всегда говорил с людьми только уважительно. Не ругался и не матерился никогда. «Голова» – это самое уважительное его обращение. Иногда вступал в деловую беседу:

       - Голова! А можно ли Вам заказать привести мне два воза травы. Я и косить помогу.
 
        Конечно, все было можно. Дедушка косу «правил»: накануне работы он точил и отбивал ее, а утром по росе косил с мужиками в ближнем лесу. Мужики его хвалили:

        - За ним и не угонишься!

        Вечером во двор доставлялась свежескошенная трава, и с помощниками дедушка расплачивался деньгами.

        Траву разбрасывали во дворе, чтобы она высыхала и стала сеном. Трава пахла лесом.

        Я любил гоняться за ящерками. Пойманных рептилий я содержал в фанерном ящике со стеклянной крышкой. Это был настоящий зооуголок: с травкой и водичкой. Миниатюрных потомков «хозяйки медной горы» я кормил мухами, мякишем хлеба. А на десерт давал земляничку, заимствованную из, сушившегося во дворе, зимнего рациона коровы Малютки, которая, я думаю, на меня не обижалась.
    
        Уже после войны на каникулы  я приезжал к дедушке самостоятельно и помогал ему готовое сено убирать со двора на сеновал. Я был уже сильный, но еще глупый: морочил дедушке голову своей алгеброй.

        Решив много задач по математике за 6-й класс, места, куда нужно положить сено, я обозначил: А, В, С, D. От дедушки требовал буквенный адрес. Но он, когда я приносил на вилах очередную охапку, указывал мне по старинке «неграмотно»:

        - Лёвик, положи теперь сюда!

        Я возмущался.  А дедушка сделал  вдруг вывод:

        - Какой ты,  Лёвик,  еще маленький!



Фото из Интернет. Спасибо автору.