Борщ с нАчинкой

Анмамалия
Кое- кто еще помнит рецепт этого борща , но когда его едят , для чего- это уже похоже стерлось из памяти , поэтому- то я и решилась покуситься на святое – поучить народ варить борщ и его есть …Да и я уже не помню когда мы семьей его ели…
Вобщем  летнее детство мое протекало у бабушки в селе Пешково к взаимному удовлетворению трех сторон- моей , родителей и бабы Хаврошки- так по уличному звали мою бабушку. Я, съездив однажды в пионерский лагерь к Черному морю, решила , что скучнее места в мире нет- купание в море десять минут, заход в воду по свистку, из еды много молочного на что у меня аллергия , из кино- фильм «Чапаев», показанный 3 раза за смену , то ли дело село – хоть подъем в 5 утра, но зато   рыбалка,  раки, печеные в костре , плавание в речке до посинения, едой не мучают-уха, если наловим рыбы, и еще страшно вредное - свежевыпеченный хлеб, еще теплый ,  на который можно налить перегнанную на сепараторе жирнейшую сметану  , картошка во всех видах, фрукты и овощи- на огороде по желанию, индийские киношные страсти в местном клубе вечером без ограничений  по возрасту , умеренное хулиганство уличной компанией . За эту прелестную жизнь плата состояла в том, что я должна была бабе помочь с уборкой урожая- родители испытывали чувство вины перед бабушкой, что в процессе выковывания ракетного щита нашей Родины – оба работали на военном заводе ни на  огород  - а у бабушки он был размером с гектар, ни на  ребенка времени не хватало. А моя любимая баба Хаврошка  просто меня любила, выделяя среди внуков , я была ее точной копией и меня по лицу как по паспорту определяли как хаврошкину внучку по всему побережью. У мамы еще были  три сестры , но мои двоюродные братья не спешили показать класс во владении лопатой на огороде . Так мы и боролись с урожаем вдвоем  до какаго-то часа икс , который назначала бабушка и вызывала все семейство на тотальное копание картошки- обычно управлялись за два дня и по итогу в честь завершения сбора  готовился праздничный обед, центральным блюдом которого был борщ с нАчинкой . С утра разжигалась дворовая печь – кобыця и на нее ставилась кастрюля литров на десять, детвора решала какой из петухов однолеток попадает в борщ как правило за свой скверный характер, бабушка вручает кому-то из мужчин нож и пока рубят голову петуху что-то шепчет- сейчас я уверена, что это была молитва . Из петуха вынимают внутренности,  мелко рубят сердце, печень и пупок  , добавляют к порубленному яйцо, соль, немного кислого молока и замешивают не сильно крутое тесто- этим тестом начиняется петух, который и вариться в кастрюле целиком. Как правило теста было больше и остаток его позже бросали в борщ . Борщ варили по рецепту, который сегодня называют   кубанским борщем, особенность его- ситцевая свекла  и соленые бочковые помидоры для заправки, впрочем это не важно.
Когда семейство помывшись и одевшись понаряднее садилось к столу , борщ разливался по тарелкам, а петух , вынутый чуть раньше и галушки при нем водружались  на блюде посреди стола . На кусочки петух непременно разламывался , а не резался – кости рушить нельзя, а галушки резались небольшими кубиками и все желающие либо могли есть их с борщом вместе либо отдельно полив сметанкой и посыпав зеленью. А судьбу петушиного мяса решали так-бабушка брала с блюда кусок и спрашивала : «Кому?:, а кто-нибудь из семейства, чаще дети, отвернувшись от стола , называли  по очереди сидевших за столом , после этого баба предрекала как в сказке про гуся – «Тебе топтать отцовы дорожки, а тебе ехать в дальний край» и надо сказать прибаутки эти она придумывала мастерски и почти всегда  « пророчество» сбывалось. Может потому, что мясо мы ели не часто, может бабушка была действительно гением местной кухни, но ни борща ни галушек  к концу трапезы не оставалось,  несмотря на обилие других закусок и блюд. К тому же к борщу взрослым подавалась и водка – пили за урожай, за здравие семейства, вспоминали  усопших прабабушек и прадедов, что-то из прошлось жизни и планировали , что до наступления осени у бабы надо поправить в хозяйстве. Став постарше я стала выспрашивать зачем такой странный рецепт- петух,  мужик, который режет  и кстати все овощи в борще должны быть со своего огорода. Еще меня мучил вопрос почему село называется Пешково, выслушав множество версий , от бабушки услышала: потому, что наши «диды  пришли пишки» с Ченоморским казачьим войском, когда переселялись на Кубань с Приднестровья, кто ехал на возах- поехали дальше , а кто шел пешком от холода идти дальше не смогли , да тут и остались.  Причем тут борщ спросите ? Да я внимательней вникла как на кухню запорожского казачества повлияло пребывание в соседстве с болгарами и гагаузами- мне кажется я нашла ответ в обычае тюркоязычных  христиан гагаузов , который называется курбан. Впрочем в разных видах он сохранился по всем Балканам . ну судите сами- цитирую
«Курбан-это жертвоприношения различных животных- чаще овец, совершавшиеся для того, чтобы «заручиться помощью и поддержкой» Бога и «обеспечить» здоровье и благополучие семьи , непременным условием для большинства разновидностей курбана являлось соблюдение следующего требования: всю приготовленную еду нужно было раздать и съесть в тот же день и обязательно до заката солнца .   «Петровский курбан» совершали в День Св. Св. Петра и Павла (29 июня / 12 июля), который в народе назывался по имени первого святого (Petro g;n;). В прошлом в этот день резали петушка из нового вывода. Целью обрядового заклания петуха в этот день (Petro pilici – «Петровский цыпленок») было заручиться на период жатвы поддержкой умерших родственников. В более ранние времена эта жертва, вероятно, предназначалась для духов плодородия. Очевидна связь жертвоприношения петуха, символа плодородия, с началом уборки урожая. В праздник урожая, например, который отмечали на Успение Пресвятой Богородицы, курбан делали в знак благодарности за урожай («благодарственная жертва»).     Позже появился обычай приготовления мяса жертвенного животного с крупно молотым зерном. Совершая его от имени всего общества, крестьяне пытались «обеспечить» здоровьем людей и скот, а также «увеличить» плодородие земли.Старший в семье мужчина кадил ладаном из ручной кадильницы, окроплял жертву освященной в церкви водой, читал над ней специальную «жертвенную молитву» – kurban duas; (молитва, которую священник читает в церкви на Пасху, но в большинстве случаев – «Отче наш»), перекрещивал и  резал . Что касается формы и содержания общесельских и межсельских праздников, то можно говорить об их единой основе у балканских народов. Она заключается в следующем: коллективной молитве, жертвоприношении (при общесельских курбанах), общественной трапезе, всеобщем веселье, состязаниях, играх, танцах, ярмарках и др. Отчетливо проявляется связь жертвоприношений животных со скотоводческой (с целью увеличения приплода, сохранения скота) и земледельческой обрядностью (с целью увеличения плодородия земли), а также с культом предков.»
Ну жили люди мирно рядом друг с другом , учили друг друга праздновать праздники, вот и сложились вместе полтавский борщ с галушкой и балканский курбан без всяких кулинарных сайтов и книг с рецептами.