ЗАБЫТАЯ РУССКАЯ ОДИССЕЯ – БЕРИНГИЯ.
В открывшиеся 2 декабря в Москве «Дни Дальнего Востока» мне сразу же вспомнились события тридцатилетней давности, которые должны были стать источником гордости для их инициаторов и участников, представителей северных народов, да и всех россиян. Так оно есть или нет, судить вам, уважаемые читатели!
В середине декабря 1990 года, корреспондент всероссийского журнала «Северные просторы» Виталий Богачёв прилетел по спецзаданию главного редактора Валентины Голубчиковой в Петропавловск – Камчатский и там встретился с камчатским геологом Александром Печенем. Восстановить диалог двух романтиков севера сейчас нет возможности, но суть его была ясна – организовать и провести гонку на собачьих упряжках по Камчатке с целью восстановить ездовое собаководство как национальную традицию северных народов. У этих ребят ничего не было – ни средств, ни правительственных или местных программ, ни черта не было. Была безмерная любовь к северным просторам, его обитателям , была непоколебимая уверенность, что это сделать надо наперекор той сумятице и разрухе, что кипели в стране.
Первая гонка состоялась в марте 1990 года, собрала более 10 упряжек местных каюров, была протяженностью в 250 километров, ничем особенным не блеснула, но, словно искра, зажгла в душах её организаторов настоящую великую мечту – восстановить историческую трассу, по которой камчатские и чукотские охотники мчались на своих упряжках несколько сотен лет подряд – охотясь, обмениваясь товарами, поддерживая родственные связи, находя невест и жён.
Великая «Берингия» грянула в 1991 году. Снова в начале декабря Александр Печень прилетел в чукотский Анадырь, создал там вместе с автором этих строк малое предприятие «Белый клык» и словно зажег костёр азарта и романтики в душах местных энтузиастов. Затем были собраны десять упряжек, две из них с Чукотки. Каюры (погонщики) в основном местные охотники, рыбаки. Были среди них милиционеры и даже культработник из чукотского села Алькатваам. Коряки, чукчи, эвены, русские, украинцы – привычный и дружный советский интернационал. И везде были чудесные собаки – верные до последнего своего вздоха человеку-хозяину, каким бы он ни был. Стартовали упряжки в камчатском Эссо и закончили свой беспримерный забег через месяц в чукотском Марково, одолев 2000 километров и став самой протяженной гонкой в мире на собачьих упряжках, о чём свидетельствует Диплом Книги рекордов Гиннесса. Победил камчатский каюр Павел Лазарев. Через год – новая гонка, новая «Берингия» уже на 2040 километров, где чемпионом стал чукотский охотник, бывший культработник, Владимир Радивилов. Больше подобных гонок на собачьих упряжках нигде в мире не проводилось.
Двадцать лет подряд её возглавлял ставший легендарным командор Александр Печень. Двадцать лет подряд мужественные каюры начинали свой поход от Эссо в глубь Камчатки. До Чукотки трасса, после 1991 года, уже не дотягивала. В основном из-за финансовой недостаточности. Трасса стала короче, её участники более опытны, создалась новая порода собак – «Камчатские ездовые». Параллельно на Чукотке в новых питомниках появились их лохматые сородичи – «Чукотские ездовые». О «Берингии» создано более 15 фильмов в США, Канаде, Германии, Японии, где авторы непременно восхищаются не только каюрами и их собаками. Они не могут понять, как, не имея постоянного финансирования, правительственной поддержки, собачьи упряжки одолевали тысячи километров, как в каждом посёлке, стойбище на их пути, гремели праздничные ярары, вихрились танцы северных народов , как вспыхивали костры творчества и национального самосознания. Особенно поражало заграничных и российских экспертов, журналистов, политиков и экономистов, что «Берингия» 1991 года состоялась и благополучно завершилась в стране, сотрясаемой сумятицей, денежным развалом, неуверенностью в завтрашнем дне.
-«Берингия» нам вернула душу! – восклицали камчадалы, коряки и чукчи, русские и украинцы, все, чьи души объединились в одном – свершить великое дело возрождения национальных традиций, вернуть быту коренных народов их вековые привычки и традиции. А ведь смогли, стиснув зубы, не высыпаясь, замерзая, беспрестанно поддерживая друг друга, совершить невероятный марафон по снежным трассам Камчатки и Чукотки. Никто не погиб, ни люди ни собаки, все, кто мечтал и хотел, дошли до финиша в казачьем селе Марково.
А душой «Берингии» был всегда Александр Печень, каждый раз проходящий всю трассу до конца от старта до финиша, замерзающий на трассе, ночующий вместе с каюрами на спортивных матах в сельских школах, отдающий последние деньги на еду каюрам и их питомцам. Убеждён – без его участия ни одна гонка из двадцатилетней их истории не дошла бы конца. И заодно сообщу - ничего, даже средств на скромную однокомнатную квартиру, не накопил командор Александр Печень.
Проклятое «нет оракула в своём отечестве» в который раз явственно и издевательски звучит и в истории «Берингии». Обиднее всего то, что обиженные величием этой гонки американцы тем не менее неоднократно возвращаются к теме «Берингии», хотя их знаменитая собачья гонка «Айдитарод» по Аляске именно «Берингией» была отодвинута на второе место в мире. А ведь они называют «Айдитарод», с привычным американским размахом и пижонством, «Последняя Великая гонка». А мы её задвинули. Наши СМИ, Российское Географическое общество, скромно молчат об этом. Упорно не замечают они и летней «Берингии» - единственной в мире парусно-весельной регате на чукотско-эскимосских байдарах, состоявшейся в Беринговом проливе (!) в июле 1991 года. Опять же американцы признали её самой северной, единственной в мире, уникальной регатой. Наши опять уверенно молчат, хотя есть архивы, интереснейшие, захватывающие видеозаписи, есть даже чудесная песня «Берингия» чукотского поэта и музыканта Василия Кевкея.
«Берингия» живёт по сей день. Десять лет назад она приобрела статус правительственной (Камчатка). Александру Печеню там места не нашлось. Стала она хуже или лучше - сказать не берусь. Просто «Берингия» стала другой. Но не было бы её сейчас, если бы не было на свете геолога Александра Печеня, журналистов Виталия Богачёва, Валентины Голубчиковой и всех тех, кто подхватили тридцать лет эту, казалось, безумную идею и совершили невероятное – одолели 2040 километров за один месяц по зимнему бездорожью России, доказав, что нет ничего невозможного для россиян, идущих к своей цели. Об этом рассказывают своим детям и внукам пожилые каюры в долгие зимние вечера, называя «Берингию» девяностых годов Великой гонкой, а её командора, седовласого Александра Печеня, Большим человеком. Эти рассказы постепенно превращаются в северные легенды, которые пробуждают память, согревают души рассказчиков и слушателей. А если легенды живут, значит продолжается духовная жизнь северных народов, их история…
Вспомнить о «Берингии» в Дни Дальнего Востока в столице России совсем не лишне. С годами всё лишнее отпадает, превращается в труху. Остается главное - караван собачьих упряжек, покоряющих белое безмолвие, мужественные лица усталых каюров и вечный свет Полярной звезды – путеводного маяка для самой великой в мире гонки. Великой навсегда.
Дмитрий Ледовской