На лёгкий труд

Флорентин Тригодин
Дело было в самом начале 70-х. Только что умер Хрущёв. Несметные толпы проглатывались заводскими проходными, а потом "выплёвывались" на улицу  (М.Горький, "Мать"). Некто N шёл по чужому 130-му цеху "Завода им.Свердлова" в Свердловске и вдруг увидел соседа по дому, долбившего что-то в яме отбойным молотком. Вокруг стоял неимоверный грохот.

- Пашка! - крикнул N. - Ты вроде говорил, что слесарь, отвёрточкой гидравлику регулируешь?..

Отбойный молоток замер. Пашка (а это был фронтовик, когда-то механик на аэродроме) показал рукой вдаль, на свой верстак:

- Вон видишь настольную лампу?.. А здесь я на лёгком труде, справку дали на неделю.

N вразумился и пошёл дальше, второй разнорабочий только что ещё закурил, и Пашка продолжил долбёжку. Лёгкий труд - это когда тебя переведут туда, где не надо нагружать больной элемент тела, а на практике - просто уберут с основного рабочего места. У Пашки было что-то с брюхом, и, может, нельзя было нагружать брюшной пресс. Но где такое место в цехе? Начцеха - и тот нагружает, когда орёт. Может, не нагружает секретарша, даже когда переводит каретку печатной машинки, но она имеет место быть на своём стуле. И Пашка (слесарь Павел Фёдоров) долбит бетон старого фундамента: тут будет стоять новый станок. Похоже, он действительно вовсе не нагружает свой пресс, потому что его всего, каждый элемент его тела, трясёт и взбулындывает отбойный молоток.

Цех работал по старинным правилам: утром гудок, на обед, с обеда гудок... "Гудит гудило - вставай, муд... !" 50 минут работа, 10 - перекур. Грохочет отбойный молоток. Мужики-слесари встают:

- Не дай Бог заболеть да угодить на лёгкий труд!..