Галерея детей-Героев. Надя Богданова

Надежда Зернова
Ноябрьский  ветер  нежно  кутался в  напускных  складках   знамени на  крыше  здания  железнодорожного  вокзала Витебска  то, порывом  разглаживал  его  поверхность. Лучи  утреннего  солнышка, присоединяясь к  праздничной игре лохматого  Борея - ласково  согревали кумач, сияя в  золоте  вышивки  букв "СССР".
  Жители, что  первыми  увидали  флаг,  с замиранием  сердца и  слезами  на  глазах   восхищались, передавая по  цепочке  новость!
В  оккупированном  городе 7 Ноября  засиял   СИМВОЛ   СТРАНЫ,  каким  - то  смельчаком  вывешенный.

 А смельчаками  были... десятилетние  Надя  БОГданова и  Ваня  Звонцов, весёлые,  с  чувством  выполненного  долга, оставаясь детьми, потеряв  всякую бдительность и  осторожность, набив  карманы  пачками папирос,( для  своих курящих  партизан) - возвращались в  партизанский  стан.
На выходе из города, на  посту, фашисты их  обыскали, найдя "курево" -  арестовали и  отправили в  гестапо. ( в то  время  достаточно было и  запаха одежды от  дыма  костра, чтобы  получить  пулю). Проплакав  всю ночь в подвале, утром, взявшись за руки, они  пошли  на  казнь.За минуту до  своей  смертельной  пули, Надя,  потеряв  сознание, упала в  яму, Ваня  был убит. Как  стемнело, добрые  люди ЕЁ  отыскали  живой, выходили.
Потом Надя  снова  вернулась к  партизанам,  той  же  тропой, что и  пришла в начале  войны...

... Могилёвский детский дом, в котором жила Надя  Богданова, эвакуировали  в Киргизию. За Смоленском на поезд,в котором ехали детдомовцы, налетели фашистские самолёты и трижды сбросили бомбы: много детей погибло, оставшиеся в живых бежали в лес и разбрелись кто куда. Надя вместе со своим товарищем Юрой Семёновым через три недели попала в оккупированный немцами Витебск. Чтобы не умереть от голода, до конца 1941 года они ходили по деревням Витебского и Городокского районов и просили милостыню.

Осенью 1941 года  была принята в партизанский отряд «Путивльский», где стала разведчицей. Первым  серьёзным  делом  стали  ЗНАМЁНА...
7 ноября 1941 года Наде Богдановой и Ване Звонцову было поручено поднять в Витебске три красных знамени, первое знамя они подняли на железнодорожном вокзале, второе — на здании ремесленного училища и третье — на заброшенной папиросной фабрике. После выполнения задания на рассвете разведчики вышли на дорогу, где фашисты их догнали, обыскали и нашли у них папиросы, которые они взяли на фабрике для партизан. Их привели в штаб, долго пытали и приказали расстрелять. По одной из версий, Надя упала в обморок и потом очнулась среди трупов. По другой — упала в ров и потом очнулась у берега.

В начале февраля 1943 года в захваченных населённых пунктах Белоруссии гитлеровцы устанавливали огневые точки, минировали дороги, вкапывали в землю танки. В одном из таких населённых пунктов — в деревне Балбеки Шарковщинского района Витебской области необходимо было провести разведку и установить, где у немцев замаскированы пушки, пулемёты, где стоят часовые, с какой стороны лучше атаковать деревню.

После неудачной попытки взрослых партизан получить сведения, после которых отправленная группа понесла потери, командование решило отправить на это задание начальника разведки партизан Ферапонта Слесаренко и Надю Богданову. Надя, переодевшись нищенкой, должна была обходить деревню, а Слесаренко — прикрывать её отход в лесу неподалеку от деревни. После получения сведений партизаны должны были дать сигнальную ракету для наступления на деревню. В ночь на 5 февраля 1943 года 2-я Белорусская бригада имени Пономаренко вместе с партизанами пулемётной очередью ударила по фашистам с обеих сторон деревни. Тогда Надя впервые участвовала в ночном бою. В этом бою Слесаренко ранило в левую руку: он упал и на какое-то время потерял сознание. Надя перевязала ему рану. В небо взмыла зелёная ракета, которая была сигналом от командира всем партизанам отходить в лес. Надя и раненный Слесаренко пытались уйти в отряд, но в глубоких сугробах Слесаренко потерял много крови и изнемог. Он приказал Наде оставить его и отправиться в отряд за помощью.
Надя, ночью по сугробам бежала в партизанский отряд, до которого 10 километров. По пути она забрела в небольшой хуторок. Возле одного из домов, где ужинали полицейские, стояла лошадь с санями. Подкравшись к дому, Надя села в сани и вернулась к раненому Слесаренко. Уложив  его, стремительно помчалась  в отряд.  ДЕВОЧКА, которой  всего  10  лет - спасла  жизнь командиру.

В конце февраля 1943 года партизанами-подрывникам 6-го отряда под командованием Блинова был дан приказ заминировать возле деревни Стаи Езерищенского района (ныне Городокский район) Витебской области перекрёсток шоссейных дорог Невель — Великие Луки — Усвяты и взорвать мост, который охраняется полицейскими, чтобы перекрыть движение фашистов в сторону Ленинграда. В этой операции участвовала Надя с Юрой Семёновым. Когда дети заминировали мост и начали возвращаться в отряд, их остановили полицаи. Надя стала прикидываться нищенкой, тогда они обыскали её и нашли в её рюкзачке кусок взрывчатки. Надю и Юру стали допрашивать, в этот момент раздался взрыв и мост прямо на глазах у полицаев взлетел на воздух.

Полицейские поняли, что это дети заминировали его, и, связав, положили в сани и повезли в гестапо. Там Юру расстреляли, а Надю семь дней пытали, выжигали на спине звезду, обливали на морозе ледяной водой, ставили на раскалённые камни. Не добившись от неё сведений, фашисты выбросили истерзанную и окровавленную девочку на мороз, решив, что она не выживет. Была информация о её гибели, поставлен  памятник  героической  разведчице - партизанке.
Но Надю, практически  полумёртвую, подобрала местная колхозница Лидия Шиёнок и отнесла к себе в дом в деревню Заналючки,( где также размещался штаб 2-ой Белорусской бригады имени Пономаренко). Выхаживала долго, правда она оставалась  слепой.
Через три года после войны академик Филатов восстановил Наде зрение. Мать  четырёх  детей...  так  искренне  радовавшаяся и  этому  солнышку и  этому  ветру, и этому  МИРНОМУ   НЕБУ!
Она жила в Витебске, не говорила, что воевала. Спустя 15 лет она  вышла из  тени  забвения, когда услышала по радио, как начальник разведки 6-го партизанского отряда Ферапонт Слесаренко — её командир — говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь. .Только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек.
 Судьба уготовила  тяжёлый путь, который, как и  положено  ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ -  прошла с достоинством, сделав всё, что было в  силах, чтобы приблизить Великую Победу.

Надежда Александровна БОГданова (Надя  Кравцова — в замужестве). Самый юный пионер-герой в СССР.
 
Награждена: орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Отечественной войны II степени и медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «Партизану Отечественной войны I степени». Занесена в книгу почёта Белорусской республиканской пионерской организации имени Ленина.


"Как много жизни в этом хрупком детском тельце,
С душою девочки, в канун её весны.
В груди по-взрослому, без страха, бьётся сердце,
Перенося все зверства палача-войны!

На крышах Витебска ты красный флаг вздымала,
Фашистов устрашая дерзко, смело.
Поймав, пытали.…Расстреляли.…Оживала!
Надеждой сердце воскрешало тело.

Воскреснув в новой жизни, билась ты отважно,
Минировала и взрывала, и жила
Своей надеждой на Победу, и бесстрашно
Творила подвигов бессмертные дела!

И вновь схватили…И пытали изуверски:
Водой – в мороз, калёным камнем ступни жгли…
«Звезду» на детской спинке выжигали зверски
Гестаповцы, глумясь жестоко, как могли!

Но билось сердце непреклонно с жаждой жизни,
Борясь со смертью, в теле – на снегу во рву…
Скорбели по тебе все в отзвучавшей тризне,
А ты сквозь гущу лет вскричала им: «Живу…!»

Как много жизней в этом хрупком женском тельце,
С душой, прошедшей сквозь кромешный ад войны!
В груди по-прежнему с Надеждой бьётся сердце… 
И ноет на спине «звезда», тревожа сны."          Автор: Валерий  СТАРОСТИН   stihi.ru/2019/12/03/7842   

-----------------------------------------

Вдохновение здесь: http://www.stihi.ru/2019/11/24/10179



Надежда  Зернова