Я никому не нужен

Олег Гуменюк
Дневник одного безработного
 Я потерял работу… Таких, как я, в  моем городе десятки тысяч, в стране – миллионы. Социологи пишут, будто безработица даже полезна: когда 6-8 процентов трудоспособных граждан не могут найти работу, это якобы стимулирует тех, у кого работа есть, трудиться добросовестно. Возможно. Но не позавидуешь тем, кто попал в эти 6-8 процентов! Искать работу – нервное, унизительное занятие. Чтобы как-то легче на душе стало, начал я вести дневник, записывать все свои  приключения безработного. На душе полегчало, хотя работу так и не нашел…

12 октября. Кому нужна такая Конституция?
В Интернете прочитал объявление фирмы по подбору персонала, обещали «бесплатное трудоустройство». Захожу в офис этой фирмы. У кабинета, где проводится собеседование,  очередь. Дождался, захожу. Девушка лет 25, выслушав меня, «вылила ушат холодной воды», заявив: «Мы трудоустраиваем только тех, кому не более 55 лет». А мне больше.
«Но ведь это нарушение Конституции!- возмутился я.- Конституция гарантирует каждому гражданину право на труд и не уточняет, что у этого права есть ограничения по полу, возрасту, национальному признаку!» Помолчав, девушка добавила: «Мы можем вас внести в базу претендентов  за деньги». Заплатил, меня фотографируют, заполняют анкету. Будет ли толк?
Выхожу в коридор, на стуле сидит следующий посетитель,  мужчина лет 50. Через тонкую дверь, видимо, он слышал наш разговор и говорит мне: «Ты, братуха, еще веришь в Конституцию? Так она ж только на бумаге и хороша, а в жизни никто ее не соблюдает.  В Конституции много чего хорошего написано, но то одни обещания. В нашей стране все на брехне построено. Вот взять эту фирму. В объявлении они обещали бесплатное трудоустройство, а с тебя бабки содрали.  И так всюду у нас, кругом одно вранье».
С тяжелым сердцем иду по улице. Кто виноват во всем? Наверно, и мы, простые люди, тоже: ждем у моря погоды, надеемся, что кто-то нас защитит. А свои права надо   отвоевывать…

21 октября. Будь ты проклят, «минер»!
Три недели поиска работы оказались коту  под хвост, но вот, наконец, и мне улыбнулась удача: позвонили из редакции серьезной газеты, пригласили на собеседование. «Ждем вас завтра в 10 утра,- сообщила девушка с приятным голосом.- Не опаздывайте, пожалуйста!  Шеф очень не любит сотрудников, которые опаздывают. Недавно уволил талантливую журналистку за опоздания. Вы как раз на ее место претендуете.  После вас будут еще претенденты. Но, думаю, примут именно вас, ведь 24 года стаж работы по специальности – редкость. Приезжайте!»
Полночи я не спал, волновался. Утром жена погладила мой лучший костюм,  выдала новую  голубую рубашку. Еду в метро, волнуюсь. Только бы не опоздать! Но я предусмотрительный, выехал на 40 минут раньше. И вдруг выясняется: станция, куда мне надо, закрыта для входа и выхода! Многие пассажиры возмущаются. «Опять какой-то идиот под поезд бросился, или снова метро «заминировали». Что ж, опоздаем на лекцию»,- говорит девушке высокий парень с рюкзаком на плече. Сколько ждать?! Как добраться на собеседование?!-вертится в голове. Еду на ближайшую станцию, там пытаюсь забраться в маршрутку. Но на дорогах из-за критической ситуации в метро образовались пробки. Пока я доехал  до офиса, где проводится собеседование, на часах  10-55.
«Вы опоздали на 55 минут,- холодно говорит секретарша.-Шеф вас ждал полчаса, потом принял двух других претендентов. Вакансия уже занята, надо было не опаздывать. Всего доброго!»
Как побитая собака, понуро плетусь домой. Из новостей узнаю, что метро в тот день «заминировали» телефонные хулиганы. Это из-за них я упустил свой звездный шанс. Тысячи людей, как и я,  опоздали на работу. Ох, попадись ты мне, «минер» хренов! Я бы тебе кое-что оторвал…

30 октября. «Нужны расклейщики афиш»
Почти месяц ищу работу, и всюду шиш с маслом. А денежные запасы тают, на душе скверно. Читал, что безработица более трех месяцев вредна для личности: начинается депрессия, появляется комплекс неполноценности. Я всего месяц без работы, а в душе уже волки воют. Может, я сам виноват? Ищу по специальности, престижную – репетитор, журналист, художник,  а может, плюнуть на все и пойти не туда, куда хочешь, а туда, куда можно? Вот в объявлении написано «Срочно нужны расклейщики афиш. Оплата еженедельно». Пойду клеить объявления, если обществу не нужны мои знания. Звоню по объявлению.  Из трех телефонов ни один не отвечает. Опять не везет? Или Судьба пытается меня остановить, предостерегая: «Не опускайся! Клеить объявления никогда не поздно. А пока не перегорел, пока знания и умения есть, ищи работу по сердцу! По специальности. У тебя же красный диплом!  Зачем же ты учился? Чтобы клеить объявления?»
Я не знаю, что мне делать: хватать синицу, которая рядом порхает,  или тянуться к журавлю в небесах? Подхожу к доске объявлений возле дома. Почти вся занята объявлениями, тысячи людей ищут работу. Чего тут только не предлагают: и массаж на дому, и уроки английского, и обучение шахматам!  Вон и гадалка обещает предсказать судьбу. Пойти  спросить, когда я найду работу?
Вдруг к доске подходит высокий мужик, от которого несет перегаром, и на полдоски, прямо по живым объявлениям клеит свое, яркое, броское, в типографии отпечатанное - о концерте какой-то смазливой певички! Затем идет дальше по улице и клеит эту певичку на заборах, на стенах домов. Это и есть та работа, которую я хотел получить? Вот так по живым объявлениям, по чьим-то судьбам клеить объявления каких-то непонятных певиц? Не буду. Не для того я учился…

2 ноября. Сытый безработного не поймет
Быть безработным не мед, у меня уже начинаются комплексы. Чувствую себя лишним, ненужным. Я стал раздражительным, недавно из-за пустяка вот какая ссора произошла…
Пошли мы с женой на почту посылку получать. Выстояли очередь, получили. На стенде были  вывешены для продажи газеты, увидел я там  «Трудоустройство», мне бы  купить эту газету, но девушка, которая  стендом заведует, отошла на перерыв. Говорю жене: «Посиди, подожди меня. Мне нужно эту газету купить. Вдруг это голос моей судьбы? Представь, что там есть вакансия для меня». «Да эту девушку, может, полчаса ждать придется!-говорит жена.-Я не хочу ждать. Идем отсюда!» Обиделся я и выпалил сгоряча: «Ну и иди домой сама! А я дождусь и куплю». Жене меня не понять, у нее есть работа, зарплату получает. В пословице говорится: «Сытый голодному не верит», а по-современному это звучит: «Сытый безработного не поймет». Обиделась жена, вышла на улицу. Я быстро овладел собой, думаю: что  же я за свинья! На улице темно, хулиганья кругом полно, а я любимую женщину одну на улице оставил. Догнал жену, извинился, довел до квартиры. Сам  же побежал обратно на почту. Думаю, только бы не раскупили «Трудоустройство»!  Безработных вокруг пруд пруди, обидно, если последнюю газету из-под носа уведут, а в газете именно для меня вакансия. Захожу на почту, покупаю газету. Возвращаюсь домой, читаю. Ни одной вакансии по моей специальности! И ради чего я ссорился с женой, возвращался  на почту, деньги тратил? Как часто мы упорно стремимся к чему-то, растрачивая  силы, нервы, здоровье, а оказывается, что цель не стоит наших усилий…Может, не нужно нервничать? Может, если суждено найти работу, то она сама меня найдет?

5 ноября. Подсказка судьбы?
Почти месяц я не приносил в семью денег. И как это люди годами не имеют работы? Только теперь я понимаю, как страшна безработица. Это чудовищный упырь, гадкая ведьма, кровавый монстр, который пожирает твою душу, высасывая из нее надежды, радость,  самоуважение! Я хочу работать  журналистом или художником, хочу учить детей русскому или немецкому,  но по моему профилю вакансий нет. Нужны грузчики, продавцы, пекари, дворники, расклейщики объявлений. Я устал ждать и  согласился на одноразовые заработки. Работал пешим курьером, расклеивал объявления, даже грузчика подменял в магазине. Но эта работа, хоть и накормила мой желудок, унизила  мою душу. Не для того я учился столько лет…
Целый день я ходил и ездил по городу, разнося в офисы документы. Вечером, получив свои деньги, устало плетусь домой. На душе тоска, не о такой работе я мечтал. Замечаю у обочины карандаш, длинный, заточенный. Кто-то потерял. Люблю карандаши, писать и рисовать ими обожаю. Поднимаю  и прячу в сумку: ты мне еще пригодишься дружок-карандаш! Иду дальше и вижу у обочины еще один кем-то потерянный карандаш. Тоже длинный. Тоже заточен. Подбираю и его. Совпадение? А может, подсказка Судьбы? Мол, пиши и рисуй, это твое, а грузчиками и курьерами пусть другие работают…

9 ноября.  Кто высоко взлетает, тому падать больно
Наконец и на моей улице праздник! Целый месяц я расклеивал по городу объявления, предлагая услуги репетитора, и вот удача! Нужен репетитор для девочки-шестиклассницы. Целый день накануне я повторял немецкие фразы, рылся в словарях.  Волнуясь, как тогда, когда молодым учителем впервые шел на урок, переступаю порог квартиры. Милая девочка, зовут Дашей. Второй год учит немецкий, но не знает практически ничего: не понимает даже, что значит слово «Deutschland», не знает, что такое артикль! Даже слова  «gehen» не знает! И за что учителям деньги платят? Выкладываюсь на все сто процентов, глаза у девочки горят, вижу, что ей интересно. Два часа пролетели как один миг. В конце занятия мама  ученицы сует мне в карман купюру, благодарит за урок. «Я Вам позвоню»,- говорит обнадеживающе. Вот оно счастье! Наконец-то и у меня появилась работа! Усталый троллейбус везет меня по вечернему городу. Смотрю на освещенные окна, за ними люди ужинают, пьют чай, смотрят телевизор.  У одних из  них есть работа и зарплата, другие не знает, где найти работу, и чувствует себя ненужным. Первые счастливы, не понимая, как хрупко их счастье. Ведь в любой момент каждый из них может потерять работу.
А я нашел, как здорово! Любимая работа! Учить с детьми немецкий – это мое. Я думаю по-немецки, интересуюсь историей Германии, занимаюсь сравнительной исторической лексикологией. Мне есть, что рассказать ученикам.
Приезжаю домой, сияя, как новая копейка. Дарю свой первый репетиторский гонорар жене, говорю: «Купи себе,  что хочешь. Теперь у меня будут деньги, надеюсь». Я счастлив, я чувствую себя мужчиной, я добытчик, я нужен обществу!
Эйфория проходит на следующий день. Звонит мама моей ученицы, говорит: «Извините, должна  Вас огорчить. Репетитор Вы, конечно, замечательный, и дочка моя от Вас в восторге. Но я не хочу, чтобы с ней в мое отсутствие занимался репетитор-мужчина. Мне нужна женщина-репетитор. Я не хотела Вам сразу говорить, но у дочки уже был репетитор-мужчина. Студент. С виду такой спокойный, а однажды, когда я была на работе, а он с дочерью один в квартире занимался,  этот мерзавец напал на мою девочку, пытался изнасиловать. У нее осталась страшная психологическая травма. Даша даже лечилась у психиатра.  Я не хочу быть все время в напряжении. С виду Вы человек порядочный, да и в возрасте,  но я мужчинам вообще не верю.  Извините, больше не приходите! Всего Вам доброго!»
На меня словно вылили ушат холодной воды. Вот она,  коварная жизнь, она – словно качели: то вверх, то вниз. Чем выше взлетишь, тем больнее потом падать. Я снова безработный…

12 ноября. Купюра на асфальте
Я опять ищу работу, расклеиваю объявления по городу, покупаю  газеты с вакансиями, звоню по объявлениям.  Такие, как я, не нужны.  Иногда мне хочется волком выть. Деньги в кармане тают. Вчера иду по улице, моросит дождь, у неба на душе так же тоскливо, как у меня. На асфальте лежит  купюра, мелкая, даже стаканчик чаю на нее в киоске не купишь, мокрая купюра,  жалкая, съежившаяся, как  трусливый мышонок. Прохожие ее не поднимают, видать, торопятся на работу в свои офисы, что им эта мелочь? Животы понаедали, наклониться не могут, да и не станут ради такой мелюзги силы тратить. А я не гордый, не гордый да к тому же безработный, я наклонился, поднял мокрую купюру, бережно положил в карман. Безработица сделала меня экономным и суеверным, и я хочу понять, что значит эта подачка Судьбы? То ли она подбодрить меня хочет, то ли намекает, что в наше время такие устаревшие интеллигенты, как я, больше, чем мелкая купюра не стоят?  А может, я просто тихо схожу с ума? Неужели никому не нужны мои способности и знания? Неужели я никому не нужен?