Интервью с Константином Фроловым

Павел Кожевников
Недавно я принялся писать статью о Константине Фролове. Пролистал свой архив, нашу с ним богатейшую переписку, отзывы знаменитых писателей, поэтов, артистов, бардов, кинематографистов, его земляков из Новохопёрска и Крыма, предисловия и послесловия в сборниках его стихотворений и рассказов и ... опустил руки: что же можно сказать нового об этом удивительном, уникальном поэте, музыканте, путешественнике, артисте..., когда всё уже написано? А не лучше ли просто побеседовать с ним? Так возникла идея этого интервью...
Мы познакомились случайно, по интернету. Была какая-то дискуссия одного автора прелестного стихотворения с группой «критиков». Мне показалось нечестным, что «все на одного», и я вмешался. Вдвоём мы быстренько, культурненько, языком фактов, «утихомирили» их. На следующий день мне пришла записочка на электронную почту с благодарностью от некоего Фролова. Я ответил. Ради интереса открыл его страничку на Стихи. ру и ... обомлел! Это был не средненький поэт, которых сейчас пруд пруди, а настоящий Мастер слова! Я не поверил, что такой Поэт не погнушался этим, в общем-то, «дешёвеньким» сайтом, разместив на нём свои великолепные произведения. С тех пор мы дружим, дружим, никогда в реальной жизни не встречавшись. Наша дружба – «виртуальная», посредством кратеньких записочек по интернету. Две-три строчки или более, где стихи, шутки, анекдоты. Мы всё друг про друга знаем. Мы стали настолько близки, что я уже не представляю свою жизнь без доброго слова, мудрого совета, поддержки в трудных жизненных ситуациях, да и просто «как-дела-приветствий», которые ждут меня каждое утро. Можно сказать, что мы слышим друг друга сердцем...
Костя покорил меня не только своим необыкновенным талантом Поэта, но и такой обязательностью и порядочностью, которые сейчас редко встретишь. Поэтому, когда я смотрел его спектакли по интернету, где он с супругой Верой (прелестной спутницей жизни, его Музой) выступал в роли императора, адмирала или исполнителя романсов начала ХХ века, то забывал и о нём, и о времени, растворяясь в увиденном. Для меня Константин и Вера не играли - они были этими героями России.
Мало кто знает, что с друзьями - В. С. Лановым и А. Михайловым – Константин и Вера исколесили всю Россию. Вот где настоящие подвижники, настоящие патриоты своей страны!
С удовольствием представляю своего друга, замечательного человека Константина Фролова.

Визитная карточка:
Фролов Константин Юрьевич. Родился 04.01.1956 г. в г.Урджар, Семипалатинской области, Казахстан. В 1957 году семья вернулась на родину отца в г.Новохоперск Воронежской обл., где окончил музыкальную школу по классу фортепиано и среднюю школу. В 1978 г. после окончания исторического ф-та Воронежского государственного педагогического университета, работал директором восьмилетней школы. В 1983 году переехал в Крым, работал художественным руководителем ДК в Раздольненском и Сакском р-нах.
В 1989 г. приглашен в Крымскую Госфилармонию, в группу народного артиста СССР Ю.И.Богатикова . В 1996 г. получил приглашение в труппу Крымского Академического Русского Драматического театра им. Горького, г.Симферополь.
В 1998 г. основал дуэтный театр «Улыбка Пьеро», в котором помимо Константина играет его жена - актриса Вера Петровская. В настоящее время является художественным руководителем, режиссером и сценаристом данного театра.
Писал песни, романсы и снимался в художественных фильмах российских режиссёров: А.Ростоцкого, («Мужская компания», «Моя граница»,) Н.Бондарчук, ( «Одна любовь души моей»)И.Талпы,(«Сармат») В.Панина, («Залив Страстей»), С.Тарасова («Ностальгия по будущему») и др.
12 –серийный фильм «Сармат» (режиссёр И.Талпа), на титрах которого звучит песня К.Фролова, написанная совместно с московским композитором И.Кантюковым, был удостоен премии «Золотой Орел» как лучший сериал 2005 года.
Увлечения: Лётчик-спортсмен, парапланерист, радиолюбитель, яхтсмен, путешественник, видеооператор, музыкант.
Кавалер ордена «За верность Долгу», Республика Крым, 2017. Член союза писателей России, 2013, Член союза театральных деятелей России, 2015,
Заслуженный артист Автономной Республики Крым, 2008, Лауреат Государственной премии Крыма, 2000,
Лауреат премии им. В.Аносова Союза театральных деятелей в номинации «Рыцарь сцены», 2006. Обладатель «Золотой Тавриды» в области киноискусства, теле-кинофорум «Вместе»,2003, 2005; Грамота Симферопольской Крымской Епархии за участие в деле возрождения Святыни Православной церкви – кафедрального собора св.Александра Невского в г.Симферополе, 2007; Обладатель золотой медали «Первый космонавт Земли Ю.Гагарин» за заслуги перед космонавтикой, 2011; Кавалер креста «За мужество и гуманизм» Союза ветеранов локальных конфликтов, Россия, 2010; Лауреат Всероссийского конкурса «Романс, ХХ1 век» на канале «Культура», 2011; Лауреат Всесоюзного фестиваля им.В.Грушина, 1978, 1987; Лауреат литературной премии им. Н.Гумилёва Союза писателей России, 2009; Лауреат литературной премии им. А.Куприна, 2013; Лауреат премии «Золотой соловей» им. А.Фатьянова, 2014.
Автор многочисленных книг, сборников и публикаций в журналах России, Украины...
П.К.: Костя, во-первых, огромное спасибо за то, что нашёл время и согласился ответить на мои вопросы и вопросы читателей «Горизонта». Итак, начнём? Где ты сейчас? В Сибири, Москве? Ведь тебя дома не застать?
К.Ф.: Только что прилетели с Верой из Москвы. Гастролировали там почти три недели. Были в Калуге, Полотняном Заводе (имение Гончаровых, где Александр Пушкин сделал предложение Наталье Гончаровой), в Малоярославце, где русские войска в 1812 году остановили армию Наполеона и заставили её отступать по старой Смоленской дороге, уже разграбленной завоевателями. В самой Москве я дважды выступал на открытии и закрытии кинофестиваля «Русское Зарубежье». Кроме этого было несколько концертов для кадетов Навигацкой школы, ветеранов контрразведки РФ и др.

П.К.: Ты пишешь песни, стихи, играешь в театре, снимаешь фильмы, летаешь на самолёте и параплане, ходишь под парусом и разговариваешь со всем миром по радиостанции, путешествуешь... Так кто ты, в первую очередь?

К.Ф.: В первую очередь я – поэт. А всё остальное помогает мне быть поэтом.

П.К.: Интересный ответ! А чем «живёт и дышит» сегодня поэт? Над чем работаешь, что сочиняешь, что читаешь?

К.Ф.: Честно скажу, на лирику пока не тянет, нет времени. В основном, рождаются произведения, связанные с судьбой России и наших соотечественников. В настоящее время читаю книгу Ивана Лукаша о судьбе наших солдат в Галиполи, на турецком берегу, после ухода Белой Армии из России в 1920 году. Уже родилось несколько стихотворений.

П.К.: Расскажи о своих родителях, детстве. Кто сформировал тебя как творческую личность? Помнишь ли своё первое стихотворение?

К.Ф.: Мой отец – Фролов Юрий Константинович, был инженером охраны леса. Всю жизнь посвятил этому делу. При нём наш район был первым в области по борьбе с пожарами и браконьерством. Моя мама – потомственная дворянка из рода Кологривовых. Об этом роде упоминает А.Пушкин в своём произведении «Начало биографии». От неё все мои творческие задатки – музыка, поэзия, история Отечества, иностранные языки. Музыкальная школа по классу фортепиано – это её заслуга. Первые стихи появились классе в 7-8-м, когда я впервые влюбился. Помню, что сочинения по литературе частенько писал в стихах. Это заслуга нашего прекрасного учителя Мячина Митрофана Никифоровича. Светлая ему память! Одно из этих сочинений посвящалось творчеству С.Есенина. Это был примерно 1972-73 год.
«Звучит басовая струна,/ Дрожит букет сирени… / Налить тебе бокал вина,/Мой друг Сергей Есенин?/ Ты молча смотришь со стены, /Не зная, вероятно,/Что современные девчата/ В тебя ужасно влюблены…»

П.К.: Неплохо! А что ты думаешь о сегодняшней, современной российской литературе и международной? Не забила её «всемирная паутина»?

К.Ф.: Не буду категоричным в этом вопросе. Но мне кажется, что наша отечественная классика отодвинута на задний план. Народ что-то читает, это видно. Но, в основном, это детективы и прочая одноразовая ерунда. Я как-то пытался читать современную литературу наших популярных писателей, но быстро бросил. Я уже не говорю о массе орфографических ошибок и опечаток, но сам куцый язык, масса заимствованных слов, имеющих аналоги в русском языке, низость интересов главных героев – всё это не вызывает желания продолжать общение. Меня, в первую очередь, интересуют книги, связанные с историей – и моей страны, и всемирной. Делать обобщающие выводы я не буду. Но то, что нынешняя молодёжь практически не знает, что такое эпистолярный жанр, – это отчётливо видно в интернете. Безграмотные всхлипы и вопли, плюс смайлики – это вместо вразумительной оценки чего-либо, поздравления и пожелания друзьям и близким. Грустно всё это.

П.К.: Какая музыка тебе нравится (жанры, коллективы, отдельные произведения)?

К.Ф.: В юности я был индивидуалистом в этом плане. Я не сходил с ума от рока, от популярных ансамблей типа «Битлз», «Роллинг Стоунз» и т.д. Мне нравились – Рафаэль, Джо Дассен, Демис Руссос, Шарль Азнавур, Хулио Иглесиас, АББА. Современные виды «западного искусства» я не принимаю. Оно рассчитано только на инстинктивные движения тела и мозга. Низкие частоты и ритм – для молодёжи, пожалуй, больше ничего не нужно. Им некогда думать, а иногда и нечем. Мы – славяне, иногда это пишется как слОвяне, от СЛОВА. Для нас всегда было важно в первую очередь содержание песни, а не мелодия или ритм. Мы всегда вслушивались в песню, а не тупо двигали бёдрами и другими частями тела. В настоящее время в России идёт наступление на отечественную культуру. Оно цинично, безжалостно и агрессивно. На русских конкурсах песни участники поют на АНГЛИЙСКОМ языке! Какая республика или народ в России говорят на этом языке? У нас свыше 180-ти национальностей, народов и этносов. В школах преподают на 70-ти языках! На СЕМИДЕСЯТИ!! Так пойте на этих языках! Нет. Идёт культурная агрессия с Запада. Это печальный факт.

П.К.: Как рождается песня у тебя? Что сначала: стихи или мелодия?

К.Ф.: По-разному. Чаще всего я сначала пишу стихи, а потом кладу их на музыку. Это проще. Но бывали случаи, когда мне звонили знакомые композиторы и говорили, что для фильма нужно написать песню. Музыка уже есть. Дело за стихами. Я беру рисунок мелодии и пишу на него тексты. Для этого мне нужно знать сценарий, чтобы попасть в цель. Пока всё получалось благополучно.

П.К.: Какие ещё скрытые от публики таланты и увлечения есть у тебя?

К.Ф.: Я невероятно благодарен своим родителям, потому что они наградили меня многими способностями, которые я в течение жизни развиваю в себе. Я не говорю о нормальном здоровье, за что отдельная благодарность матери и отцу. Не курю, к алкоголю отношение спокойное – только по поводу и в меру. Занимаюсь спортом с малолетства. Мой отец всегда был для меня примером. Многое из того, что он делал, мне так и не удалось достичь. Но стреляю я прилично из многих видов оружия – от пистолета до спортивного лука и охотничьего ружья. Вожу практически любой вид транспорта вплоть до самолёта. Да и вертолётом приходилось управлять. Самое главное, что я взял у родителей – ничего не бояться и браться за любое дело. С детства меня увлекала астрономия и радиотехника. Я своими руками собрал телескоп, когда учился ещё в 5-м классе. В это же время я собирал радиоприёмники в мыльницах. И они работали, хотя у нас была зона неуверенного приёма. Уже будучи директором школы, я получил радиолюбительский позывной и начал работать в эфире. Особенно мне нравилось работать морзянкой с дальними корреспондентами. У меня есть множество связей со всеми континентами - вплоть до Антарктиды, а также с многочисленными островами, яхтами и кораблями. А также связь с МКС, когда там летал мой друг, лётчик-космонавт Юрий Лончаков, тоже радиолюбитель. Своими руками я собрал с десяток сложных радиостанций 1-й категории. Некоторые из них работают до сих пор. Кроме этого, у меня есть моторчик, как у известного Карлсона. Это ранец с мотором и пропеллером, который надевается на плечи, к нему цепляется параплан – и вот вам готов маленький летательный аппарат. Называется – парамотор. Наверняка что-то забыл. Но это не суть важно.

П.К.: Впечатляет! Надеюсь это всё?

К.Ф.: Нет, просто долго всё перечислять.

П.К.: А ты попробуй, мне интересно, сколько ещё у тебя хобби?

К.Ф.: Ну, сам напросился: я ещё коллекционирую монеты. В студенческие годы коллекционировал значки. В институте пять лет выступал за сборную по пулевой стрельбе из пистолета. Выполнил КМС. С детства у меня страсть к оружию. В основном, ручному – пистолеты, револьверы. У меня есть каталог оружия А.Б. Жука. И постепенно я собрал приличную коллекцию пистолетов и револьверов. Это, разумеется, реплики, ММГ или пневматические образцы. Но они сделаны максимально близко к настоящему оружию.   Больше всего меня привлекают ретро модели – Кольты, Ле Ма, парабеллумы, Беретты, маузеры, наганы, вальтеры и т.д. ...

П.К.: Сдаюсь! Тогда вот такой вопрос от школьника из России: «Твой жизненный принцип»?

К.Ф.: Я часто напоминаю своим собеседникам и оппонентам слова Александра Невского: «Бейся там, где стоишь!» То есть, делай, что должно. Если каждый будет качественно исполнять свои обязанности, то всё будет хорошо. Ты сапожник? Делай сапоги так, чтобы они не промокали и чтобы подошва не отваливалась. Поэт? Пиши так, чтобы у людей мурашки бегали по спине и слёзы радости и соучастия навёртывались на глаза. Сейчас нам навязывают «западный взгляд на вещи». То есть, если ты благополучен, значит всё хорошо. А на остальное наплевать. Но это путь в никуда. При СССР была песня, в которой были такие слова: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!» Именно поэтому наши деды победили в Великой Отечественной. Нашей молодёжи пытаются внушить шкурный взгляд на бытие. И это меня очень тревожит. А начинают с того, что перевирают и сокращают историю. Многие выпускники не могут ответить на простейшие вопросы – Кто такой Гагарин? Когда была Сталинградская битва? И т.д.

П.К.: Ну, в этом вы не оригинальны. И у нас такое же, когда молодые люди не знают элементарных вещей. Недавно где-то вычитал, что у поколения “Z” мозг втрое меньше, чем у их сверстников из нашего поколения оттого, что молодые люди ничего не читают, а ответы на все вопросы находят в Википедиях...
Но, продолжим. Ты сказал: «Нашей молодёжи пытаются внушить этот взгляд (думать только о своей шкуре, а не о своей стране.)» А кто пытается, и почему «им» это, и не только это, а и открытую русофобию, ксенофобию разрешают. Я говорю сейчас не только о нашумевшем г-не Гусейнове, а и о Шендеровиче, Сытине, Гозмане и других либералах (так они себя называют), которые открыто говорят нелицеприятные вещи о русском народе, языке, религии.

К.Ф.: В 90-х у нас произошла трагедия вселенского масштаба. И так же, как в 1917 году, было чудовищное предательство верхушки. Тогда, в феврале 1917-го, министры и близкое окружение Николая Второго предали своего императора, о чём потом многие жалели, или делали вид, что жалеют. В конце 80-х Горбачёв с супругой были куплены за «стекляшки», как вожди африканских племён. Коммунистическая партия СССР оказалась пшиком. Фактически, один человек своим поступком показал, что КПСС – это пустой звук. Никто не воспротивился, не возмутился, когда сначала наши войска были выведены из Европы в голое поле. А потом и сама страна развалилась, несмотря на то, что 80% жителей СССР проголосовало ПРОТИВ развала страны! За выход из СССР были только Грузия и прибалтийские республики. В 90-х наши западные «партнёры» проникли в святая святых – на секретные военные заводы. Они написали нам свою конституцию со своими правилами, к власти пришли опять-таки купленные за 30 сребреников дельцы, разворовавшие всё, что можно. Эти дельцы чаще всего обучались в западных вузах, где их обрабатывали специалисты «по переделке мозгов». 10 лет Россию рвали на куски и втаптывали в грязь. Даже отчеканили медаль «За победу над СССР». Но наступил новый век, и к власти пришёл… РАЗВЕДЧИК! Я мог бы дальше не продолжать. Разведчики – это люди, которые ежедневно рискуют жизнью ради Родины. Это высокообразованные специалисты, знающие всю подноготную своего потенциального противника. Кто-то сейчас прошипит – КГБ. Да, КГБ! Именно КГБ! Но не то, которое отправляло людей в ГУЛАГ. Дело в том, что наши пограничники – это тоже КГБ. Я думаю, что никто не будет ругать своих пограничников. Кроме того, наш президент – это представитель ВНЕШНЕЙ разведки! Почувствуйте разницу с НКВД и ГУЛАГом. А кого набирали во внешнюю разведку? Только самых преданных и верных. Самых смелых и образованных. Поэтому вся Европа ничего не может с нами сделать. Наш президент видит их всех насквозь, как под рентгеном. И ещё один факт, который может быть самым главным. Наш президент – ленинградец. Его родители прошли всю блокаду. Мать чуть не погибла от голода. А старший брат погиб. С таким багажом человек просто не может быть предателем интересов своей страны. Юридическое образование помогает президенту не совершать ошибок. Поэтому у нас пока и навальные, и гозманы, и шендеровичи визжат на каждом углу, но они себя давно дискредитировали. На площади выходит небольшая кучка безграмотных юнцов, которые ничего не в состоянии сделать. Если бы наш президент с самого начала стал бить горшки, его давно бы уже не было в живых. В России ещё никогда не было такого лидера! Это лидер мирового масштаба. Он уже создал альтернативу Западному миру. И теперь мир, как минимум, - двуполярный.

П.К.: Ты был директором школы. Что сейчас в ваших школах преподают? Слышал, что копировали нашу американскую систему образования. Я тебе как-то высылал свою статью о кризисе образования в США. Неужели до сих пор копируют?

К.Ф.: Её внедрили нам опять-таки наши западные «партнёры» при помощи фонда Сороса ещё в 90-х. И она, к сожалению, уже сыграла свою роль в разрушении нашего образования. Но всё чаще и чаще стали слышны голоса о возвращении к нашей отечественной системе, по которой уже давно обучают детей в Финляндии и многих других странах мира. А недавно эту систему позаимствовала Англия. 10 лет разрушения государства – это очень много. Сразу всё восстановить невозможно. Но стремиться к этому нужно. Кадров не хватает.

П.К.: Достижения, которыми ты гордишься?

К.Ф.: Достижения – это всё суета. Но навскидку вот это:

1. Я работал вожатым в Артеке и там встретил жену, с которой вместе уже более 40-а лет.
2. Моими друзьями в разные времена были такие люди, как Андрей Ростоцкий, Михаил Иванович Пуговкин, сейчас это - Александр Михайлов и Василий Лановой, космонавт Юрий Лончаков. Это самые яркие личности, которые всем известны. Но есть ещё и менее известные, но необычайно интересные и порядочные люди, дружбой с которыми я горжусь.
3. Благодаря таким людям я побывал в разных частях света, написал много стихов и песен, обогатил свой внутренний мир.
Думаю, всё остальное вторично: и звание Заслуженного артиста Крыма, и многочисленные премии и лауреатства, а также награды.

П.К.: Ты опередил меня. Я только что хотел спросить о твоей супруге – Вере Петровской. Кстати, это её настоящая фамилия или сценический псевдоним? Кто она, откуда, как вы встретились?

К.Ф.: Петровская – это девичья фамилия её матери. Вера взяла её в качестве сценического псевдонима. Так принято у артистов, чтобы на афише были разные фамилии. Вера – дочь военного. Её детство и юность прошли в Венгрии, Польше, Латвии, хотя родилась она на Украине. Вера обладает потрясающим педагогическим талантом. Когда мы работали в школе, у неё всегда были самые лучшие, самые дружные классы. И практически не было «трудных» детей. Она со всеми находила общий язык. Дети её обожали. Но у Веры есть и артистический талант. Она могла бы быть ведущей актрисой театра или сниматься в кино. Но она предпочла стать Музой поэта Константина Фролова.

П.К.: В чём, по-твоему, секрет счастливой семейной жизни?

К.Ф.: В любви. В понимании. Во взаимных уступках и постоянной помощи друг другу. В детях. Семья – это парус в бушующем море. И если команда начнёт капризничать и качать свои права, – лодка утонет. У нас есть ещё один секрет: мы занимаемся ОДНИМ делом. Поэтому нам никогда не скучно, нам всегда есть о чём поговорить, что обсудить, к чему готовиться.

П.К.: Кто ты по гороскопу?

К.Ф.: Я Козерог. И во многом соответствую этому зверю.

П.К.: Это я для читателей спросил. Про то, что ты «крутишь рога» недругам я уже знаю. И могу сказать то, что и другие качества этого 10-го знака зодиака точно твои. Был бы гадалкой, сказал бы, что ты постоянен во многих привычках и взглядах. Миролюбив, но подлость и предательство не приемлешь. Рассудителен. Иногда упрям, но чаще – упорен. Стараешься добиваться намеченного, что часто и происходит. Кажется всё?

К.Ф.: Нет, там ещё есть, что тоже про меня: Не ставлю перед собой запредельных целей, трезво оцениваю свои возможности и соразмеряю их со своими потребностями. Ценю дружбу и верность. Держу данное слово.

П.К.: Что-то ты, мой друг, уж слишком идеальным выходишь. Колись, всего «раба выдавил из себя» или осталось что-то?

К.Ф.: В жизни со всеми случаются ошибки. Наверняка, они были и у меня. Но что-то серьёзное, что мучило бы до сих пор, слава Богу, меня миновало. Даже если бывали какие-то закавыки, они потом превращались в плюсы и помогали мне преодолевать новые препятствия. Единственно, что меня время от времени заставляет тосковать, – это то, что мало времени уделял своим близким людям – отцу, матери. После института пять лет поработал директором школы на родине. Время от времени навещал родных. Но потом уехал с семьёй в Крым, а оттуда выбираться было сложней. Раза два в год, в лучшем случае. Привозил дедам внуков на лето, а потом забирал их в августе. Вот и всё. До сих пор жалею, что мой дед рано ушёл, и я ни о чём не успел его расспросить. Мне тогда было всего 5 лет.

П.К.: Тебе ещё повезло, а я ни одного из своих дедов не видел, а так хотелось поговорить... Извини за следующий вопрос. Он личный, можешь не отвечать, если хочешь. Огромная часть читателей «Горизонта» люди верующие, христиане, мусульмане, иудеи... Для них интересно узнать веришь ли ты в Бога?

К.Ф.: Я не знаю, как выглядит Бог. Но то, что Высшая Сила существует, я в этом уверен. Неоднократно я в этом убеждался на собственном опыте. Господь хранил меня и мою семью от многих неприятностей. Уже одно то, что мой дед вернулся с войны целый и невредимый, хотя и был ранен в шею, но несерьёзно, подтверждает, что Бог есть. А ведь он ушёл на фронт 9 марта 1942 года и сразу попал в блокадный Ленинград. А потом прошёл всю Прибалтику и дошел до Берлина...
Несколько раз Всевышний сурово наказывал людей, которые хотели причинить мне и моей семье серьёзные неприятности. Я догадался об этом много лет спустя. Не знаю, крещён ли был я с детства. Но в 2000-м году я покрестился вместе с дочкой Ксенией в красивейшем крымском храме Воскресения Христова в Форосе. Он был построен на живописной скале, окружённой амфитеатром крымских гор, в знак чудесного спасения императора Александра Третьего и Императорской Семьи во время крушения железнодорожного состава. И сразу в моей жизни стали происходить положительные изменения.

П.К.: Я знаю, что ты дружишь с В.С. Лановым. Мне даже посчастливилось получить через тебя его книгу с необыкновенно тёплым автографом. Расскажи о нём, что он за человек?

К.Ф.: Василий Семёнович – это уникальный представитель отечественной культуры. Одно то, что он может ВОСЕМЬ часов подряд читать наизусть Пушкина – говорит о многом. Его голос, немного глуховатый, до сих пор звучит не только в художественных фильмах, но и в документальных. Это человек, который не снимается в рекламе. Не любит современных журналистов, для которых самое главное – это скандал. Он пережил несколько серьёзных ударов жизни, например, когда потерял любимого сына. В то же время, это необычайно верный друг. С Василием Семёновичем мы встречались на концертах ещё с начала 90-х. Но близко сошлись в 2012-м, когда он увидел наше выступление «Недаром помнит вся Россия!», посвящённое 200-летию Бородинского сражения. В это время сам Лановой готовил подобную программу в Концертном зале им. Чайковского. Он бросился к нам и попросил мои стихи для своей программы. После этого мы стали регулярно встречаться и как коллеги, и как друзья. За это время мы провели множество совместных концертов в разных уголках нашей Родины. Василий Семёнович бывал у нас в гостях в Крыму, а мы - у него в Москве. Мы часто созваниваемся по разным поводам, да и без поводов, просто спросить, как дела, как здоровье?

П.К.: А другой твой друг, Александр Михайлов, что он из себя представляет в жизни?

К.Ф.: Александр Яковлевич Михайлов, Саша, Санечка… Так мы его называем. Это настоящий русский мужик, именно в таком смысле слова – надёжный, верный, честный, справедливый, совестливый – НАСТОЯЩИЙ. У меня есть стихотворение, посвящённое ему, называется – «Совесть». Дал слово – сдержи! Обижают слабого – защити! Увидел голодного – накорми! Родина – превыше всего! Александр начинал свою взрослую жизнь моряком на рыболовном судне. Обошёл всю северную часть Тихого океана. Чуть не погиб, когда во время шторма судно стало обрастать льдом. Эта взаимовыручка сохранилась в нём до сих пор. Поэтому в своих фильмах он тоже настоящий. Он не играет. Он живёт. И ему веришь!

П.К.: Долго думал, задавать ли тебе вопрос о твоём друге Андрее Ростоцком. Знаю, что он для тебя значил и то, что ты до сих пор его оплакиваешь. Расскажи кратко, как вы подружились?

К.Ф.: В 1980 году мы посмотрели фильм «Эскадрон гусар летучих». Я был потрясён фильмом и ролью Андрея. В этот же вечер написал песню. Но прошло почти 9 лет, прежде чем мы встретились и я спел ему эту песню. С Андреем было покончено. (;) Он расплакался, слушая эту песню. Мы обменялись адресами, и с тех пор 13 с половиной лет я останавливался в Москве только у него. Было написано почти три десятка песен для его фильмов и сценариев. К великому сожалению, в 90-е осуществить эти проекты было невозможно. Поэтому, большинство сценариев так и не стало фильмами. Потом были съёмки фильма «Моя граница». Во время этих съёмок Андрей трагически погиб, сорвавшись со скалы. Но песни и фильмы Андрея живут до сих пор.

К.П.: Было ли что-то мистическое в его неожиданной смерти?

К.Ф.: Было. У Андрея был довольно узкий круг близких друзей. И вот незадолго до гибели в этот круг вошёл ещё один персонаж, который уговорил Андрея… сменить веру. То есть, он стал убеждать его, что христианство – это не наша, славянская вера, а пришлая, чужая. А наша исконная вера – это язычество. И убедил. Андрей снял крест. И вот накануне Пасхи, в ночь с 4 на 5 мая 2002 года члены съёмочной группы предложили отметить этот праздник. Андрей сказал, что это не его праздник, но группа может отметить, если желает. Через несколько минут после этого он стал открывать кетчуп… и пролил его на себя. Он сам сказал, что это плохая примета, и что в группе будут потери. Что потом и произошло буквально через несколько часов.
 
П.К.: Что из сочинённого тобой самому нравится больше всего? Ну, к примеру, какой из своих романсов поёшь, когда грустно, или когда радостно на душе?

К.Ф.: Есть несколько песен, которые давно живут своей жизнью. Они оставили свой след в душах очень многих людей. Это «Посвящение женам декабристов», «Ксения» (после этой песни десятки родителей стали давать это имя своим дочерям), «Оле Лукойе» (посвящение Андрею Миронову), «Мой ангел Анна» (посвящается любви адмирала Колчака и Анны Тимирёвой), «Голубчик». Много чего. Это ведь мои дети. В каждом романсе есть частица моего сердца. «Памяти сладкая мука», «Река-река. Движенье сонных вод», «Часовня».

П.К.: Вот такой вопрос пришёл: «Скажите, вы – интеллигент?» Честно, мне и самому хотелось бы узнать это. Недавно в Москве была передача на эту тему, так там учёные мужи просто запутались в этом термине.

К.Ф.: Я считаю, что да. Сущность интеллигента не только и не столько в знаниях, а в соблюдении моральных норм. Я знал некоторых малообразованных людей, которые могли дать фору очень многим нынешним профессорам и аристократам. Эти люди умели слушать и понимать собеседника, могли ему возразить или согласиться, не оскорбляя его. Они были милосердны и добропорядочны, отзывчивы и терпимы к другому мнению.

П.К.: Поговорим немножко о политике. Я получил много писем с просьбой узнать твоё мнение о тех или иных событиях. Почти все твои стихи, песни - о любви к России, о гордости за свою родину. А где она у тебя? Ты родился в Казахстане, жил в России, в Украине. Так где твоя Родина, Костя?

К.Ф.: Для меня Родина – это Великая Россия, самая большая и самая прекрасная страна в мире. И я уверен, что она такой и останется. Многие наши бывшие республики уже накушались свободы. Ещё немного – и они попросятся обратно, хоть чучелом, хоть тушкой. А мы их, как всегда, простим и примем под своё крыло.

П.К.: Круто! Поэт в России – больше, чем поэт – сказал как-то Евтушенко. Как с этим сейчас, кто из поэтов войдёт в литературу и историю? (Про тебя мне ясно – ты уже вошёл в литературу, твои стихи, кажется, уже в учебниках ...)

К.Ф.: Не буду говорить ни о ком. Это не моё дело. Хотя, как утверждают учёные, на вершине человеческого общества стоят именно поэты. Кто правил Грецией во времена Гомера? Лично я не помню. А Гомера помнят все.

П.К.: Многим из иммигрантов, уехавших в 90-е из СССР, непонятно, почему сейчас, когда напечатано столько книг, снято столько фильмов о ГУЛАГе, НКВД, Сталине, его культ личности – в России этот палач снова в почёте. Как ты относишься к Сталину?

К.Ф.: Я уже частично ответил на этот вопрос. В 1917 году царя предали его приближённые. Власть перешла в Временному Правительству во главе с Керенским, которое уничтожило Государство! Были распущены Армия, полиция, жандармерия, губернаторы  и т.д. и т.п. У власти оказались ничтожества, не способные ни на что, кроме разрушения. Власть лежала под ногами – бери, не хочу! И её подняли большевики. А поскольку в стране начался хаос, его можно было подавить только грубой силой, что они и сделали. Сталин тогда был далеко не самым первым в списке. Ленин с Троцким кровью и насилием восстанавливали власть. Это стоило невероятных жертв. Потом они сами за это и поплатились, поскольку им на смену пришли новые жаждущие власти. Среди них был и Сталин. У него были незаурядные способности. Великолепная память, осторожность и рассудительность. То,что он восстанавливал страну из разрухи, – это говорит о многом. Но восстанавливал он её примерно так же, как египетские фараоны строили свои пирамиды – о людях не думали - бабы новых нарожают. На Западе Сталина до сих пор не любят и даже боятся, потому что он не бросил страну и не скрылся в Лондоне или где-нибудь ещё, а стал строить заводы, гидроэлектростанции, железные дороги, укреплять оборону страны. Он сохранил золотой рубль! И не подчинился Америке и её доллару. Он создал атомную бомбу и защитил страну от западной агрессии, которая намечалась сразу же после Второй Мировой войны. Цена, которую заплатила Россия за всё это ,– чудовищная! Десятки миллионов жизней. Но страна уцелела. А причина всех этих бед – предательство верхушки в 1917 году, в феврале. Не было бы Февральской революции – Россия осталась бы монархией и победила в Первой Мировой. А стало быть, не было бы и Гражданской войны. Не было бы этих невероятных испытаний, глядишь, и Второй Мировой не было бы, так как сильная Россия не позволила бы её начать. Методы Сталина для меня чудовищны. Но других-то мер в то время, судя по всему, не было. Вспомните, что было в тех же Штатах в 30-х годах? Сколько безработных, бездомных, умерших от голода и нищеты? Но об этом почему-то не вспоминают. Не принято. А вот про Россию можно.

П.К.: Вот со всем согласен, кроме «других методов не было...» Как не было? Тот же пример твой с Великой Депрессией, которая разразилась не только в США, но и в других странах мира. Да, Рузвельт использовал драконовские меры для восстановления страны, но не было «троек», не было гулагов, не было «без права переписки», а были жёсткие экономические меры. И не правда, что не вспоминают об этом, в любом учебнике в школах это подробно описано. А в России народ опять ностальгирует по «железной руке», не зная правду о том ужасном времени.

К.Ф.: А в США была революция в то время? Что-то я не слышал. Ты упустил самое главное – ГОСУДАРСТВО было уничтожено! И всё начиналось с нуля! В США государство сохранилось, и худо-бедно, но работало. Попробуй сначала «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…» В глухом лесу – волчьи законы.

П.К.: Как и когда оказался ты в Крыму? Что там было? Что заставило тебя написать пророческое стихотворение «Мы вернёмся в Россию» за несколько лет до 2014 года?

К.Ф.: Первый раз мы приехали в Крым с родителями ещё в 1969 году. И сразу влюбились в него. Учась в институте, я дважды проходил полугодовую практику в Артеке, где встретил Веру. После окончания вуза мы пять лет отработали по распределению в Воронежской области. А потом уехали в Крым на ПМЖ. При СССР мы вообще не делили нашу Родину на республики. Она вся была наша! Когда же СССР распался, я был потрясён, но в то же время, прекрасно понимал, что Крым обязательно вернётся в Россию Я историк. Крым – это наиважнейший стратегический пункт, который ни при каких обстоятельствах Россия не отдала бы нашим окаянным «партнёрам». Вплоть до ядерной войны! Севастополь был продан НАТО Киевом задолго до майдана. Все ждали 2017 года, когда заканчивался договор о нахождении Российского Флота в Севастополе. Как только Российский Флот ушёл бы из Крыма, на следующий день там стояли бы натовские корабли с крылатыми ракетами, которые перекрывали бы Россию вплоть до Урала. Этого Россия никогда бы не допустила! Вспомните англо-аргентинскую войну за Фолклендские острова. И никто не возмутился. Попробуйте отобрать у Англии Гибралтар! Хотя это бывшая территория Испании! Я уже не говорю об Австралии и её аборигенах. У Западного мира есть «свои национальные интересы» во всех точках Земного Шара. США разместили во всём мире 800 военных баз! У России тоже есть свои национальные интересы. И с этим придётся считаться.

П.К.: Недавно я брал интервью у молодой поэтессы (она не любит этого слова, называя себя поэтом) из Донецка. Я говорю об Анне Ревякиной. Её пронзительные стихи, выступления на разных политических передачах, раскрыли для нас, живущих в США, этот кровавый конфликт по-иному, чем нам говорят СМИ здесь. Все знают, что Россия вмешалась в дела Крыма, нарушив договорённости с Украиной, аннексировав этот край. Но там хоть были основания для вмешательства. А в Донецкой и Луганской областях какие основания были? Хотя, наверное, были, но такое положение было и в Чечне, но там Россия вернула «бунтарей» силой оружия. Так почему вы Украине не позволяется сделать то же самое?

К.Ф.: Зря ты задал этот вопрос. Но я отвечу. Не надо путать божий дар с яичницей, как у нас говорят. Итак. В 1991 году в «Крымской правде» (газета такая) было опубликовано следующее: На Украине в армии проводилась ПЕРЕПРИСЯГА на верность украинскому народу. ВСЕМ ОФИЦЕРАМ задавался такой вопрос: «Готов ли ты воевать с Россией?» Не с Германией или Польшей, не с Францией или Америкой, а с Россией!! То есть, ещё в 1991 году создавалось АНТИРУССКОЕ государство. Именно тогда у меня появились стихи :

Зачем же рай сулите вы лукаво
За отреченье от святого права
Самим решать судьбу своей страны?
Ведь свастика висит над Украиной!
И кто её не видит – тот повинен
В первопричинах будущей войны!

Уже тогда были созданы бандеровские лагеря на Западной Украине.  Крым изначально проголосовал против выхода из СССР, то есть России. Но нас подло предали и продали Украине. Тем не менее, два года у нас был свой президент (Мешков), свой флаг и гимн, и даже время у нас было МОСКОВСКОЕ, а не Киевское. Потом местные правители нас сдали за обещания и подачки. Все 23 года Крым ждал возвращения в состав России. Поводом к этому был Российский Флот, стоявший в Севастополе. По всей Украине с самого начала независимости началось закрытие русских школ. Постепенно стала вытесняться русская культура изо всех сфер общества. Только Крым упорно сопротивлялся.  Ситуация накалилась, когда к власти пришёл Ющенко. Национализм взлетел до небес. Как историк я знал, что до 2017 года что-то важное должно произойти. Но националисты поспешили. Им бы подождать полгода – Янукович бы ушёл, а на его место пришло бы что-то ещё, более покладистое. Но они начали майдан, чем ускорили события. В Крыму засуетились татарские экстремисты. Их активно снабжала Турция и деньгами, и оружием. Это я знаю достоверно. Моим соседом был ваххабит, который сразу же после референдума сбежал на Западную Украину. По рации я слушал переговоры крымских татар с бандеровцами. Один из них помню до сих пор. Говорили все по-русски. Украинец говорил, мол, вы там подготовьте оружие, взрывчатку и отметьте на карте места, где что надо взорвать, а мы приедем и всё сами сделаем. У татар уже были готовы списки славянских семей, которых они собирались вырезать, как только в Крым приедут «поезда дружбы»... 
По поводу «вмешательства России». По договору с Украиной в Крыму России разрешалось иметь до 18 000 военнослужащих. На самом деле их было гораздо меньше. Так что выражение «Россия ввела свои войска на территорию Украины» - это абсурд. Российские войска в Крыму были ВСЕГДА. О «вторжении России» могут говорить только недалёкие люди. Что это за «вторжение» без стрельбы, без убитых и даже раненых? Возвращение Крыма в состав России – это был Всенародный праздник под стать Дню Победы. Я лично видел, как на референдум шли люди. Очередь занимали в 6.00 утра. Таксисты БЕСПЛАТНО подвозили людей к избирательным участкам. Инвалиды ехали на колясках. Им говорили: – Оставайтесь дома, мы вам привезём урны для голосования! Но те отказывались! Никаких вооружённых людей на участках не было и в помине! До самого последнего часа только часть крымских татар не шла голосовать, да и то только потому, что их не пускали свои же руководители. Но к вечеру, когда основная масса уже проголосовала, на участки кинулись и татары. Зато на получение Российского паспорта татары всегда были во главе очереди. 
О «вторжении на Донбасс» - ну хватит уже нести ахинею! Вы сами-то понимаете, что такое – Российская Армия, и что такое – добровольческие нацистские батальоны? Для уничтожения этих алкоголиков и наркоманов России даже вводить войска не нужно было бы. Один залп «калибрами» из Каспийского моря – и нет этих добробатов! Они бы даже не поняли, откуда прилетел этот …привет! Что вы ерунду несете! Российских войск на Донбассе не было и нет! Точка. Скоро даже Гаага докажет, что малазийский боинг был сбит украинцами по приказу Порошенко. В Малайзии это уже давно поняли. А с Чечнёй сравнивать – вообще абсурд. В Чечне Россия боролась с международным терроризмом за СВОЮ территорию. Съездите сейчас в Чечню и спросите у Кадырова, если мне не верите.

П.К.: То, как ты эмоционально среагировал на эти вопросы, говорит о незажившей ещё ране о том времени. Но рана есть и у твоих оппонентов. Как думаешь, скоро ли эти раны заживут, и заживут ли когда?

К.Ф.: Думаю, что нескоро. Моим оппонентам нужно трезво взглянуть на вещи, а не жить в своих иллюзиях и тайных желаниях. Наши западные партнёры сделали всё возможное, чтобы разжечь этот конфликт. А украинцы купились на «бесплатный» сыр.

П.К.: Сюда, в США, частенько наведываются ваши «либералы»: Шендерович, Быков, Макаревич, Ефремов и другие. То, что они говорят о России здесь, да и в самой России – необыкновенно смело, дерзко и необычно для нас, уехавших из страны тотального контроля. Они – патриоты или «предатели» на твой взгляд?

К.Ф.: Об этих, как бы из назвать покультурнее, - лжелибералах,  я даже говорить ничего не хочу. Извини.  Макаревич не может простить, что у него бизнес в Крыму пропал. Но он гордится тем, что его внуки совершенно не знают русского языка. О чём тут говорить? Быков – это вообще нарцисс без стыда и совести. Его презрение к своим же почитателям зашкаливает.

П.К: Резко! Но это твоё мнение... Много вопросов пришло на аналогичную  тему. Вот несколько наиболее интересных и острых: «Мне Константин Фролов, конечно, известен по долгу службы,(журналистская лямка). А вопрос такой: Где, по мнению Константина, проходит грань между здоровым патриотизмом и национализмом со знакомым запашком?»

К.Ф.: Вопрос, я думаю,  некорректный. Это два совершенно разных понятия. Патриотизм – это любовь к своей Родине и людям её населяющим. А национализм – это ненависть ко всем инородцам. О любви к Родине там речи не идёт. Послушайте, что орут на своих манифестациях националисты – «Смерть москалям!» или «Смерть ворогам!» Националисты готовы физически устранять тех, кто с ними не согласен. И они это доказали под Корсунем-Шевченковским, куда заманили крымчан, а потом гонялись за ними по полям на джипах и расстреливали из ружей, а также в Одессе, где заживо сожгли десятки людей на глазах у полиции, которая пальцем не пошевелила, чтобы это прекратить. Вы что-нибудь подобное слышали на шествии «Бессмертного полка», например? Украина изначально не могла быть мононациональным государством. Это уже была федерация!! Потому что там была целая Автономная Республика Крым! Потому что там уже было Закарпатье и Галичина. Везде своя культура, свой язык. А Одесса? Если одессита называли украинцем, он мог и в морду дать. И в этой стране националисты решили создать мононациональное государство? По последней переписи населения на Украине 70% назвали родным языком… РУССКИЙ! Это подтверждали и международные организации. Например, институт Геллапа. Так что не занимайтесь демагогией. В России 180 национальностей. А в школах преподают на 70-ти языках. И никто никого не ущемляет. Русский язык – язык объединяющий, наднациональный. Как в мире – английский или испанский.

П.К.: Еще вопрос, вытекающий из конфликта на юго-западных границах. «В чем разница, если она есть, между русскими патриотами, мечтающими "освободить землю" от "либералов и прочей прозападнической сволочи" и националистами украинскими, стремящимся к чистоте своей культуры, крови, нации, земли».

К.Ф.: Ребята, ещё раз: не смешивайте понятия «патриот» и «националист». Это разные вещи. В России, к сожалению, как и в любой другой стране (В ЛЮБОЙ ДРУГОЙ СТРАНЕ!) есть свои националисты, как бы они себя ни называли. Националист – это враг собственного народа! Чистой крови нет нигде в мире! Всё давным-давно перемешано. Даже в Израиле. Если кровь не обновляется, народ вырождается и вымирает. Сколько национальностей проживает в Америке? Вот то-то. А вот эта фраза «…стремящимся к чистоте своей культуры, крови, нации, земли» - это начало конца любого государства! Украинские националисты убивают своих же граждан на Донбассе за то, что те говорят на русском языке. А это геноцид, осуждённый мировым сообществом.

П.К.: «Константин Фролов со всей очевидной искренностью не жалует "либералов". А что взамен? Сильная рука? Тоталитарная власть? Домострой?»

К.Ф.: В такой стране, как Россия, не может быть никакой другой власти, кроме СИЛЬНОЙ. В 90-х мы это уже проходили. Чуть было не сбылась заветная мечта Запада о развале России на 50 мелких территорий, с которыми можно было бы делать всё, что угодно. Все, к сожалению, забыли императора Александра Третьего, который правил всего 11 лет. Но при нём Россия вообще ни с кем не воевала, а в Европе без разрешения русского императора не могла выстрелить ни одна пушка. Россия – мирная страна. Мы никого не собираемся завоёвывать. Нам со своей территорией и добром справиться бы! Поэтому не приписывайте нам своих мыслей и желаний.
 
П.К.: Я думаю, ты неправильно понял вопрос. Спрашивающий интересуется, а что строите: капитализм, социализм, монархию...? Здесь не попытка вас учить, просто здесь многие, действительно, не знают, что у вас происходит, есть ли демократия, что сейчас создаётся на месте СССР?

К.Ф.: Формально Россия – демократическая республика. Причём, свобод в России больше, чем в большинстве стран мира. Посмотрите на нашу оппозицию, которую в США уже давно бы посадили в каменный мешок за свои антиправительственные действия. А у нас она свободно вершит свои подлые дела. Для такой огромной страны, как Россия, нужна крепкая вертикаль власти. А на местах – грамотные и трудолюбивые руководители. Но с этим пока не всё в порядке.

П.К.:  Формально, говоришь, а на самом деле - современная Россия это демократия? Что строите-то?

К.Ф.: Нам постоянно что-то пытаются навязывать. Кто-то сказал, что республика и демократия – это плохо, но ничего лучше пока никто не придумал. В то же время, чуть ли не половина Европы – монархии! А Ближний Восток! И ничего, живут. А в Африке и Амазонии до сих пор есть племена, живущие в каменном веке. Не учите нас жить, господа. Что построим, то и построим. Ещё Столыпин говорил: «Дайте России двадцать лет мира – и вы её не узнаете!» В ХХ веке нам не давали этих 20-ти лет. Сейчас, слава Богу, пока более-менее спокойно. И как изменилась страна! Я езжу по России с концертами и вижу эти изменения. В России никогда не было легко жить. Но жить в России – это Честь, которая далеко не всем даётся.

…Пусть целый мир под бременем вины
Склонится молча у твоих сапог!
Ты – русский! Ты – частица той страны,
Которую в невесты выбрал Бог!

П.К.: Невеста Бога? Поясни?

К.Ф.: Ты это нарочно или серьёзно? Россия - Богом избранная страна. Ни одна страна в мире не переживала таких испытаний. Господь постоянно испытывает нас на прочность. То войны, то предательства, то катастрофы. Но именно поэтому мы готовы ко всему. Запад живёт в заповеднике, где вовремя кормят, лечат, балуют. Но что происходит с этими странами, когда на них кто-то нападает? Они тут же сдаются на милость врагу! Они не готовы сопротивляться за свою независимость. Главное - чтобы не пострадали их дома, дворцы, города, музеи! Взять ту же Францию во время Второй Мировой. Они сопротивлялись тем, что... носили вызывающе береты! А большинство работало на фашистов! Вот это - западный "патриотизм". Большинство Европейских стран не продержалось и нескольких дней против Гитлера. А у нас в Сталинграде ОДИН ТОЛЬКО ДОМ ПАВЛОВА держался дольше, чем ВСЯ ЕВРОПА вместе взятая! Мы привыкли к испытаниям. Но в результате - мы гораздо острее ценим свои достижения! И свою землю. И никому её не отдадим.

П.К.: Костя,  не горячись!  Вопрос закономерен: почему "в невесты"? Кто сказал, что русский народ - богоизбранный? Вот о еврейском - в Библии, о мусульманах - в Коране, а это откуда? 

К.Ф.: Да я не горячусь! Просто удивляюсь, что ты не знаешь этого!

П.К.: Не забывай, мой друг, я задаю вопросы не только от себя, но и от имени наших читателей. Так что, сказал «а» говори и «б».

К.Ф.: Ну вот, а ещё друг называешься! Ладно, поясню свою мысль. Россия – это Третий Рим. Начиналось всё в Риме Итальянском, потом перебралось в Византию. А теперь настало время России. Ты, наверно, в курсе, что сейчас идёт Эра Водолея. А Водолей  - это знак России. И это всё подтверждается последними событиями. Я не буду вдаваться в подробности, назову только несколько фактов.  17 мая 2007 года Зарубежная Русская Православная церковь подписала АКТ о каноническом общении с РПЦ Московского Патриархата.  А в этом году бывшая ранее частью Константинопольского патриархата церковная структура приняла решение о переходе в РПЦ.  Таким образом, завершилось воссоединение частей Русской Церкви, которые оказались отделены друг от друга в начале XX века. Я не знаю, что думают об этом евреи и мусульмане.  Мне это безразлично. Для нас, русских, самое главное – верить в то, что Бог любит Россию. И мы верим в это и видим множество подтверждений этому.

П.К.: Что, на твой взгляд, нужно сделать, чтобы Россия стала лучше?

К.Ф.: А мы это уже делаем. От нас убежали вечно голодные «братья», поэтому мы сейчас тратим деньги только на себя. Нам нужен мир. Для этого наши учёные придумали такое оружие, что никто не рискнёт на нас напасть. А будет мир – будет хлеб – будет песня. Постепенно мы вернёмся к нашей родной системе образования, к своей культуре. По продаже хлеба нам уже нет равных в мире. В космос даже американцы летают на наших ракетах. Никто в мире не строит атомные ледоколы, а тем более – плавучие электростанции! Охотское море стало нашим внутренним морем! Со стратегическим запасом месторождений углеводородов. Полмира покупает наше оружие. Даже члены НАТО! Вся Европа зависит от нашего газа. Только в нашей стране есть заводы по переработке ядерных отходов. А в США таких заводов нет, несмотря на потраченные миллиарды. Только в нашей стране есть самое глубокое пресное озеро Байкал. Москва по своему уровню (инфраструктура, дороги и развязки, транспорт, торговые, лультурные, спортивные центры, жильё и т.д.) спокойно соперничает с любыми столицами Европы. Можно перечислять очень долго. Наберите в поисковике «Сделано в России».

П.К.: А этот вопрос пришёл из далёкого Казахстана от нашего постоянного читателя Сергея Косицына: «Павел Григорьевич, как я понял, Константин сейчас проживает в Крыму. Хотел бы услышать его мнение на вопрос "Крым наш?  Как сами крымчане относятся, к этому?»

К.Ф.: Крым наш!!! Я уже говорил об это счастье, которое мы пережили во время возвращения Крыма в Россию. Построен МОСТ, уже продают билеты на поезда. Построено две новых электростанции, мощность которых почти в два раза превышает потребности самого Крыма. Построен великолепный аэропорт, не хуже столичных. Строится трасса Таврида через весь полуостров. Восстанавливаются заводы, закрытые при Украине. С питьевой водой тоже проблем нет. Вот для орошения воды не хватает. Наши украинские «братья» нам воду перекрыли. Наверно, из большой любви. Но мы переживём. Сельское хозяйство уже переориентировалось. Самое главное – мы под защитой матушки России! Мы в своей культурной среде. Нас не заставляют праздновать дни рождения Бандеры, Шухевича, Гитлера и прочих преступников. У нас паспорта с двуглавым орлом, а не с бандеровским трезубцем, а в паспортах не искажённые имена на украинский манер – Олександр, Ганна, Мыкола, а простые русские – Александр, Анна, Николай. Да и на купюрах не вурдалак Мазепа, а Крымский мост!

П.К.: Ты смотришь российское кино? Про сериалы не спрашиваю, они – вне здравого смысла. Что происходит с отечественным, некогда замечательным, кино?

К.Ф.: Здесь свои проблемы. Ушло поколение гениальных режиссёров – Герасимов, Ростоцкий, Бондарчук…Тем не менее, есть и современные интересные режиссёры – Урсуляк, Бортко, Шахназаров. Но на экраны выходят не шедевры, а зачастую – поделки. Очень много компьютерной графики. Слабая игра актёров, костюмы, которые сидят, как на корове седло, примитивные сценарии. С актёрами некому работать. Они порой снимаются одновременно в нескольких сериалах и совершенно не работают над ролью. Прибежал, погримасничал и убежал. Когда Станислав Иосифович Ростоцкий снимал «А зори здесь тихие», он уезжал с киногруппой в экспедицию, где актёры жили как их герои изо дня в день. Ходили в этой же одежде, готовили пищу, мылись в бане, всё сами чинили. Там всё было естественно. Раньше было киноискусство, а теперь – кинопроизводство. Вот и вся разница.

П.К.: Совсем недавно некий сайт ГлагоL поместил статью под этим заголовком: "ТОП-5 молодых русских поэтов, которых стоит почитать" .  Я прочитал этих "поэтов". Прочитал и опечалился за русскую поэзию. Не говоря уже о том, что авторам сайта не хватило букв в русском алфавите, не хватило русских слов, им ещё и не хватило элементарного чувства поэзии. Судя по этим "топовым" молодым графоманам , вы копируете и здесь запад. У нас давно поэзия превратилась в прозу, а проза в сводки полицейской хроники. Почему настоящие поэты, которых много в России, молчат?

К.Ф.: Поэты не молчат. Поэты пишут, выступают, читают свои стихи бойцам в окопах,  зрителям в залах, всем желающим  -  в интернете. Но люди, которые обзывают себя знатоками поэзии и вершителями поэтических судеб, на самом деле обыкновенные бизнесмены. Им ведь неважно, что написал тот или иной графоман. Им важно, чтобы он принёс деньги на сборник. Их совершенно не волнует, что эти сборники никто не будет покупать. Деньги то уже внесены. А дальше делайте с ними, что хотите. У меня такими «шедеврами» завалены все углы. Мне их дарят. Но читать это невозможно. А то, что можно читать, не печатают.  Потому что у настоящего поэта, как правило, лишних денег нет.  На том же СТИХИ.РУ ежегодно объявляются конкурсы на звание «ПОЭТ ГОДА». Самое главное, что никто им этого права не давал! Но огромное количество «талантов» принимает активное участие в этой профанации. Причём, не бесплатно!  Я почитал «победителей». Лучше промолчу. И таких конкурсов – море! Столько же и победителей.

П.К.: Теперь краткие вопросы и ответы:

- Кто твой любимый писатель, поэт, художник, композитор?

- Пикуль, Джек Лондон, Куприн, Паустовский… Пушкин, Блок, Гумилёв, Туроверов… художник Павел Рыженко, плюс наши классики… Рахманинов, Чайковский, Григ.

- Любимый цвет? - Зелёный

- Любимое блюдо? - Борщ, пельмени, селёдка под шубой, холодец, котлеты с пюре…

- Любимое выражение? - Прорвёмся!

- Что ты не любишь? Что ненавидишь?

-  Ненавижу предательство и лживость.

- Твой идеал мужчины, женщины? - Идеал мужчины – Пересвет. Идеал женщины – моя Муза Вера.

- Твои пожелания читателям газеты «Горизонт»*.

К.Ф.: Наверняка мои ответы были многим неприятны, резки, возможно, даже грубы. Не обижайтесь! Я миролюбивый человек. Но, каковы вопросы – таковы и ответы. Не люблю недосказанности. Постарайтесь быть объективными и выслушивать не только то, что вам нравится, но и противоположное мнение. Всего вам самого доброго! И мирного неба над головой!

П.К.: Уважаемый Константин, спасибо тебе за то, что нашёл время поделиться с нашими читателями своим взглядом на острые проблемы современного мира.

* Это интервью было опубликовано в русско-английской газете "Горизонт" , Денвер, США, в декабре 2019 года.