Пример яркой, честной и мужественной жизни

Шафран Яков
О книге Николая Макарова «Записки батальонного врача»(1)

Главный редактор журнала «Приокские зори» Алексей Афанасьевич Яшин в предисловии к книге пишет: «Семь лет назад, встретив Николая Макарова, и зная его много лет, впервые услышал от него увлекательные рассказы о службе в Воздушно-десантных войсках, о его встречах с интересными людьми, о его профессии военного врача, о веселых и грустных приключениях — иначе и не назовешь — случившихся с ним самим за более чем двадцать лет службы в Армии, о его детстве, школе, институте…
Предложил ему печататься в журнале «Приокские зори»(2), где в течение этих семи лет публикуются и продолжают публиковаться отрывки из его книги «Записки батальонного врача». Но настало время и для выхода в свет самой этой книги, что с удовольствием, прочитав сам, что называется на одном дыхании, выношу на суд читателя совсем даже незаурядное произведение нашего тульского писателя Николая Макарова».

Вот и мне посчастливилось познакомиться в 2011-м году с военным врачом и писателем Николаем Алексеевичем Макаровым в редакции всероссийского ордена Г. Р. Державина литературно-художественного и публицистического журнала «Приокские зори», куда он принес тогда для публикации свой новый рассказ.

Н. Макаров — гвардии майор медицинской службы (Воздушно-десантные войска) в отставке, член Союза писателей России (2015), лауреат литературной премии «Левша» имени Н. С. Лескова (2010), литературной премии Правительства Тульской области им. Л. Н. Толстого(3), премии им. С. И. Мосина (2016)(4).
 
Как я уже неоднократно писал: «Тула испокон века собирала у себя самых талантливых мастеров-оружейников, самоварщиков и других искусных специалистов знаменитых тульских промыслов и по традиции, уже в советское время, не менее, в том числе и будущих, талантливых людей — ученых, инженеров, врачей, писателей и представителей иных специальностей».

Это с полным основанием относится и к Николаю Макарову, родившемуся в Мичуринске Тамбовской области. В 1972 году он окончил Военно-медицинский факультет в Томске. Н. А. Макаров много сил и времени отдал службе Родине: 1972—1993 годы — 106-я гвардейская воздушно-десантная Краснознаменная ордена Кутузова 2-й степени дивизия (Тула), 1982-й год — участник боевых действий в Афганистане, принимал участие в событиях на Кавказе (Сумгаит, Тбилиси, Баку), с марта 1975 года по декабрь 1980 года привлекался для обеспечения космических полетов по линии Поисково-спасательной службы ВВС (18 пилотируемых полетов). О своей службе военный врач Макаров увлеченно и с удовольствием рассказывает. Он награжден медалью «За отличие в воинской службе» 1-й степени, другими медалями, знаком «Отличнику здравоохранения СССР» (1987), знаком «Инструктор-парашютист» (1976), Почетным знаком «За вклад в развитие города Тулы» (2016) и многими другими высокими наградами.

Николай Алексеевич активно занимается литературной деятельностью, он печатается в областных и центральных газетах, журналах, альманахах, сборниках, автор книг и книг-альбомов, автор-составитель сборников о знаменитых туляках. Он разносторонний писатель. Получили широкую известность такие его книги, как сборники рассказов и сказок для детей «Лето в деревне», «Сказки про Лес», «Полин-кины рассказы»; «Записки батальонного врача», «Пушкин и медики. Хроника болезней и встреч с медиками»; «Мои афганцы», «Мои коллеги — военные медики», «Саперы», о тульском Суворовском училище и многие, многие другие.

Николай Макаров дарит свои книги всем желающим, подписывая их лично для каждого. Так у меня оказались его замечательные книги «Медики земли Тульской» (в 3-х тт.) и «Записки батальонного врача». До «Записок...» я знал Николая Алексеевича именно как военного врача. Но, прочитав их, открыл для себя Макарова-прозаика, и очень хорошего прозаика. Книга о людях 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, в которой автор прослужил более двадцати лет, книга о времени и о себе, в которой он тепло, по-дружески, с любовью пишет о сослуживцах, с кем был вместе плечо к плечу, о большом, нелегком, а порой и героическом труде военных врачей и не только.

У Николая Макарова хорошая жизненная основа — отец. Как писал Джордж Герберт «Один отец значит больше, чем сто учителей»(5). В свои неполные 18 лет, Алексей Макаров, воюя во фронтовой разведке, был представлен к ордену Красного Знамени.
«За ратное дело получена. За защиту Родины! За защиту нашей Родины!!!» — пишет автор(6). В «Мичуринской правде» в канун даты начала войны через 9 лет после смерти отца о нем был напечатан очерк «Мичуринский Маресьев»: «Я ведь ... призываться должен только в 1942-м. К тому же с девятого класса я уже носил очки. Как тяжело было сознавать, что все обойдется без меня, что немцев скоро разобьют» ... «И когда осенью 1941 года горком комсомола бросил клич: “Комсомольцы — в тыл врага!”, Алексей Макаров был в числе первых записавшихся добровольцев».

Мы в бой вступили в сорок первом:
Семнадцать было нам тогда,
Но с первым выстрелом, наверно,
У нас прибавились года... (Алексей Макаров)

Отец чаще всего рассказывал о последнем вылете за линию фронта: «Возле одной российской деревушки группа напоролась на фашистские танки. Наши приняли неравный бой. В живых осталось несколько человек...» Алексей был тяжело ранен в ноги. Его нашли и вынесли к своим, спустя трое суток пребывания на февральском морозе.

Литературный талант Николая Макарова — от отца. После войны Алексей Дмитриевич, кавалер многих орденов и медалей, поступает на литературный факультет учительско-го института, после его окончания учительствует, работает завучем, директором школы... и пишет стихи, которые были высоко оценены С. Я. Маршаком.

Мы разбили миф немецкий,
Ложь фашистских главарей
Наступлением советским,
Гулом мощных батарей. (Алексей Макаров, 1943 г.)

Всем известно, что очень большое влияние на дальнейшую судьбу человека оказывают его детские годы.
 
Вот одно из первых, но отчетливых, и определяющих воспоминаний детства Николая Макарова, когда ему было чуть больше пяти лет — «Март пятьдесят третьего. Пятое число. Растерянные, осунувшиеся лица, красные флаги с черными лентами ... Утопающие в сугробах дома ... Собрались все жители нашего села. Все!!! Даже женщины... с грудными младенцами... Все внимали жутким, страшным словам диктора: “Умер Сталин...”» Сталин, который сказал: «Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет ее!»

Сталкивался в детстве Николай и с непонятными, необъяснимыми явлениями в своей жизни. «... Меня подхватывает, откуда ни возьмись, сильное течение и тянет на глубину ... И тут... кто-то больно дернул меня за волосы, и я вновь оказался на середине реки, откуда меня только что безжалостно поволокло в бездну подводное течение. Я оглянулся. Рядом никого. Ни одной живой души... В моей жизни потом будет постоянно происходить что-то непонятное, запредельное...» Или, например, как вдруг напрочь исчезнувший после броска в дерево нож, как вдруг образовав-шийся коридор в стене молний. Что это как не знаки неординарности — подводит читателя к мысли автор.

До того, как стать маститым писателем, автором многих книг, Н. А. Макаров в молодости успешно подвизался в журналистике. Еще в начале службы в армии он публиковался в газетах и журналах, даже союзного значения.

Проза автора с первого взгляда несложна, но это, может быть, и есть самое мастерски сложное писать честно и просто обо всем. «Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства»,— писал Кристоф Виллибальд Глюк(7). Каких бы событий или описаний ни касался автор, это — прежде все-го, профессионально с точки зрения и врача, и десантника, и писателя. Его рассказы жизненны, ибо взяты из реальных будней. При этом портреты людей, о которых он пишет, образны и художественно убедительны, события показаны рельефно, ярко, выразительно. Он не боится писать правду. И о чем бы Н. Макаров ни писал, он говорит о нашем добром прошлом, которое, как бы порой местами и ни было тяжело, все же питало и до сих пор питает наши души чело-вечностью и добротой, не в пример, во многом бездушному, нынешнему настоящему. А еще за каждой строкой книги чувствуется уважение к подвигу, любовь автора к Родине, к людям и глубокий патриотизм.

А имеет ли место подвиг в мирной жизни? Макаров дает на этот вопрос однозначный ответ: «Да, имеет». И не всегда он сопряжен с каким-то физическими действиями. Часто это подвиг моральный, такой, какой совершил сам автор в юности, будучи студентом. Трое студентов из-за драки в общежитии изгонялись из института.
Приказ об отчислении уже лежал на столе у ректора. Но ведь драку можно представить по-разному. И в газете появилась заметка Николая, в которой «преступники» ... «выглядели вовсе даже не как нарушители социалистической законности, а, наоборот, образцово-показательно-комсомольскими студентами...» И дело об увольнении было прекращено.
 
А подвиг самообладания, негромкий, внешне незаметный, но всегда основа больших дел. Вот такой, какой описан в рассказе «Десять суток»: «... Ну, подумаешь, зацепился вытяжной парашют за ранец. Что же, паниковать сразу? Запаску дергать? Десять их будто запасок-то? Вначале распутай, сориентируйся... Виноват он, если намертво зацепился вытяжной? Поэтому и раскрыл запасной парашют в самый последний момент, а не падал, оцепенев от испуга, не соображая и не контролируя свои действия. И думал-то он... Пожалуй, даже ни о чем не думал — руки сами авто-матически разбирали последствия неудачного отделения от самолета...» Ведь, как писал Джордж Бернард Шоу: «Это и есть секрет героизма: никогда не позволять страху смерти руководить вашей жизнью»(8).

Независимый характер и самобытность Н. Макарова проявлялись уже в молодости. Так будучи молодым военврачом в гвардейском первом десантном батальоне, совершая прыжки с парашютом (всего их у него было триста восемьдесят пять), он приземлялся по-своему, в нарушение инструкции. «... Всегда, с первых прыжков приземлялся (а предоставь и сейчас мне возможность прыгать — буду опять приземляться по-своему) исключительно держа ноги на ширине плеч. (Площадь опоры — не площадь соприкосно-вения! — именно площадь опоры возрастает в несколько раз и удар о землю распределяется, естественно, не на площадь соприкосновения, а на площадь опоры». Как мы видим, здесь проявлялся не только характер, но и хорошее знание физики.

В книге мы читаем также короткие, но очень яркие, порой написанные с юмором, рассказы о солдатах и офицерах, сослуживцах Н. Макарова: «Будников», «Карташов», «Мартынюк», «Рабинович», «Оба два», «Сердечный», «Бородавкин», «Чиндаров», «Супрунов», «Вячин», «Кротик», «Бабушкин» и «Чмуневич». И во всех — глубокое уважение к их героям.

А рассказ о мужественной советской парашютистке — куда нынешним! — Нине Пронюшкиной(9) «У рекордов славные имена (наши тульские)» очень многого стоит.
С юмором и весьма реалистично написаны «Этюды армейской жизни»...

Привлекает внимание и читается на одном дыхании рассказ «Как я не стал...», в котором автор признается, как он не стал военным корреспондентом, начальником медицинской службы дивизии, народным целителем и человеком других специальностей.

Автору свойственна лиричность повествования, и в этом художественная ценность книги. Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Через красивое — к человечному»(10). Это направление находит выражение и наглядно проявляется в рассказах Н. Макарова: «Первые часы» и «Цирк». Вчитайся, читатель! В этих рассказах невозможно выделить никакие отрывки, все рассказы целиком лиричны. А «Восьмая школа» — это просто поэма об учебе в детские годы и об отношениях со сверстниками. Или вот отрывок из рассказа «На аэродроме»: «Кто из десантников не любовался медленно розовеющим утром, кто зачарованно не вглядывался в очертания десантных самолетов. Крыков уже забыл суету после раннего подъема: быстрый завтрак, погрузка парашютов, построение, марш, аэродром. Самолетные громадины все четче вырисовываются на дальней стоянке аэродрома. Как фантастично вертятся на фоне розового неба антенны локаторов. Как звучно гудит бетонка под дружным шагом десантников, как дышится свободно и легко. Эх, видели бы его родные! Да не его одного, а вместе с товарищами, весь взвод, весь батальон. Сила!..» Или вот из «Воскресных встреч»: «Звездная ночь. Ночь сверху, снизу, вокруг тебя. И стремительнейшая скорость свободного падения в стратосфере почти с пятнадцатикилометровой высоты. Где-то позади остался огромный салон авиалайнера, светлый,  теплый, уютный. А здесь — морозная  ночь и такая высота...» Казалось бы, проза, но как поэтично написано!

И уже горько, но мужественно он пишет о «горячих точках»: о Сумгаите 1988 года, о Тбилиси апреля 1989-го, трижды о Баку; о ГКЧП...

В заключение хочется сказать, что книга «Записки батальонного врача» Николая Макарова, в отличие от моря «бульварного чтива» или, как говорится, «литературы для легкого чтения»,— значима, интересна и познавательна. Из нее читатель извлечет для себя много важного, получит пример яркой, честной, мужественной и естественной жизни. А какой же еще, если сам автор таков!

Больше бы таких книг и таких писателей в нашей литературе.

(1) Николай Макаров. «Записки батальонного врача». Тула: Изд-во ТулГУ, 2014 г.

(2) Ордена Г. Р. Державина всероссийский литературно-художественный и публицистический журнал «Приокские зори», сайт http://www.pz.tula.ru/

(3) Тульская область определила победителей региональной литературной премии имени Л.Н. Толстого:


(4)  
(5) Джордж Герберт (также Джордж Херберт; англ. George Herbert; 1593—1633) — валлийский и английский поэт, оратор, священник.

(6) Здесь и далее — Н. М. «Записки батальонного врача» Cit. ор.

(7)Кристоф Виллибальд Глюк — (1714—1787 гг.) композитор, один из реформаторов оперы XVIII в. Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О.— М.: Просвещение; 2006.

(8) Джордж Бе;рнард Шоу — британский (ирландский и английский) писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе. Источник: «Джордж Бернард Шоу. Афоризмы» / составитель Душенко К. В.— М.: Эксмо-Пресс, Эксмо-Маркет, 2000.

(9) Нина Васильевна Пронюшкина (род. 1949) — советская парашютистка, неоднократный рекордсмен мира, мастер спорта СССР, гвардии сержант 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Материал «Пронюшкина, Нина Васильевна» из Википедии — свободной энциклопедии.

(10) Васи;лий Алекса;ндрович Сухомли;нский; 28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии <...> — 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР) — советский педагог-новатор, детский писатель. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

23 октября 2018 г.

© Шафран Яков Наумович, 2019