О трагичности русского сознания

Владимир Трипольский
Размышления по поводу статьи А. Д. Степанова «Ошибочная историософия иеромонаха Романа (Матюшина)» на РНЛ

Рус­ское на­ци­о­наль­но-пат­ри­о­ти­чес­кое дви­же­ние на се­год­ня в ос­нов­ном со­бра­но во­круг В. В. Пу­ти­на. Но есть его окра­и­ны, ко­то­рые мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать как нью-бе­ло­гвар­дейс­кие и нью-боль­ше­вистские. Не­кая до­ля уни­чи­жи­тель­нос­ти в сло­ве «нью» оправ­да­на: это мар­ги­наль­ные груп­пы. К по­след­ним мож­но от­нес­ти с боль­шой до­лей ве­ро­ят­нос­ти А. Д. Сте­па­но­ва и тех, кто ту­су­ет­ся на РНЛ. Для них ха­рак­тер­на смесь и но­во­пра­во­слав­но­го в ут­верж­де­ни­ях, и ста­ро­боль­ше­вист­ско­го в ре­ак­ци­ях. Это не яр­лык, прос­тая кон­ста­та­ция фак­та пре­вра­ще­ний.

В отличие от этих течений, на мой взгляд, историософия отца Романа только православная, с трезвой оценкой прошлого. Если отец Роман назвал своих оппонентов «советскими христианами», то я называл их и раньше «православными социал-коммунистами» (это такое «стояние враскоряку» разумом между коммунистическим прошлым и православным настоящим). Почему «социал-коммунистами»? Да потому, что в одних преобладание социализма и его идей, в других — коммунистическая загнанность в делах и оценках. Всё как при Марксе: социалистические идеи до того, коммунистические — после.

В слове «мутация» нет ничего оскорбительного. Процесс естественный, в природе живого и людей постоянный. А потому и в случае трансформации мышления человека из советской эпохи в современную применим и не обиден. Как и то, какое определение дал о. Роман для РНЛ —«сталинский сайт советских романтиков». Здесь, наверно, весь их спектр. Общаясь с ними на форумах, испытал на себе их «романтичность». В этом нет ничего от навешивания , простая констатация факта происходящего с людьми. Скорее это их беда. И потому отношусь к ним сочувственно, как к больным.

В чём смысл выражения «плен» в стихотворении «Тоска по плену»? Предложу свою версию . Ещё задолго до революции Достоевский назвал революционеров бесами. Это действительно так. Вместе взятые, они составляли множество взбесившихся людей. Проповедуемая ими революционная идеология прямо противоположна христианству. В общем, бесовщина. К власти в 1917-м приходят крайне радикальные бесы революции — большевики. В плену у этой радикальной бесовщины и находился русский народ, а вместе с ними и все другие. Плен этот был и физический, и духовный.

В дальнейшем сопротивление православного народа уменьшилось. И он вольно-невольно стал приспосабливаться (что не означает полностью принимать!) к новым условиям. Вплоть до вступления в партию коммунистов. Поскольку это обеспечивало лучший уровень существования, социальный статус, некоторые привилегии. Что вполне естественно, так живёт весь живой мир природы, а человек часть его. Происходит удивительный феномен нашей истории — взаимопроникновение большевистского и православного. После репрессий 1930-х, а ещё больше после Великой Отечественной войны бесовское истощается, православное прирастает. Этот симбиоз продолжается до конца 1980-х, когда начинается резкое ослабление советской коммунистической системы. В начале 1990-х происходит её окончательный слом. Но это во внешнем, в политическом. Более сложен переход из состояния «развитого социализма» в состояние свободы в Боге в сознании. Мутация, породившая в 1930-х людей с двойной большевистско-православной ориентацией ради элементарного выживания в крайне агрессивной среде, имела в 1990-х обратное действие — православно-коммунистическое. И тут фактор выживания не играл той острой необходимости. Происходило медленное вытравливание большевистского. Оно тем более стопорилось удивительным симбиозом православных морально-нравственных принципов и коммунистических (во многом позаимствованных у христиан). Ведь в их представлениях доходит до крайности — Иисуса Христа провозглашают «первым коммунистом», а первые христианские общины — «первыми коммунами». Коммунистической идее не откажешь в силе выживаемости, эффекте хамелеона.

Но почему Империя распалась? Тому есть несколько причин. Первая, наиглавнейшая — этногенетическая. Русский этнос генерации от IX века входил в период этногенетического старения с распадом русского этногенетического поля (на великорусское, украинское, белорусское), а также суперэтнического (вышли из общего этногенеза этносы Прибалтики, Кавказа, Средней Азии, молдаване).
Вторая причина — историческая. В 1921 г. на съезде партии большевиков Сталин с подачи Ленина объявил «украинизацию» юго-западной окраины русского этногенетического пространства. Следом начинается и «белоруссизация» или «литвинизация» северо-западной части русского населения. В 1922 г. объявляется о создании СССР. Страна перекраивается по этническим признакам на «национальные» республики, края, области. Спустя 70 лет по этим же границам и происходит разделение.

Вывод: период этногенетической «зрелости» 1612-1987 гг. закончился, и великая Российская империя разделилась на части. Но вместе с тем закончился период физического и духовного плена от большевистской бесовщины. Она просто выдохлась, но не исчезла окончательно. Посеянные ею ядовитые семена дурмана коммунистических идей «свободы, равенства, братства» до сих пор прорастают в новых поколениях. Свобода возможна только в Боге. Как и равенство, и братство.

Время распада страны негативнее всего отразилось на русских людях. Те из них, кто попал в среду этносов окраин, был подвергнут гонениям, ассимиляции, порой и уничтожению физическому. Это не было исключением. Такое происходило всегда в истории империй. Россия и русские не являются исключением. Однажды предав Государя, отрекшись от Христа, русские познали не только страшные гонения 1918-1940-х, физическое уничтожение на войне, но и горечь развала великой страны. Великой не только территориально, но и боевыми подвигами, культурно-духовными традициями. Однажды уступив бесовщине, пришлось испить чашу горькую до дна. Такова цена освобождения из плена бесовского, ломка наркомана тут тоже уместна для сравнения.

Г-н Степанов и тут не удержался, его выпад в сторону отца Романа почти обвинительный. Уж не отрекается ли тот от юбилеев Победы и прочих?! Но как же быть с тем, что на РНЛ буквально обмусоливалась «великая октябрьская революция»? И большинство авторов писали о её чуть ли не благотворном влиянии. Часовой полёт Юрия Гагарина впечатляет свой новизной, отчаянностью и мужеством. Но где наши поминальные дни общероссийского стояния в память жертв великих репрессий? Где наши воспоминания о 7 миллионах жертв рукотворного голода 1930-х?

Период суперэтнизации русского этноса в XVII-XX вв. привёл к расширению территории его обитания в несколько раз, включению двух сотен этносов и этнических групп в общий этногенез и историю. На пространстве Северной Евразии сформировался суперэтнос, который можно назвать «русско-евразийским». В этом термине находит себе место ведущая и титульная роль русского этноса и роль евразийских этносов как этногенетической матрицы. Те же процессы идут в Европе, Китае, на полуострове Индостан, в Юго-Западной Азии и Северной Африке. На подходе все остальные регионы мира. Исходя из русско-евразийского положения, нельзя считать нашу культуру чисто русской. Она давно уже переросла узкие рамки моноэтничной и превратилась в русско-евразийскую. То есть наша культура создавалась не только одними русскими людьми. Много в ней было выходцев из других народов/этносов. Это умаляет значение русских в культурном процессе? Нисколько. Но признание вклада других только расширяет границы понимания культурного феномена до русско-евразийского и мирового.

Ошибка г-на Степанова уже в том, что он с позиции «православно-большевистской» взялся судить духовное прозрение отца Романа. При всей внешней простоте поэтических образов, в стихах глубочайшее понимание всей трагичности русского подвига. О сложности перехода людей, обольщённых бесами, к пентаграмме, в сердце проникшей, и в то же время вольно-невольно носящих нательный крестик (стихотворение «Вспять»). И вправду, ты хоть золотой крест во всё пузо на себя водрузи, толку-то от того. Либо ты отрекаешься раз и навсегда от бесовского, либо… на двух стульях не усидишь. Тем более что они разновелики и постоянно разъезжаются.

Гражданская война, коммунистическая пропаганда, массовый голод, репрессии, изгнание большей и лучшей части культурной элиты, «безбожные пятилетки» (в середине 1930-х в обществе безбожников состояло 5 миллионов советских граждан, а сколько ещё обольщённых по стране?!), моральное и физическое уничтожение православного начала сыграли свою роль. Трагичность всего этого видна в ходе Великой Отечественной войны. Коллаборационизм изначально грелся надеждой многих на то, что придут немцы и освободят их от «большевистского ига». Сдавались десятками тысяч, надеясь на лучшее? Врагу отдана в короткий срок территория до самой Волги. В плен попали 3,9 миллиона советских бойцов и командиров. Больше миллиона дезертиров болтается по стране. В оккупации оказались до 70 миллионов (!!!) граждан СССР. Это же не только военное поражение, не знаемое ни в русской истории, ни в мировой. Поражение моральное до слома советской светской духовности. И в то же время по молитвам духовных пастырей наших — подъём загнанной в дальние углы русской души духовности христианской. С 1942 года советская патриотичность поддерживается заградотрядами частей НКВД.

Борьба между «красными» и «белыми» продолжается и во время войны, не заканчивается и после. Холодная война Запада против СССР привлекает белоэмигрантские круги на свою сторону. Трагичность существования русских продолжается. С одной стороны, те, кто в СССР живёт в вынужденном симбиозе с богопротивной властью. Им некуда бежать, да и незачем. Они смиренно принимают советскую данность, разделяя власть коммунистов и Отечество. Они вынуждены выживать в тех условиях, в которых оказались. Не ропща, постепенно изживая в себе безбожие, заложенное десятилетиями влияния коммунистической пропаганды и репрессий. Но как только власть ослабла, русские люди молча, без шума и пропагандистской пыли, берутся за восстановление храмов и монастырей. Началось великое русское возрождение!

И вот ведь какая странность: как только обращаешь внимание на не очень хорошие моменты советской истории, так тебя тут же запишут в «антисоветчики»! Что это, если не отрыжка большевистского в только внешне оправославившемся человеке? Даже г-н Степанов, позиционирующий себя православным и русским, не избежал соблазна обвинения молитвенника — отца Романа — в антисоветизме, необелогвардействе. Не понимая истинно православную его позицию. Большевики угнетали русский народ. Отрицать это — значит не знать нашей истории советского периода или закрывать глаза на преступления власти, особенно в 1918-1953 гг. Что Анатолий Дмитриевич и делает. Не просто закрывает, а плотно зажмуривает их. И это тем более печально, что он старается хоть как-то объединить русских людей. Если б он глаза немножко приоткрыл…

Большевизм изначально антирусский, антиправославный. Таковым и остался до сего времени. Нас смущает то, что на деле произошло некоторое взаимопроникновение большевистского и русского. С другой стороны, белогвардейство есть порождение той же самой революционизации, что и большевизм. Только правоцентристского толка. Это ведь они, певцы сладкоголосые, принимали активнейшее участие в разложении русского православного сознания до 1917 года. Но после не сумели удержать власть в руках и были вынуждены бежать. Большая ли разница между левыми и правыми в российском революционном движении, если они все скопом боролись за устранение не только государя Николая Второго, но и свержение самодержавия. На тот исторический момент являвшегося избранным народом и легитимным. То есть, и те, и другие — государственные преступники! Для возвращения к Богу необходимо не только понимание ими своего греха, но и раскаяние в содеянном. Полного отречения греха, а не так, как сегодня: внешне вроде бы и отреклись на публику, а в душе семена греха хранят до поры.

Советская власть держалась на штыках, на всепроникающей и умело организованной коммунистической пропаганде, замешанной искусно на полуправде, полулжи. На беспрецедентном моральном и физическом давлении на человека и общество. Человеку и гражданину в низах обеспечивалось стойловое содержание и порция «кормов» в виде хлеба и зрелищ. Русские люди, бежавшие за границу, объединились в лоне РПЦЗ и русской эмиграции, оставаясь разрозненными. Оторванные от русского, они оставались русскими. Но в иных условиях, окружении, обстоятельствах они всё более отдалялись от русского целого в России-СССР. Сложность положения, трагичность изгнания, мучительные поиски путей выживания в чужой агрессивной среде — было их уделом. Но и меняло их внутреннюю суть, отдаляя от единого русского, которое испытало все муки советского плена ради того, чтобы выжить. Не оскотиниться в безбожном окружении, не пасть жертвой расстрелов и лагерей, не превратиться в животное стойлового содержания с опустевшей душой и простыми инстинктами. Трагичность и сложность положения и тех, и других внешне понятна, но не понята, не осознанна ими до конца.

Рассуждения в категориях «советский-антисоветский» бесплодны. Поскольку «советский» — всего лишь слабое отражение вывески «СССР», которой заменили прежнюю —«Великая Российская империя» . Ещё не одно поколение историков и философов от истории будет осмысливать эти трансформации. Дай им Бог в этом православной основы. Но не степановской, «православно-большевистской». Упаси Господи, не обвиняю, не ярлычу, не осуждаю Анатолия Дмитриевича. Мне по-человечески больно за него, за его метания, за мутную неопределённость души и разума. И вообще, кто я такой, чтобы судить?!

Кто такой Сталин, каково его историческое значение для России и русских? Давайте проследим его жизненный путь. Назовём это «сталинские удары по русскому народу».

В 14 лет Иосиф Джугашвили приходит в революционное движение, которое было направлено против русского, православного;

— становится активным участником революционного движения, профессиональным революционером-разрушителем русских православных традиций, Российской империи;

— активнейший участник гражданской войны большевиков против русских, один из руководителей;

— в декабре 1921 г. на съезде партии большевиков объявляет о начале «украинизации» русских Малороссии и в дальнейшем руководит этим насильственным разрушительным процессом;

— руководитель массовых репрессий в СССР, создатель сети концентрационных лагерей известных как ГУЛАГ; при этом важно понимать, что основными сидельцами в тюрьмах и лагерях были русские люди в силу своей многочисленности и верности традиции;

— инициатор и руководитель грабительской коллективизации, в результате которой у крестьян было отобрано их всё — земля;

— страшным последствием коллективизации стал массовый голод, умерло по самым скромным подсчётам 7 миллионов граждан, в основном русские люди;

— «сталинская индустриализация» обошлась русскому народу в сотни тысяч жертв и пострадавших, чего не было в царской России;

— репрессии 1930-х, «безбожные пятилетки», коллективизация и голод стали причиной военно-политической катастрофы первого полугодия Великой Отечественной войны; основная масса погибших, попавших в плен, оказавшихся в оккупации и невольно превратившихся в коллаборационистов (сотрудничавших с германскими властями) — это русские люди;

— основная масса погибших в Великой Отечественной войне (напомню — 27 миллионов) — тоже русские люди; и причиной тому антирусская политика Сталина и партии, преступная и бездарная;

— «безбожные пятилетки» проводились с одобрения самого Сталина; Храм Христа Спасителя — символ Веры и великой Победы в Отечественной войне 1812 года — тоже по его настоянию и приказу взрывали.

Военный гений проявляли полководцы на фронтах, но не политический руководитель Сталин. Для примера, в Отечественной войне 1812-15 гг. русская армия попала в не менее трудные условия. Но потери России не превышали потерь противника. И слава досталась не государю Александру Первому, а Кутузову. Государь как бы отошёл в тень в воинских победах, при этом не переставая быть высшим звеном в руководстве борьбы против агрессии франко-европейской армии. Выходит, у него хватило ума и совести не нацепить на себя славу генералиссимуса?

Здравое отношение к советскому прошлому необходимо нам сегодняшним. Но не через «православно-большевистское» или «необелогвардейское» понимание. Пора бы выйти из образа тем и другим. Понять, мы между ними не «красные», не «белые». Мы — православные люди. отец Роман из православных, судя по его стихам:

Коль тоска — смертный грех, то по плену тоска грех сугубый,
И служителю Правды об узах тужить не к лицу.
(«Тоска по плену»)

Да сгинет каиново дело —
Превозноситься кумачом,
Делить народ на красных, белых
И брату угрожать мечом!
(«Вспять»)