Зигзаг судьбы

Рита Аксельруд
        В два часа ночи в квартире моего сына раздался телефонный звонок.
- Это Вам звонят из аэропорта. Вы ждёте Александра Белоконя? Он прилетел, встречайте.
Через десять минут сын уже мчался в аэропорт на своей  машине  встречать  школьного товарища и друга на всю жизнь Сашку. На выходе его ждал Сашка – высокий, чуть полысевший, с обветренным лицом и знакомой, широкой улыбкой. А рядом с другом стояла и смущенно улыбалась темноволосая женщина с весёлыми кудряшками и ямочками на раскрасневшихся от волнения щеках. Мой сын сразу её узнал. Это была Майя, которую он не видел сорок лет, со дня окончания школы.

    Друзья обнялись и несколько секунд так и стояли,  молча, обнявшись. Потом Саша первым разжал объятия, чуть отступил в сторону и сказал:
- Узнаешь, Димка? Это Майя. Теперь она моя жена. Вот прилетели в гости на четыре дня, чтобы вместе вспомнить молодость!
 Пока ехали в город по гладкому, пустынному в это ночной час шоссе, Саша сидел на заднем сиденье в  обнимку с Майей и  всю дорогу восторженно рассказывал о совершенно неожиданной встрече, произошедшей в сентябре.
   
   Дима и Саша подружились ещё в шестом классе, когда худенького мальчишку привезла в санаторную  школу-интернат его мама из далёкого села Лесничевки.     Мальчишки  сидели за одной партой, вместе занимались в кружке юных техников, увлекались токарным делом в школьных мастерских. Саша к тому же великолепно  рисовал и охотно оформлял стенды, альбомы, работы на выставку.

  Дима жил рядом со школой и часто звал Сашу в гости. А летом Дима не раз  бывал у Саши в родном селе, так как его бабушка и дедушка жили рядом, в райцентре.
   В восьмом классе Саша вдруг влюбился в девочку из параллельного класса Майю. Её мама работала в интернате воспитательницей и не приветствовала увлечение своей пятнадцатилетней дочки.
- Какая любовь?! Успеешь ещё! Учись, получай профессию! Будут у тебя ещё Сашки,  Вовки, Мишки! – в сердцах укоряла она Майю.

    После школы Майя  поступила в Одессе в медицинское училище и стала учиться на фармацевта. Так решила мама. А сама Майка не знала, кем хочет стать, и вообще ни о чем кроме своей любви не думала.
Дима по нашему совету  поступил в сельскохозяйственный техникум.
 А Саша легко поступил в медицинское училище в одном городе с Димой. Была у него мечта стать врачом и доказать Майиной маме, что он не просто воспитанник интерната и что достоин её дочери.  Та не так сталося, як гадалося – говорит  старая украинская пословица. В медицинском училище общежития не было, с первых дней студентов отправили в соседний колхоз убирать урожай. Саша сразу почувствовал давление со всех сторон. Куратор каждый день подходил к нему и спрашивал, не собирается ли он забрать документы, так как на его место много желающих, и кто будет оплачивать его жилье, и дородная дама-секретарь училища смотрела на него всегда глазами, полными презрения.

 Саша приехал в школу-интернат, где мы работали учителями, чтобы посоветоваться, как ему быть. Мы  решили, что Саше лучше будет перевестись в сельскохозяйственный техникум. Там есть общежитие, бесплатная столовая, а главное, там он будет вместе с другом Димой. На выходные вместе приезжали к нам домой, где Сашу мы  всегда  радушно встречали и помогали во всём.

    Быстро пробежали годы учебы. Потом была армия. Дима попал в Литву, в ракетные войска, а Саша – на три года в морской флот. Обменивались фотографиями, встречались иногда. Оба друга женились почти одновременно. Дима – на девочке-сироте из школы-интерната, а Саша встретил Аню – высокую, красивую девушку из села, где он после армии работал в колхозе агрономом. У родителей Ани был большой, добротный дом, хозяйство, огород. Там пригодились Сашины умелые руки, не боящиеся никакой работы, весёлый, общительный характер. Родители Ани не могли нарадоваться на такого золотого зятя. Вскоре в том же дворе построили дом для молодой семьи. Родились дети-погодки Саша и Маша.

   Один раз привез сюда Саша и свою маму, чтобы она порадовалась на сына, на внуков. Мама его всю жизнь работала сельским почтальоном, ходила по домам с тяжёлой сумкой из конца в конец села в любую погоду. Но выйдя на пенсию,  вскоре слегла – не выдержали ноги и сердце.
 
   Началась перестройка. Надо было крутиться, выживать, искать средства, чтобы кормить семью, поднимать и учить детей. Чем только не занимались в трудные девяностые годы! Саша со своей женой занялись индивидуальной трудовой деятельностью – так это тогда называлось - шили детские курточки и комбинезоны  и продавали на базаре. Саша говорил:
- Мы справимся со всеми трудностями, только бы нам не мешали!
       А было кому мешать! Рэкет, налоговая, множество всяких препон везде. И справлялись. Саша научился доить коз, делать и продавать брынзу. Потом разводили свиней. Потом он освоил цементные работы и стал отливать заборы и балясины для богатых дач. На болезни часто махали рукой – поболит и перестанет. Зато выучили детей.
 
  И Саша, и Маша окончили в Измаиле факультет иностранных языков, стали работать стюардами на круизных лайнерах. Незаметно летели годы в трудах и заботах. Первым женился сын Саша – полюбил девушку из Перу, с которой вместе работали на круизном судне. Живет теперь в Лиме – столице Перу – и жизнью доволен. Дочка Маша уехала в Швецию, преподает английский в школе, счастлива в своей семье.
 
    Беда пришла, как всегда неожиданно. Заболела Аня. Жаловалась на головную боль, но выпьет таблетку и вроде легче. Когда кинулись к врачам, было уже поздно – опухоль головного мозга и конец. 
    Саша остался один в большом пустом доме.  Поставил жене красивый памятник из черного гранита, а все дела на работе и по хозяйству оказались никому не нужными. Радовали, конечно, фотографии и « эсэмески» от детей. Но одиночество давило до боли в сердце, особенно бессонными ночами. Часто звонил другу Диме.
    А тот уже четвертый год жил в Израиле со своей семьёй. Пришлось уехать из-за войны в Украине, чтобы уберечь от смерти сыновей. Но друг далеко, да и что расскажешь за несколько минут по телефону или даже по скайпу!
 
   Всё изменилось в один миг. Саша поехал на своём старом «пикапе» в город на базар и вдруг через окно машины заметил в толпе прохожих до боли знакомые кудряшки . Он не ошибся – это была Майя, его первая любовь! Сердце бешено забилось, готовое выпрыгнуть из груди. Саша остановил машину, открыл дверцу и крикнул вслед женщине: «Майя!». От волнения голос его был хриплым и негромким, но Майя всё же услышала и оглянулась. А Саша уже бежал ей навстречу. Они стояли на узком тротуаре, обнявшись, и плакали от радости. Прохожие обтекали их молча, завороженные этой необычной встречей – большой, высокий седеющий мужчина и маленькая круглолицая черноволосая женщина с ямочками на розовых от волнения щеках.


  И не было в тот миг, в тот яркий и тёплый сентябрьский день людей, более счастливых, чем эти двое. Жизнь разлучила их на сорок лет, чтобы теперь соединить уже навсегда.