Деревенские посиделки. Часть 3

Николай Иванович 3
                Деревенские посиделки.  Часть 3

                «Осень, она не спросит,
                Осень, она придет,
                Осень немым вопросом
                В синих глазах замрет.
                Осень дождями ляжет,
                Листьями заметет,
                По опустевшим пляжам
                Медленно побредет.»


     Говорят, юность пролетает быстро. Может быть. Зато старость приходит неотвратимо, наступает внезапно, как зима для коммунальщиков, и проносится быстрее «Сапсана». Это я утверждаю с полной ответственностью как очевидец.

     Кажется, будто вчера мы радовались первой весенней зелени, восторгались пением птиц и нежились в лучах всё согревающего Солнца. А сегодня за запотелым окном во всей красе и в полном расцвете сил календарная середина осени. Осень – это старость лета. Октябрь бессовестно транжирит остатки, доставшегося ему в наследство, богатого летнего наряда. Берёзы стоят почти голые и выглядят продрогшими, как горький пьяница наутро в жутком похмелье, очнувшись без одежды в незнакомой парадной. Солнце поздно просыпается, лениво и не высоко поднимается над горизонтом. Оно устало. Оно лишь слепит глаза и делает вид, что греет.

     Под действием осенних холодных дождей и заморозков ковер из золотых берёзовых червонцев и медных осиновых пятаков превращается в дерюгу серо-бурого цвета. В лесу стоит устойчивый грибной запах от преющей листвы и увядшей травы. Тихо. Более не звенят гнусаво назойливые комары, не слышно басовитого гудения шмелей, не жалит остервенелое оводьё и не орут неугомонные птицы. Вся пернатая мелочь, что прилетала на летние каникулы, уже покинула наши места. Спешат запоздалые «гусей крикливых караваны» да журавли нам прощально курлыкают с небес. Остались только болтливые сороки, да ещё вороны, которые сейчас усердно ворошат компостную кучу в поисках съестного. Иногда заглядывают в окна синички – может угостят их салом добрые хозяева. Пусто, голо и неуютно. И лишь рябины кроваво-красными кистями ягод скрашивают пейзаж за окном унылый осенний пейзаж. От строки: - «Унылая пора, очей очарованье» - осталась лишь первая её часть, вторая уже не актуальна. Настроение соответствует природе и погоде – melancolique.

     Вам тоже стало грустно? Это хорошо, не одному теперь предаваться меланхолии.

     Выражение – нет худа без добра – не всегда верно. Иногда случается и добро от худа. С юго-запада налетела наглая тёмная туча и обильно окропила окрестности осенними слезами. Похулиганила так минут двадцать и умчалась дальше на восток, оставив после себя совершенно чистое, словно умытое, голубейшее небо и огромную, яркую-яркую двойную радугу на его голубом наряде. Думаю, я буду прав утверждая, что не родился ещё на этом свете художник, который смог бы нарисовать такое монументальное полотно. Наш дом оказался точно по центру небесного цветного коромысла. Я пытался сфотографировать всё целиком, но сколько бы не отходил в поле, радуга только росла и никак не помещалась в кадр целиком. Очень жаль. Однако настроение улучшилось.

     Вчера приятельские посиделки имели место быть и состоялись они в нашем доме. Повод придумывать не пришлось, без надобности. Мы с Валентиной Александровной (если кто запамятовал, это моя лучшая половина и заботливая мать наших с нею детей) назначили отвальную по случаю нашего убытия на зимнюю квартиру, где ждёт нас бездушная бетонная коробка с пропахшим кошатиной подъездом. Короче, послезавтра уезжаем в город. Урожай и все заготовки уложены в мешки и коробки и ждут погрузки. Осталась самая малость, навести порядок на участке и убрать на зиму садовый инвентарь.

     Компания собралась в усечённом составе: - Тамара Николаевна и Марина отсутствовали по уважительной причине, детки и внучка «привязали» их к городским квартирам. Теперь уже до следующего дачного сезона.

     Первым пришёл Игорь Васильевич с кастрюлей замаринованного мяса для шашлыка, а за ним вскорости подтянулись Нина Фёдоровна с Семёнычем и Серёга Воронин. Игорь Васильевич по обычаю встретил их стихами из народного творчества. «Поздняя осень, грачи улетели. Птички говно перестали клевать. Лес обнажился, поля опустели. Ну и погодка ж, ети её мать!» Натура у него такая, день прожит зря, если не поделится очередным пошлым или срамным анекдотом из народного творчества. Надо отдать должное, все его «перлы» с изюминкой, весёлые и легко запоминаются. Особенно про тёщу. Кстати, в народной традиции тёща всегда изображалась в облике мудрой совы. Считается, что она была главой семейства во времена матриархата. Атавизм этого явления сохранился в моей семье. Ага, а я всё удивлялся, почто наш зять своей тёще никогда не перечит и на любую её просьбу тут же «берёт под козырёк». Может уважает?

     Обе женщины остались в доме стричь салаты и накрывать на стол, ну, а мы, все четверо донов (без кихотства, но с лёгкой гусарской патиной), отправились на летнюю кухню, прихватив с собой лёгкую закуску и бутылочку для разминки. Не пития ради, но для «сугреву», ибо на дворе не месяц май, а совсем даже не жаркий октябрь. Игорь занялся изготовлением угля из яблоневых чурочек. Шашлык, приготовленный на таких углях, особенно ароматный. Жидкость для розжига мы тоже никогда не используем, дабы мясо не воняло химией. Ну, а ваш покорный слуга взялся делать драники. (Без муки и яиц, рецепт напишу в конце, если не забуду.)

     Не буду описывать процесс и технологию приготовления наших вкусняшек (рецепты у всех одни и те же, только ручки разные). Всё делалось вручную, без суеты, с чувством и прилежно. Также прилежно мы приговорили бутылочку. Готовку блюд мы с Игорем завершили практически одновременно. Владимир Семёнович с Серёжкой Ворониным выступали в роли массовки и ОТК одновременно. Пробу снимали на месте – закуска неожиданно кончилась раньше водки, хотя обычно бывает наоборот. И вот, толпа повеселевших мужиков, громко горланя, словно стая голодных чаек, торжественно несёт посуду с продукцией своего кулинарного творчества в дом, к столу. У женщин стол уже накрыт, сами они при параде, красивые и нарядные. Игорь отпустил по этому случаю красивый и витиеватый комплимент, на который Нина Фёдоровна, гордо подбоченившись, изрекла: - мы девушки ещё хоть куда! «А мы мальчики хоть кого» - со смехом ответил Игорь. Шутку оценили, но поощрительного подзатыльника шутник не получил ввиду отсутствия его жены, Тамары Николаевны.

     Застолье прошло стандартно, по накатанной, то есть, как всегда: с шутками и в разговорах. Покушали, выпили (или наоборот – это неважно, от перестановки слов суть дела не меняется) и наступило русское: – а поговорить? За темой дело не встало, тема определилась у нас ещё на летней кухне. Отправной точкой явилась передача местного телеканала. Сюжет снимался в нашей деревне ещё летом, в конце июля, но передача вышла только сейчас. В ней жителей хвалили за порядок, ухоженность территории, красочные клумбы и обилие цветов и выдумки в оформлении домов. Отдельно снимали лесные поделки Владимира Семёновича. Всё хорошо, похвалили и ладно, только был там один нюанс. Вот за него мы и зацепились.

     Случилось так, что я тогда оказался свидетелем съёмки. Интервью у Семёныча брала девушка из команды местного телевидения. Ничего, молоденькая такая, симпатичная и шустрая, как электровеник, тараторила не запинаясь. Задавала наводящие вопросы, и едва ли не сама на них отвечала. Спрашивает, как зовут хозяина дачи. Владимир Семёнович, отвечает тот. Следующий вопрос меня слегка задел. «Скажите, Владимир (без отчества!!!, будто сверстника своего), как вы находите в лесу такие прелестные деревяшки, я подобного никогда не встречала?». Учинённая бестактность неприятно резанула слух.

     Нет, я ничего против неё не имею, просто девушка продемонстрировала степень своего воспитания. Может у неё журфак в университете за плечами, кто знает. Хорошо ещё, что не Вовочкой назвала, да. Иной поэтому поводу скажет: - подумаешь, беда какая, опустила отчество, не выказала уважения старому человеку, бывает, ведь не обругала же. Отчество - всего лишь только слово.

     Согласен, дело не стоит и выеденного яйца. Однако же, словом можно человека ободрить, возвысить, отблагодарить, а можно и унизить, оболгать и даже убить. Тому примеров у каждого наберётся множество. Как часто все мы говорим не то, не там, не в то время и не тем! Чаще всего без злого умысла, просто не подумав предварительно.

     Речевая этика – вот и тема для дебатов образовалась.

     Раньше на Руси и в Советском Союзе, в частности, людей пожилого возраста принято было величать по имени-отчеству. В том числе и «за глаза», в крайнем случае использовали прозвище вместо отчества, если человек был так себе. Так выказывалось уважительное отношение к нему. По моему глубокому убеждению, люди старые и пожилые заслуживают к себе уважительного отношения просто хоть за то, что они честно трудились всю жизнь на благо общества, что защищали свою землю, родили, вырастили и воспитали детей, достойных граждан нашей страны. Поверьте, это не так уж мало для уважения. От нас не убудет, а им – приятно.

     Прения по поводу словесной этики были, особых споров не случилось, хотя отдельные суждения по некоторым аспектам имели место быть. В конце концов два учителя: - Владимир Семёныч, как историк, и Нина Фёдоровна, как эксперт в области словесности, прочли экспромтом нам доклад на эту тему. Вы бы видели, как в этот момент светились у них глаза, как в одночасье наши учёные друзья помолодели! Всё же учитель, скажу я вам, – это навсегда, учитель – это не просто профессия, это образ мысли и образ жизни.

     Я постараюсь своими словами пересказать всё, что услышал. Некоторые аспекты показались любопытными и достойными освещения.

     Как обращаться к людям: - на вы или на ты? Вроде бы, говоря Вы, мы выражаем человеку своё уважение. К вышестоящим и незнакомым лицам в наше время принято обращаться на Вы. А почему тогда мы приятелям, хорошим знакомым и близким говорим Ты? Мы что, их уважаем меньше, чем чужих и незнакомых? Или дело тут не в уважении? Откуда пошло это самое выканье? Ведь во всех древних языках обращение было только на ты. Конечно же, и на Руси люди испокон веков обращались друг к другу на ты. Даже к Богу взывали – Ты. (... да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя...), а к всякому мелкому начальнику – на Вы? Неужели, Творец всего Сущего меньшего уважения достоин, чем любой прохожий, которому мы говорим - Вы? К святым обращаемся на ты, а к грешным – на Вы? Ивану Грозному говорили ты, и он не обижался, ибо это естественное, нормальное обращение – на ты, общепринятое тогда: к одному человеку как к одному и обращаться.

     Когда вспомнили Вещего Олега, и его военный поход с целью «отмстить неразумным хазарам» за их набеги на русские земли, то мнения разделились. Дескать Олег, когда объявил хазарам войну, отправил им послание, в котором сообщал открытым текстом: «Иду на вы», то есть иду воевать. Кто знает, может это было выражение из тогдашнего дипломатического этикета? Или вкралась ошибка со стороны летописца. Гносеологические корни этого изречения искать отказались по причине усталости мозга. У всех сразу.

      Ясен пень, чем больше общаются между собой народы с разными языками, тем больше языки этих народов претерпевают изменения (засоряются, или обогащаются?). Процесс этот закономерен, и поделать с этим мы ничего не сможем. Так есть. Если с нами заговорят на древнем славянском, то мы, пожалуй, ни хрена не поймём. Увы, увы, увы. Сегодня нашу страну захлестнула волна агрессивной англосакской культуры. Теперь у нас в одночасье все стали менеджерами от уборщицы до гендиректора крупного предприятия, дворник, и тот именуется cleaner manager, во как! Стало модным обращение по имени и одновременно на Вы решительно ко всем возрастам. Абсурд? Мне сильно кажется, что это всё от убогости их языка. Если кто прочтёт какую-либо книгу их любого классика в русском переводе, а затем в подлиннике, тот поймёт разницу и оценит всё богатство русского языка.

     Казалось бы, невинная и даже цивилизованная примета последнего времени: полностью заменить местоимение «ты» - на «вы». Но у русских «ты» всегда означало доверительность, выражало чувство братства, общинный, вечевой дух народа. Мы даже к Богу обращаемся на «ты», что подчёркивает особенную интимность и расположение к единению. Русское «Вы» означает признание почтенных возраста, должности, индивидуальности, тогда как английское универсальное you есть признак индивидуализма. У англичан вообще отсутствует сокровенное ты. Есть архаическое thou (тау), и то это санскритское, созвучное с русским «ты». До середины двадцатого века в России многие совсем незнакомые люди обращались друг к другу «брат(ок)», «сестр(иц)а». Теперь же слышишь: «гражданин», «гражданка», «мужчина, вас тут не стояло», или «женщина». Услышать нелепое обращение к людям весьма пожилого возраста «молодой человек» или «девушка» также можно весьма и весьма часто.

     В подтверждение того, сколь задушевным является русское ты, хочется напомнить стихотворение Пушкина Ты и Вы.

     Пустое вы сердечным ты
      Она, обмолвясь, заменила,
     И все счастливые мечты
      В душе влюблённой возбудила.
      Пред ней задумчиво стою;
     Свести очей с неё нет силы;
      И говорю ей: как вы милы!
      И мыслю: как тебя люблю!

     То есть, выканье выражало социальный статус, положение в социальной структуре, а не уважение к человеку. В Российской Империи сословные различия были узаконены и однозначно прописаны в документе «Табель о рангах», изданный в 1717–1721 гг. В нем перечислялись военные (армейские и флотские), гражданские и придворные чины. Каждая категория чинов подразделялась на 14 классов. Так, к 3-му классу относились генерал-поручик, генерал-лейтенант; вице-адмирал; тайный советник; гофмаршал, шталмейстер, егермейстер, гофмейстер, обер-церемонимейстер (фиг выговоришь на нетрезвую голову); к 6-му классу – полковник; капитан 1-го ранга; коллежский советник; камер-фурьер; к 12-му классу – корнет, хорунжий; мичман; губернский секретарь. Помимо названных чинов, которые определяли систему обращений, существовали обращения ваше высокопревосходительство, ваше превосходительство, ваше сиятельство, ваше высочество, ваше величество, милостивейший (милостивый) государь, государь и др.

     Для сословно организованного общества характерна была иерархия в правах и обязанностях, сословное неравенство и привилегии. Выделялись сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращения господин, госпожа по отношению к людям привилегированных социальных групп; сударь, сударыня – для среднего сословия или барин, барыня для тех и других, и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия.

     В соответствии с этим делением был разработан речевой этикет и этикет поведения (этикетка, бирка по-французски). Понятно, откуда уши торчат.
 
     Речевой этикет – «национально специфичные правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником. Такими ситуациями являются: обращение к собеседнику и привлечение его внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность и т.д.» (Русский язык. Энциклопедия). «Речевой этикет в узком смысле понимания этого термина используется в этикетных ситуациях общения при выполнении определенных этикетных действий. Эти действия могут иметь значение побуждения (просьба, совет, предложение, команда, приказ, требование), реагирования (реактивные речевые акты: согласие, несогласие, возражение, отказ, разрешение), социального контактирования в условия установления контакта (извинение, благодарность, поздравление), его продолжения и завершения. Соответственно, основными этикетными жанрами являются: приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, просьба, утешение, отказ, возражение…» Речевой этикет распространялся на устное и письменное общение.

     Так почему же у нас в России пропали все эти виды обращений? Ответ прост – люди перестали им соответствовать. После Октябрьской революции на смену «сударю», «сударыни», «господину», «госпоже» пришло слово «товарищ». Оно снимало различия по полу (так обращались как к мужчине, так и к женщине) и по социальному статусу (так как к человеку с низким статусом нельзя было обратиться «сударь», «сударыня»).   Слово товарищ при фамилии до революции указывало на членство в революционной политической партии, в том числе, коммунистов. Слова «гражданин», «гражданка» предназначались для тех, в ком пока не видели «товарищей», и по сей день ассоциируются с репортажами из зала суда. Ну а после перестройки и некоторые «товарищи» стали «господами», по меткому выражению Сергея Трофимова «аристократией помойки». Обращение «товарищ» прижилось только в армии и на флоте. Вполне уместно, ибо соответствует традициям и духу взаимоотношений в армейской и флотской среде.

     Я не считаю обязательным переходить на «ты» в общении лишь только потому, что таковое обращение является изначальным, и естественным для человека. Окружающие могут и не понять. В обществе, хорошо это или плохо, уже сложился некий этикет, общественный политес, в котором, говоря друг другу «вы», мы словно подчёркиваем своё почтение и отстранённо-уважительное отношение друг к другу. Это как бы предохраняет нас от грубости, но и от прямых доверительных контактов тоже. Для «своих», приятелей, родных и близких я всегда на «ты» и, наоборот, в общении с незнакомыми людьми будет полезным дистанцироваться и оставаться подчеркнуто вежливым - на «вы». К примеру, «горячие» представители некоторых народностей, где в почёте культ силы, нашу открытость, вежливость и терпение воспринимают как признак слабости – стало быть, нас можно «нагнуть» без церемоний. Люди все разные, традиции и обычаи разные, а сословные рамки размыты, либо отсутствуют. Все люди стали «равны» при социальном неравенстве. Краёв не наблюдают, любая прибалтийская килька старается вести себя как царь-рыба.

     Тут ведь как, родился человек в приличной семье, ведёт себя достойно, люди его уважают? Хорошо, честь ему хвала, достойный человек. А другой, к примеру, родился в семье алкашей и показал себя обществу с уголовной стороны. Какого отношения со стороны общества он заслуживает? От осины не родятся апельсины. Вот он сидит в своём социальном слое и не «чирикает». Редко, но бывает, что, несмотря на родословную и гнилые корни, станет он успешным и приличным человеком, тогда ему особый решпект. Уважение со стороны общества и достойный социальный статус надобно заслужить трудами великими. Надо подняться над собой, вытащить себя из болота по методу барона Мюнхаузена. Иначе зачем мы на этом свете живём, что скажем сами себе на смертном одре? Себя не обманешь, когда пристанет пора выбирать ворота в рай или в ад.

     Тема нашей беседы оказалась неожиданно ёмкой, обширной и связанной со многими аспектами общественной жизни. Засиделись допоздна. Несколько раз пили чай, доели пирог с грибами и допили водку. Не оставлять же её до весны, в самом то деле!

     В конце посиделок пришли к общему мнению, что школе совсем не обязательно детей нагружать академическими познаниями, выпускать готовых Эйнштейнов (который сам, к слову, учился отвратно), химиков да физиков. Их в университетах всё одно переучивают. Кто ответит, чем синус отличается от косинуса? Приставкой ко? Скажите, а кому после школы хотя бы раз в жизни пришлось отыскивать корни квадратного трёхчлена? Кроме Игоря Васильевича для своих анекдотов, гы-гы (это смех означает). Зачем cleaner manager-у, повелителю метлы и лопаты умение брать производные и решать интегралы? Таблица умножения в уме не держится, без калькулятора ни в зуб ногой. Нужны базовые, а не углублённые знания.

     Люди, даже с высшим образованием, свои мысли (если таковые вдруг посетят) не могут складно и внятно изложить – тык, мык, как-бы бе, ме. Необходимы уроки риторики, логики - чтобы научить детей правильно строить свою речь, (не морщить лоб, лихорадочно подыскивая нужные слова), говорить грамотно, кратко и по существу, не «замыливая» главную мысль пустословием. Пусть сей предмет будет называться «словесность», как было раньше, в дополнение к русскому языку и литературе.

     Также мы сошлись в мнении, что в школе дети должны изучать основы религии. Нет, не закон Божий, упаси нас от лукавого! Люди сами пусть выбирают себе религию и веру, если есть в этом потребность. Достаточно знать историю возникновения той или иной веры, обряды, их смысл и отличия.

     Бог един? Да. А отчего тогда столько религий, ведь все молятся одному и тому же Богу? Надо объяснить детям, что Бог создал всё сущее, а люди придумали религии, что в трактатах всех концессий говорится об одном и том же: - о бессмертной душе, о добре, зле, морали, - только разными людьми и на разных языках. Может, понимая это, люди не будут убивать себе подобных, стараясь доказать правоту только своей религии.

     Вот так и живём: - нравы упрощаются, учение уплощается, ученье свет, а не учёных тьма. Чем дело кончится – ЕГЭ его знает! Решаем не мы, а «яйцеголовые» от министерства образования.

     Утомлённые едой, питьём и разговорами, гости засобирались по домам. На улице было знобко и неуютно. Почти темень. Луна, это цыганское солнце, сегодня где-то загуляла, наверно так же, как и мы. Зато нас встретил тёмного бархата небосвод, накрытый вуалью ярчайших и продрогших в космическом холоде звёзд. Не хватало только Баха с его органом. Стало наглядным и убедительным понятие бесконечно малой и бесконечно большой величины: - кто есть ты на фоне Его величия. Пришло понимание всей нашей тщетности и суетности в этом непостижимо-величественном мире. Наверно в такие моменты и зарождается вера в Него. Все молчали, даже Игорь Васильевич. Может он хотел воскликнуть: - «Ах, как это волшебно красиво!», но побоялся, вдруг эхо привычно ответит ему не так и не теми словами.

      Обещанный рецепт правильных драников.

                Ингредиенты:
 - Картофель – 1 кг.; Лук репчатый белый – 2 шт.; 2-3 зубчика чеснока; 0,5 чайной ложки соли; Масло растительное для жарки.
     Можно добавить пару столовых ложек картофельного крахмала, если картошка старая (обычно к весне количество крахмала в клубнях становится заметно меньше).
     Если добавлять муку и куриные яйца, то это уже будут не драники, а оладьи.

                Подготовка теста:
   - сначала на мелкой тёрке натираем лук (не иначе, в такой последовательности картофельное тесто не темнеет и драники будут белыми);
   - натираем (опять же на мелкой тёрке, это принципиально) только что очищенный картофель;
   - добавляем соль, мелко порубленный чеснок и немного подсолнечного масла (масло хорошо впитывает и удерживает вкус и аромат);
    - хорошо перемешиваем тесто.
    - вываливаем тесто в сито (дуршлаг) – сливаем лишнюю воду;
    - возвращаем тесто в тазик и снова перемешиваем.

                Жарка драников:
     - на хорошо прокалённую сковородку наливаем подсолнечное масло 4-5 мм.
     - перемешиваем тесто (делаем это всякий раз перед выкладыванием теста на сковороду, так как крахмал имеет свойство оседать на дно);
     - (на одну оладушку теста берётся одна столовая ложка с горкой) выкладываем оладушки на сковороду;
     - обжариваем оладушки с двух сторон до румяной корочки, затем выкладываем их на бумажное полотенце – пусть стечёт лишнее масло.

      Всё просто. Исполнение не вызывает затруднений даже у таких косоруких женатых мужиков, вроде меня.

Рецепт можно разнообразить с помощью добавок всевозможных продуктовых ингредиентов и специй. В поварском искусстве импровизация – не последнее дело. Успехов!

     Процесс поедания обычно затруднений не вызывает. Со сметаной или иным соусом. Берегите своё самочувствие от переедания.

      Вывод: - вкус всегда скрывается в мелочах. И лучше переесть, чем недоспать….


      P.S. В первый раз не могу подобрать правильные слова, чтобы выразить свои чувства. Люди встречаются, разлучаются, дружат или ссорятся меж собой – всегда выплёскивают эмоции, которые их переполняют. Иногда уезжают навсегда. Либо мы покидаем любимых и друзей. В этих случаях всегда нас накрывает волна эмоций и переживаний подобная беспощадному цунами. Чем ближе и роднее нам люди, тем круче волна цунами и дольше повторяются её автошоки. Потребуется немало времени для того, чтобы эмоции перестали рвать и терзать наши души.

     Нашу компанию навсегда покинул Владимир Семёнович. Тихо, во сне он ушёл в лучший мир за неделю до своего юбилея…


                Нахабино, декабрь, 2019г.