Наверно самое распространенное ругательство на бытовом уровне — это дурак. Что очень характеризует общество. Ведь, по сути, дурак это не морально-этическая характеристика, а интеллектуальная. Причем априори врожденная, а не приобретенная. Нет, конечно, можно и предположить, что человек сам виноват, что он дурак: не развивался должным образом (книги, передачи, общение с умными, мудрыми людьми…). Но ведь и толстого человека в таком случае можно обидеть, назвав жирным. Это же он сам запустил себя, мог бы и ограничивать себя аскезой. И все же смеяться над этим все равно, что над хромым, одноногим, одноглазым… Еще детское сознание зазубрило это правило, что смеяться над убожеством другого нехорошо. Ребенок это еще допускает, а взрослый сам же ставит себя в смешное положение подобными издёвками (в среде нормальных взрослых!).
И вот что я хочу сказать, слово-оскорбление «дурак» стало универсальным ругательством на все случаи жизни. И зачастую-то ( и даже -- как правило) оно используется совсем не по назначению. Да еще и не как ругательство, а как условная характеристика человека.
И дело здесь, думается, не столько в природной ленности человеческой: пошевелить извилинам – попасть прям в точку, в конкретный порок человека: пьянство, тщеславие, жадность, эгоизм, лень, лживость.., — употребив конкретную характеристику по конкретному назначению, да это и не оскорбление тогда: «умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме», -- ну как можно унизить честь и достоинство если их попросту нет в субъекте, и какая это неприличная форма, когда называешь жадину – жадиной, вора – вором, лентяя – лентяем, эгоиста – эгоистом.., -- это и не оскорбление тогда получается вовсе, а некое порицание пороков человеческих, ради этого же человека исправления!
Неприличную форму уж естественней употреблять относительно физиологических недостатков человека: кривоногий, коротышка, жирная свинья, косоглазый…, почему порицается и в морали -- высмеивать физические недостатки человека -- неприлично, недолжно.
Относительно морально-этических пороков, если на них указывается хоть даже и в неприличной форме, уже и сам объект оскорбления как бы дает некоторую апологетику для оскорбляющего, нравственную фору что ли, относительно того кто его на это морально-нравственное оскорбление спровоцировал.
Но вернемся к нашим баранам: к оскорблению «дураком».
Здесь мне бы хотелось сделать акцент совсем даже и не на том, что это оскорбление, как правило, употребляется не по назначению. А на том, что из всех «обобщающих» оскорбляющих вариантов выбрано это. А не, например: подлец, мерзавец, негодяй, — уж несравненно более обобщенные понятия!
Почему так? Да не очень-то порицается в нашем обществе нравственное уродство, вот физическое (на антагонизме с физической силой, ловкостью, выносливостью – от которого интуитивно, по животному исконному ощущению, можно и получить по фейсу), -- над этим можно и посмеяться, несмотря на какую-то там мораль.
Ну а «дурак», а это как ни странно имеет, в понимании людей морально-нравственно ущербных, похожий качественный характер, что и физическая сила. Здесь явно прорисовывается и отличие мудрости (имеющей кроме интеллектуальной и значимою этическую составляющую) от ума, просто ума.
Ведь умный человек (не мудрый) использует ум как силу, средство достижение всевозможных материальных благ.Он может с его помощью обмануть, переиграть, перехитрить… да может вообще манипулировать другим сознанием. Поэтому в массовом понимании умный и богатый это тождественные понятия, а если ты бедный то — какой же ты умный! Хитрый, беспринципный -- в нем, массовом сознании, увязывается с умом: вот малый молодец, всех перехитрил, а этот сопли жевал…
Поэтому-то и в собственных уразумениях о ком-либо, когда надо извратить этот мир себе в угоду, да на усладу ну хоть и даже в своем воображении, для себя же любимого всегда желаннее наделить объект своей неприязни недостатком интеллекта, а следственно слабостью, неспособностью хорошенько ответить, сдачи дать.
Дурак – есть дурак, и не важно добрый человек, при этом, или злой. С Иванушкой-дурачком мы-то как-нибудь справимся, еще и покатаемся на нем, а вот с хитрым профессором Мориарти…