Я жил в такие времена

Владимир Валеовод
     На мир я не взираю свысока,
     И от людей, совсем, не отличался.
     Хоть в жизни было много бардака,
     Но жить в нём потихоньку приучался.



Вот и пришло время, когда воспоминания о прожитых днях начинают казаться важнее, чем то, что осталось впереди.  Пожалуй, мы все когда-то задумываемся над смыслом жизни, на своем месте в истории и можем спокойно, не боясь осуждения и обид посмотреть на свой жизненный путь.

То, что назвал «биография», конечно, ничего общего с биографией не имеет. Это просто размышления о жизни и своём месте в ней.

Я родился на переломе двадцатого века, в 1951 году. В день моего рождения, как позднее мне говорили мои родные, была гроза, и дядя сказал, что родился «Иван Грозный». Позднее он меня выучил на вопрос: - «Как тебя звать?»
Отвечать: - «Иван Грозный! Родился в грозу».
Хотя, назвали меня Владимир. Это в то время было самое популярное имя. В институте из 20 ребят моей группы 10 были Вовы.

Итак, я родился, и жил в такие времена:

- Шел всего шестой год, как окончилась вторая мировая война, но мы совсем не ощущали её отголосков. Хотя самыми популярными моими рисунками были танки, самолёты и корабли.

- Я родился, когда ещё жил и руководил страной один из величайших тиранов современности Иосиф Сталин. Но основная масса обычных людей мало была осведомлена о его преступлениях. И моя тётя, по рассказам мамы сильно плакала, когда узнала о его смерти. Кстати, о ХХ съезде КПСС мы практически ничего не знали. Только пошептывание и отнекивание от взрослых. В учебниках истории об этом старались не писать.

- Мне повезло, я помню запуск первого спутника Земли. Полёт первого космонавта и все последующие успехи СССР в освоении космоса. Я помнил фамилии первых 20, или даже больше, космонавтов. Да, помню их и сегодня.

- Я слышал и читал на плакатах обещания Хрущёва на ХХI съезде КПСС (1959), о том, что «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», и искренне верил, что в 1980 году у нас наступит коммунизм. Я видел, как снимали Хрущёва. Как были созданы очереди за хлебом, макаронами и другими продуктами питания. Сам покупал по карточкам эти продукты.

- Я видел расцвет раннего Брежнева (1968-1974), когда благосостояние людей росло стремительно. Отменены карточки, строится новое жильё в городах, крестьянам отменили крепостные обязанности, выдав паспорта. Росло количество людей, способных купить автомобили и др.

- Если события 1956 года в Венгрии прошли мимо меня, то вторжение советских войск в ЧССР в 1968 году было как раз в августовские дни моего поступления в институт. Мне позднее встречались ребята, входившие в Чехословакию, которых подняли по тревоге, и бросили на подавление антисоветских выступлений. Но на «мирной жизни в Харькове» эта война вообще не чувствовалась. Мы её «проспали».

- Я жил во времена «холодной войны». И даже служил в армии, попав в 1979 году в призыв коммунистов-двухгодичников накануне вторжения в Афганистан. Поэтому, я не верю ни в какие «случайные» или «спонтанные» действия высшего советского военного и политического руководства, принявшего решение о вводе «ограниченного военного контингента» в Афганистан.

- Я участвовал в разработке аппаратуры для советского многоразового космического корабля "Буран". Принимал участие в его испытаниях на стендах в Москве и Подлипках (ныне Королёв).

- Я жил в то время, когда взорвался ядерный реактор в Чернобыле. Я знаю, что власти были предупреждены о том, что в этом месте строить АЭС нельзя. Но никто, кроме стрелочников, не понёс наказание за эту трагедию.

- Я видел распад СССР. Мне он радости не доставил. Я понимал, что Украина очень сильно интегрирована в народное хозяйство России и других республик СССР. Надеяться, что от распада СССР в Украине жизнь будет лучше – было утопией. Для того, чтобы не потерять в своём развитии, надо было перестраивать экономику, встраивая её в мировую. Но, это отдельный разговор.

- Я видел, как Украина «избавляется» от ядерного оружия, надеясь на порядочность мировых ядерных держав. Я видел, как Л.Кравчук (2002) размахивал Будапештским меморандумом (чуть не написал «договором»), утверждая, что он обеспечивает целостность и незыблемость границ страны. К сожалению, мир циничен, а интересы в нём не украинские.

- Я видел, как Россия шантажирует Украину газовыми соглашениями. Как сдают интересы страны Тимошенко(2009) и Янукович (2010). Каким жалким может быть лидер твоей страны, когда он преследует только свои корыстные интересы.

- Я видел, каким может быть гнев народа (2013-2014), когда лидер страны изменяет интересам людей.

- Я видел, как нападала Россия на Украину в 2014 году. Как российские войска захватывали Крым и Донбасс.

- Мой родной город - Харьков. Здесь я родился и вырос. Здесь я ростил своих детей, учился, работал и теперь живу. Я оптимист. Почему? Я из Харькова, первой столицы Украины, где была провозглашена советская власть в Украине, и я часто был в том здании, где это произошло.

В общем, я много видел, участвовал в разных процессах и потому имею право обладать своим мнением на то, что происходило и происходит в Украине.