Ван Гог-яркий представитель постимпрессионизма-12

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Ещё одной «спасительной» темой для Ван Гога оказался подъемный мост Ланглуа, некогда построенный голландцами и напоминавший ему его родину. Здесь тоже не обошлось без влияния японца Хиросиге. «МОСТ ЛАНГЛУА С ПРАЧКАМИ», март 1888 г., муз. КМО;
«МОСТ ЛАНГЛУА», май 1888 г., муз. Вальраф-Рихартц, Кельн.
Это хрупкое деревянное сооружение, похожее на кузнечика, по которому снуют пешеходы и экипажи, ослепительно синие каналы под такими же небесами, желто-зеленые берега, стайки прачек среди пёстрых лодок, изливается у Винсента в целый цикл картин и гравюр.
Как мельницы в Париже, так теперь мостики и каналы на Роне согревают сердце голландца Ван Гога, тоскующее по родине. Кстати, мост, названный когда-то Ланглуа по имени старого владельца, уже давно не существует, он был разрушен в 1944 году. Местная туристическая индустрия всё-таки позаботилась создать его точную копию для привлечения людей.
Все эти цветущие деревья, мостики, каналы, солнце и синева позволили Ван Гогу преодолеть кризис: «Мое отупление проходит: страсти меньше раздирают меня, я вновь могу спокойно работать и не скучать в одиночестве».
Символом «выздоровления» стала работа «НАТЮРМОРТ С СИНИМ КОФЕЙНИКОМ», май 1888 г., собр. де Шабанн, Франция.
Сам художник назвал её «ЗАТМЕВАЮЩЕЙ ОСТАЛЬНЫЕ». Мы видим ясность устойчивой композиции, четкость рисунка и предметных силуэтов, расставленных в ряд.
Колорит натюрморта построен на шести различных оттенках синего и примерно стольких же оттенках желтого и оранжевого.
Итак, Ван Гог не зря стремился на юг, он обрел чувство своего места здесь. Это видно и на прекрасных пейзажах, изображающих «золотые» пшеничные поля. Эти работы прославили позднее и самого художника, и природу Арля.
В крохотном городке, церкви-крепости Сент-Мари-де-ла-Мер, на берегу Средиземного моря, недалеко от Арля Ван Гог пробудет летом 1888 года всего 5 дней.
Он работает здесь без устали. Благодаря кисти Ван Гога этот городок навсегда остался в истории искусства.
«ВИД СЕНТ-МАРИ», 1888 г., муз. КМО – перед нами крепость, словно сложенная из цветных кубиков, окруженная полями, словно идиллическая миниатюра из средневековых календарей братьев Лимбург.
Вот ещё две работы Ван Гога, написанные в Сент-Мари:
«Лодки в Сент-Мари», июль 1888 г., муз. ВГА;
«Дома в Сент-Мари», июль 1888 г., муз. ВГА.