Надвигающийся инсульт среднего медицинского образо

Вера Ольгина
    
           Повышение   качества  образования  выступает  как  основное 
       содержание  его   модернизации.
    
           Создана   « Концепция  модернизации  Российского  образования». 
       Активно  внедряется  в  практику  управления  процессом  образования
       Total  Quality  Management.   Проводятся  съезды, симпозиумы и
       семинары; круглые  и  квадратные  столы;  пишутся  научные  статьи  и 
       работы…  Тонны  бумаги и мыслей  в интернет;  корзинах.
 
           Создается  видимость  высокого  уровня  беспокойства  и заботы
       всевозможных  институтов  образования  и  заинтересованных 
       министерств.
   
           Учреждения  среднего специального  медицинского  образования, 
       долгие  годы,  ожидающие  конкретных,  реальных  предложений, 
       превратили  в  объединения  ,  территориально    удаленные  друг  от 
       друга  километрами  остановок  всех  видов  транспорта  города  и 
       Подмосковья.   
   
            Но, по прежнему,  уровень  и  качество  образования  оценивается
       по количеству  красных  дипломов, по  результатам  лицензирования, 
       аттестации и аккредитации. 
   
            Это  только  визуальная  часть  вопроса,  которая  вызывает 
       особый  интерес  при  проверках и  очень  удобная  форма  отчета 
       перед    сидящими  выше .

            Проверяющие  комиссии    забывают,  что  проверяют  результаты 
       «новых  форм»   своей  же  работы . Возникает только  вопрос,  а 
       какой  новой  работы  по  повышению  качества  образования?
 
            Может  быть,  новых  форм  ежегодного  планирования  и 
       отчетности,  новой  вводной  части  методических  разработок  или 
       таблиц  интернет-аттестации?!
      
            Образование  уже  давно пытается    вырваться  из  сферы  услуг   
       в  сферу  формирующую  будущее  страны. 
   
            Этот  сложный  переход  требует особой  повседневной   
       совместной   работы     системы,  «управляющей»  или  точнее 
       организующей  образование   всех  уровней    процесса    обучения    с 
       передовой  линией  ; школами,  училищами, колледжами .
      
       А  в конечном  итоге  его  качество  по -  старому оценивается      
       трафаретно  достаточно  удобным способом  для  отчетных  протоколов. 
       Танец  на  месте,  но  с  лозунгами  и призывами.
    
           Природа  категории  качества  образования  вчерашних  школьников
       это  многоуровневый  комплекс.  Безусловно,  что  главные компоненты 
       в   оценке  эффективности   образовательной  деятельности  это 
       планирование, реализация  и  конечные  результаты. Это  опять  набор, 
       который  нужно  иметь,  показать  и  дать  необходимые  конечные 
       результаты, но они  не  отражают истинного  вклада ,  колоссального 
       труда всего  педагогического коллектива, а главное его  трудностей и 
       совсем  ненужных препятствий. 
 
           После  удачных проверок  администрация  автоматически  получает 
       новый  уровень аттестации  или  подтверждает уже  полученный  ранее. 
       А  преподаватели?!  Видимо , формы  поощрения  их  деятельности   еще 
       не  разработаны,  правда есть  исключение  ; грамоты  департамента……., 
       других  наград  нет.
      
           Стаж  работы  в  профессии,  уровень  и  качество  преподавания ,
       наверно  это  из  прошлой  жизни.  У артистов  есть  ступени
       совершенствования    и  знаки  отличия, а у преподавателей  как  у 
       мяса   ;  категории, которые  еще и  необходимо  подтверждать каждые 
       пять  лет.
      
            Система образования  является   передовой  линией   развития
       современного общества, социальный и культурный уровень которого
       определяет социальную  ситуацию развития молодого поколения страны.
      
           Этапы  формирования  молодого  поколения включают разноплановые 
       задачи  родителей и  общества, и  все  они  несут ответственность  за 
       качество  выполнения  своих  обязанностей.

           Интерес  к  профессии среднего  медицинского  работника  не 
       уменьшается, конкурс  5-6 человек и все  хотят  учиться  и  работать 
       в  Москве.   

            Но  если говорить  о  качестве  подготовки  будущих  медицинских 
       работников    надо  обратить  внимание     на  оценку  качества 
       подготовки  школьников  к  профессиональному  образованию и их 
       профессиональной  ориентации.  А  здесь-то можно  встретиться  с 
       бездной, первая опора  моста через  которую  лежит  в  качестве 
       начального  среднего  образования.
    
           Путь  во  взрослую  жизнь  приводит   многих   в   среднее 
       специальное   медицинское  образовательное учреждение,  в  приемную 
       комиссию.
      
           Приемная  комиссия  первая  сталкивается  с  серьезными
       проблемами, которые  обязывают  ее  работать в строго
       регламентированных  рамках  закона  государства.
   
           ;  Прием  абитуриентов  по  результатам  среднего  балла 
       аттестатов  не  уравнивает  возможности,  а  сталкивает 
       невозможности.
   
           Средний  балл  по  аттестату  зрелости  не  только  не 
       гарантирует  зрелость, но  и  имеет  разную  цифровую  значимость, как 
       в знаниях , так  порой  и  в  формах    приобретения  аттестатов 
       зрелости  на  широких  просторах  нашей  страны.


           ;   Общая  информационная  база  абитуриентов,  ограниченная 
       зоной  вопросов  ЕГЭ,  не только создает  значительные  трудности в
       формировании    образовательных  и  жизненных компетенций  вчерашних 
       школьников,  а  препятствует процессу.
      
           Ни  в  коей  мере  не  хочу  обижать  школьных  преподавателей,
       поскольку  они  работают в  соответствии  с  условиями,  которые 
       диктуются  свыше, а  кто  не  хочет  так  работать  уходят.  Какие 
       кадры  мы  теряем!

           ;  Но  хочу  обратить  внимание   на  самое  главное   качество 
       профессии  медицинского работника,  да  и  человека   вообще     ; 
       это  культура  речи.
 
       Контакты между людьми возможны при наличии  речи, и насколько эта речь
       будет понятной, настолько эффективнее будет общение,  а  в медицине 
       это залог  здоровья , а под час  и  жизни  человека.

           ;Если  абитуриенты  поступают в  образовательное  учреждение,  в 
       котором  преподавание идет  на  русском  языке,  то,  безусловно ,
       очень  своевременны   новые  правила  сдачи  ЕГЭ,  только  после 
       написания  сочинения  на  русском  языке, но  и  этого  не достаточно.

       Новое  поколение,    не обученное  читать    книги,  не  способное
       переживать  судьбы  людские,  не  видящее  окружающего  мира,  не 
       чувствующее  его  красоту  и  совершенство,  свою  сопричастность к
       нему ;  противопоказано  медицинской  профессии.
 
           Поколение,  которое  разговаривает   ;;смэсками ; и  свои чувства 
       выражает  междометиями  и   смайликами,  не  имеет  будущего,  не 
       знает  прошлого   и  теряет настоящее. Оно  управляемо  гаджетами.   
           Его  надо  спасть  всем  !!!!!

           ;Для  того  чтобы  студенты  понимали  речь  преподавателей, 
       умели  читать и  понимать  учебную  литературу и наконец 
       разговаривать  друг с  другом  и  с  больными,  считаю  строго 
       необходимым  проводить  обязательное комиссионное  собеседование  при 
       поступлении. 
 
           Собеседование  может  включать вопросы    профессионального 
       выбора,  характеризовать  уровни   социального  и  культурного 
       развития и т.д.

          В  собеседовании  должны  принимать участие  преподаватели 
       русского  языка   (  литературы),  биологии  (  анатомии), психолог  и   
       председатель  приемной  комиссии.  Систему    балльной  оценки
       разработать  не  проблема.

          ;  Считать  отрицательные баллы  собеседования  противопоказанием   
       в  обучении   в  среднем   образовательном  медицинском  учреждении.
   
          Возможно  абитуриенты  из  автономных  республик  России,  которые   
       желают  обучаться в медицинских  колледжах,  должны  совершенствовать 
       знание  русского  языка  и  разговорной  речи на специальных  курсах, 
       до   поступления.
   
            Второй  важной  проблемой  работы  приемной  комиссии  являются   
       сомнительные  медицинские  справки,  при  полной  визуальной  для 
       врача  картине  врожденной  или  приобретенной  патологии,  являющейся 
       противопоказанием  для  профессии  среднего  медицинского работника.

            ;  Для  каждого  комплекса средних  образовательных  медицинских 
       учреждений  определить   медицинское  учреждение  (  лучше  больницу) 
       для  обследования  этой  категории     абитуриентов. Как  это 
       делается  для  призывников.
 
           В  случае  подтверждения  недостоверности  медицинской 
       документации решить  вопрос  о  наказании   всех  участников
       фальсификации.
   
          Из всего  изложенного   следует  необходимость  пересмотра правил 
       и  прав    работы  приемных  комиссий в целом.    Итак,  вопросы, 
       возникающие  при  работе  приемной  комиссии,   требуют   своего   
       рассмотрения.
      
           С каждым новым набором нам приходится  учиться  работать с новым
       коллективом  студентов.   С  коллективом,  в котором собраны дети
       и далеко не дети, разных национальностей, разного уровня  базовых -
       школьных знаний   (  чаще  этот уровень ниже «уровня табуретки» или
       просто отсутствует)  и не только разных способностей, но и с разными
       жизненными целями  и  позициями  – вот что самое трудное.
      
           Для обучения нового поколения нужны действенные формы работы и
       учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные
       возможности студентов и активно вовлекать их в новый для них образ
       жизни.
    
           Начало обучения в среднем специальном  медицинском учебном
       заведении, принятие абитуриентом новой социальной  функции и понимание
       будущей  масштабности и общественной значимости профессии – роли
       студента – наиболее ответственный период.   
    
           Период, существенно влияющий на возможности личной самореализации,
       профессионального самоопределения и построения   медицинской карьеры.
   
           Это   жизнь и  деятельность в особых,  почти магических условиях   
       приближения и вхождения в  сложную   и  самую  благородную   профессию   
       медицинского  работника.
   
            Именно в этот период происходит первая встреча студента с той
       психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с
       которой ему предстоит в различных формах и по разным поводам
       взаимодействовать все годы обучения.       
          
            Будет ли заложен в период адаптации студента фундамент его
       дальнейшего успешного обучения, профессионального становления, или с
       приходом в учебное заведение выпускник школы попадет в чужой,
       непонятный мир,  мир приспособления, прогулов, обманов, опозданий и
       поблажек?
      
           В  мир   мятых, грязных  и  модифицированных , и  не  всегда 
       белых  халатах,   замененных  поварскими,   хирургическими  и  пр. 
       куртками и  безвкусными подделками.
 
       Надо  научить  студентов  понимать и уважать  значение  белого 
       халата.
       
            Абитуриенты  становятся  студентами,  а  точнее  посвящаются в 
       студентов-медиков и получают  право  носить  белые  халаты.
       Халат  медицинского  работника — символ помогающего в беде.

            Чтобы  к  этому  символу  относились  должным  образом,  его 
       необходимо:
        1.
           Сделать  формой  студента  медицинского  колледжа
         (  училища), строго  как  форма военного  училища.
        2.
           Нашивки  или  фотопечати с  номером или  символикой  колледжа-
           училища, номером  группы и отметкой  номера  курса.
        3.
          Приобретать  халаты  централизовано  для  студентов  всех  курсов ( 
          по  требованию  клинических  баз приобретать  различные  виды 
          медицинской  формы также с символикой  колледжа-училища ).

           4.
             За  нарушения  Устава учебного  заведения,  предоставить
            студенческому  совету  право  лишать  студента  права  носить 
            белый  халат, определив  сроки  наказания (  исключая  занятия на 
            клинических  дисциплинах и базах).

              Модернизация  подготовки средних медицинских кадров     в
       России возможна только  при   условии, если она будет основываться на
       сохранении   классической  фундаментальности и соответствовать
       актуальным и перспективным потребностям здоровья  личности, общества и
       государства.
      
           Предполагаю, что нам  преподавателям  пришло  время  самим
       подумать, как изменить наше  профессиональное  взаимодействие ,  чтобы 
       найти  современные  пути  к  совершенствованию качества  своей 
       деятельности.
   
          ; Методическое объединение  преподавателей  МОП медицинского
       учебного заведения  ; вот новая форма, которая обязана   активно   
       работать над повышением качества  своего профессионального уровня и
       педагогического мастерства, освоением передового педагогического
       опыта, инициированием педагогического творчества, освоением 
       современных образовательных технологий.

          ;Традиционная   методическая работа предполагает повышение качества
       профессионального уровня посредством наращивания количества знаний о
       новых методиках, приемах, технологиях и умениях  за счет  копирования 
       их  в  своей деятельности.
 
          Но мы должны стремиться к разработке своих педагогических
       технологий. На сегодня такие возможности есть  в  каждом  коллективе.    
       Большой процент преподавателей имеет высшую категорию. Так чего же не
       хватает?
   
          Или не все по праву имеют эти категории,  которые должны  каждые 5
       лет  подтверждаться  и  ежегодно:  открытым уроком, 2 методическими
       разработками  и тематическими  конференц-шоу.
       
           Высшая категория ; это уровень творчества в профессии,    а не   
       бег с препятствиями     по    указке   кому по какой категории   
       дорожек   тащить  образование, разваливаемое на «модули».   
 
           ;  Не хватает достойного методиста ; организатора,   сильного 
       профессионала,   не   стоящего напротив  и против коллектива, не
       жесткого цензора, а идеолога и   организатора   работы    
       методического  объединения   преподавателей  колледжа.
   
           Планирование   МОП  должно формироваться  внутри кластера курса, 
       ему должны предшествовать  защиты планов работы  каждого преподавателя
       и  формирование  единого  мощного штабного  плана МОП,  утверждаемого   
       методическим  советом  колледжа  ( училища). 
    
           Далее,  как  функции  головного  мозга:  интеграция,  анализ  и 
       своевременная  коррекция  учебного  процесса  курса.

          Думаю,  что  руководителем     МОП  курса  должен  быть методист-
       организатор  колледжа  (  училища).
      
           Конечно,  я  не  идеолог педагогической  работы, но  определенный 
       опыт подсказывает,  что    МОП  ; это  современная  форма  объединения
       всего  потенциала  коллектива  колледжа ( в тексте  буду  опускать 
       слово  училище),  не  формальное,  а  конструкторское  бюро 
       современных  средних медицинских  кадров.
 
           Ведущей  ролью  учебного  процесса  МОП  должно  стать 
       непрерывное  совершенствование  квалификации,  эрудиции  и 
       компетентности во  владении  преподаваемой  дисциплины,  в  унификации 
       методик  работы  с  коллегами  и со  студентами. 

          Основные перспективы   МОП   заключаются в следующем:
         
          ;  создание  единого  творческого  рабочего  пространства 
       студенты-преподаватели, в котором  каждый  отвечает за  свою  работу;

          ;  воспитание  творческой  атмосферы  совместной   работы 
       преподавателей  курса;

          ; систематическое  повышение   педагогической  компетенции и
       профессионального  культурного уровня   каждого  преподавателя;

          ;   постоянный   контроль   и   анализ   образовательного процесса 
       каждой  группы  и   в целом  курса.

          ; динамический  контроль и самоанализ своей  работы;

          ; планирование и разработка  тематических  конференций совместно с
       преподавателями  курса;

          ;  проведение  открытых  общих  семинаров по  преподаваемой 
       дисциплине,  как с участием  нескольких  групп, в которых  ведется 
       преподавание,  так и во всех групп  кластера – курса.

          ; проведение  совместных  уроков преподавателей, особенно  первого 
       курса, с целью определения  места  каждого  предмета в подготовке  к 
       будущей  специальности;
   
            Есть  несколько  вариантов  после прохождения  общих  тем  « 
       Анатомия  и  физиология  крови»;  «Анатомия  физиология ССС» проведены 
       семинары   с  защитой  тематических реферативных  работ,  с 
       демонстрацией  научно популярных  фильмов  и т.д.
   
           Особый интерес  вызывают  занятия  «  Место  физики,  химии, 
       истории,  философии, географии  в  профессии  медицинской  сестры, 
       фельдшера».   С первого  курса  активно  вовлекаются  студенты  в
       начальные  формы  научных,  самостоятельных  работ. Приобщаются  к 
       публичным  выступлениям. И  пусть  это  кому-то  не  понравиться, 
       отучаются   от  жутких   презентаций, докладов на 5, содержание 
       которых  не  всегда  понятно самим  докладчикам  и  пр.

           ;  каждый  урок  преподавателя  должен  стать  открытым  для 
       коллег;

           ; проведение  аналитических совещаний  в  конце  каждого  месяца
       совместно  с УВСк  ( об   УВСк  далее) со  своевременной  коррекцией
       плана  работы;
.
 
           ;Свою  роль  исчерпали  Цикловые  методические  комиссии.  Их 
       функции  переходят МОП  курсов.         
    
           Новые ценности методической работы определяются исходя из новой
       цели: подготовка среднего медицинского работника как субъекта
       профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной
       самореализации, самоактуализации и самоорганизации.
      
           Для обучения нового поколения нужны действенные формы работы и
       учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные
       возможности студентов и активно вовлекать их в новый для них образ
       жизни.
    

          С первым курсом работать трудно, а с последними   курсами   уже
       поздно.
 
            И  здесь  вновь появляется традиционный  вопрос, ; Кто виноват?
       Значит  старые  формы  работы  надо  изменять.
      
            Нам  необходимы  заинтересованные психологи-организаторы для
       разработки, изучения  и совершенствования собственного опыта, для 
       создания творческого  коллектива.
       Необходимо  создание и активная работа  учебно-воспитательных советов
       каждого курса. ; УВСК.

           Роль старост групп  должна  быть поднята на  должный уровень    и 
       уважаема.
   
          На первом курсе   староста может быть избран   дважды : в начале 
       учебного года и после первой сессии  переизбран  по предложению
       группы.  Можно  и даже  необходимо  разработать  лейбл старост  на 
       халат.
           Надо  заложить в  группе понимание  того,  что  за учебу и
       дисциплину отвечает каждый студент,  а  за  группу  отвечает   
       избранный  представитель  группы  ; староста.
           Нельзя  недооценивать лидирующую роль демократической структуры 
       самоуправления  студенчества, их органа  Студенческого Совета.
   
        ;    Придавая этому органу права автономности, необходимо
             корректно формировать его обязанности строгого
             контроля   за выполнением Устава колледжа, повышая
             ответственность каждого студента.
      
        ;      Принимать адекватные меры к нарушителям, вынося
              свои  протоколы на рассмотрение  АКК и  Педагогического
                Совета.
      
        ;     Студенческий Совет должен обладать правом голоса,
               при вынесении Педагогическим Советом
               дисциплинарных взысканий к нарушителям Устава
               колледжа.
    
           Необходимо превратить Студенческий Совет в школу самоорганизации,   
       само становления  личности студента, высокой ответственности за свои
       поступки.

          Студенческий Совет  должен работать совместно  с начальником 
       отдела по воспитательной работе, психологом  и  при  тесном  контакте 
       со  старостами  групп.
      
 
          ;   Необходимо  ликвидировать  институт  классных руководителей. 
        Это не просто доплата к  ставке,   это  глубокий,  ежедневный 
        психолого-педагогический  труд,  который  требует умения,  времени, 
        здоровья  и  любви  к  студентам .
      
             К сожалению, преподаватели - классные  руководители  или 
        кураторы  очень  большая редкость,  что  отрицательно  сказывается на   
        учебно-воспитательном  процессе.

            Психологи  курса  это  новая,  тактически  обученная  и 
        стратегически  ориентированная на  конечный  результат  форма 
        кураторов,  работающая  с  молодым  поколением в  ответственный 
        период  вступления  во  взрослую,  самостоятельную  пору  жизни.
   
            Именно  психологи   помогут  и  преподавателям   смотреть  на
        студента качественно по иному: не как на объект учебной деятельности,
        а как на его субъект, который может планировать свои действия,
        корректировать их, соотносить результаты своей работы с поставленной
        целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

            Все это означает – студент должен сформировать ответственность за
        свое обучение лично!
 
            В процессе обучения студент должен достичь определённого уровня
        самостоятельности, который позволит ему справляться с различными
        заданиям и, а впоследствии и профессиональными задачами.
      
             До тех пор, пока мы считаем  студентов «детками», (хочу
        напомнить, что возраст деток  равнозначен  возрасту студентов 2го
        курса ВУЗа), не доверять им зачетку ( а вдруг потеряют), вызывать
        родителей и продолжать их учить пользоваться туалетом, приходить во
        время, переодеваться, не сорить, не хамить, не  курить  и пр.  они с
        удовольствием  будут  «детками».          
         
             Надо помогать, им становиться взрослыми, уничтожая их  ошибочные 
        представления о взрослости:  курение,  наркотики,  нецензурную  речь,
        каблуки 15см. и пр. атрибутику моды.
   
             В группах  психологам  надо  активно  работать  с  родителями,
        приглашать  их  на заседания УВСК,  делать их  активными участниками
        этих  заседаний.
   
            Может  быть, для студентов первого  курса,  пришедших  после  9 
        класса,  стоит  сохранить проверенную  школой   форму  родительского 
        комитета.
    
            Благодарить за  хорошее воспитание  детей, поздравляя родителей 
        с  праздниками,  а  также  помогать им  в решении  трудных ситуаций.
      
            Вот  когда  начинается    борьба  за  человека, а не  пассивные 
        вызовы  родителей,  сдавших  свои  чада в колледж для  воспитания.
    
            Прекратить  проведение  родительских  собраний,  на  которых 
        явка  очень  низкая,  да  и  отдача  никакая

            Эти  два  формирования МОП  и  УВС курса  должны быть  мощными 
        динамическим  структурами ;  кластерами курса, которые  постоянно
        держат руку на пульсе групп  и  обеспечивают  стабильный  учебный 
        процесс.
      
            Это  рабочее  содружество  должна  возглавлять
        Аналитическая комиссии курса АКК,  которая  в  конце  каждого  месяца
        координирует учебный и воспитательный процесс курса.
   
            Организовывать и координировать работу кластеров курсов должны
        начальники  отделов по учебной и по воспитательной работе, методист
        колледжа.
   
            Возглавлять  работу  курса  должен   руководитель  учебно-
        воспитательного  процесса курса,  возглавляющий аналитическую 
        комиссию  курса  АКК в  состав  которой  входят:

            1. МОП курса;
            2. УВС курса.
            3. Старосты  групп.

            На  заседания    АКК  приглашать  родителей  и  студентов,
         нарушающих  Устав  колледжа.


            Работать  должен   союз – семья   родители,  преподаватели,
         администрация,   студенческие  выборные  органы   и  самое  главное 
         каждый  студент  должен  почувствовать  себя  членом  этой  семьи и 
         твердо  знать и  понимать  свои  обязанности.

            Предложений  и  мнений  может  быть  очень  много.  Но  многие   
         из  них   могут  быть  решены нами  же  на  месте.
   
            А  некоторые  хотелось,  чтобы  услышали там.  наверху  и
         приходили  бы  к  нам  не с ревизиями и проверками,  а с  помощью, 
        да  и   посмотреть  какие  средние  медицинские  кадры  мы  вместе 
         готовим  и выпускаем в  жизнь.
   
            Но  сегодня, заложена   бомба под системой  здравоохранения.
        Эта  бомба  сработана  из  безграмотных, блатных руководителей, 
        бездельников  и коррупционеров.
   
            Спасайте  систему  здравоохранения  государства!!!
            Завтра  она  умрет.
    

       2014 год                Вера  Ольгина



    В кабинете  автора
    Отличник  здравоохранения,
    Преподаватель высшей категории               
    ФАДЕЕВА Г.В.