Надежда Морозова

Александр Феоктистов
Я родился и жил в учительском доме.

Прожил я там неплохо 7 лет и пришла пора собираться в школу.

Почему то встал у взрослых вопрос: К какой учительнице в 1ый класс мне лучше идти? На самом деле выбор был. Я мог пойти сразу во второй класс.

Соседкой была у нас Вера Ивановна учительница начальных классов, черчения и рисования. Вот просто двери напротив. В самом этом бревенчатом доме , 1905 года постройки было 4 квартиры. 1 на втором этаже и три на первом.

Это был дом в котором я родился, точнее, в который меня принесли из роддома.

Так вот. Ажиотаж. Сашу нужно отправлять в 1 класс! Ну, как меня тогда эта маета достала! Как же я помню 31 августа 1970 года. Последний день свободы и завтра в школу.

На самом деле школы я не боялся поскольку с моим другом Лехой мы стали в нее ходит еще в 6 лет. Ну, он пораньше, я попозже. Мной просто занималась моя бабушка учительница.

Все потому, что взрослые решили, что я и так дикий и мне нужно вливаться в коллектив. Ну, я пошел с Лехой тогда в подготовительный класс.

Скажу вам честно, школа вызвала у меня отвержение и неприязнь.

Я там только тихо сидел с Лехой за партой.. Были тогда такие горбатые, сцепленные между собой лавка и наклонный стол. Это и была парта.

Сидел и перекладывал эти долбанные деревянные палочки!

У кого то они были пластиковые.. Те были просто короли.

Мне было на это глубоко по барабану.

Я сидел и слушал учительницу и она писал на доске:

Сегодня мы изучаем букву Ж.

Зачем мне все это? Я тогда у же считал до тысячи и больше и писал.

Я умел писать слова! И это не чудо. Сейчас вон дети с 4 лет пишут.

Зачем мне это коллектив детей.. извините.. многие из которых мне казались очень глупыми.

Ну, ладно, я ходил я туда за компанию с Лешкой и только.

Возвращаемся к теме рассказа Надежда Морозова.

Точнее учительница первая моя Надежда Трофимовна Морозова.

С той, о которой я думал халявно провести первые три класса, ну то есть с Верой Ивановной не сложилось и я попал в класс к Морозовой.

Удивительно! Уже в 6 лет! При советском строе я пытался искать халявы и связей).

Надежда Трофимовна была золотой души человеком, она была очень терпеливой, умной и тонко чувствующей детей.

Она учила одинаково и мальчиков и девочек на уроках труда.

Именно она научила меня пришивать пуговицы, зашивать дырки на одежде, штопать носки на лампочке. Именно она учила свой класс как ухаживать за огородом, цветами и множеству бытовых вещей. Она не разделяла мальчиковые работы и девичьи. Она учила нас жизни.

Самое же главное, что она учила нас думать. Что будет, если будет так или по другому. Она учила нас дружить и терпеть ошибки других.

Надежда Трофимовна была большой подругой моей тетки Екатерины, но это никогда не сказывалось на лояльном отношении ко мне. Со всеми она была ровна и строга.

Спустя годы из старинного дворянского имения и полубарачного типа она переехала в городок в котором живу и я.

В последние годы соц.власти ей выдали квартиру бесплатно, как и всем учителям, остававшимся замерзать в доме в лесной глуши при школе, когда уже не кому было ходит в ту школу. И кто- то при том еще говорит о нечестности коммунистов. Мы с ней часто виделись и она с мужем приходила к нам в гости. Оба они уже были глубокие старички.

До последнего дня она сохраняла ясный ум и доброту.

Она лежит над высоким обрывом над рекой. Там ее могила.

Там похоронили потому что просто на закрытом кладбище уже не было места. Рядом... Ну... метрах в ста церковь.

Огромное голубой небо над ней! Обрыв к реке! Колокольный звон!

Я думаю ей там хорошо.

Иногда я все же пролезаю к ней по обрыву. Поклониться.