Воспоминания о Радуге

Ирина Давыдова 5
Наверное именно из за "Радуги" я вспоминаю это время с ностальгией  и даже с некоторой долей радости.Все эти люди запечатлены в моей памяти  и я с благодарностью вспоминаю,что они были со мной в это тяжелое время.


Это было в конце 90-х-начале 2000 годов.Время было тяжелое.и нужно было выживать "несмотря ни на что"хотя в магазинах тогда уже все появилось.но стоило это баснословно дорого для простого народа.К тому же на предприятиях тогда по пол-года не давали зарплату.И приходилось часто "растягивать" ее на несколько месяцев.Бывало и буханку хлеба делили на несколько дней,и это было крайне тяжело/особенно потому,что из еду кроме этой буханки ничего не было/Говорили,что были случаи, когда учителя или ученики падали на уроках в обморок от недоедания.Да и я,несмотря на мое "врожденное гурманство",научилась есть еду машинально,не задумываясь что и сколько ем./это наверное было похоже на автоматическое действие/Но меня даже удивляло,как мало мне еды оказывается надо и как она всетаки не так уж много для меня значит.помнится,в то время я как то прочитала "полезные советы" из 80х "Как убрать разбитое яйцо с ковра".Сейчас это может показаться смешным,но тогда я все не могла понять:"А как же его теперь сьесть?"Удивительно,до чего можно довести людей?На предприятии нам/очень редко/ но давали консервные банки с чем то напоминающим кильку.Однако и это происходило не так то просто.После работы пол дня нужно было потратить,чтобы обойти какое то предприятие/в котором нам выдавались эти банки/ и поставить в "обходном листе" на менее 10 подписей.И все это нужно было сделать только для того,чтобы получить один раз 3 банки этой кильки!Но и это было удачей,потому что было крайне редко.Думали в основном только о добыче еды.А об остальной/одежде,развлечениях и.т.д./почти не задумывались.Не было часто ни времени,ни сил после этого.Иногда с работы и на "Радугу" я приходила просто обессиленная и сидела почти тупо/только чтобы отдышаться после ежедневной круговерти/Ведь часто теперь приходилось "работать за всех,а получать гроши".Впрочем,этот период был для меня еще и одним из самых тяжелых потому,что "началось время смертей и испытаний".Причем шли они одно за другим.Что,согласитесь,для каждого человека очень тяжело.


Именно в это время я и познакомилась с поэтическим обьединением который назывался "Радугой".Направил меня туда случайно один из наших писателей,когда я пришла к нему по какому то делу и когда в разговоре он узнал,что я еще и пишу стихи."Тебя там будут ругать за стихи.-сказал он._Ну ничего,там всех ругают"Данное обстоятельство не испугало меня-и уже в ближайшую среду я пошла на эти заседания.совершенно не помню как меня там встретили в первый раз.Хотя отлично помню,что "ругали" действительно неплохо.Причем "со всех сторон".Но вскоре я привыкла "слушать только то,что считала нужным,а остальное "пропускать мимо ушей".К тому же никто и не настаивал на своем единичном мнении-и я достаточно быстро вошла в коллектив.Коллектив был дружны и "разношерстный" совершенно.Здесь можно было встретить чуть ли не бомжей и достаточно богатых людей,еще почти школьную молодежь и стариков за 80 лет,приезжающих людей и людей всю жизнь проживших в этом городе,и образованных "от нуля до вышки".Впрочем,это нисколько никого не беспокоило и об этом не вспоминалось/хотя и были редкие,но быстро исчезающие инциденты/.То что раньше называлось демократией/тоесть -властью народа/-царило здесь совершенно.Даже собираясь отмечать какой то праздник или День рождения мы/понимая как это будет тяжело одному/ делали "вскладчину".Каждый просто приносил что мог/кто несколько испеченных дома пирожков с картошкой,кто колбасу из магазина/и набирался довольно не плохо накрытый стол.из которого каждый ел что хотел.А то,что оставалось/без возражений/ завертывали в кульки "самым бедным".Причем их приходилось еще и уговаривать.Но,как бы они не отнекивались-всеравно уходили с полными пакетами.


Да и не это было для нас самым главным.Главным было то,что,несмотря ни на что,на всю тяжелую эту жизнь-мы писали и читали стихи./хотя и бумаги чистой часто не хватало и мы хвалились,что писали на чем придется/Но читали мы стихи не только друг другу.Где мы только не выступали!Это были и выступления на открытых площадках города.и в Доме ветеранов/перед уставшими от жизни старушками,и в воскресной школе/где на нашу шумную ватагу с удивлением смотрели дети и их воспитатели,и в санатории/где изнеможденные скукой "больные" рады были хоть какому то развлечению/,и в библиотеке перед студентами/вечно смотрящими на тебя сверху "с иронией подростка"/и,разумеется. на сценах домов культуры./тут уж публика была совершенно разная/Подготовка к чтению была минимальная.Просто ты приходил,смотрел на публику-и вперед.Публику всетаки было надо учитывать,чтобы подготовить какие из своих стихов читать определенному "контингенту".Но встречали нас всегда хорошо и провожали аплодисментами.Что говорило нам,что мы делаем нужное дело.


Были у нас тогда и другие занятия вне поэзии.Помню как мы" всей компанией"провожали одну из наших поэтесс на железнодорожном вокзале,куда она уезжала с мужем-военным на место его службы.Устраивали пикники на берегу нашей речки.Вместе отмечали Новый год или юбилей наших поэтов.И даже ходили с нашими поэтами в лес за грибами.Все это было по-дружески весело.К тому же наши поэты и поэтессы были очень разносторонними людьми.Так получилось,что я дружила тогда с несколькими из них.С Чистяковым мы общались потому,что он был очень хорошим человеком.Ветеран войны.он часто рассказывал о ней.Меня всегда восхищали его молодость и оптимизм./хотя к тому времени ему было за 80лет/ Он сам шел в школу,чтобы рассказать детям о войне.не пропускал ни одного мероприятия,где собирались ветераны.И всегда любил бывать в гуще молодежи.К тому же он,как и все мы,писал стихи и выступал со сцены/когда мог/.С Дружкиной /бывшим экономистом/ мы встречались тоже не только "на поэтической ниве".Она любила классическую музыку.И мы вскоре почти неразлучно посещали те бесплатные концерты,которые давала наша филармония с местным оркестром.К тому же она писала прекрасные картины.И даже выставляла их в Картинной галерее./у меня был не большой к рисованию талант,но ее пейзажи меня всегда интересовали/
Да мало ли было там талантливых людей?Лена,например,отлично играла на гитаре бардовские песни/жаль что я так и не смогла ее заставить выступать со сцены/Аидв/несмотря на свой не малый возраст/ была неоднократной чемпионкой по спортивному ориентированию.Были среди нас и кинолог.и играющий в КВН,и те,кто раньше прыгал с парашютом.и музыканты.и архивные работники.И кого только не было!И все были люди интересные и в общении совершенно простые.



Прошло уже столько времени,а я все еще вспоминаю их.К сожалению,многих уже нет.Но так хочется вернуть и их и наши веселые "посиделки".Этот дух творчества и даже некоторого авантюризма.Новые клубы открываются и новые люди туда приходят.но уже как то не то.Они не радуются так новичкам.и часто встречают их даже несколько настороженно.В них видно большое подчинение "начальнику".Да и держатся они друг от друга как то отстраненно.Нет уж того "свободного братства Поэтов".И это очень грустно признать.Но осталась память о нашем клубе "Радуга",который в тех тяжелый для страны и  годах согревал и поддерживал нас духовно в тяжелых буднях.