Свежая и таинственная красота Утрилло

Синильга-Лариса Владыко
   Художник Морис Утрилло (1883-1955 гг.) был незаконнорожденный. Своего отца он никогда не знал – мать*-натурщица не могла сказать от кого из художников, которым она позировала, родила сына. Когда подранку было восемь лет, его усыновил и дал своё имя испанский художественный критик и писатель Мигель Утрилло-и-Молинс.
     Уже с первых месяцев жизни малыша взяли в плен нервные приступы, от которых младенец, то цепенел, то его бросало в дрожь, то случались кратковременные остановки дыхания.
     Заботиться о нём стала бабушка по материнской линии. Мориса, после того как проходили приступы, она отпаивала бульоном, в который было добавлено красное вино. Это было не её изобретение – напиток у лиможских крестьян испокон веков использовался как успокоительное средство. Одного врачевательница, которую, кстати, рождение внука саму навсегда спасло от беспросыпного пьянства, не учла, что это поило было предназначено для взрослого организма, а никак не для младенческого. Так, благодаря благим намерениям родственницы, ещё не умеющий говорить Морисик невольно стал пожизненным алкоголиком, за что со временем получил прозвище Литрилло. Как в последствии написал его биограф: «Он писал лишь для того, чтобы пить». За стопарик спиртного в кабаках Утрилло часто расплачивался своими пейзажами. Хозяева, получив такой расчёт, в благодарность наливали ему ещё несколько рюмок. Ущерба «любители искусства»  от  своих щедрот не несли никакого – они богатели от продаж его картин, так как суммы, полученные за них, в очень много раз превышали доход их заведений за несколько лет.
    Конечно, не последнюю роль сыграло и употребление алкоголя матери во время беременности.
    Нервные припадки с возрастом участились и стали переходить в яростные приступы. По этой причине с девятнадцати  лет психиатрическая больница часто принимала его в своих стенах. При прохождении одного из курсов лечения маэстро написал картину «БЕЗУМИЕ», полностью отразив на холсте своё душевное состояние – грусть, растерянность, безысходность и при этом вера в лучшее…
    Однако это единственное мрачное произведение – Морис писал яркие пейзажи (как же они хороши!!! – авт.), запечатляя на них свой любимый Париж. Не зря эти исторические полотна уже при жизни живописца были востребованы,  и он не бедствовал – для себя и своей семьи за немалые деньги, которые ему принёс его талант, творец купил старинный замок Сен-Бернар.
    Любуясь картинами творца, его земляк писатель Андре Моруа (1885-1967 гг.) сказал: «До Утрилло я не знал, что с виду такие однообразные кварталы прекрасны красотой свежей и почти таинственной».

     *Сюзанна Валадон (1865-1938 гг.) – французская художница и натурщица. Она первая женщина, принятая во французский Союз художников или как ещё говорят в Национальное общество изящных искусств. Женщина не бросила своего сына – они постоянно были вместе. Хотя в психике ребёнка есть её неблаговидные штрихи, маму всю жизнь художник считал своей музой, защитницей и никому не давал сказать о ней плохого слова.
     Сюзи была красива, умна, талантлива – в предложениях руки и сердца недостатка не было, но расстаться со своей независимостью она решилась лишь в 1896 году, а через тринадцать лет потребовала развод в благополучном браке, так как влюбилась в двадцатитрёхлетнего художника Анре Уттеру. В 1914 году они узаконили свой брак. Союз двух влюблённых сердец, наполненный разными, но только их событиями, продлился почти тридцать лет.
                08. 12. 2019 год.

На аватаре:
           1. Картина Мориса Утрилло «Безумие», 1864 год
           2. Картина Пьер Огюст Ренуар «Танец в Буживале», 1883 год – натурщица Сюзанна Валадон.
           3. Картина Сюзаны Валадон «Любимый кот Рамину», 1922 год