Три шарика, или механика обряда инициации

Семён Хмелевской
Одного гениального музыканта спросили:

– Маэстро! Отчего Ваше исполнение безупречно?

– О, это очень просто. Я в нужный момент нажимаю нужные клавиши!

Одного, не менее гениального, скульптора спросили другой раз:

– Мастер! Каков секрет совершенной красоты скульптур, творимых Вами?

– О, это очень просто. Я беру мрамор и отсекаю от него всё лишнее!

У меня тоже имеется такой кусок мрамора, прямо на пути моем глыба возвышается. Но ввиду того, что я не из тех двух, которым задавались восхищенные вопросы, для меня подобный процесс – это камень преткновения. Я спотыкаюсь о него, оступаюсь и падаю. Не имею сил идти дальше, пока не пройду эту веху в моей карьере свадебного «ведуна», не упав. Возвращаюсь – и снова зарюхиваюсь носом в землю. В плодородную землю русской свадебной традиции, пережившей советскую распашку и в наши дни зарастающую тем, что проклевывается само по себе, если за делянкой не ухаживать. Травой-муравой зарастает. Свадебным бизнесом, то есть.

Откройте Instagram и наберите в поиске по хэштэгам #церемониймейстер или #церемониябракосочетания. Листая изборку вы без труда найдете пару-тройку фотографий, где брачующаяся пара, стоя лицом к сидящим гостям, на фоне красивой арки, смотрит куда-то в сторону. У юноши, одетого в костюм с бутоньеркой в нагрудном кармане пиджака, руки сложены поперёд статной его фигуры, на манер одного из футболистов из стенки перед розыгрышем штрафного вблизи штрафной. Невесте уютнее, её поза более гармонична: ей есть, что держать в руках и чем дорожить более всего в эту минуту, и это не яички. На фото она держит букет, на уровне бедер. Но тоже смотрит куда-то в сторону. Справа и слева от брачующихся расположились друзья жениха и подруги невесты.

Почему жених и невеста смотрят в сторону? Откуда столь нелепые позы? Что это там у них происходит вообще?

Они смотрят на церемониймейстера, который стоит сбоку припёка, чтобы не дай бог не попасть в кадр.

И так хочется взять, блин, зубило, молоток – и начать, наконец, отсекать все лишнее от моей мраморной глыбы!

Или, для почину – стереть все лишнее с этой пресловутой фотографии, каких уже тысячи кряду!

А что? Увлекательнейшее занятие, скажу я вам! Давайте попробуем вместе! Возьмем волшебный ластик и будем стирать все лишнее с красивой свадебной фотки из Instagram!

Что же здесь такого лишнего есть, на нашей фотографии? Перво-наперво уберем гостей. Как говорят церемониймейстеры, это «история двух влюбленных сердец», это день жениха и невесты. Поэтому для начала сотрем их. В конце концов, есть примеры, когда люди женились «убегом», совершали elopement и удалялись на какой-нибудь остров, захватив с собой служителя, проводящего церемонию бракосочетания, и фотографа с видеографом. Если подобного рода прецеденты существуют, гостей – нет больше на нашей фотке! Стираем!

Гости исчезли, дышать стало полегче. Попробуем поработать ластиком еще немного. Стираем друзей жениха и подружек невесты, освобождая молодоженов от дополнительных расходов на пошив одинаковых платьев и аренду смокингов. Гулять так гулять – стирать так стирать.

Исчезли подружки и друзья у арки – и вот, наш церемониймейстер может подойти поближе к брачащимся. А для чего у него в руках микрофон? Стираем микрофон из рук ведущего церемонии, оставим только планшетку с текстом. Гостей же нет, для кого подзвучка? Для монтажа фильма? Хорошо, оставим петличный микрофон, его обыкновенно под бутоньерку прячут. Ах, бутоньерка, как установилось и сложилось на развалинах СССР, болтается в нагрудном кармане? Тогда прикрепим микрофон на лацкан пиджака.

Так. «И их осталось четверо», как у Агаты Кристи прямо. Теперь выберем между фотографом и видеографом. Я – за фотографа. Это классика, это бессмертный жанр, особенно если монохром и репортажная съемка. Оставляем фотографа, а видеографа – скрепя сердце стираем, и вместе с ним петличный микрофон, он теперь без надобности.

Есть у меня предчувствие, что фотограф тоже дышит на ладан в этом прокрустовом ложе нашей конгениальной большой стирки. Коль уж билетов на самолет было только три, то и фотограф пусть посидит дома, подретуширует что-нибудь из позапрошлой съемки!

Нет фотографа – а для кого тогда это вся красота? Стираем арку, декорированную в цветовой палитре, утвержденной на текущий год всеведущей фирмой Pantone. Всю прелесть убираем с нашей модной свадебной фотки.

Для того же, чтобы оставшаяся троица окончательно и бесповоротно потеряла ориентировку в пространстве, закрашиваем закатное солнце. Пусть будут густые облака – и точка. Да что там облака! Давайте-ка перенесем их на другую локацию, туда, где и сторон света не различить даже при большом желании: в глухую амурскую тайгу!

Итак, в сухом остатке у нас три человека. Кроме них троих никого нет. Двое сочетаются браком, третий – проводит обряд бракосочетания. И христианин, и язычник инстинктивно повернулись бы ликом на восток, но компаса они с собой не прихватили, да он был бы и без толку: в этих дремучих амурских лесах наблюдается магнитная аномалия. А солнце заволочено густой облачностью, помните?

И декорации отсутствуют. И работать на публику нет нужды. И думать, как это все будет выглядеть на видео и на фото, также необходимости нет.

Вопрос: как эти три человека расположатся относительно друг друга?

Ответ лежит на поверхности. Словно три неодимовых магнитных шарика, положенных на ровную горизонтальную плоскость, движимые притяжением здравого смысла они подойдут друг другу, станут рядом и образуют – что? Треугольник. Равносторонний треугольник с минимально возможной длиной сторон. Их же одухотворенные лица будут обращены в центр, внутрь пространства этого треугольника.

Ну, хорошо, убедили – если у церемониймейстера в руках оставить шпаргалку, то он будет стоять чуть-чуть поодаль, чтобы наша парочка, держащаяся за руки, не косила глаза на текст или не оцарапалась острыми углами планшетки, брендированной церемониймейстерским именем. Но по расположению трех персон относительно друг друга это все равно будет треугольник, пусть даже и равнобедренный.

Уф-ф-ф. Передохнем слегка, попьем водички.

А теперь возвращаем обратно всё, что стерли и всех, кем пожертвовали ради благого дела, ради понимания сути происходящего во время церемонии бракосочетания. Выглядывает закатное солнце, замшелые пихты и заросли багульника обращаются открытой террасой на морском берегу. Чудесным образом прилетает арка, друзья и подружки в красивых нарядах. Фотограф с видеографом. Гости. И дрон вновь жужжит, как же без дрона-то?

Меня радует, когда среди фотографий в ленте я вижу церемониймейстера, стоящего там, где ему полагается стоять. Сегодня встать в центр, в арку – означает бросить вызов сложившейся традиции, направление которой задали еще в послевоенном СССР. Для того же, чтобы поплыть против течения традиции, нужна храбрость, нужно мужество. Равно как и полное, совершенное осознание того, в чем ты принимаешь участие.

А все гениальное – всегда проще, чем кажется. Просто не бойтесь.