Суть жизни - венок сонетов

Борис Тамарин
    Необходимое предисловие.

Люблю сонеты, особенно Пьера Ронсара ( в своё время под его влиянием написал сонетами целый роман - "Превратности любви" ). Нет, сонеты Шекспира тоже ничего... )))

Это первый опыт написания венка сонетов.
      Я ограничил себя следующими условиями:
- писать охватной ( в стиле французской ) рифмой катренов.
- сохранить чёткость повторяемости сквозной рифмовки катренов ( понимая, что этим создаю себе сложности ). Как говорил один мой друг - трудно, но интересно!
- по возможности выдержать единый ритм для всех сонетов.

За основу взято моё стихотворение "Когда б искал я жизни суть".
Частично использованы фрагменты этого стиха ( это же не плагиат... -:) )




       1. Познание

Зачем искал я жизни Суть,
Сквозь темень терний пробиваясь?
Пред мною, гроздью рассыпаясь,
Вскрывалась истин разных муть.
И ведство, всколыхнувши грудь,
Восторга мигом восхищая,
Наружу вылететь пытаясь,
Излилось ручейком, как ртуть.

Я  различил, где Свет, где Тень,
Каприз фортуны-озорницы,
Прекрасного узрев границы,
Ловил слов лживых дребедень,
Поняв всю ценность тайных Знаний
И смысл свершённости Деяний...

      2. Чувства

И смысл свершённости Деяний
Откроет потайные двери,
Где обретенья и потери
В кольце незыбленных слияний.
Ценой ничтожных подаяний
Отброшу ложь и лицемерье,
Любви богине легковерье,
Вбирая сердцем тонкость граней.

И мёд вкушая наслаждений,
Со сладких губ нектар вбирая,
Не зная мер ограничений
В костре фривольности сгорая,
Я разомкну портал блужданий
В глубины таинств мирозданий...

       3. Поиск

В глубины таинств мирозданий
Откроет дверцу ёмкий мозг,
Пытливостью под страхом розг,
Души и тела наказаний.
Природа даст очарованье
Благоуханьем дивных роз,
И радость явит певчий дрозд
Порывом пламенных дерзаний.

К чему томленье  словопрений,
Фальшь, шик невнятных идиом,
Крупиц не поняв откровений –
Откуда мы?... Куда идём?...
Чтоб в тайны эти заглянуть,
Благословил мне Ангел Путь.

       4. Борьба

Благословил мне Ангел Путь,
Ведь я джедай Добра и Света,
Служенье данному обету
Мечом готовый присягнуть.
Согласен жизнею рискнуть,
Прослыв хранителем Завета.
Я отвергаю все запреты,
Причины, в чём-то упрекнуть.

На клич воинственных ристалищ
Судьба сама меня вела,
Борцом быть верным против Зла
И тихих не искать пристанищ,
Насмешки слыша дураков...
Что наша жизнь? Река веков...

       5. Разлом
 
Что наша жизнь? Река веков.
Плывём по ней мы в упоеньи,
Смакуя каждое мгновенье
Красой перистых облаков.
Плетя узор ажурных слов,
В Любви находим наслажденье,
И за чарующим мгновеньем,
Манящий отблеск сладких снов.

Вдруг колокольный перезвон
И медь гудящего набата
Нарушат тишину эфира.
Грядут проклятия  и стон...
Безумью щедрою оплатой –
Чума заказанного пира...

       6. Война

Чума заказанного пира –
Война, убийства, кровь, разруха...
Но кто-то,  набивая «брюхо»,
Становится толпы кумиром.
Готов на всё за «честь мундира»,
Про милосердие там глухо,
Костлявая с косой старуха
Главою в ценностях ранжира.

Но за кровавою игрою
Расплата следует порою
Трагичной участью вампира...
Пробьётся доброты росток
И распускается цветок
В руинах гибнущего мира...

        7. Мир

В руинах гибнущего мира
Цветок любви взрастёт прекрасный,
И злобным зовам неподвластный,
Целебным станет элексиром.
Залечат раны звуки лиры,
Чувств нежных одой громогласной,
И вспомнится вновь нитью красной
Любовь в творениях Шекспира.

На возродившейся планете,
Любви и дружбы, вея, ветер
Блаженным одарит теплом,
Даря спокойствия покров.
Тогда забудут люди зло
И смрад затухших угольков...

        8. Терзания

И смрад затухших угольков
Недогоревшего камина,
Искрой кровавого рубина
Слегка подсветит мой альков.
Удел судьбы моей таков –
Растапливая сердца льдины
Вином бездонного кувшина,
Быть жертвой лютых холодов.

Познал и мрак, и пустоту,
Ведь я, без Знанья, словно нищий,
Бродя в залатанном рубище,
Слепец, не зрящий красоту,
Вершу молитвою спасенья
Души распятой откровенья...

        9. Вера

Души распятой откровенья
Безмолвно льются в дивный храм,
Их благотворный фимиам
Дарует умиротворенье.
Рассеется туман сомненья,
Когда на радость небесам,
Мольбой взываю я к богам,
Смирением прося прощенье.

Что грешнику искать во тьме,
Бессонницу вином питая?...
Но снова Веру обретая,
Не сетовать душе в тюрьме,
Найдя источник озаренья
В угаре пьяного мгновенья...

       10. Игра
       
В угаре пьяного мгновенья,
На волю джинов выпуская
И их желаньям потакая,
Шагаю по тропе паденья.
Бросаясь в омут приключенья,
Смертельной ставкою играя,
Злой рок беспечно развлекая,
Не ощущаю сожаленья.

Как долго может длиться это,
Когда наступит час вендеты,
И прекратится круговерть?...
Я за собой мосты сжигаю,
И подзадориваю смерть,
Натуры сущность обнажая...

      11. Надежда 
      
Натуры сущность обнажая,
Пласт дней ушедших  вороша,
Безжалостный вердикт верша
Судьба иллюзии лишает.
Обет безмолвья нарушая,
И безразличие глуша,
Протест взметнётся, не спеша,
Преграды рёвом сокрушая.

Возобновится Жизнь желаньем,
Найти единство пониманья
С  изломанной  в метаньях гранью,
И  за незримой филигранью
Надежду воскрешает гений,
Наивностью своих суждений...

      12. Справедливость 
 
Наивностью своих суждений
Ищу я в мире справедливость,
Понятий противоречивость
Сметая роем возражений.
Излом зеркальных отражений,
Фемиды подтверждая лживость,
Отнимет чаянье на милость
Из благородных побуждений.

Кто прав перед лицом суда?...
Не тот,  кто Истину вещает,
А тот,  кто мздою совращает,
При том не ведая стыда...
Недаром   много поколений
Познали  горечь поражений...

     13. Злословие   

Познали  горечь поражений
Те, что  в злословии грешны,
И,  гнёт не чувствуя вины,
Не выбирают выражений.
Они достойны осуждений
Ведь их поступки не честны,
Служа призыву Сатаны
И воле дьявольских велений.

Зачем, забыв слова  Христа,
Нечистой силе поддаваться,
Её приманкой насыщаться...
Не лучше ль, правду умножая,
Быть верным   Рыцарем Креста,
В последний путь нас провожая...

      14. Озарение

В последний путь нас провожая,
Роняйте  слёзы и  цветы...
Свет явим  дивной красоты
Мы, в ярких звёздах возрождаясь.
И в кельях свечи зажигая,
Душ не лишая теплоты,
Единства выстройте мосты,
Земную почесть отдавая.

А Я... ответные моленья
За вас, живых, вознесши Богу,
Благославляю вам Дорогу,
Мы встретимся когда-нибудь...
Когда наступит Озаренье,
Зачем  искал я Жизни Суть...


        Магистрал.

Зачем искал я жизни суть
И смысл свершённости деяний...
В глубины таинств мирозданий
Благословил мне ангел путь....

Что наша жизнь? Река веков,
Чума заказанного пира
В руинах гибнущего мира,
И смрад затухших угольков.

Души распятой откровенья
В угаре пьяного мгновенья,
Натуры сущность обнажая
Наивностью своих суждений,
Познали  горечь поражений
В последний путь нас провожая...