Пособие по истории детства. Год 1961. Общий фон

Василий Носачёв
Приложение к "Истории одного двора", сборник "Первомайка"

Год 1961-й. В городе.  Температурные рекорды: +1;С – 17 июня;  -9;С – 14 октября.
Первые жилмассивы: на Красной горке (Дзержинский р-н); по ул.Гоголя — Ипподромский-Линейный; по ул.Б.Хмельницкого
За год построено: 7 школ, 4 общежития для школ-интернатов, 2 гостиницы,  к/т «Спутник» на ОбГЭСе.
Начало стр-ся кооперативное жильё. 2-х ком.пл.30 кв.м стоила около 4 тыс.руб., первый взнос — 10%; 30% при вселении, остальные погашались в течение 15 лет.
В 63 — 66 гг. до 30% жилья кооперативное. Идёт снос деревянных строений по ул.Орджоникидзе, в т.ч. «Главвино». Построен з-д «Медпрепаратов».
14 февраля. Выход первых троллейбусов без кондукторов с кассами «на честность» пассажиров. В гараже АТХ-1 прокат л/а «Москвич М-407».
5 марта. Н.С.Хрущёв, приезд на совещание передовиков сельского хозяйства;
а 24 ноября — опять, на совещание по сельскому хозяйству Сибири.
20 апреля. Многолюдные митинги в поддержку Кубинской революции.
Навигацию на Оби проходят 4 «Ракеты» - новые суда на подводных крыльях.
По воскресеньям - полёты-экскурсии над Обским морем! Удовольствие стоит - 1 руб.50 коп., дети: до 5 лет - бесплатно, (5 - 12) лет со скидкой 50%.
Первый выпуск из консерватории, в том числе — В.Егудин и В.Гусев.
1 августа в постоянную эксплуатацию сдан строителями Новосибирский шлюз.
С 7 августа - круглосуточный вызов скорой помощи.
Проведена 1-я операция на сердце при искусственном кровообращении.
24 окт. Визит Хрущёва и президента Финляндии Урхо Кекконена с супругой.
18 декабря у нас гостит космонавт №2, ул.Трамвайная переименована в ул.Титова.

В стране.  12 апреля. Полёт Юрия Гагарина и начало пилотируемого освоения космоса.
17-31 окт. XXII-й съезд КПСС и начало строительства коммунизма.
1 янв. Денежная реформа. Дензнаки образца 61 г. просуществуют до самого распада СССР. В мае статья УК - за подделку денег - высшая мера.
12 февр. Запуск межпланетной станции «Венера-1».
НЕизвестное 27 января. Гибель ракетоносной АПЛ С80 в Баренцевом море. В 69 г. будет поднята с 330 м.
30 июля. «Правда» - Проект «Программы КПСС» (3-й по счёту), читка по радио, изучение и обсуждение в трудовых коллективах
6 августа. «Восток-2», пилотирует Герман Титов. 17 витков за 25 часов 48 мин. Построен ускоритель 7 Гэв. Запущены 4 агрегата Братской ГЭС.
Начат выпуск грузовиков ГАЗ-53.
21 августа Нота СССР по Западному Берлину в адрес США, Англии, Франции по поводу Берлинской стены.
30 августа. Постановление ЦК и СМ «О временной отсрочке увольнения в запас...», это приказ ещё долго будет аукаться среди дембелей.
31 августа. Заявление Советского Правительства...» - твёрдое и грозное, а нам-то завтра в 1-й класс.
30 окт. Взрыв ядерного заряда на Новой Земле. Наземный взрыв поднял столб диам. 10 км на высоту 30 км (200 кратное превышение естественного уровня радиации).
Ночь с 31 окт. на 1 ноября осуществлено спецпостановление «О мавзолее В.И.Ленина» - состоялся вынос тела И.В.Сталина. Награды сняли.
Накануне ноябрьских празднований повсеместно произведён снос памятников Сталина и началось переименование всего, что было названо его именем.
Бывший 1-й секр.ЦК ВЛКСМ 58-59  (Семичастный В.Е.) становится председателем КГБ по 1967 г  (сменил Шелепина А.Н. 58-61,тоже бывшего 1-го комсомольца 52-58)
Лысенко во 2-й - раз станет Президентом ВАСХНИЛ (был 38-56 гг.), но ненадолго.

В мире.  Берлинская стена. 13 августа. Подписание договора СССР — ГДР  и накал страстей после. А до того - встреча в Вене: Хрущёв — Кеннеди.
16 апреля. Фидель Кастро впервые заявил о социалистическом характере кубинской революции. Доминиканская респ. - убит диктатор Трухильо.
17 апреля. Попытка свергнуть Ф.Кастро на Кубе провалилась. Высадка «гусанос» в «заливе свиней», бои на Плайя -Хирон. Разрыв с США.
Конго. Зверски убит Патрис Лумумба, 1-й пр-министр независимого го-ва (ныне Заир). Его имя присвоено Университету Дружбы народов г.Москва.
США. Новый Президент Дж.Кеннеди в мае ставит задачу №1 — высадка на Луну к концу 10-летия. А пока 5 мая на «Меркурии» слетал Алан Шепард (через 10 лет на «Ап.-14» он высадится и на Луну. и 21 июля Вирджил Гриссом — суборбитальный вылет в космос. После приводнения его капсула уйдёт на дно, но он успеет выбраться.

Литература: 
Проза:
В.Аксёнов – повесть «Звёздный билет»,ж.«Юность»№№ 6,7–к/ф 62 г.«Мой младший брат»
Б.Балтер – повесть «Трое из одного города», ставшая в 63-г «До свидания, мальчики», – к/ф 64 г.
Б.Бедный – повесть «Девчата» – к/ф 62 г.
В.Быков – повесть «Третья ракета» – к/ф 63 г.
А.Васильев – роман-фельетон «Понедельник – день тяжёлый» – к/ф 63 г.
Г.Владимов – повесть «Большая руда» – к/ф 64 г.
В.Войнович – повесть «Мы здесь живём», ж. «Новый мир» №1
С.Воронин – роман «Две жизни» – к/ф «Эхо далёких снегов»! 69 г.
Ю.Герман – «Дорогой мой человек», 2-я часть трилогии
В.Драгунский – книги рассказов «Он живой и светится», «Расскажите мне про Сингапур»
Э.Казакевич – повесть «Синяя тетрадь», которая даже попадёт на время в опалу, но ... – к/ф 64 г.
В.Кочетов – роман «Секретарь обкома» – к/ф 63 г.
Л.Леонов – киноповесть «Бегство мистера Мак-Кинли» – к/ф 76 г.
С.Маршак – «Воспитание словом»
В.Некрасов – повесть «Кира Георгиевна», подвергнута руководящей критике
Б.Окуджава – повесть «Будь здоров, школяр» – к/ф «Женя, Женечка и «Катюша» 67 г
А.Рекемчук – повесть «Молодо-зелено» – к/ф 62 г.
Г.Серебрякова – завершает трилогию «Прометей», в этом году романом «Похищение огня», в 62-«Вершина жизни», (а первая часть «Юность Маркса» была написана ещё в 34-35 гг..)
гибель Э.Хемингуэя

Поэзия: Ленинская премия: Александр Твардовский, Юхан Смуул, Михаил Стельмах
Эдуардас Межелайтис – сб.«Человек», Ленинская премия 62 г.
Николай Асеев – сб.«Лад» и книга воспоминаний «Зачем и кому нужна поэзия»
Виктор Боков – сб.«Весна Викторовна»
Петрусь Бровка – сб.«А дни идут», Ленинская премия 62 г.!?
Новелла Матвеева – сб.«Лирика»
Лев Ошанин – сб.«Стихи и песни»
Роберт Рождественский– поэма «Реквием»
Борис Слуцкий – сб.«Сегодня и вчера»
Расцвет эстрадной поэзии (57-62 гг.). Выступление Б.Ахмадулиной, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Р.Рождественского, Б.Окуджавы и др. во Дворцах спорта, в Политехническом музее, в аудиториях университетов и т.д

Издания:
Виталий Бианки – «Лесная газета», 10-е издание
Юрий Олеша – «Ни дня без строчки»
Овидий Савич – «Два года в Испании», воспоминания о Гражданской войне
Варлам Шаламов – сборник «Огниво», изд. «Советский писатель», 1-я книга после 2-х отсидок

Журналы: В.Кочетов — глав.ред.журнала «Октябрь» вплоть до 73 г. - года самоубийства
Эмма Мошковская, первые публикации «детских стихов» в ж. «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый»
Уильям Фолкнер — 1-я публикация, роман «Особняк» (59 г.) в журнале «Иностр. Литература»

Драматургия:
А.Володин – «Старшая сестра» – к/ф 66 г.
Л.Зорин – «По московскому времени»
К.Симонов – «Четвёртый» – к/ф 72 г. 
А.Штейн – «Океан» – к/ф 74 г.

Музыка:
Лен.пр. С.Рихтеру и Е.Мравинскому

Песни:
Э.Колмановский- Е.Евтушенко «Хотят ли русские войны», «Бежит река,в тумане тая»
В.Баснер-М.Матусовский «Руки рабочих»
«Голубая тайга» (Юрий Гуляев)

Песни из к/ф:
«Баллада о солдате» – М.Матусовкий-В.Соловьёв-Седой из к/ф «В трудный час»
«А снег идёт»–А.Эшпай-Е.Евтушенко и марш «Мы шагаем» из к/ф «Карьеры Димы Горина»
«Песня о весёлом барабанщике» – Л.Шварц-Б.Окуджава из к/ф «Друг мой Колька»,1-я запись песен Булата Окуджавы на Всесоюзной студии грамзаписи, которая «не прошла». Окуджава уходит из редакции «ЛГ» и отдаётся песне: «Последний троллейбус», «Часовые любви», «Ах, война, что ты сделала, подлая!», «Ах, Арбат, мой Арбат»  уже написаны.

Кино:
Экранизации:
«Битва в пути» – В.Басов по роману Г.Николаевой (М.Ульянов – Н.Фатеева), ТВ — февраль 62 г.
«Балтийское небо» – В.Венгеров, по р-ну Н.Чуковского-сына (П.Глебов, М.Ульянов, Г.Жжёнов)*
«Вечера на хуторе близ Диканьки» – А.Роу по Гоголю (Ю.Тавров, Л.Хитяева, Г.Милляр, А.Хвыля)
«Вольный ветер» – Л.Трауберг по оперетте И.Дунаевского (А.Лазарев, Н.Гриценко, Н.Румянцева)
«Воскресение» – М.Швейцер, сц.Е.Габрилович по Толстому (Т.Сёмина, Е.Матвеев) муз.Г.Свиридова
«Гулящая» – И.Кавалеридзе, к/ст.Довженко по роману П.Мирного (Л.Гурченко, Рита Гладунко)*
«Дерсу Узала» – А.Бабаян, Центрнаучфильм, по кн.В.Арсеньева (К.Жакибаев), 28.01.62 г. - ТВ*
«Евдокия» – Т.Леознова  по п-ти В.Пановой (Л.Хитяева, Н.Лебедев, В.Ивашов, В.Зубков)*
«Поднятая целина» – А.Иванов, сц.Ю.Лукин по М.Шолохову (59-61г) кинороман*
«Прыжок на заре» – И.Лукинский по р-ну Г.Берёзко «Сильнее атома», к/ст.им.Г-го (В.Кашпур)*
«Казаки» – В.Пронин по п-ти Л.Толстого (Л.Губанов, Б.Андреев, З.Кириенко, Э.Бредун)*
«Шумный день» – Г.Натансон, А.Эфрос, по пьесе В.Розова (Инна Гулая — дебют) *

Киноповести:
«Алёнка» – Б.Барнет (В.Шукшин, И.Зарубина, Наташа Оводова),  рассказ о целинниках от лица девочки
«В трудный час» И.Гурин, сц.Е.Габрилович (М.Кашпур, С.Харитонова, Ю.Назаров, И.Кваша-д.)*
«Две жизни» – Л.Луков, сц.А.Каплер, * смотри приложение
«Карьера Димы Горина» – Ф.Давлатян, Л.Мирский (А.Демьяненко, Т.Конюхова, В.Высоцкий, ком.голос З.Гердта)
«Любушка» – В.Каплуновский (Е.Шутов – О.Ефремов – Е.Евстигнеев – В.Заманский – Н.Дорошина)
«Мир входящему» – А.Алов и В.Наумов (Виктор Авдюшко – А.Демьяненко) *
«Чистое небо» – Г.Чухрай (Е.Урбанский – Н.Дробышева, О.Табаков) *
«Барьер неизвестности» – Н.Курихин, Ленфильм, см.прилож
«Тучи над Борском» – В.Ордынский (Инна Гулая-дебют в гл.роли, Р.Хомятов, В.Ивашов)*
«Операция «Кобра» – Д.Васильев, сц.И.Луковский, Таджикфильм (В.Макаров, О.Жаков)

Кинокомедии:
«Полосатый рейс» – В.Фетин (Е.Леонов, М.Назарова – И.Дмитриев, А.Грибов, А.Смирнов) *
«За двумя зайцами» – В.Иванов по пьесе М.Старицкого (Олег Борисов – М.Криницына) «Человек ниоткуда» – Э.Рязанов, сц.Л.Зорин (С.Юрский, Ю.Яковлев, А.Папанов, Л.Гурченко)
«Совершенно серьёзно» – киноальманах, *см.приложение
«Водяной» – С.Сиделов, сц.Э.Буранова, Ленф. (Э.Гарин, В.Владимирова, М.Фёдоров, А.Кубацкий)

Детское кино:
«Мишка, Серёга и я» – Ю.Победоносцев, по п-сти Н.Зелеранского и Б.Ларина (В.Шукшин)
«Зелёный патруль» – Г.Нифонтов, Моснаучфильм, по одноимённой п-сти Ю.Дмитриева

Документальное кино:
«Люди голубого огня» – Р.Григорьев

Восстановлены:
«Волга-Волга» – Гр.Александров (Л.Орлова, И.Ильинский, В.Володин, В Санаев)

За рубежом:
«Альба Регия» – Венгрия, М.Семеш (Татьяна Самойлова – Миклош Габор)
«Кто вы, доктор Зорге?» –  Франция-Япония, Ив Чампи (Т.Хольцманн – К.Киши)
«Совесть пробуждается» – ГДР-СССР
«Голый остров» –  Япония
«Железная маска» – Франция – Италия, А.Декуен (Жан Маре – С.Кошина – Ж.Порон)
«Три мушкетёра» – Франция – Италия, Б.Бордери (Ж.Баррэ – Ж.Тожа – Милен Демонжо)
«Три мушкетёра. Месть миледи», «Д*Артаньян и три мушкетёра»

КИНО: ЛИДЕРЫ ПРОКАТА.

«ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС (Комическое кинопроисшествие)», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1961, цв., 83 мин.
Эксцентрическая комедия. Лидер проката (1961, 1 место) — 45.8 млн. зрителей.
Авторы сценария: Алексей Каплер, Виктор Конецкий.
У зрителей фильм имел оглушительный успех, критики же нет-нет, да упрекали его за то, что он.. слишком смешной и легкомысленный!
В ролях: Иван Дмитриев, Маргарита Назарова, Алексей Грибов, Евгений Леонов,Александр Бениаминов, Алексей Смирнов, Алексей Кожевников, Николай Волков,Аркадий Трусов, Владимир Белокуров.
Режиссер: Владимир Фетин. Композитор: Вениамин Баснер.

«БАЛТИЙСКОЕ НЕБО», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1960—1961, ч/б, 172 мин.
 Военный кинороман. По одноименному роману Н.Чуковского. Лидер проката (1961, 5 место) — 38.6+33.0 млн. зрителей.
Конец августа 1941 года. Ночью, по последней еще не занятой врагом дороге, к Ленинграду мчится грузовая машина. В кузове двое — летчик гражданской авиации Лунин и комиссар авиадивизии Уваров. Лунин, человек уже не молодой, опытный, но еще не бывавший в битвах летчик, направлен в легендарную эскадрилью летчиков-истребителей под командованием капитана Рассохина. Эта эскадрилья сражалась с первого дня войны и потеряла уже большую часть своего состава. Капитан Рассохин погибнет на Ладожском озере, охраняя «дорогу жизни». Командиром его эскадрильи станет Лунин.
В ролях: Петр Глебов, Всеволод Платов, Михаил Ульянов, Ролан Быков, Михаил Козаков,Инна Кондратьева, Ээве Киви, Людмила Гурченко, Олег Борисов, Владислав Стржельчик, Павел Луспекаев, Федор Шмаков, Виктор Перевалов, Пантелеймон Крымов.
Режиссер: Владимир Венгеров. Автор сценария: Николай Чуковский. Композитор: Исаак Шварц.

«ЧИСТОЕ НЕБО», СССР, Мосфильм, 1961, цв., 110 мин.
Социальный кинороман. Лучший фильм 1961 года по опросу журнала «Советский экран».
В ролях: Нина Дробышева, Евгений Урбанский, Виталий Коняев,Георгий Куликов, Леонид Князев, Георге Георгиу, Олег Табаков, Алик Крылов, Виталий Бондарев.
Режиссер: Григорий Чухрай. Автор сценария: Даниил Храбровицкий. Композитор: Михаил Зив.
«Золотая звезда» Большой приз МКФ в Москве-61 (поровну с японским фильмом «Голый остров»);

 «БИТВА В ПУТИ», СССР, Мосфильм, 1961, ч/б, 191 мин. Социальный кинороман. По одноименному роману Галины Николаевой.
Лидер проката (1961, 6 место): 38.3+34.5 млн. зрителей.
В ролях: Михаил Ульянов, Наталья Фатеева, Михаил Названов, Феликс Яворский,Людмила Крылова, Владимир Трещалов, Николай Сергеев, Александр Хвыля, Надежда Федосова, Иван Переверзев, Николай Граббе, Петр Щербаков,Наталья Крачковская.
Режиссер: Владимир Басов. Авторы сценария: Галина Николаева, М.Сагалович.Композитор:В.Баснер. Текст песен: Михаил Матусовский.

«ОПЕРАЦИЯ «КОБРА», СССР, ТАДЖИКФИЛЬМ, 1960, ч/б, 89 мин. Героико-приключенческий фильм.
О советских пограничниках, рассекретивших операцию «Кобра», организованную иностранной разведкой с целью ежедневного фотографирования военного объекта. Участники «Кобры»: дрессированный пес и старый сторож местной больницы Юсуп. Он же — и заклинатель змей Гарун-баба, и уже известный по старым вылазкам немецкий шпион Отто Григ.                Лидер проката (1961, 8 место) — 34.6 млн. зрителей.
В ролях: Василий Макаров, Олег Жаков, Сталина Азаматова, Леонид Чубаров, Абдулхаир Касымов.
Режиссер: Дмитрий Васильев. Авторы сценария: Василий Акишин, Игорь Луковский, Дмитрий Васильев. Композитор: Лев Шварц.

"ДВЕ ЖИЗНИ", СССР, киностудия им. М. Горького, 1961, ч/б, 196 мин. Социальный кинороман. Режиссер: Леонид Луков.  Автор сценария: Алексей Каплер.
В марсельском порту случайно встречаются двое: турист, советский генерал Семен Востриков, и бывший князь белоэмигрант Сергей Нащекин, прислуживающий в портовом кабачке. Первая роль в кино Людмилы Чурсиной.
В ролях: Николай Рыбников, Вячеслав Тихонов, Элла Нечаева, Лев Поляков, Станислав Чекан, Владимир Дружников, Лев Свердлин, Ольга Жизнева, Алла Ларионова,Маргарита Володина, Георгий Юматов, Григорий Кириллов, Муза Крепкогорская, Сергей Гурзо, Вера Шершнева, Владимир Колчин, Елена Гоголева, Сергей Курилов, Виктор Чекмарев.

"ЕВДОКИЯ", СССР, киностудия им. М.Горького, 1961, ч/б, 106 мин. Мелодрама.
По одноименной повести Веры Пановой. Лидер проката (1961, 9 место) — 34.4 млн. зрителей.
В ролях: Людмила Хитяева, Николай Лебедев, Владимир Ивашов, Наталья Защипина, Валентин Зубков, Иван Рыжов, Елена Максимова, Вера Алтайская, Петр Константинов.
Режиссер: Татьяна Лиознова. Автор сценария: Вера Панова. Композитор: Леонид Афанасьев


«МИР ВХОДЯЩЕМУ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1961, ч/б, 89 мин. Драма. Авторы сценария: Л.Зорин, Александр Алов, Владимир Наумов.
В ролях: Александр Демьяненко, Виктор Авдюшко, Станислав Хитров, Николай Гринько, Иван Рыжов, Николай Тимофеев, Изольда Извицкая, Андрей Файт, Виктор Кольцов, Степан Крылов.
Режиссеры: Александр Алов, Владимир Наумов.  Композитор: Николай Каретников.
«Золотая медаль» (специальная премия жюри), «Кубок Пазинетти» (премия итальянский кинокритиков за лучший иностранный фильм) МКФ в Венеции-61; Премия «Фемина бельж» (в числе десяти иностранных фильмов) Брюссель-1962

"ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА", СССР, Ленфильм, 1959-1961, цв., 278 мин. Кинороман по одноименному роману Михаила Шолохова.
В ролях: Петр Чернов, Евгений Матвеев, Людмила Хитяева, Петр Глебов, Виктор Чекмарев, Федор Шмаков, Владимир Дорофеев, Леонид Кмит, Олег Басилашвили, О Ярошенко, Николай Волков, Андрей Абрикосов, Николай Крючков, Виктор Чекмарев,Евгений Лебедев.
Режиссер: Александр Иванов. Авторы сценария: Юрий Лукин, Федор Шахмагонов. Композиторы: Олег Каравайчук, Юрий Левитин

"В ТРУДНЫЙ ЧАС" («Под Москвой»), СССР, киностудия им. М. Горького, 1961, ч/б, 101 мин. Драма.
1941 год. Плотник-сибиряк Кузьма Кройков прибыл в Москву в составе стрелковой роты. В шеренге бойцов он прошел по улочкам ночной Москвы и в подмосковном селе познакомился с Варварой Окновой. Решительная, высокая и красивая девушка покорила его сердце. Но вскоре начались бои за Москву. После очеpедного боя они встретились вновь и открыли друг другу свои чувства. Весной сорок второго Варя погибает. Кузьма со своей ротой идет вперед, на Запад. Первая роль в кино Игоря Кваши (Сеня).
В ролях: Владимир Кашпур, Светлана Харитонова, Юрий Назаров, Нина Магер, Владимир Заманский, Игорь Кваша, Татьяна Гаврилова, Игорь Охлупин, Лидия Савченко, Геннадий Сайфулин, Валентина Беляева, Евгений Евстигнеев, Маргарита Корабельникова,Алексей Миронов.
Режиссер: Илья Гурин. Автор сценария: Евгений Габрилович. Композитор: Василий Соловьев-Седой. Текст песен: Михаил Матусовский.

«СОВЕРШЕННО СЕРЬЕЗНО», СССР, Мосфильм, 1961, цв.+ч/б, 68 мин. Комедийный киноальманах номер один.
Киноальманах состоит из пяти новелл: «Как создавался Робинзон», реж. Э. Рязанов;«История с пирожками», реж. Н. Трахтенберг; «Иностранцы», реж. Э. Змойро;«Приятного аппетита», реж. В. Семаков;

«ПЕС БАРБОС И НЕОБЫЧНЫЙ КРОСС» (новелла в киноальманахе «Совершенно серьезно»), СССР, Мосфильм, 1961, цв., 10 мин.
Эксцентрическая комедия. По одноименному фельетону Степана Олейника.
Самое забавное заключается в том, что эта короткометражка, которая породила уникальный эксцентрический феномен трех героев-масок советского кинематографа — Балбеса, Труса и Бывалого, была снята по обычному газетному фельетону Степана Олейника о горе-браконьерах, пострадавших от чрезмерно преданного им пса. Гайдай взялся в 1961 году за «экранизацию» фельетона как бы вынужденно, ради заработка, чтобы не оставаться в простое после изрезанного цензурой «Жениха с того света» и не свойственного себе «Трижды воскресшего». Но в этом невидимом перенесении во времени, в ориентации на сатирическо-комедийное искусство 20-х годов, как советское, так и американское («немая комическая», фильмы в стиле «слэпстик», разумеется, работы Чарли Чаплина, Бастера Китона и Гарольда Ллойда), он нашел истинный «клондайк». И даже приемы эксцентрической американской комедии приобрели у Леонида Гайдая чисто российское и вполне советское звучание.
В ролях: Евгений Моргунов, Георгий Вицин, Юрий Никулин.
Режиссер: Леонид Гайдай. Автор сценария: Леонид Гайдай, комп. Никита Богословский

"ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ», СССР, киностудия ИМ. А.ДОВЖЕНКО, 1961, цв., 77 мин. Музкомедия. По одноименной пьесе М.П.Старицкого.
Семен Голохвастый держал в городе собственную цирюльню и слыл великим модником и вертопрахом. Однажды, проиграв цирюльню в карты, герой решил поправить свои дела выгодной женитьбой.
В ролях: Олег Борисов, Маргарита Криницына, Николай Яковченко, Анна Кушниренко,Нонна Копержинская, Наталия Наум, Анатолий Юрченко, Константин Ершов, Таисия Литвиненко, Ольга Викландт, Нина Антонова, Людмила Алфимова, Евдокия Доля, Софья Карамаш.
Режиссер: Виктор Иванов. Автор сц.: В.Иванов. Композитор: Вадим Гомоляка.Текст песен: Е. Кравченко.Исполнение песен: Олег Борисов.

"ГУЛЯЩАЯ", СССР, киностудия им. А.Довженко, 1961, ч/б, 83 мин. Драма.
По мотивам одноименного романа Панаса Мирного. О трагической судьбе крестьянки Христины, уехавшей в город в поисках лучшей жизни. Лидер проката (1961, 13 место) — 27.8 млн. зрителей.
В ролях: Людмила Гурченко, Рита Гладунко, Степан Шкурат, Ганна Николаева, Николай Козленко, Василий Векшин, Леонид Данчишин, Николай Пишванов, Павел Шкреба,Георгий Бабенко, Наталья Маркина, Александр Гумбург, Петр Михневич, Вера Родионова.
Режиссер: Иван Кавалеридзе. Автор сценария: Надежда Капельгородская. Оператор:Владимир Войтенко. Художник-постановщик: Николай Резник. Композитор: Борис Лятошинский.

«КАЗАКИ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1961, цв., 97 мин. Мелодрама. По одноименной повести Л.Н.Толстого.
Юнкер Оленин, представитель петербургской «золотой молодежи», в поисках романтики едет на Кавказ. Его полк расквартирован в казачьей станице. Здесь он влюбляется в красавицу Марину, и даже решает жениться на ней, не зная пока о том, что она любит казака Лукашку и ни за что не променяет его на барина...Лидер проката (1961, 18 место) — 24.3 млн. зрителей.
В ролях: Леонид Губанов, Борис Андреев, Зинаида Кириенко, Эдуард Бредун, Борис Новиков, Вера Енютина, Константин Градополов, Герман Качин, И. Мень, Всеволод Сафонов, Леонид Пархоменко, Иван Любезнов, Анатолий Папанов.
Режиссер: Василий Пронин. Автор сценария: Виктор Шкловский.

«НАШ ОБЩИЙ ДРУГ», СССР, Мосфильм, 1961, цв., 122 мин. Мелодрама. В кубанском колхозе телевизор — уже проблема?! А организмы уже очищают от холестерина — кефиром. А журналиста уже бьют. По настрою это предсъездовская (22-й) картина, где парторг учит председателя быть чутким к людям, чтобы они забыли, как их обманывали и т.д. в прошлом. А парторг с председателем ... тут как-то поллитру выпили, и поэтому он — душевный человек. В колхозе мечтают жить культурно, без матерщины. Но коммунизм — уже рядом. Женатый парторг читает наизусть С.Есенина и влюбляется. А из колхозов уезжают ещё со справкой - паспортов у колхозников нет.
В каждом колхозе обязательно найдется «летописец». В кубанском колхозе таким летописцем был Лукьянюк. Именно его заметка о том, что телятница Лиза моет молоком лицо, попала на страницы районной газеты. Честная и трудолюбивая девушка нашла защиту у парторга, а потом за чуткость и смелость полюбила его. Но парторг женат, имеет сына. И чтобы не причинять боль любимому человеку, Лиза покидает колхоз. Первая роль в кино Михаила Кононова (Витька). Прокат — 22.4 млн. зрителей
В ролях: Виктор Авдюшко, Наталья Фатеева, Аркадий Аркадьев, Екатерина Литвиненко,Борис Юрченко, Владимир Дорофеев, Нина Шорина, Григорий Тесля, Сергей Филиппов,Юрий Белов, Михаил Кононов.
Режиссер: Иван Пырьев. Авторы сценария: Владлен Логинов, Иван Пырьев.Композитор: Юрий Левитин. Текст песен: М.Матусовский

«ПРЫЖОК НА ЗАРЕ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1960, ч/б, 101 мин. По роману Г.Березко «Сильнее атома».
Режиссер: Иван Лукинский. О буднях солдат воздушно-десантных частей СА. Прокат — 22.1 млн. зрителей.
В ролях: Владимир Костин, Владимир Кашпур, Валентина Владимирова,Елизавета Кузюрина, Владимир Колокольцев, Владимир Златоустовский, Никифор Колофидин, Евгений Весник.
Автор сценария: Георгий Березко.Композитор: Леонид Афанасьев.Текст песен: Георгий Березко, Евгений Агранович, Юрий Полухин.

«БАРЬЕР НЕИЗВЕСТНОСТИ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1961, ч/б, 108 мин. Киноповесть.
Из экспресса Москва-Ашхабад на глухом полустанке вышли двое: научный сотрудник Вера Борисовна Станкевич и летчик-испытатель Байкалов. Вскоре герои оказались на полигоне, где проводилась серия испытаний экспериментального самолета-лаборатории «Циклон». Летчикам и вновь прибывшим предстоит пройти сложный путь к усовершенствованию летающей лаборатории.
В ролях: Вячеслав Шалевич, Э. Сумская, Николай Гриценко, Александр Граве, Василий Макаров, Федор Никитин, Валентина Кибардина
Режиссер: Никита Курихин. Авторы сценария: Борис Чирсков, Дмитрий Радовский,Михаил Арлазоров. Оператор: Самуил Рубашкин. Композитор: Моисей Вайнберг. Приз МКФ космических фильмов в Париже—6


"ГОРИЗОНТ", СССР, Ленфильм, 1961, ч/б, 108 мин. Молодежная киноповесть. Автор сценария: Григорий Бакланов.
Двенадцать выпускников десятого «А» приезжают на целину. Избавляясь от детских иллюзий, вчерашние школьники привыкают к неустроенности быта, к тяжелому труду на комбайнах, тракторах, на току. Романтики не унывают — работают, ссорятся, мирятся и готовят более счастливую жизнь для новых целинников.
В ролях: Юрий Толубеев, Борис Чирков, Алексей Сафонов, С. Мелкова, Людмила Долгорукова, Валерий Носик, Гелий Сысоев, М. Львова, Сергей Гурзо, Вячеслав Подвиг,Николай Сергеев, Майя Булгакова, Павел Кашлаков, Лилия Гриценко, Леонид Быков,Анатолий Королькевич.
Режиссер: Иосиф Хейфиц.  Композитор: Надежда Симонян. Текст песен: Булат Окуджава.

«ШУМНЫЙ ДЕНЬ», СССР, Мосфильм, 1960, ч/б, 101 мин. Комедия. По мотивам пьесы Виктора Розова «В поисках радости».
Поэтически простой и философски сложный рассказ о московской семье (мать и четверо взрослых детей). Старший сын Федор — ученый-химик, недавно женился. Татьяна учится в институте, Николай работает в ремонтных мастерских. Самый младший — Олег — еще учится в школе. Фильм рассказывает о событиях одного дня этой большой семьи, относительное спокойствие которой нарушается женитьбой старшего сына. Дебют в кино известного театрального режиссера Анатолия Эфроса. Первая роль в кино Инны Гулая.
В ролях: Валентина Сперантова, Геннадий Печников, Татьяна Надеждина, Владимир Земляникин, Олег Табаков, Лилия Толмачева, Евгений Перов, Лев Круглый, Виктория Духина, Р. Чумак, Инна Гулая, Е. Савченко, Александра Данилова.
Режиссеры: Георгий Натансон, Анатолий Эфрос. Автор сценария: Виктор Розов. Композитор: Антонио Спадавеккиа.

«ТУЧИ НАД БОРСКОМ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1960, ч/б, 86 мин. Антирелигиозная драма. Авторы сценария: Семен Лунгин, Илья Нусинов.
Популярный годы «оттепели» сюжет, в разных вариантах передаваемый и газетами и беллетристикой, — о том, как церковники и сектанты заманивают в свои сети людей, одиноких, заброшенных, попавших в несчастье. Героиню фильма Олю Рыжкову приводит в секту одноклассник Митя Саенко, в которого она влюблена. Сектанты изуверскими радениями доводят девушку до полубезумного состояния, а потом совершают попытку распять ее на кресте.
В ролях: Инна Гулая, Роман Хомятов, Владимир Ивашов, Наталья Антонова, Петр Константинов, Петр Любешкин, Валентина Беляева, Евгений Тетерин, Инна Чурикова,Игорь Охлупин, Геннадий Крашенинников, Никита Михалков, Виктор Рождественский.
Режиссер: Василий Ордынский. Композитор: Алексей Муравлев.

"ДЕРСУ УЗАЛА", СССР, Центрнаучфильм, 1961, цв., 86 мин. Киноповесть. По мотивам одноим. кн.русского путешественника В.К. Арсеньева.
Весной 1908 года в тайге найден убитый иноверец, у которого оказалась его визитная карточка Владимира Клавдиевича Арсеньева. Ученый узнал в погибшем своего друга — старого охотника Дерсу Узалу, одного из немногих, кто действительно хорошо знал тайгу — ее законы, власть и беззащитность. В свое время именно он помог Арсеньеву найти корень женьшень и каменный уголь, вынес его из пылающего леса, разделил с отрядом ученого-путешественника все трудности зимнего перехода.
В ролях: Адольф Шестаков, Касым Жакибаев, Александр Баранов, Спиридон Григорьев, Михаил Медведев, Петр Любешкин.
Режиссер: Агаси Бабаян. Автор сценария: Игорь Болгарин. Оператор: Анатолий Казнин. Композитор: Мераб Парцхаладзе.

Рецензии

«ЧИСТОЕ НЕБО», СССР, Мосфильм, 1961, цв., 110 мин.
Социальный кинороман. Лучший фильм 1961 года по опросу журнала «Советский экран».
Герой Советского Союза летчик Астахов (Евгений Урбанский) во время войны попадает в плен. Вернувшегося из плена, его исключают из партии, увольняют с работы и лишают правительственных наград. Долгие годы герой не имеет возможности вернуться к своей профессии. Астахов спивается, но любовь верной Саши (Нина Дробышева) спасает его и возвращает надежду на справедливость.
В 1961 году на ХХII съезде КПСС Сталина критиковали уже не на закрытом заседании, как в 1956 году, а открыто и — каждый рабочий день. Разумеется, советские кинематографисты не могли остаться в стороне от жизни. Григорий Чухрай заканчивал в тот год «Чистое небо». В экстренном порядке в сценарий Даниила Храбровицкого была введена новая сюжетная линия.
Спустя десятилетия после выхода фильм кажется слабым. Длинные предвоенные эпизоды лишены атмосферы времени. Режиссерские попытки романтизировать мелодраматическую историю выглядят не очень уместными. Лишь эпизод с ожиданием эшелона, да страстный монолог Астахова, рассказывающего о своих злоключениях Саше производят сильное впечатление. Но в начале 1960-х годов зрители не замечали недостатков — так велико было их стремление увидеть на экране то, о чем уже вовсю говорят газеты, журналы и партийные вожди. Успех ленты был международным — Второй Московский кинофестиваль наградил ее Главным призом. Анджей Вайда заявил после просмотра: «Создать польское «Чистое небо» — дело нашей чести».
«Золотая звезда» Большой приз МКФ в Москве-61 (поровну с японским фильмом «Голый остров»);

«ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС (Комическое кинопроисшествие)», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1961, цв., 83 мин.
«Полосатый рейс» — единственная полнометражная комедия Владимира Фетина, всю жизнь снимающего в основном добротные психологические драмы и мелодрамы (хотя потом он не раз делал сюжеты для «Фитилей»). По преданию, своим появлением картина обязана Никите Сергеевичу Хрущеву, который как-то сказал, что о таких людях, как дрессировщица Маргарита Назарова, надо снимать фильмы. И специально для нее Алексеем Каплером и Виктором Конецким был написан сценарий, довольно непритязательный, — о том, как скромный буфетчик советского торгпредства Шулейкин (Евгений Леонов) оказался вынужденным, выдавая себя за дрессировщика, сопровождать на пароходе необычный груз — тигров. Роль девушки, сумевшей «укротить» полосатых хулиганов, разбежавшихся по всему пароходу, отводилась как раз Назаровой, которая сыграла свою Марианну, взбалмошную и жизнерадостную, активно добивающуюся любви сурового старпома (Иван Дмитриев), довольно живо и непосредственно.
Сама исходная ситуация фильма таила в себе множество возможностей для эксцентрической комедии. И авторы успешно воспользовались этим. Фильм получился веселым, динамичным, насыщенным головокружительными трюками, правда, он был начисто лишен психологических нюансов, его персонажи — не более чем узнаваемые комедийные маски. За исключением недотепы Шулейкина — Леонов играл блистательно, с наслаждением, не боясь откровенного фарса, в то же время, оказавшись трогательным в своем наивном простодушии. Именно эта роль принесла актеру поистине всенародную славу.
У зрителей фильм имел оглушительный успех, критики же нет-нет, да упрекали его за то, что он.. слишком смешной и легкомысленный!

 «БИТВА В ПУТИ», СССР, Мосфильм, 1961, ч/б, 191 мин. Социальный кинороман.По одноименному роману Галины Николаевой.
 На тракторный «гигант» из глубокой провинции приезжает новый главный инженер Дмитрий Бахирев (М. Ульянов), никогда прежде высоких должностей не занимавший. Прославленный и всевластный хозяин тракторного завода Семен Вальган (М. Названов) выбрал Бахирева из многих кандидатов, поверив в него как в надежного исполнителя, который не раздумывая впряжется в повседневную заводскую работу. Сцена знакомства нового «главного» с производством, в котором могучий технический механизм увиден глазами героя, построена в традиционном стиле «индустриального гимна». Причем вариант В. Басова и оператора фильма В. Николаева — один из лучших по экспрессивности. Но неожиданно, в апофеозе, когда в соответствии с каноном кадр заполняют десятки готовых, блестящих свежей краской машин, раздается возмущенный крик: «Нечестные вкладыши! Нечестные вкладыши!». Это кричит сельский механизатор, пригнавший один из тракторов назад на заводской двор.
Сам по себе такой критический оборот мог бы считаться в 1961 вполне закономерным, но место ему выбрано вопреки неписаным правилам. Индустриальный гимн, выражающий в десятках советских картин одну и ту же государственную идею добровольного и гордого врастания индивидуальности в мощную гармонию общего движения — это слишком серьезный символ, чтобы его можно было вот так, безо всякого перехода совмещать даже с более осторожной критикой. В «Битве в пути» этот символ переворачивается, придавая разладу, возникшему на одном предприятии, широкий обобщающий смысл.
Знакомство Бахирева с заводом затягивается. С каждый часом, проведенным в цехах, он все более убеждается, что тракторный гигант, которым гордится вся страна, глубоко болен. Угрюмый, злой, раздражительный и несправедливый — в таком неприглядном виде предстает Бахирев перед своими подчиненными. Ульянову лучше всего удается именно это: растерянность решительного и бессилие сильного, не привыкшего отступать героя. Он вне себя, он потрясен своим открытием. Он понял, что заводу выгодно выпускать бракованную продукцию, и что в этот гарантирующий благополучие, премии и славу обман втянуты все — от директора до рядового рабочего. Вальган, к которому Бахирев пришел заявить, что не справится, приказывает не допускающим возражений тоном: «Иди и работай», не подозревая, чем это для него обернется.
Названову блестяще удается пластический рисунок, в котором под вальяжной мягкостью угадывается грозная сила. Ему не требуется никаких лишних движений — один небрежный взмах лапы, от которого хрустнет хребет ослушника. На этот образ работает и мимоходом брошенная реплика: «Отправьте моим личным самолетом», и эмблематически выразительный портрет Хозяина на фоне огромной фотографии завода и его неожиданное появление в генеральском мундире. Но литературные и кинематографические детали лишь подчеркивают то, что передано чисто актерскими средствами — гипнотическое обаяние человека с редким талантом к власти, органично и комфортно чувствующего себя в ней. Это и лицо, и пластика, но больше всего — голос. Иерархия персонажей устанавливается здесь поначалу в области интонаций, где Бахирев не может тягаться с Вальганом. Его конечное преимущество обнаруживается не сразу, и совсем в другой сфере.
Казалось бы, в литературе и кинематографе того времени нет более тривиального сюжета, чем схватка Новатора и Консерватора. Какие же особенности варианта Николаевой-Басова делают его столь драматически острым, даже когда он полностью утрачивает свою политическую актуальность? Во-первых, у экранного Новатора до «Битвы в пути» еще никогда не было столь серьезного соперника, который бы олицетворял собой Систему, будучи из той по своему высшей человеческой породы, которую она сумела создать. Чистота породы видна в мертвой хватке, посредством которой пресекается бахиревский бунт. Неудачная попытка сломать «главного» на общем собрании объясняется недооценкой того, что он уже успел приобрести некоторое влияние на заводе. Зато тут же нажимается кнопка уголовного преследования. Бахирев обнаруживает, что над ним уже занесен плотно сжатый кулак власти, где не только Вальган, но и секретарь обкома Бликин, и прокурор области.
«Битва в пути» Галины Николаевой начинается с эпически мощной сцены народного смятения в день похорон вождя, сцены, которая свидетельствует об обратном происходящему: Сталин жив и неизвестно когда будет по настоящему похоронен. У Басова нет этой сцены, и, вероятно, потому, что, снимая фильм четыре года спустя после написания романа, он уверен в противоположном. И как бы еще ни были сильны вальганы и бликины — в фильме они фигуры вчерашнего дня.
Характерно, что чем острее оттепельный оптимизм у Басова, тем его фильм становится менее художественно убедителен, и, напротив, самые запоминающиеся и выразительные эпизоды - именно те, где Вальган временно берет верх. По-видимому, в самой природе искусства заложена некая защита от политических обольщений, а значит и предчувствие будущего — в данном случае того, уже близкого, времени, когда бахиревым придется сполна расплатиться за свои реформаторские порывы. Столкновение старого и нового в романе и в фильме значительно тем, что и то, и другое предстает как Система, а весь конфликт, в отличие от его прочих экранных и литературных вариаций, оказывается не только борьбой личностей, но и «драмой идей».
Вальган проигрывает не потому, что он плох как руководитель, нет, он почти идеален, но только как представитель обанкротившегося силового способа управления людьми. Доказательства этого банкротства и образуют внутреннюю смысловую пружину фильма. Вальган умеет выжать из рабочих все, до последней капли, а результат такой работы — бракованные машины, огромная себестоимость. Бахирев не хочет с этим мириться, но поначалу использует для лечения болезни то же самое средство — нажим. Разлад во всех заводских делах после его вмешательства только увеличивается: обозлены начальники цехов, хочет уйти с завода Старый Мастер, тянувший лямку на самом прорывном технологическом участке.
Найти выход из тупика помогает герою знакомство с двумя женщинами. В первой из них, Даше — почти девочке, попавшей из деревни в литейный цех, он неожиданно узнает самого себя. Даша изо всех сил старается освоить профессию стерженщицы, а «проклятые стержни», чем больше она усердствует, тем выходят все хуже. История с этим маленьким двойником Бахирева композиционно вполне самостоятельна в картине и служит своего рода притчей, дающей ответ на ключевой бахиревский вопрос: как управлять людьми? В выходной день, в общежитии, используя вместо раствора тесто, вся перемазанная в муке, но сияющая счастьем Даша совершает свое неожиданное открытие: ее пальцы могут сами работать в лад, если она их к этому не принуждает.
Вот бахиревская «перестройка» (именно так она названа в фильме) побеждает благодаря добровольной поддержке снизу. Люди, уставшие от штурмовщины, будто только и ждали момента, когда смогут отдавать заводу еще больше, чем отдавали прежде, но не под прессом власти, а разумно соучаствуя в «созвучном» их душе деле. Об этом «созвучии душ» как универсальном рецепте счастья, Бахирев говорит технологу Тине Карамыш, своей преданной союзнице, а затем и возлюбленной.
Чувство к ней действует гармонизирующим образом на отношения героя с другими людьми, уводит его от прежней склонности к силовым методам. Сама же по себе эта любовь совершенно стерильна и поэтому скучна. Здесь вместо взаимного притяжения — идейный союз. Даже с секретарем заводского парткома Чубасовым, который неизменно поддерживает и выручает Бахирева, у него нет такого совпадения позиций, как с Тиной. Чубасов готов пойти на некоторые прагматические уступки вальгановской политики. В полной мере бескомпромиссность Бахирева разделяет только Тина. Когда же герои уединяются где-то в березовой роще — это кажется совершенно излишним. Ни Ульянову, ни Фатеевой не удается изобразить даже тень чувственности. И не столько из-за общего целомудрия картины, сколько потому, что здесь, на природе, в абсолютно чуждой для их любви среде им надо начинать все сначала. Их близость намного острее ощущается в трогательной сцене в заводской лаборатории, где Тина пытается ночью в одиночку разгадать тайну технологического брака. А ведь поездка за город случается гораздо позднее, когда их роман уже должен был продвинуться далеко вперед.
То, что этот роман обречен, ясно уже с первой встречи героев, поскольку он неизбежно должен был войти в противоречие с тем нравственным идеалом, который их сблизил. И действительно, Тина решает навсегда покинуть город, заявив протестующему Бахиреву: «Ведь ты никогда не бросишь Рыжика». Это напоминание о сыне заставляет его немедленно согласиться, но, будь Бахирев даже не женат и свободен — бегство Тины назрело по другим, более важным для развития главной темы причинам.
Рассыпалось уголовное обвинение против Бахирева. Он еще в официальной опале, работает всего лишь рядовым инженером, но за ним уже весь завод, даже его бывшие противники, те, на кого прежде опирался Вальган. Тот «отзвук в другой душе», который Бахирев находил только у Тины, растворился в звучании целого оркестра, оставив после себя лишь элегическую грусть. Случилось это тихо, без драматических коллизий. Любовь лишь помогает герою укрепиться в идеалах, которые он реализует в иной, коллективистской сфере.

«МИР ВХОДЯЩЕМУ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1961, ч/б, 89 мин.
Военной весной на одном из бесчисленных деревянных крестов, поставленных на солдатских могилах, неожиданно проросла зеленая ветка... С этого плакатного образа начинается фильм с вполне созвучным такому началу названием.
Лейтенант Ивлев, выпускник училища, опоздавший на войну, получает в самый последний ее день задание, которое считает для себя оскорбительным, — доставить в госпиталь, в немецкий городок Квикау молодую беременную немку. Попутчиком этой странной пары оказывается оглохший и онемевший от контузии солдат Иван Ямщиков, а везет их всех на своей полуторке шофер Паша, бывалый боец, балагур и жизнелюб. Целые сутки команда пробирается по чужой враждебной стране, сбивается с дороги, попадает под огонь недобитой фашистской группировки, хоронит шофера Пашу и после долгих блужданий наконец доставляет роженицу в Квикау, где в момент объявления о победе под грохот самодельного солдатского салюта появляется на свет новый человек.
Фильм с таким сюжетом, снятый в год сооружения Берлинской стены, можно было бы счесть пропагандисткой акцией, кинематографическим парафразом к «Воину-освободителю» из Трептов-парка. К такому восприятию подталкивает изобразительный стиль Алова и Наумова, тяготеющий к статуарности, к картинной законченности кадра. Критика в свое время попыталась увести зрителей от подобных ассоциаций, отмечая смысловую и особенно формальную неординарность фильма, но все же ее аргументация выглядит сегодня неполной и недостаточной, и поэтому тень творения Вучетича, этой мелодрамы в камне, которая должна была заменить собой реальную трагедию, все еще лежит на фильме.
Лев Аннинский писал, что «Мир входящему» — это не просто картина о добре, как «Баллада о солдате», а об испытании добра злом: «Что Ямщикову эта беременная баба, которая родит еще одного немца, когда эти самые немцы у него, у Ямщикова, уничтожили семью!... Мальчишка из гитлерюгенда, обстрелявший машину, орет «хайль», думая, что его прикончат. Ямщиков порет его ремнем и отпускает. Это парадокс, но не только с точки зрения военной обстановки. Это парадокс человечности, которая действует в неблагодарном мире». (Аннинский Л. Шестидесятники и мы. М. , 1991, с. 66-67). Все это звучит очень убедительно, но если беспристрастно проследить за тем, как ведет свою роль Виктор Авдюшко, играющий Ямщикова, то неожиданно окажется, что в его «добрых поступках» нет доброты в обычном понимании этого слова.
Понять, что движет героем довольно трудно. Ведь он сам ничего не может сказать о мотивах своего поведения. Однако немота Ямщикова оказывается, в определенном смысле, красноречивее слов. И странно, что эта его особенность не получила никакой интерпретации в критике. Рассматривая «Мир входящему» как цепь символов, она почему-то обошла наиболее важный из них.
Первое, что несомненно, — молчанием и глухотой отгорожена Ямщикову особая высота, обозначена, пока только внешне, его избранность. И напротив, речь, слово выступают в фильме как знак заурядности и обесцененности. Ивлев, антипод Ямщикова, — весь в слове, и поэтому жалок, беспомощен и с шофером Пашей, которого он тщетно учит строевому уставу, и с беременной немкой, и когда пытается уговорить ни слова не понимающего по-русски американского солдата довезти их на своем «студебеккере» до Квикау. В этой сцене, которая чуть было не кончается дракой, недоверие к слову выражено уже комическими средствами. Тот же мотив очевиден и в эпизоде, когда Паша встречает «знакомого» генерала, которого он будто бы возил в начале войны. Они старательно вспоминают подробности совместной службы, а вернувшись в кабину к Ивлеву шофер признается, что обознался: генерал оказался не тот.
Слова утратили смысл и не имеют никакого отношения к реальности. Да и как может быть иначе в этом развороченном до самого нутра мире, где среди ночи, тумана и напоминающего о первозданном хаосе дождя, смешанного с неизвестно откуда летящим свинцом, бродят зараженные ненавистью, неприкаянные существа, не способные остановится и перестать жить по законам войны. И когда Ямщиков хватает обстрелявшего их машину юнца и вместо того, чтобы поставить его к стенке, начинает пороть, он тем самым своевольно и незаконно прекращает войну, раньше официального объявления о ее конце.
Здесь, на нескольких квадратных метрах шоссе, он восстанавливает нормальную жизнь и старательно выполняет свою первую мирную работу. Его ненависть, для которой у него больше оснований, чем у других, конечно же, не могла в одночасье переплавиться в доброту, но он оставил свои индивидуальные чувства там, за границей своего молчания, а сейчас им движет только сознательный выбор и воля.
Существо его выбора раскрыто еще в прологе с зеленой веткой на могильном кресте. Закадровый голос долго и в патетическом тоне говорит о возрождении жизни вопреки полному торжеству смерти. И только потом возникает герой, совсем не похожий на победителя, небритый, в мятой шинели, одиноко сидящий на пустой улице у разбитого снарядами магазина, среди изуродованных вещей, раздетых и покалеченных манекенов.
Нестерпимо смотреть, как они, притворяясь, будто ничего не случилось, продолжают разыгрывать сладкую витринную сказку об уютном и надежном мире. Но может быть еще хуже — этот выжженный взгляд того, кто еще кажется живым.
Почему именно ему, Ямщикову, адресуется благая весть природы? Очевидно, по той самой логике чуда, которая заявлена авторами: зеленый побег пробивается там, где это более всего невозможно и незаконно. Скрытое обещание и надежда есть уже в том, что никого и ничего не замечавший солдат вдруг очнулся, увидел как на улице появилась заблудившаяся лошадь и протянул ей кусок хлеба. Кажется, что немая природа и немой герой, оказавшийся по ту сторону абсурдного человеческого разделения, заключают какой-то, пока тайный союз.
Сейчас уже подзабыли, что годы на стыке 50-х и 60-х были полны особенно тревожными предчувствиями глобальной катастрофы и ненапрасными, как стало ясно во время Карибского кризиса. Тогда был очень популярен анекдот, начинавшийся с такого вопроса: «Что делать в случае атомной бомбардировки? — Завернуться в белую простыню и тихо ползти... на кладбище».
Заключенную здесь иронию не могут оценить те, кто избежал тогдашних тренировок со всеми этими простынями и светомаскировками: страна серьезно готовилась жить после... В этом контексте воспринимались и «Судьба человека», и «Баллада о солдате», но все-таки они в большей степени были картинами о прошлой войне, чем собственно антивоенными фильмами. Иное дело — «Мир входящему». Эпизод с американским солдатом указывает на это вполне отчетливо, хотя и слишком прямолинейно.
Антивоенный пафос укоренен в картине значительно глубже.
В ней май 45-го отмечен неким новым этапом сознательного отрицания войны, этапом, который можно назвать экологическим, хотя само это слово утвердится в нашем языке лишь десять лет спустя после выхода фильма. Ни Леонид Зорин, написавший сценарий, ни Алов с Наумовым скорее всего не знали об одном примечательном высказывании академика Вернадского, опубликованном намного позднее, но они почти буквально его экранизировали. Когда враг стоял под самой Москвой старого ученого спросили, почему он не уезжает. Он ответил, что фашисты не могут выиграть войну, потому что по его расчетам, это противоречило бы законам биосферы.
У Алова и Наумова природа, останавливая хаос, действует с такой же неумолимой логичностью. Она превращает кладбищенский крест в цветущее дерево, заставляет немку рожать, когда той еще хочется мстить. Крохотный посланец природы, едва явившись на свет, пускает струю на груду еще недавно «священного оружия». Победа приходит как природное явление. Ее суть — в восстановлении естественных начал жизни.
И это функция возродившегося, осознавшего свой истинный путь человека.
Шагающий как-то деревянно, на негнущихся ногах, худой, длинный Ямщиков, вцепившаяся в его рукав как в спасательный круг, Барбара и сзади потерявший весь свой строевой лоск, в расстегнутой, мятой шинели — Ивлев, катящий детскую коляску, в которой из пожитков немки виновато торчит ППШ — вот смешная, трогательная и возвышенная эмблема Победы.

А ЕСЛИ ЭТО ЛЮБОВЬ?, СССР, Мосфильм, 1961, ч/б, 102 мин. Социально-психологическая драма.
Юлий Райзман снимал этот фильм почти на излете «оттепели». Острый, наблюдательный взгляд режиссера уловил характерные особенности хрущевской эпохи: от растущих, как грибы, новых городских районов, где странно смешивались городской и деревенский жизненные уклады, до резких столкновений людей и поколений. Режиссер с авторами сценария Иосифом Ольшанским и Ниной Рудневой поломали многолетние советские традиции, воспевавшие великую труженицу мать, простую, все понимающую, чуткую, умеющую воспитать своих детей преданными и самоотверженными тружениками. Одним из главных смысловых центров картины стал образ матери героини фильма, школьницы Ксении (Жанна Прохоренко). Роль матери сыграла театральная актриса Надежда Федосова, практически не снимавшаяся в кино. Ее жесткое, будто иссушенное горечью прожитого лицо, ее костлявая, нескладная фигура, ее интонации — то скандально-визгливые, то льстиво-заискивающие — создавали драматический образ человека, эмоционально и духовно недоразвитого, что отчасти передалось и дочери. Полуграмотная женщина, видимо, фабричная или заводская работница, положила все силы на то, чтобы ее две дочки были одеты, сыты, ухожены, чтобы в доме у них, малогабаритной хрущевке, все было не хуже, чем у других.
Унификация во всем — от убранства дома до способа мышления — ломает судьбу и душу Ксении. Школьный роман Ксении с одноклассником Борисом, обрастая лавиной грязных слухов и сплетен, злым шепотом старших и младших, рушится, и это крушение разрывает девичью душу. Замечательный мастер в работе с актерами, Юлий Райзман собрал ансамбль, в котором каждый исполнитель, независимо от времени пребывания на экране, создавал точный и объемный характер, органично вплетавшийся в контекст фильма. После выхода на экран картина «А если это любовь?» подверглась разносу критики. Но с годами определилась ценность фильма, его значимость, как замечательного портрета советского общества 1950-1960-х годов.

Театр:
Звания нар.арт. – Фаине Раневской и Вере Пашенной
В.Высоцкий закончил студию-школу МХАТ

Наука и техника.
Лауреаты Ленинской премии:  Иоффе А.Ф, (посмертно) — основоположник советской физической школы
Амосов Н.М., хирургия, биологическая и медицинская кибернетика
Марчук Г.И., математик и физик, труды по вычислительной и прикладной математике
Микаэлян А.Л., физик, теория магнитооптики, открытие явления самофокусировки в световоде
Герои Соц.Труда:  2-е Звёзды: Келдыш М.В., (новый Президент АН СССР и рук.косм.программ); Королёв С.П., Глушко В.П., Пилюгин Н.А.; 1-е Тихонравов М.К., Косберг С.А. Черток Б.Е., конструкторы космической техники – за полёт Гагарина; и Устинов Д.Ф., зам.пред.Сов.Мина
2-я, Янгель М.К., за межконтинентальную ракету Р-16, принятую на вооружение
Иосифьян А.Г., ак. АН Армении, создатель бесконтактного сельсина и систем следящего привода
Ишлинский А.Ю., ак., теория гироскопов, автономные системы навигации подвижных объектов
Макеев В.П., труды по летательным аппаратам (1-я)
Сажин Н.П., металлург, разработка производства редких металлов, полупроводников
Миллионщиков М.Д., труды по теории турбулентности, газовой динамике и ядерной энергетике
Александров А.П.,  2-я звезда гидростроителю (гл.советник строительства Асуанской плотины)
Всего было 26 героев «Взрыва»....?