Рецензия на Александр Железногоров Новенькая

Иринга Тулуханова
 

   Александр, Ваш рассказ очень заинтересовал меня. Я училась в сложном классе. Одна треть детей была из приличных семей и при конфликтных ситуациях эти дети убегали в прямом смысле слова. Вторая треть была из неблагополучных семей, дети приходили в школу голодные, раздраженные, у одного мальчика даже не было зимнего пальто, это в Сибири, он приезжал на уроки в школьном костюмчике, учились эти дети плохо, получали отрицательные оценки. На кого-то нужно было сливать негатив, кого-то нужно было обижать. Мы с подругой относились к оставшейся трети, еще был мальчик, на которого мальчишки налетали всем классом. Классный руководитель делала вид, что ничего не замечает, хотя мы с подругой дрались смертным боем прямо на уроках. Я самая маленькая в классе, еще комсоргом была с седьмого класса практически до конца школы, кроме какого-то класса, еще вела учебный сектор и кружок "Учись учиться", единственная неславянской национальности в славянской как бы школе (И за это тоже попадало, учителя не реагировали на реплики. Пока сам по башке не настучишь, человек не заткнется). В общем, проблем и требований было много, помощников мало, учителя некоторые тоже как бы недолюбливали за разговоры на уроках, хотя училась хорошо, занимала на районных олимпиадах первые места, ездила на областные. Как пришлось учиться в седьмом и восьмом классе в среде двоечников. Повторяю, в классе были хорошие ученицы, но они при первых признаках опасности убегали. Мальчик отбивался как мог. А мы с подружкой приемов не знали, но не умели отступать. Дрались вдвоем против мальчишек. Я один раз дралась одна с ними, когда ее не было. И потом мальчишки же мне выговаривали: "У Ирки ногти, как бритвочки". У них лица и руки были в крови. Еще мы с подругой научились работать ногами. Когда хочешь победить, приходит реакция: пока он бежит по второму ряду, бежишь по первому и резким движением ноги отправляешь парту в него. Еще и учебником по башке. Хороший прием - за волосы и об парту или колено, но у мальчишек волосы короткие, так приходилось бить только девочек, которые ПЕРВЫЕ начинали. Мы первые с Танькой никогда не начинали, но уж если заелся, попадай под раздачу. И нам попадало, и им. Один - один. После восьмого двоечники ушли в "фазанку". Оставшихся объединили с параллельным классом, там был здоровый костяк, те пацаны поставили кого-надо на место, так что в девятом классе удалось подраться только два раза и то с девочками из другого класса. Ну, как подраться? Одну я за волосы побила об парту за оскорбление. Вторая, на голову меня выше, подошла заступаться за первую, ее за волосы нагнула, чтобы она руками не дотянулась, волейболистка, отпустила только, когда она и ее подружки попросили. Все. Больше ни у кого претензий не было. Аттестат - 4,75 балла (что приравнивалось к пяти баллам). Характеристика отрицательная. Образование высшее. Муж - переводчик со знанием двенадцати языков, поэт, член Союза писателей. В трудных классах закаляется характер. Главное - бить по цели в прямом или переносном смысле. Драться до сих пор люблю и иногда мечтаю об этом. Но после школы подходящих случаев не предоставлялось. На работе, наверно, нельзя. Вот если бы кто первый на меня двинул, тут бы я не виновата была. Иногда смотрю на какую-нибудь женщинку из коллектива и думаю: "О, эту бы я с удовольствием уработала", но нельзя, кругом камеры, и они первые не начинают. Можно без свидетелей, есть места без камер, но акустика хорошая, будет слышно. Когда иду по улице, всегда иду на шум, но ограничивается дело словами. Вот так и проходит жизнь без особого адреналина.

    В рассказе хорошо показана жизнь детей советского периода, полностью раскрыты характеры главных героев, нет фактических искажений советской действительности. Тогда в моде была двойная мораль: показуха и неумение или нежелание исправлять недостатки. На трибунах и по телевизору говорили одно, на деле было другое. Не в чести были принципиальные люди. Гласность существовала только на бумаге. Попробуй только скажи что-нибудь против каких-либо руководителей - жизнь с овчинку покажется, никуда не устроишься, позвонят - и будешь изгоем. Я один раз ездила на областную олимпиаду, потом встретила в школе инспектора из районо, которая нас отправляла, сказала ей такую фразу "Если бы нас готовили, показали бы лучшие результаты". Это услышала учительница английского, передала завучу и понеслось. Они исказили значение фразы и потом втроем: директор, завуч и кто-то еще прошли по всей школе с первого по десятый класс, заходили в каждый кабинет и говорили: "Ученица девятого "А" Николаева Ира сообщила инспекторам районо о том, что мы готовили вас к проверке". Я как раз по здоровью не была на уроках, на другой день прихожу в школу, началась травля, подходят ученики из разных классов:

  - Зачем ты это сделала?

  - Что именно?

    Прихожу на историю, Учительница:

  - Николаева, встала и вышла из класса.

  - Да что случилось?

  - Как не стыдно?

    Пока разобрались, что мои слова были об олимпиаде, на многих уроках учителя высказывались негативно, выгоняли с уроков. "Физичка" меня поразила таким высказыванием:

    - Говорила Николаева это или не говорила, не знаем, но она могла сказать, значит, сказала.

    - Альбина Васильевна, а где же логика и презумпция невиновности.

    - Ир, не высказывайся умными фразами, они тебя за это ненавидят, - говорили одноклассники, - сиди тихо и молчи.

    - Они будут всякие бредни выдумывать, а я молчать должна? Давайте демонстративно с уроков уйдем?

    - Вот это дело. Пойдемте в столовку.

    - Комсорг уводит полкласса с урока, - негодовали сплетницы-учителя.

      Когда все выяснилось, как было, тут уж травлю устроила я. Вставала на уроках, входила, выходила, на английском приносила пластинки в лингафонный кабинет и включала "Бони М" и "Аббу". В общем, моральный ущерб возместила. Учительница английского молчала и в аттестат поставила "пятерку", я поняла это как извинение. Директор всегда была толерантной, она тоже мне многое прощала потом, я при ней открывала ее стол, брала тетради, и она молчала. А вот завуч ненавидит до сих пор, хотя я ее после школы видела один раз, она взамен того придумала другой случай, якобы мы с Танькой (с которой вместе дрались) во время турслета уплыли на лодке в какую-то деревню, и они нас искали. Самое смешное, я весной того года сломала руку и на летний турслет не ездила, у меня справка была. Так что у меня алиби. Так в те годы завуч такого не говорила, а через двадцать семь лет после окончания школы, когда я ее пригласила на вечер встречи класса, эту историю выдала. Мы ей объясняем, что это были не мы, а она пургу метет и никого не слушает. Ее не зря вся их деревня сплетницей зовет. Вот такие были пироги.

                8.12.2019.