Корея, Сеул

Владимир Кожин 3
        Наше азиатское путешествие близилось к концу. Из Пекина мы полетели в Сеул. Были сумерки,  я сидел у окна и всматривался в дымчатую даль. Вряд ли буду еще в этих местах.  Под крылом виднелась большая река, хорошо различимая  с высоты.   Удивило, что и здесь реки спрямляют, даже такие огромные. Трудолюбивый народ китайцы. Река называется Луанхе. Незадолго до ее впадения в море, стали видны огромные  залитые водой пространства – рисовые поля.
        Сеул – столица Республики Корея, ее часто называют Южной Кореей. Есть также Северная Корея – Корейская народная демократическая республика (КНДР).  Два государства образовались в 1945 году после поражения Японии, которая до этого правила Кореей. США и СССР, руководствуясь собственными интересами, разделили страну на две части и подписали соглашение о совместном управлении страной. Республика Корея осталась под влиянием США, КНДР – СССР. Отношения между обеими корейскими территориями постоянно напряженные. В 1950-53 гг.  КНДР пыталась присоединить к себе Южную Корею при поддержке СССР с использованием китайских «добровольцев». Северяне уже заняли бОльшую часть территории, историческую столицу Сеул, но вмешательство США и сил ООН вернуло старые границы. Тот конфликт вошел в историю под названием Корейская война.
        Хотя летели мы всего 2 часа, до отеля добрались поздно. Аэропорт Инчхон,  крупнейший в Южной Корее, находится в 70 км от столицы. Поселившись в отеле, я посмотрел в окно. Удивило, что город не спит, хотя было почти 12 ночи. Светились витрины магазинов, по улице ходило немало людей.
        В Сеуле у нас было всего два дня.  Поэтому следующим утром отправились на экскурсию. Сначала привезли нас к буддийскому храму Чогеса. В этот храм не только пускают иностранных туристов, там даже можно остановиться и пожить как монахи несколько дней. В день рождения Будды здесь проводят фестивали фонарей, собирается много приверженцев Будды и гостей. Хотя в Корее преобладает христианская религия: примерно 30% населения протестанты и католики, 20% – буддисты. Напомню, в Южной Корее проживает немногим более 50 миллионов человек.
        Вокруг буддийского храма деревья празднично украшены фонариками.  Рядом много десятков, может даже сотни цветущих лотосов в больших горшках. В центре перед храмом высокая пагода, с устремленными ввысь многочисленными крышами. С противоположной стороны небольшой павильон, где можно приобрести свечи. Мы с внучкой взяли тоненькие ароматические палочки, подожгли и поставили в большую металлическую чашу, где уже тлели сотни таких же палочек.
        На одном из сооружений храмового комплекса в глаза бросилась свастика. Правда не такая как символ германского фашизма, концы знака были повернуты в другую сторону. Оказывается этот знак присущ буддизму уже тысячи лет и является воплощением добра и приветствием всему живому. Некоторые буддисты называют ее также «мандзи», что переводится как «вихрь». Мандзи отражает неоднозначность мироустройства. Черточке по вертикали противостоит черта по горизонтали, и при этом они единое целое, подобно небу и земле, мужской и женской энергии, инь и ян. И во многих других культурах встречается свастика. Даже у древних славян. У них был распространен восьмиконечный коловрат – символ вечного движения солнца, неба и жизни.
        Чтобы войти внутрь Буддийского храма, надо снять обувь. Я никогда не бывал в таких храмах. Но как только зашел, началась служба, и я, не успев ничего толком рассмотреть, с трудом выбрался. Везде сидели люди на циновках, пришлось их побеспокоить. Успел только разглядеть три огромные золотые скульптуры Будды и услышать спокойный голос монаха, начинающего службу. Несмотря на незнание языка, уходил оттуда с сожалением.  Возле храма также сидели и молились люди, им тоже было видно и слышно что происходит в храме. Но нас уже торопил гид, ее звали Джунг – симпатичная дама от 40 до 50-ти. Ее имя можно перевести как целеустремленная. Она соответствовала своему имени и оставила хорошее впечатление, рассказывала интересно и понятно, лучше, чем наши экскурсоводы в Китае.
        Автобус подвез к комплексу королевских резиденций. Не зря Джунг нас торопила, мы поспели к началу традиционного шоу смены караула у дворца Кёнбоккун. Это первый построенный дворец в эпоху Чосон – династии, правящей Кореей на протяжении 500 лет. На большой площади перед дворцовым комплексом под музыку маршировали несколько десятков мужчин в ярких старинных национальных костюмах, вооруженных короткими мечами и щитами. Первая группа – человек 10, несла многоцветные развивающиеся знамена. Следующая за ними группа воинов была вооружена мечами, алебардами, луками и стрелами. Колонну замыкала группа музыкантов, которые играли и маршировали одновременно. Мне было интересно рассмотреть их старинные инструменты. Кроме привычных нам барабанов, там были трубы похожие на морские раковины. Два музыканта на ходу громко стучали по металлическим тарелкам, закрепленным на раме.  Звук напоминал металлофон.  Такой инструмент я видел впервые. Из присутствующих на площади гостей многие были одеты в традиционную корейскую одежду. Говорят,  ее можно взять напрокат. Женские прически тоже необычные. Видимо, люди серьезно готовились.
        Периодически раздавались громовые удары большого барабана. После такого громкого и яркого шоу мы отправились осматривать королевские резиденции. Джунг с поднятым сиреневым флажком шла впереди. По пути во дворе королевского дворца  я обратил внимание на протестную акцию. Небольшая группа молодых женщин развернула плакат, несколько фотографов их снимали на камеры. Что за протест? Написано на плакате по-корейски. Мне объяснили, что идет борьба за права женщин. 
        Внутрь королевского дворца не заходят, можно только заглянуть в открытые двери. В центре на стене висит картина, на которой изображены солнце,  луна и 5 горных вершин. Джунг пояснила, что солнце олицетворяет короля, луна – королеву. А гор здесь немало, некоторые видны прямо с территории дворца.
        Дворцовая архитектура мне напомнила китайские  дворцы, которые мы видели в Запретном городе. Это не царские дворцы, к которым мы привыкли, скорее, красивые павильоны. Я, конечно, спросил, в чем их отличие от китайских? Джунг ответила, что сооружения отличаются формой крыши, в оформлении используются другие цвета.  В Китае  крыши прямее, здесь они выгнуты дугой. Многие детали и цвета несут смысл, в этом нелегко разобраться. Но несомненно, влияние Китая здесь заметно. Даже язык корейской знати долгое время был китайским, на корейском говорили простолюдины.
        Джунг много рассказывала про правящих королей. Всего в истории Кореи их было 27.  На денежной банкноте в 10 тыс. вон изображен король, который знаменит тем, что создал алфавит, развивал науку и др. Купюра примерно эквивалентна 10 долларам. А на банкноте в 50 тыс. вон благодарные потомки изобразили королеву, которая способствовала развитию искусств. В аэропорту я видел обменные курсы, там и российский рубль был в списке,  можно было обменять рубли на воны. Русский язык я неоднократно слышал на улицах города. Для туристических поездок в Южную Корею россиянам виза не нужна.
        Мне было интересно узнать, как выбирали королю жену. Сначала отбирали 3-х претенденток, после чего они уже не имели права на свою личную жизнь. Мать короля выбирала из них королеву, но обе другие претендентки оставались при дворце королевскими наложницами. Королевский гарем располагался в отдельной постройке, рядом с покоями королевы. Король мог иметь столько наложниц, сколько пожелает, но большинство ограничивалось тремя-четырьмя. Вместе с фрейлинами около двадцати женщин и девушек постоянно находились во дворце. Наложницы находились на привилегированном положении, за ними и за королевской семьей ухаживали фрейлины. Фрейлины могли стать наложницами, если пожелает король. Те, которые так и не удостоились ночи с королем, все равно не могли выйти замуж, ибо они до конца жизни принадлежали королю. Высокопоставленными наложницами девушки становились тогда, когда рожали императору наследника, именно в этом и заключалась их основная задача. У некоторых королей были десятки детей, например, я слышал о 29.
        Корейские короли жили недолго, в среднем 40 лет. По мнению экскурсовода они были слишком невоздержанны в еде и женщинах. Джунг и нам советовала: «Хотите жить долго – имейте одну жену».
        В одном из дворцовых сооружений мы заметили камины. В Сеуле бывают холодные зимы с 10-ти градусными морозами. Во время же нашей экскурсии (последние дни августа) было жарко, но не так изнурительно, как в Пекине.
        Хотя многое здесь напоминает Китай, я не заметил недостатков, о которых писал в своих “китайских” репортажах*. В первую очередь про загрязненность воздуха. Она и здесь есть, но мой нос этого не чуял, да и глаз не заметил. Далекие горы были отчетливо видны. Экскурсовод сказала, что и у них есть экологические проблемы,  жители проверяют состояние воздуха ежедневно. Ведь Сеул – крупный промышленный центр, одни автогиганты чего стоят. Южная Корея находится в числе наиболее технологически развитых стран, занимает лидирующие позиции в электронике и в области развития интернета. Все знают корейские мобильные телефоны и смартфоны Samsung. По всему миру ездят на корейских автомобилях Hyundai, KIA и др.
        В отличие от Пекина в Сеуле нет такого беспредела в движении транспорта на улицах. Не видел, чтобы кто-то явно нарушил правила. К тому же на всех оживленных перекрестках (по крайней мере в районе нашей гостиницы) дежурили полицейские в белых рубашках с красными жезлами. Поэтому, переходя улицу, можно было не опасаться за свою жизнь и здоровье.
        Граница с КНДР проходит в 24 км от Сеула, там по 38 параллели проходит линия раздела Кореи. Говорят, что даже артиллерийские установки с северной стороны, способны обстреливать Сеул.  Не бывает же все хорошо, проблем и там хватает.

                Продолжение: http://www.proza.ru/2019/12/15/1879

        На фото: У буддийского храма Чогеса; смена караула у королевского дворца Кёнбоккун; вход в дворцовый комплекс.
               
            *http://www.proza.ru/2019/09/25/1779