Кому польза от войн?

Армен Григорян
             Казалось бы, что можно добавить после Эразма Роттердамского и Вольфганга Борхерта к тому, что война — самый глупый поступок, на который способен человек?

            Но, оказывается, современники наши стали еще страшнее и безответственнее своих предков, живших 100 или 500 лет назад — во времена Эразма и Борхерта. Большинство из них слабо ориентируется в реалиях современного мира. Несмотря на степень распространенности и доступности интернета, наши современники все еще предпочитают компьютеру телевизор. Следует напомнить им, в таком случае, о мире, в котором они живут.

           Итак, больше всех пекутся о том, чтобы начать войну те, у кого в руках реальная власть, большие деньги и другие ресурсы. Это те самые 20 % Парето. Это люди, которые имеют в своем распоряжении львиную долю доходов от труда своих соотечественников. Вследствие ожидаемых от потенциальной войны выгод, которые, как  кажется этим махровым садистам и циникам, они получат в течение или по окончании военных действий, звучат призывы помочь, защитить или предупредить какие-то, большей частью, мифические угрозы. Причем, политические причины войны часто прикрываются экономическими причинами. Экономические причины важны, но политические - судьбоносны.

           20% Парето в любой стране, в любое время, готовы пожертвовать жизнями своих сограждан и соотечественников ради осуществления и реализации собственных планов и целей. Было бы странно, если бы эти планы и цели на 100% совпадали с планами и целями народа и государства. Демократия и авторитарное правление разнятся лишь в деталях. По сути же, люди, попавшие в политическо-экономическую элиту, полагают, что могут использовать должность или финансовые возможности, в первую очередь, для достижения личных меркантильных (во всех смыслах этого слова) целей. Ведь власть портит людей, а абсолютная власть портит абсолютно (Джон Дальберг-Актон).

            Вопрос: что приобретает рядовой гражданин, из оставшихся 80%? Его могут убить на войне, он может попасть в плен и подвернуться жесточайшим пыткам, он может стать инвалидом, и уж будьте уверены — мировая история не пестрит примерами государств, которые на постоянной основе, качественно, заботятся об инвалидах и ветеранах войн. Более того, рядовой гражданин, даже если сам не принял участие в военных действиях, все равно страдает от войны: на войне гибнут его родственники, с войны возвращаются его близкие, друзья — зачастую надломленные психически и с ампутированными конечностями. Наконец, те 20% призывают к подвигу в тылу — дескать, недоедим, но победим... Поверьте, нет на свете (никогда не было и не будет) женщины, которая бы рожала свое дитя для того, чтобы его разорвало на куски снарядом, превратило в деформированный обрубок, уничтожило голодом. Так что стоит серьезно задуматься о логичности поступков подавляющего большинства политических лидеров, признанных национальными героями.

          Стоит заметить, что уровень оторванности правящих политических элит от народа в странах-участницах и государствах-сторонах конфликта прямо пропроционален уровню ожесточенности и бесчеловечности будущей войны. Чем больше дистанция между народом и политическим закулисьем, чем меньше народ знаком с истинным положением вещей в соседнем районе или во внешней политике, тем больше вероятность того, что новая война окажется для народа кровавой баней, превосходящей в тысячи раз все предыдущие.
          Другим условием для таких войн являются зашкаливающие (и взаимосвязанные) уровни государственной пропаганды и глупости широких масс.

           Странно, что от США до Китая, от Гренландии до Австралии не запрещен Шарль де Костер, а конкретно его самое знаменитое произведение... Ведь в этой книге, в монологе Ламме Гудзака (когда главные герои находятся в доме у кузнеца Вастеле), даны предельно краткие характеристики правителей мира сего и их подданных. Монолог этот имеет общий знаменатель с "Государем" Макиавелли - правители мира сего есть скептики. Ничто и никто не убедят нас, что скептик может верить, да еще в такое зыбкое понятие как "любовь к Родине". Если ему важнее собственная власть, тогда зачем следовать призывам такого лицемера? Обратите внимание на неубедительный и слабый ответ кузнеца Вастеле здравомыслящему Ламме Гудзаку: "Народ спасают  не  брюхом,  а беззаветной храбростью и безропотным несением  тягот  до  последней  минуты  жизни". О чьей беззаветной храбрости, о каком безропотном несении тягот говорит кузнец? О принцах и графах или о простом народе? Тяготы, к тому же, не только взрослые несут... Ради чего? А точнее - ради кого?

           Как же быть с оборонительной войной? Здесь нет ничего нового: если вы знаете, что на вас нападут, упредите противника - нападите первым. Таким образом, вы избежите больших и ненужных жертв с вашей стороны и на долгое время отобьете у своего противника охоту нападать на вас. Ведь на вашей стороне будут внезапность, неожиданность.
 
           Но в оборонительной войне нет ничего героического: что героического в том, что вы защищаете свой дом от убийц и воров? Наоборот, в случае начала оборонительной войны вы должны добровольно направиться на фронт. Кстати, докажете свой патриотизм. Более того, вы должны требовать и у власть предержащих того, чтобы и члены их семей направились на передовую вместе с вами. Как же иначе? Ведь если правитель, под любым предлогом, отказывается послать в бой своего дядю, отца, племянника или сына, то автоматически попадает в разряд предателей, лицемеров и циников. Будет также справедливым, если вернувшиеся после войны граждане, прежде чем сложить оружие, призовут к ответу таких правителей — имелась ли веская причина для закончившейся войны? Предельно честными перед своими гражданами и собственной совестью будут те правители, которые примут подобный закон.

         Другой, немаловажный, момент - служба религиозных институтов государству (или мировым центрам влияния)во время войн. Изначально, противоестественно смешивать веру с патриотизмом (национализмом). Вера, например - христианская, не приемлет понятия "национальность" (...где нет ни Еллина, ни Иудея... (Послание к Колоссянам, 3:11), следовательно - зачем мне убивать, например, христианина, принадлежащего к иной христианской конфессии? Священники-католики, православные священнослужители, пасторы — не молились ли они дьяволу, когда, например, благословяли молодых парней на верную смерть в 1914-1918 гг.?
            
        Верующий человек, идя на войну во имя защиты своих близких от физического уничтожения (в первую очередь), отлично понимает, что ему предстоит совершить страшный для христианина грех - грех убийства. Как уже было сказано, ничего героического в этом нет. В подобном случае, и речи быть не может о патриотизме. Но из сотрудничества государства и церкви вырастает даже не патриотизм, а национализм — чудище обло, огромно, озорно, стозевно и лаяй.
      
            А вот Грецию от нацистской нечисти очистили коммунисты. Трудно назвать всех греческих коммунистов верующими. Тем не менее, гитлеровцев из пределов своей родины они изгнали. В вере ли было дело? Думается так, что если бы вера в людях существовала на самом деле, то немцы бы не допустили появления Гитлера у кормила власти, русские цари не вводили бы крепостное право, французские государи не довели бы свой народ до 1789 г. и т.д. Т.е. война есть порождение человеческого неверия, победы глупости над разумом, идолопоклонства над верой...