Carmen Cinema. Танец, кинематограф, романс

Руслан Богатырев
Кармен: танец, кинематограф, романс | Кармен-синематограф. Carmen Cinema

Романс... Потайственно о сокровенном...  

Романс наиболее привычен нам в вокальной и поэтической форме. В инструментальной же он менее известен, хотя сами композиторы-классики достаточно чётко и недвусмысленно так и называли свои произведения: Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Антонин Дворжак, Рихард Штраус, Камилл Сен-Санс, Пётр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, Александр Николаевич Скрябин, Рейнгольд Морицевич Глиэр, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Георгий Васильевич Свиридов.

Продолжая аналогию, романс возможен и в сфере киноискусства. Очевидно, что здесь важна не только камерность в противовес симфоничности, но и метр должен быть коротким: небольшой фильм-зарисовка, в котором представлена своя драматургия. На заре кинематографа (немое кино) отсутствие звука и высокие затраты на производство кинолент заставляли авторов максимально эффективно использовать форму миниатюры. Музыкальное сопровождение было живым и иллюстративным — пианисты-иллюстраторы (тапёры), ансамбли и небольшие оркестры. В этой роли немало поработал и Д.Д.Шостакович, переосмыслив и реализовав этот опыт уже в своей творческой лаборатории. Чем стало больше ресурсов и возможностей, чем важнее было произвести побольше впечатления на аудиторию, тем меньше внимания стали уделять камерности, полутонам.

Романс суть поэтическая музыка (ритмическое благозвучие, наполненное незримой поэзией) и музыкальная поэзия (вдохновенное слово, пронизанное внутренней музыкой). Романс сродни лаковой миниатюре: те же тонкость и изящество выделки, тот же загадочный и непостижимый свет, который излучает художественная работа мастера. Когда этой волшебной вуалью окутаны танец или кино, они приобретают иную, особую силу воздействия.

Кармен... Это слово восходит к античности. Именно так — кармен (carmen) — именовали стихотворную форму, гимн, заклинание, прорицание в Древнем Риме. От слова carmen произошли камены — древнеиталийские божества источников и родников, аналоги древнегреческих муз.

Ранее уже достаточно подробно писал о новом жанре: фильме-романсе. Это не просто короткометражная экранизация поэзии. Стихотворение предварительно облекается в музыкальную форму, пропитывается ею, достигает зрелости романса и лишь тогда экранизируется. Пока фильмы-романсы создаются за монтажным столом из шедевров отечественного кино, но их можно снимать и с нуля.

Для видео-иллюстрации романсов-миниатюр я концентрируюсь в своих исследованиях на трёх основных направлениях: (1) пейзаж (эрмитажная музыка), (2) кино/синематограф (кармен-романсы), (3) танец.

Все они объединены тремя составляющими: синема, музыка и слово (Carmen Cinema). Ключевым, связующим здесь является Слово, возвышенное слово (нередко молитвенное).

Кармен-романсы. За год с небольшим (март 2018 – июнь 2019) мной было создано свыше 50 кармен-романсов преимущественно на стихи поэтов Серебряного века: А.Блока, Н.Гумилева, К.Бальмонта, В.Набокова, И.Бунина, С.Есенина, А.Ахматовой, Н.Заболоцкого. Многие уже записаны и находятся в свободном доступе, в том числе, и на моих каналах YouTube и Vimeo.

Фильмы-романсы. Первый мой фильм-романс ("Метель") был создан в сентябре 2016 г. на основе фильма "Метель" ("Мосфильм", 1964). Теперь их насчитывается свыше трёх десятков (на основе фильмов из сокровищницы отечественного кино, преимущественно "Мосфильм" и "Ленфильм").

Танцевальные кармен-романсы. Постепенно, шаг за шагом сформировалась идея кармен-синематографа (Carmen Cinema). Танец в кармен-синематографе на первых порах тоже присутствует как монтаж из готовой съёмки танцевальных номеров (под иную музыку и иное слово, возможно с иным ритмическим рисунком).

Но в итоге создается совершенно новое произведение, со своей драматургией, следующее форме романса. Как и в случае фильмов-романсов, танцевальные кармен-романсы можно ставить и снимать с нуля.

Первый мой танцевальный кармен-романс ("Хрустальный вальс") был создан 19 мая 2017 г. — именно в этот день в Гостином Дворе в рамках международного турнира Pro/Am-танца Red Square Stars 2017 ("Звёзды Красной площади") мы с Дариной Семёновой и нашим хореографом Сергеем Дашкевичем представили публике романс-миниатюру: в основе лежал инструментальный вальс Евгения Доги "Граммофон". Всё остальное — романс, вокальное исполнение, хореография, танец создавали с нуля.

Вслед за этим последовали и другие танцевальные кармен-романсы, созданные из готового видеоряда. 

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ КАРМЕН-РОМАНСЫ

1. Хрустальный вальс (05/2017), венский вальс. Руслан Богатырев и Дарина Семенова.
2. Manana si. Подари мне эту ночь (12/2017), румба. Сергей Дашкевич и Дарина Семенова.
3. Лунное танго (01/2018), танго. Александр Манясев и Ксения Путько.
4. Дикие розы (01/2018), венский вальс. Арунас Бижокас и Катюша Демидова.
5. Александр Блок. Лебединый романс (06/2018), вальс. Руслан Богатырев и Дарина Семенова.
6. Незнакомка (01/2019), румба. Славик Крикливый и Карина Смирнофф.
7. Белогорие (01/2019), румба. Дорин Фрикатану и Марина Сергеева.
8. Александр Блок. Соловьиный сад (03/2019), венский вальс. Солисты Венского балета.
9. Целую твою ладонь (03/2019), румба. Славик Крикливый и Карина Смирнофф.
10. Сергей Есенин. Красный сарафан (05/2019), русский лирический. Руслан Богатырев и Дарина Семенова.
11. Александр Блок. Кармен (06/2019), танго. Славик Крикливый и Карина Смирнофф.
12. Смерека. Карпатская ель (08/2019). Украинский академический ансамбль "Калина".
13. Singuratatea. Одиночество любви (08/2019). Фольклорный ансамбль Gruppo Vatra (Молдова).
14. Am baut vin. Мы пили вино и танцевали (08/2019), самба. Стефано ди Филиппо и Даша Чеснокова.
15. Maria. Мария (08/2019). Фольклорный ансамбль Dor Bucovinean (Молдова).
16. Сергей Есенин. Синие глаза (08/2019). Государственный академический ансамбль народного танца им. Игоря Моисеева.

Многие из них доступны для просмотра на моих видеоканалах
* Vimeo (более высокое качество видео и аудио): https://vimeo.com/ruslanbogatyrev
*
===
ДОП. ИНФОРМАЦИЯ

Кармен-романсы, фильмы-романсы и кармен-синематограф (мои эссе и заметки, 2018-2019):
1. Серебряный век и кармен-романсы (27.11.2018): http://proza.ru/2018/11/27/657
2. Истоки русской лирики. Стихи умиленные (28.11.2018): http://proza.ru/2018/11/28/789
3. Музыка речи. Пел соловей. Лермонтов и Бунин (30.11.2018): http://proza.ru/2018/11/30/65
4. Кармен-романсы. Новый жанр (19.06.2019): http://proza.ru/2019/06/19/981
5. Классический романс и кармен-романс. Сопоставление (21.06.2019): http://proza.ru/2019/06/21/1121
6. Фильмы-романсы. Новый жанр (21.06.2019): http://proza.ru/2019/06/21/968
7. Фильмы-сонеты (22.06.2019): http://proza.ru/2019/06/22/1091
8. Александр Блок и web-альбомы. К новому качеству (08.08.2019): http://proza.ru/2019/08/08/1448
9. Пение как танец. Продолжая Шопена (17.08.2019): http://proza.ru/2019/08/17/960
10. Романс. Музыкальный словарь Римана (29.08.2019): http://proza.ru/2019/08/29/1536
11. Типографика музыки. Бунин и Заболоцкий (25.11.2019): http://proza.ru/2019/11/25/635
12. Кармен. Истоки античности (26.11.2019): http://proza.ru/2019/11/26/1164