Принципы практической работы

Иван Осокин
33.  Принципы практической работы.    Один из первых и наиболее важных факторов в попытке изменить себя есть разделение себя. Правильным разделением является разделение между тем, что является настоящим "Я" и всем остальным, что мы можем назвать "Успенский" или какое бы ни было у вас имя. Если это разделение не сделано, если человек забывает об этом и продолжает думать о себе обычным способом или если он продолжает использовать "Я" и но неправильным образом, то работа останавливается. Первая линия работы может прогрессировать только на основе этого разделения. Никакая другая линия не откроется, если забыто это разделение, но должно быть правильное разделение. Часто случается, что люди делают неправильное разделение. То, что им нравится в себе, они называют "Я", и то, что им не нравится или то, что является слабым, не важным - это они называют "Успенский", "Петров", "Иванов" или любыми другими именами. Если они разделяют таким способом, то это совершенно неправильно. Недостаточно, если вы сегодня сделали правильное разделение и забыли его завтра. Вы должны сделать правильное разделение и держать его в памяти
 В этой системе о слове "Я" можно говорить пятью различными путями на пяти различных уровнях, человек в обычном состоянии является множеством "Я" - это первое значение. На диаграмме это показано квадратом "Я". Когда человек решает работать, появляется наблюдающее "Я" (показано черным квадратом на диаграмме) - это второе значение. Третье значение показано самым маленьким кругом - это появляется Помощник управляющего. Он имеет контроль над группой "Я", четвертое значение - показано средним кругом - соответствует появлению Управляющего. Он имеет контроль над всеми "Я". Пятое значение - это Хозяин. Он изображен в виде большого внешнего круга, так как он имеет тело во времени. Он знает прошлое и будущее, хотя здесь должны быть различные степени этого.
 "Вы перед этим говорили о создании постоянного "Я". Что вы под этим подразумеваете?"
  Я подразумеваю, что когда вы говорите "Я", вы можете быть уверенными, что это всегда одно и то же "Я". Сейчас вы говорите: "Я хочу это" и через полчаса вы говорите: "Я хочу то" и эти "Я" совершенно различны. Есть вы, и есть много воображаемых "Я". Вы являетесь реальными, и вы должны научиться различать это. Оно может быть очень маленьким, очень элементарным, но вы можете найти нечто определенное, постоянное и достаточно прочное в себе.
   Если бы вы помнили все, что было сказано, вы бы помнили себя к концу десяти недель. Например, возьмите изучение ложной личности. Это один из наибыстрейших методов. Чем больше вы помните ложную личность, тем больше вы будете помнить себя. Прежде всего ложная личность мешает самовоспоминанию. Ложная личность не может и не желает помнить себя, и не желает позволить другой личности помнить. Она просто пытается остановить самовоспоминание, берет какую-либо форму сна и называет ее самовоспоминанием. Тогда она счастлива.
   Ложная личность - это нечто особенное, вы противоположны ей. Ложную личность необходимо заставить исчезнуть или, во всяком случае, она не должна входить в эту работу. Это применимо к каждому, и каждый должен начинать таким образом. Во-первых, вы должны знать вашу ложную личность, и вы должны не доверять ей ни коим образом - ее идеям, словам, действиям. Вы не можете разрушить ее, но вы можете сделать ее пассивной на некоторое время и затем, потихоньку, вы можете сделать ее слабее. Ложная личность в действительности не существует, но мы воображаем, что она существует. Она существует посредством своих проявлений, но не как часть нас самих. Не пытайтесь дать ей определение - вы потеряете свой путь в словах, необходимо иметь дело с фактами. Негативные эмоции существуют, но в то же самое время они не существуют, для них нет никакого реального центра. Это одно из несчастий нашего состояния. Мы полны несуществующих вещей.

   Говоря "Я" о чем-то, что является только одним из "Я", вы должны познать другие "Я" и помнить о них. Если вы забудете это, вы забудете все. До тех пор пока вы помните этот принцип, вы можете помнить все. Очень опасно забывать о нем и одно легкое изменение в чем-либо достаточно для того, чтобы все сделать неправильным. Некоторые группы "Я" являются полезными, некоторые искусственными и некоторые патологическими. Все люди играют роли, у каждого человека есть около пяти или шести ролей, которые он играет в жизни. Он играет их неосознанно, или, если он пытается играть их сознательно, он очень скоро отождествится с ними и продолжит их играть неосознанно. Эти роли вместе образуют воображаемое "Я". Ложная личность является воображаемым "Я".

Наши роли в пределах очень узких границ определяют тот способ, которым мы реагируем и действуем во всех видах обстоятельств. Ни один человек не способен преднамеренно, только путем направления ума, вывести себя за пределы своих обычных ролей. В первом приближении это можно проверить, отметив, как часто мы репетируем в своих умах новый паттерн поведения, но фактическая ситуация отбрасывает нас назад к нашей обычной роли. Мы говорим и действуем не так, как мы намереваемся, а так, как мы "заведены" к действию.
Этот момент настолько серьезен, что мы должны убедить себя в нем превыше всяких сомнений. Единственный путь к достижению этого - поставить себе задачу исполнять роль, совершенно чужеродную себе. Я проиллюстрирую это на примере, оставшимся для меня живым воспоминанием по прошествии почти 30 лет.
    В начале войны, в 1940 году, когда путешествия были уже затруднены, мне пришлось поехать в Глазго для посещения сталелитейных заводов, изготовлявших печи для бомбоубежищ по нашему проекту. В.Р.Гордон, директор Совета по использованию угля, хороший мой друг, попросил меня посетить его оффис в Глазго, чтобы объяснить некоторые изменения, которые он желал бы внести. Я решил воспользоваться этим как возможностью "сыграть незнакомую роль", смоделировав его поведение в его учреждении по его образцу, как я часто наблюдал это. Он был простой, честный человек, обладавший большим энтузиазмом и щедростью, но склонный к громогласному высокомерию со своим штатом. Я, напротив, склонен мучаться внутренними угрызениями совести, и во всех своих делах занимаю примиряющую позицию и избегаю всяких сцен. Поднимаясь в лифте, я придал своему лицу, как мне казалось, яростное выражение, сердито прошествовал в помещение и начал задавать неуместные вопросы. Через 30 секунп я почувствовал, что почти умираю. Но я вынудил себя продолжать - и через десять минут мне пришлось отказаться от этого. Я принес извинения по телефону и прервал разговор, после чего вернулся к своему обычному паттерну поведения. В течение следующих недель я пытался несколько раз повторить эксперимент, но мне ни разу не удалось выполнить его надлежащим образом. Я был действительно потрясен этой демонстрацией собственной неспособности.    Джон Бенет.

    Плохие люди могут возникать только путем увеличения механичности. Самовоспоминание не может произвести неправильных результатов при условии, что будет поддерживаться связь между ним и другими идеями системы. Но если человек упускает одну вещь и берет другую вещь из системы, - например, если человек серьезно работает над самовоспоминанием, не зная об идее разделения "Я", так, что он принимает себя за одного (как единого) с самого начала - тогда самовоспоминание даст неправильные результаты и может даже дать неправильную кристаллизацию и сделать невозможным развитие. Имеются, например, школы и системы, которые, хотя они не формируют это таким образом, в действительности основаны на ложной личности и на борьбе против совести. Такая работа, конечно же, должна давать неправильные результаты. Сначала это создаст некоторую силу, но это сделает невозможным развитие более высокого сознания.
  "Человек, - говорил Успенский, - не имеет никакой воли, а только самоволие ("желание иметь свой собственный путь") и своеволие ("желание делать что-нибудь просто потому, что мы не должны делать"). Оба исходят из минутных приходящих желаний разных "Я", из которых состоит человек. Истинная воля присутствует лишь в сознательном человеке и является целью, которую возможно достичь в школе четвертого пути. Самоволие и своеволие трудно уничтожить, потому что они являются частью нашей иллюзии нашей нынешней сознательности и способности "делать". На самом деле эта способность заключается в завершении чего-либо с помощью первоначального намерения, а не с помощью механического, рефлекторного ответа на внешние влияния.
   Успенский: У нас должна быть определенная сила. Если мы представляем собой только слабости, тогда мы ничего не сможем сделать. Но если бы у нас вообще не было бы никаких сил, то мы бы не заинтересовались бы этой работой. Если мы осознаем нашу ситуацию, мы уже имеем определенную силу, и новое знание увеличивает эту силу. Поэтому у нас вполне достаточно сил, чтобы начать. В дальнейшем, от нового знания и от новых усилий придет больше сил.
    До тех пор пока люди с самого начала не делают достаточных усилий, система будет бесполезной для них. Нужно создать усилия, что это означает? До тех пор пока вы не поймете нашу работу, мы не будем способны вам помочь, только если вы входите в нашу работу, человек должен работать по трем линиям.
  Перед тем как он сможет понять, что значит это по отношению к работе, человек должен понять три различные линии работы в себе: интеллектуальная работа (приобретение знания), эмоциональная работа (работа над эмоциями) и работа над волей (работа над своими действиями). У обычного человека нет такой большой воли, как у человека No7, но у него есть воля в определенные моменты. Воля есть результирующее желание. Волю можно увидеть в моменты, когда есть сильное желание сделать или не сделать чего-либо. Важны только эти моменты. Система может помочь только тем, кто осознает, что они не могут контролировать свою волю, или они должны делать то, что им говорят.
Вопрос: если мы являемся машинами, то как мы можем изменить наше бытие?
  Успенский: Вы не можете ждать пока вы изменитесь. В работе есть очень важный принцип - вы никогда не должны работать в соответствии с вашими силами, но всегда выше ваших сил. Это постоянный принцип. В работе вы всегда должны делать больше, чем вы можете. Только тогда вы можете измениться. Если вы делаете только то, что возможно, вы остаетесь там, где вы есть. Человек должен делать невозможное. Вы не должны использовать слово "невозможное" в большом масштабе и даже маленький масштаб имеет важное значение. Вы должны делать больше чем вы можете, иначе вы никогда не изменитесь. Это отличается от жизни - в жизни вы делаете только то, что возможно.
   Успенский: Что означает работать практически? Это означает работать не только над интеллектом, но также над эмоциями и над волей. Работа над интеллектом означает думать по-новому, создавать новые точки зрения, разрушая иллюзии. Работа над эмоциями означает невыражение негативных эмоций, неотождествление, неучитывание, и позднее - работа над самими эмоциями. Работа над волей: что это значит? Что значит воля в человеке No1, 2 и З? Это результирующее желание. Воля - это линия скомбинированных желаний, и из-за того, что наши желания постоянно изменяются, у нас нет постоянной линии. Поэтому обычно воля зависит от желаний, и желания могут быть очень различными, желание делать что-то и желание не делать чего-то. У человека нет никакой воли, а только самоволие и своеволие.
   Нам следует себя спросить, на чем могла бы основываться воля человека No7? Она должна основываться на полном сознании и это подразумевает знание и понимание, соединенное с объективным сознанием и Постоянным "Я". Поэтому необходимы три вещи: знание, сознание и Постоянное "Я". Только люди, имеющие эти три вещи, могут иметь настоящую волю. Это значит волю, которая не зависит ни от чего и основана только на сознании и Постоянном "Я".
   Сейчас спросите себя, на чем основаны самоволие и своеволие. Они всегда основаны на противопоставлении. Примером своеволия будет, когда человек, не знающий, как сделать какую-то работу, в ответ на предложенную помощь говорит: "Нет, я сам все сделаю". Самоволие начинается из противопоставления. Во многом такое же, только более общее. Своеволие может быть видом привычки.
   Для того, чтобы изучать, как начинать работу над волей, как трансформировать волю, человек должен отказаться от воли. Это очень опасное выражение, если оно понято неправильно. Важно правильно понять, что означает "отказаться от своей воли". Вопрос в том, как это сделать. Во-первых, человек должен попытаться и скоординировать мысли, слова и действия с идеями, требованиями и интересами системы. У нас слишком много случайных мыслей, которые все изменяют. Если мы хотим быть в работе, мы должны проверить все наши мысли, слова и действия с точки зрения работы. Некоторые из них могут нанести вред работе. Поэтому, если вы хотите работать, вы больше не свободны, вы должны потерять иллюзию свободы. Вопрос в том, имеем ли мы свободу? Есть ли у нас что-то, что мы можем потерять? Единственная свобода, которую мы имеем, состоит в том, чтобы приносить вред работе и людям. Изучая, как не наносить вред работе, мы учимся, как не наносить вред себе, не выполнять безответственных, бессвязных действий. Поэтому мы не отказываемся от чего-то реального.
   Успенский: Назначение и определение цели является очень важным моментом в работе. Обычно случается, что человек совершенно верно определяет свою цель, в совершенно верном направлении, только он выбирает слишком далекую цель. Тогда, имея в поле зрения эту цель, он начинает учиться и накапливать материал. В следующий раз, когда он пытается определить цель, он определяет се немного по-другому, находя цель, которая расположена ближе. Следующий раз - еще немного ближе и т. д., до тех пор, пока человек не находит совсем близкую цель - завтра или послезавтра. Это по-настоящему правильный способ по отношению целям, если мы говорим о них в общем. Но, помимо них, мы можем обнаружить многие цели, которые были ясно упомянуты. "Быть одним" - совершенно верно, очень хорошая цель. "Быть свободным". Как? Только когда человек приобретет контроль над машиной. Человек может сказать: "Я хочу быть сознательным". Совершенно верно. Другой может сказать: "Я хочу иметь волю". Очень хорошо. Все эти цели на той же самой линии, только на различных дистанциях.
  Вопрос: Я пришел к выводу, что большинство моих целей слишком удаленные, а я хочу больше работать над практической стороной.
  Успенский: Да, потому что перед тем, как вы сможете достичь отдаленных целей, вы должны многое сделать здесь и сейчас, и именно в этом пункте система отличается от почти всех других систем. Почти все другие системы начинаются по меньшей мере через десять тысяч миль и не имеют никакого практического значения, но эта система начинается в этой комнате. Эту разницу нужно понять в первую очередь.
  Снова и снова мы должны возвращаться к вопросу, что мы хотим получить от работы. Не используйте терминологию системы, но найдите, чего вы сами хотите. Если вы говорите, что хотите стать сознательным, это очень хорошо, но почему? Что вы хотите приобрести,
став сознательным? Вы не должны думать, что вы немедленно сможете ответить на этот вопрос. Это очень трудно. Вы должны продолжать возвращаться к нему. И вы должны понимать, что до того, как придет время, когда вы будете способны получить то, что вы хотите, вы должны знать, что это такое. Это очень определенное условие. Вы ничего не сможете получить до тех пор, пока не знаете этого и не можете сказать: "Я хочу это". Тогда, возможно, вы сумете это получить, или, возможно, вы не сумете, но вы никогда не сможете этого получить до тех пор, пока вы не знаете, что это такое. Также вы должны хотеть вещи в правильном порядке. Человек должен изучать и понимать правильный порядок возможности. Это очень интересный предмет.
     Мы не являемся теми же самыми два дня подряд. В одни дни мы будем более удачливы, в другие - менее. Все, что мы можем сделать, - это контролировать то, что мы можем. Мы никогда не сможем контролировать более трудные вещи, если мы не контролируем легкие вещи. Каждый день и час имеются вещи, которые мы могли бы контролировать, но не делаем этого, поэтому у нас не может быть новых вещей для контроля. Мы запущенными вещами. Главным образом мы не контролируем наше мышление. Мы думаем смутным образом о том, что мы хотим, но если мы не формулируем, что мы хотим, тогда ничего не случится. Это первое условие, но есть много препятствий. Я говорил о цели потому, что я советую вам подумать об этом, просмотреть, какие мысли и цели у вас уже были, и как бы вы определили свою цель сейчас, после изучения этих идей. Бесполезно определять цель, которая не может быть достигнута, но если вы определяете цель, которую вы можете надеяться достигнуть, тогда ваша работа будет сознательной, серьезной. Если бы меня спросили, что человек может приобрести в работе, то я бы ответил: "Если он действительно работает, тогда могу пообещать, что после некоторого времени работы он увидит себя". Все другие вещи, которые он может получить, такие, как сознание, единство, связь с высшими цс играми, все придут после этого, и мы не знаем, в каком порядке они придут. Но мы должны помнить одно - до тех пор, пока мы не получим этого, до тех пор, пока мы не увидим себя, мы не сможем получить ничего другого. До тех пор, пока мы не начали работать, имея в виду эту цель, мы не можем сказать, что мы начали работать. Поэтому, после некоторого времени мы должны быть способны сформулировать нашу насущную цель: увидеть себя. Даже не знать себя (это предмет позже), а увидеть себя.
     Даже знание и понимание не сможет помочь, если человек не работает над бытием. Если воля не растет в то же самое время, человек будет способен понять, но не будет способен что-либо делать, если с самого начала человек не делает серьезных усилий для того, чтобы развить волю. Если воля остается неразвитой, тогда развитие понимания не может помочь, человек может многое понимать, но в то же самое время быть неспособным что-либо сделать.
   Вопрос: Является ли воля частью бытия?
   Успенский: Да, так же, как сознание и понимание. Только если вы слишком много работаете над пониманием и игнорируете волю, тогда вместо того, чтобы расти более сильной, ваша воля станет слабее или останется такой же, как и была. С нашей волей - волей человека No1, 2 и 3 мы можем контролировать один центр, используя всю возможную для нас концентрацию. Мы никогда не можем контролировать два или три центра, и тем не менее центры зависят один от другого. Предположим, мы решили контролировать один центр, а другие центры тем временем работают сами по себе, тогда они немедленно испортят центр, который мы хотим контролировать и приведут его снова к механическим реакциям.
   Вопрос: Как человек может приобрести этот вид воли?
   Успенский: Это было объяснено по отношению к упражнению "стоп". Те, кто слышал лекцию об упражнении "стоп", могут вспомнить его. Контроль более чем одного центра - это основа упражнения "стоп". Это можно сделать только если вы поместите себя под какую-то другую волю, потому что ваша собственная воля недостаточна. Иногда необходимо контролировать четыре центра, а максимум энергии вашей воли может контролировать только один центр. Поэтому необходима другая воля. Вот почему нужна школьная дисциплина и школьные упражнения.
   Вопрос: Как мы можем работать против самоволия? Можем ли мы, такие как мы есть, распознавать моменты, когда у нас есть настоящая воля?
   Успенский: Не настоящая воля, мы можем обладать ею. Все, что у нас есть - это самоволие и своеволие, или маленькие воли, которые меняются все время. Настоящая воля очень далеко, она основана на постоянном "Я", сознании и индивидуальности. У нас этого нет. О том, как мы можем работать против самоволия - вы можете изучать систему. В системе есть определение требования, вещи, которые вы должны или не должны делать. Например, вы не должны говорить, потому что, если вы говорите, то вы говорите ложь. Вы не можете говорить о системе до того, как вы узнаете и поймете ее. Таким образом, с самого начала вы встречаетесь с идеями работы, противостоящими самоволию. Если вы забываете о работе, вы не работаете против самоволия. Единственный способ борьбы с самоволием - помнить работу. Может быть, в один момент работа вообще не входит, но в другой момент входит, и в этот момент можно понять, что означает отказаться от самоволия. Спросите себя: "Правильно это или нет с точки зрения работы?" Это - работа с самоволием. Сначала необходимо понять, что есть воля. У нас нет никакой воли, у нас есть самоволие и своеволие. Самоволие - это самозащита. Своеволие направлено против чего-то, против правил и т. п. Оба включают вид оппозиции к чему-либо, и в этой форме они и существуют. У человека нет никакой изначальной воли, которая может существовать без оппозиции, и которая является постоянной. Вот почему ее необходимо подчинить. Это подчинение тренирует ее таким образом, что в последствии она может следовать определенной цели. Когда она становится достаточно сильной, нет больше необходимости ее ограничивать. Поэтому волю нельзя оставить такой, как она есть. Сейчас она бежит во всех направлениях. Ее следует тренировать, и для того, чтобы тренировать, волю, человек должен делать множество неприятных вещей.
   В обычном человеке воля движется зигзагами, или идет по кругу. Воля показывает направление усилий. Усилия - это наши деньги. Мы должны платить усилием. В соответствии с силой и временем усилия - в смысле, правильное ли это время для усилия или нет, - мы получаем результат. Усилие нуждается в знании момента, когда полезно усилие.
    Усилия, которые мы можем сделать, являются усилиями по самонаблюдению и самовоспоминанию. Когда люди слышат об усилиях, они думают об усилии "делания". Это было потерянным и неправильным усилием, но усилия по самонаблюдению и самовоспоминанию являются правильными усилиями, потому что они могут дать правильные результаты.
    Вопрос: Почему вы говорили, что вы должны пытаться помнить себя тогда, когда это наиболее трудно?
    Успенский: Вы знаете, что не должны делать что-то. Одна часть вас хочет это делать, тогда вспомните себя и остановите ее. Самовоспоминание имеет в себе элемент воли. Если бы это было просто мечтанием: "Я есть, я есть, я есть", то это было бы ничто. Вы должны уделить определенное время просто на изучение того, что означает воспоминание, и что оно не означает и какие результаты это дает. Тогда вы сможете изобрести многие различные способы помнить себя.
      Но, в действительности, самовоспоминание не является интеллектуальным или абстрактным, это моменты воли. Это не мысль, это действие. Оно означает иметь усиленный контроль, иначе какая бы ни была от него польза? Вы можете себя контролировать только в моменты самовоспоминания. Механический контроль, который приобретается путем тренировки и обучения, когда человека учат, как себя вести в определенных обстоятельствах, не является реальным контролем.
 Вопрос: Следует ли нам понимать, что самовоспоминание является осознанностью?
 Успенский: Не только осознанностью. Это также означает определенную способность действовать неким образом, делать то, что вы хотите. Помните, в нашем логическом мышлении, в соответствии с логическим знанием мы отделяем сознание от воли. Но сознание означает волю. В русском языке, например, "воля" означает также и "свободу".
      Слово "сознание" означает комбинацию всего знания, как если бы перед вами сразу было бы все знание. Но сознание также означает волю, а воля означает свободу.
 Вопрос: что значит отказаться от воли?
 Успенский: Отказаться от ребячества, беспомощности и лжи.
 Вопрос: Включает ли в себя отказ от воли также и отказ от своего суждения?
 Успенский: Это смотря в чем. Что значит отказаться от воли? Как это можно достичь? Вы перепутали идеи. Во-первых, вы думаете об этом, как об окончательном действии, будто бы вы откажетесь от воли и не будете иметь больше никакой воли. Это иллюзия, потому что у нас нет никакой воли, чтобы от нес отказаться. Наши воли длятся около трех минут. Воя измеряется временем. Если однажды мы отказались от трех минут воли, завтра вырастут другие три минуты. Отказ от воли - это длительный процесс, а не одномоментное действие.  Одиночное действие ничего не значит. Вторя ошибка состоит в том, что вы помните определенные принципы, для которых вы отказываетесь от воли., такие, как правила. Например, имеется правило, что вам не следует говорить об этой системе. Естественное желание состоит в том, чтобы разговаривать, но если вы останавливаете себя, это означает, что вы отказались от своей воли, что вы послушны этому правилу. Имеется много других принципов, для которых вы должны отказаться от своей воли, чтобы следовать им.
        Воля может быть выращена, если человек работает над собой и заставляет свою волю слушаться принципов работы, многие вещи не могут быть связаны с этим, но чем больше вы входите в работу, тем больше вещей начинают касаться работы. Но для этого требуется время. Людям, когда приходит им шанс, говорят делать или не делать что-либо, а они идут против этого из-за того, что им кажется наилучшими причинами. Поэтому они упускают свою возможность. Проходит время, и позднее они могут увидеть, что они сделали, но эту потерю уже ничем не возместить. Это пенальти своеволия. Что касается идеи об отказе от своей воли - необходимо повторить, что человек No1, 2 и 3 не имеют никакой воли, только самоволие и своеволие. Попробуйте понять, что это значит. Быть своевольным значит, что человек хочет делать или действительно делает нечто запрещенное просто из-за того, что это запрещено. И примером самоволия будет ситуация, когда кто-то видит, как вы пытаетесь сделать что-то, что вы не знаете, как делать, и хочет помочь, но вы говорите: "Нет, я сам это сделаю". Это два типа воли, которые у нас есть. Они основаны на противопоставлении. Настоящая воля должна зависеть от сознания, знания и постоянного "Я". Такие, как мы есть, мы не обладаем волей. Все что у нас есть - самоволие и своеволие. Наша воля есть результирующее желаний. Желания могут быть хорошо спрятаны. Например, человек может хотеть критиковать кого-то и называть это искренностью. Но желание критиковать сможет быть настолько сильным, что ему потребовалось бы сделать действительное большое усилие, чтобы его остановить, а человек сам по себе не может делать по-настоящему больших усилий.
      Для того чтобы создать волю, человек должен пытаться координировать каждое свое действие с идеями работы, в каждом действии он должен спрашивать себя: "Как это будет выглядеть с точки зрения работы? Является ли это полезным или вредным для меня или для работы?" Если он не знает, он может спросить. Если человек долго был в работе, нет практически ни одного действия, которое не касалось бы работы, нет независимых действий.   Таким образом, человек не свободен в том смысле, что он не может действовать глупо, без разбора. Человек должен думать перед тем, как действовать. Если он не уверен он может спросить. Это единственный метод, с помощью которого может быть создана воля, и для этого метода необходима школьная организация. Без школы человек ничего не может сделать.
   Вопрос: Говоря о воле, вы сказали, что сначала это будет воля других людей, а затем наша собственная воля. Как мы попадем под волю других людей?
   Успенский: Когда вы вступаете в контакт со второй и третьей линией работы, вы неизбежно вступаете в контакт с волей других людей.
   Вопрос: Мне кажется, если отказываетесь от своеволия, вы получаете то, что желаете, а если отказываетесь от желания, вы получаете желаемый результат.
   Успенский: Это не самоволие. Самоволие не включает в себя все, что вы хотите. Когда вы голодны и хотите есть - это не самоволие. Самоволие означает предпочтение действовать самому, в нашем случае - не принимать в расчет работу и ее принципы. Мы говорим о принципах работы и самоволии. Мы можем делать что-либо нашим собственным способом или можем не делать. Если моим самоволием является, например, ручаться, и я отказываюсь от этого, потому что это против принципов работы, где же тогда желаемый результат, о котором вы говорите?
   Как я перед этим говорил, самоволие всегда связано с самомнением, человек всегда думает, что он что-то знает. Затем он приходит в школу и осознает, что ничего не знает. Вот почему для школы необходима подготовка. Обычно человек полон самомнении и самоволия. Самоволие подобно ребенку, говорящему: "Я сам это знаю. Я сам это сделаю." Самоволие имеет много черт. Человеку говорят не делать что-то, и сразу же он хочет это делать, человеку говорят, что нечто - неправильно, а он сразу же говорит: "Нет, я лучше знаю." Человек, который приходит в школу, должен быть готов принять учение и дисциплину школы, он должен быть готов принять это или, иначе, он ничего не получит. Он не может приобрести волю до тех пор, пока он не откажется от своеволия, точно так же, как он не сможет приобрести знание до тех пор, пока он не откажется от самомнения.
 Вопрос: Должен ли человек сам сломать своеволие, или оно должно быть сломлено?
 Успенский: Человек сам должен это сделать, и ему нужно сделать это достаточно решительно, для того чтобы быть в школе. Человек должен быть достаточно свободным от него, чтобы принимать вещи без борьбы. Он не может придерживаться всех старых взглядов и мнений и приобретать новые. Он должен быть достаточно свободным для того, чтобы отказаться от старого, по крайней мере, на время. Человек должен понимать необходимость дисциплины. Воля не может быть создана до тех пор, пока человек не примет определенную дисциплину.
 Успенский: Предположит, кто-то другой сделал человека сознательным, тогда он станет инструментом в руках другого. Необходимы его собственные усилия, потому что иначе, даже если человека сделали сознательным, он не будет способен использовать свое сознание. Это находится в самой природе вещей - сознание и воля не могут быть даны. Человек все должен покупать, ничто не дается бесплатно. Труднее всего научиться платить. Чем больше человек готов заплатить, тем больше он получает. Ничто не может быть дано. Тоже самое применимо к состраданию. Если у человека что-то есть, и он хочет отдать это – он не может. Природа вещи, которую человек хочет отдать, такова, что люди должны платить за неё.  Человек не может заставить их взять ее, они должны очень сильно её хотеть и должны быть готовы за неё заплатить. Нет никакого другого пути.
   Только тогда она сможет стать их собственной, в противном случае она потеряна.
   Плата совершенно отличается от платы деньгами или чего-то подобного. Плата - это принцип. Оплата деньгами это услуга и это вопрос возможности. К сожалению, имеется только одно слово - "плата", поэтому нам приходится использовать его в различном смысле. Оплата деньгами частично зависит от понимания, частично от возможности. Другая плата более важна и надо понять, что она абсолютно необходима.
   Вопрос: Попытка определить мою цель заставила меня увидеть, что я не знаю, что это такое, и что перед тем, как я смогу идти дальше, я должен найти се.
   Успенский: Я боюсь, что вы только лишь думаете абстрактно об этом. Просто представьте себя идущим в большой магазин со множеством различных отделов. Вы должны знать, что вы хотите купить. Как вы можете что-либо приобрести, если вы не знаете, что вы хотите? Это способ подхода к проблеме.
 Первый вопрос: "Что вы хотите?" Как только вы узнаете это, следующим вопросом будет: "Стоит ли это того, чтобы за него платить, и есть ли у вас достаточное количество денег?"
 Но первый вопрос: "Что?" Плата есть наиболее важный принцип в работе, и надо понять, что она абсолютно необходима. Без платы вы ничего не сможете получить, и вы сможете получить только пропорционально тому, сколько вы за это заплатили - не больше…