Разгром

Александр Щербаков-Ижевский
Северо-Западный фронт. Новгородская область. Западный берег реки Полисть в 90 километрах южнее Старой Руссы.
19, 20, 21 августа 1943 года.

          «…В результате непродуманных действий, при полном отсутствии огневой поддержки, в связи с крайне неудовлетворительным рельефом местности атака 14 гсп захлебнулась и была перенесена на раннее утро 20 августа 1943 года…»

          Приехали. Добились того, чего даже не пожелаешь в кошмарном сне. Как правило, беда не приходит одна. Утром прошёл сильный дождь. Ситуация для атакующих батальонов ещё более ухудшилась. У командиров и комиссаров, посылавших людей на смерть явно чего-то не заладилось. То ли начальство было не готово, то ли боекомплект не подвезли, то ли перегруппировку частей не успели сделать. Учтите, что людям и вздремнуть маленько надобно было, стресс снять оставшимся в живых красноармейцам, успокоиться. И, как полагается, приготовиться к неизбежному финалу, худо-бедно достойно встретить смерть своего жизненного эго. Коммунисты не причащали. Обойдутся людишки.

          «…20 августа 1943 года с 15.00 ч. до 21.00 ч. в первом эшелоне 14 гсп и 26 гсп повели вдоль р. Полисть наступление на рощу «Круглая» и отметку 22,4, имея в резерве 20 гсп».
          «…Дивизия по-прежнему не могла воспользоваться своей артиллерией (пушками, минометами) из-за сильно заболоченной местности, особенно после сильного дождя, который прошел накануне ночью...»
          «…Продвижение пехоты до рубежа штурма (!) проходило по сплошному вязкому болоту, а местами и по грудь в воде..»
          «...Использование тяжелого, стрелкового вооружения также было затруднено из-за высокого камыша и осоки на болоте. Практически невозможно применять огневые средства…»
          «…Артиллерия Северной группы войск по-прежнему не подавила системы огня противника...»

          Недостачно продуманное и плохо организованное наступление привело к отрицательным результатам. Сосредоточив для наступления части на исходном положении, выдвинувшиеся для смертельного рывка батальоны подверглись сильному артиллерийско-миномётному обстрелу со стороны противника с трех сторон. Здесь и природа попёрла против. Выступившая под прибрежным болотистым грунтом вода не давала возможности окопаться и тем самым сократить потери.
          Ещё до начала атаки, подразделения расположенные в авангарде понесли колоссальные потери от артогня противника. В начале боя убыль личного состава составила до 20% общих потерь за весь период схватки.
          Начавшиеся наступательные действия, несмотря на самоотверженность и героизм бойцов, не дали положительных результатов. Стрелковый полк гвардейской дивизии так и не смог прорвать переднего края обороны противника, тем более обеспечить выполнение поставленной задачи.

          «…Бойцы 14 гсп 7 раз ходили в атаку…» (!)
          «…Под огнем противника, люди вынуждены были находиться на берегу реки в полный рост, так как лечь в болото слева было невозможно…»
          «… Бойцы передвигались и стояли по грудь в воде и болотной грязи. Раненые падали и тут же захлебывались…»
          «…В результате указанных факторов атака 14 гсп успеха не имела…»

          Будучи в здравом уме и твёрдом рассудке можно говорить о причинах неудач смертоубийственной схватки.

          1. Артиллерия не произвела точного наблюдения за обороной немцев и не провела огонь по площадям. В результате чего, при переходе пехоты в атаку, большая часть обороны противника ожила и начала вести огонь по наступающим частям дивизии. Дзоты, бронеколпаки, огневые точки не были уничтожены. Фортификационные сооружения, ряды колючей проволоки не были приведены в непригодное состояние и продолжали выполнять своё функциональное предназначение.
          2. Пехота, находясь на исходном положении, не подготовила атаки огнем своих подручных средств, а во время движения совершенно не вела прицельный огонь, позволяя противнику безнаказанно расстреливать ее отдельные боевые порядки.
          3. Полковая и дивизионная артиллерия не вела огня прямой наводкой, т.к. отставала от боевых порядков пехоты. В свою очередь, та часть орудий, которая открывала огонь, быстро уничтожалась минометным огнем противника.
          4. Недостаточная разведка огневой системы противника дала возможность части фланкирующих (фланговых) пулеметов остаться незамеченными. Они же в критический момент переломили ход боя в свою сторону и в решающей кульминации атаки преграждили путь гвардейской пехоте.
          5. Плохо организованная связь (или её отсутствие) между частями и подразделениями не обеспечила одновременного перехода стрелковых батальонов в атаку.
          6. Ряд командиров, не зная своего места в бою, не руководили своими подразделениями и не нацеливали их при атаке на более уязвимые места вражеской обороны.
          7. Узкий фронт наступления привел к большому скучиванию людей, облегчая противнику пристрелку.
          8. В недостаточной степени присутствовали вспомогательные плавсредства.
          Учитывая приведённые аргументы, можно смело заявлять, что разгром частей Красной армии в отдельно взятом бою 19,20,21 августа 1943 года при атаке на западном берегу реки Полисть был изначально обречён…