Жизнь поэта 11-я кн. стр. 341-360 пр. 17

Иван Капцов
мне, «-Ветер ты должен закончить сразу
все учебные заведения на Земле.
-Закончил?
-Нет, до сих пор учусь. Создаю сквозняки
во всех учебных заведения и у тех, в
головах, кто в них учится.
-Счастливый ты, Ветер! А ты, Пегас, где учился?
-Я, Боцман, учился в Кхаджурахо. Кхаджурахо —
совсем небольшой городок в Центральной Индии
с населением около 25 тысяч человек, расположенный
в 620 километрах к юго-востоку от Дели.
-Пегас, я о нём ничего не знаю. Расскажи
поподробнее.
-Во время расцвета династии Чандела, в Кхаджурахо
было 85 храмов, до наших дней сохранилось 25.
Вот один из них на фото. Смотри.
 фото
-А как ты туда попал?
-Ветра, его отец Всевышний, послал на планету Земля, 
чтобы делать сквозняки в головах учащихся, а мой отец,
Зевс, любитель баб, создал меня и сразу послал
в Индию, чтобы я изучил науку любви – камасутру
и внедрил её на практике на Олимпе. Он,
громовержец Зевс, через гром и молнии (мобильников
тогда не было) связался с индийским главным
правителем раджой и отправил меня. А чтобы там меня
узнали, договорились нарисовать мне на жопе,
на правой стороне крупа, большую красную родинку.
341
Меня там встретили по этой родинке. И она так
понравилась красавицам индианкам, что они, после
этого, стали тоже рисовать у себя родинки.
-На жопе, Пегас?
-На лбу. Так, как рисовать на жопе – бесполезно!
Не видно.
-Ну, и что ты там, в этой Индии видел, слонов?
-Слонов тоже видел, но не катался на них.
-Боялся?
-Да, боялся их карданов, потому, что у них больше,
чем у меня. А вдруг, они свою индуистскую камасутру
станут показывать на мне. Я искал индусов,
которые бы учили меня этой науке.
-А причём здесь храм, который ты нам показал на
фотографии?
А там эта самая камасутра, только в скульптуре,
в камне, на этих самых храмах, фото одного
я вам показал. Но прежде, чем перейти к показу
эротических скульптур, напомню, что по индуистской
философии секс имеет три цели — продолжение рода,
удовлетворение и просвещение. А древнеиндийский
трактат Камасутра охватывает не только собственно
64 позы, во время полового акта, (называя их
«искусствами»), но и философский подход к духовной
любви, значению вообще любви в жизни человека,
учит обращению с девушками, касается вопросов
семейной жизни.
   Сопровождавший меня индус на вопрос, каков
смысл этих эротических скульптур на храмах,
ответил, что основная цель - это просвещение
простых людей для создания семей и продолжения рода.
Ведь, именно храмы в древности являлись основным
и подчас единственным источником просвещения
и информации.
  Храмы образуют группы - Западную самую значимую,
а также Восточную и Южную. Храмы Кхаджурахо, помимо
их древности, знамениты своими уникальными
скульптурными композициями. На стенах изображены боги,
342
гуру, животные, музыканты, эпизоды из жизни, и,
конечно, знаменитые эротические сцены Камасутры.
   Эротических скульптур здесь — лишь около 2;3% от
общего количества всех скульптурных изображений,
но именно они являются визитной карточкой всех
храмов Кхаджурахо и именно они привлекают сюда
тысячи туристов со всего света.
-Хорошо бы посмотреть, хоть одну картинку, где
показаны эти самые позы камасутры, сказал Боцман.
-Боцман, ты ставишь ра...на четвереньки свою
ондатру Алмиру?
-Зачем? Она сама встаёт на четвереньки и
поворачивается ко мне задом.
-Видишь, ты и твоя ондатра знаете эту позу,
а для тех, кто не знает, на стенах храма Кхаджурахо
сделана из камня эта картинка. Кто не знает,
посмотрит, а потом начнёт применять на практике.
Посмотри!
 фото
-Нам с ондатрой хватает одной позы. А другие
картинки есть?
-Таких картинок много. Я их срисовал и отвёз
верховному Богу Зевсу. А он, потом, применял
эти позы ко всем бабам Олимпа. А к мужикам,
которые его прогневили, применял только эту позу
раком, то есть - четвереньки.
343
-Вань, а ты, такой умный, где учился? Тоже в
этом самом Кхаджурахо?
-Нет, Боцман! Я там даже не был. Вернее был, когда
замещал ленивого Ветра, гонял туда стадо ....
-Баранов?
-Чёрных туч, чтобы индусы не вымерли от жары.
Но в эти храмы не залетал. Только пролетал над ними.
-Ветер, а ты там был?
-Сотни раз.
-Теперь, я понял, Вань, почему Ветер увёл у тебя
твою Людмилу. Ты нихера не знаешь камасутру.
А Ветер её изучил и применяет на практике.
Так, где же ты учился, Вань?
-Вначале в школе, в Грузии. Затем, в техникуме,
на Украине. Затем в Татарстане, в университете.
-Так ты профессор или академик?
-Ни тот и ни другой.
-Но ты не переживай! Я дам тебе учёную степень
академика и поставлю вахтёром в своём Ондатровом
университете.Сейчас, многие становятся академиками,
покупая дипломы,но их даже не ставят вахтёрами в
учебные заведения. А я поставлю.
-Нет, Боцман, я к тебе работать не пойду!
-Я буду платить. Один пиастр в день. И премия -
2 пиастра в день.
-У меня есть свои пиастры. Я лучше буду помогать
ему, Ветру, управлять природой и писать стихи.
-О любви?
-И о любви тоже.
-Да, любовь великая штука. Ветер, а ты как
считаешь?
-Так же, как и ты, Боцман. Только любовь похожа
на красные листья клёна осенью.
-С чего ты взял, Ветер?
-Лист клёна похож на сердце, осенью он красный и,
падая с дерева, плачет.
-Что-то я никогда не слышал, чтобы листья плакали!
-Потому, что ты глухой!
-Я глухой?
344
-Ты глухой!
-Я слышу Ванькины шаги за полмили, когда он
шагает по палубе яхты.
-Наша яхта всего 8 футов, или около 5 метров
в длину.
-А мне кажется – полмили.
-С тобой бесполезно спорить. Так, вот, не только
листья, но и все травы, и цветы плачут. И животные.
-Знаю. Моя ондатрочка, Алмирочка, когда я иду к вам,
на яхту, плачет и просит, чтобы я больше трёх
напёрстков не пил, боится за меня.
-Ты мне дашь закончить мой рассказ о кленовых
листьях?
-Рассказывай, кто тебе запрещает!
-Так, вот, прилетел я, однажды к Людмиле осенью.
Она, Осень, тогда щеголяла в красно-жёлтом платье.
Я не спешил её раздевать и трахать, а полетел
к Людмиле. А у неё в постели Дьявол Димон. Голый,
водит своим противным хвостом по её нежным
сосочкам на грудях. Я не стал связываться с Дьяволом
и выскочил в форточку. Сел на дерево и приуныл.
Было тихо, тихо, потому, что он, Ветер, то есть, я
не дул. И всё было слышно далеко, далеко.
Клён сказал одному из листьев, который уже
хотел спрыгнуть с ветки:
-Мальчик, как же я тебя любил, а скоро и ты
покинешь меня, как те, что уже на земле. Я вас
всех любил и люблю, особенно когда вы были
маленькими и зелёненькими.
-Папа, я тоже любил тебя! И мне не хочется
тебя покидать!
-А нужно, сынок.
-А что, такое любовь?
-Любовь, когда мы вместе и нам хорошо! А когда
вы все меня покинете, то и мне и вам станет плохо!
-Прощай, папа! Мне хочется полетать. Я всё время,
пока висел на ветке, думал об этом.
345
-Лист сорвался и стал кружиться в воздухе.
Это был его первый и последний вальс в этой жизни.
Он, вначале смеялся от счастья. А когда
опустился на землю – заплакал.
И тогда я понял, что любовь, это мечта, о которой
ты думаешь всю жизнь. Но она может осуществиться
или нет.
-Боцман, а почему ты заплакал?
-Мне стало жаль кленовый лист. Ведь, только
осуществилась его мечта, полетать, и он упал
на землю. У меня тоже осуществилась моя мечта,
появился мой День рождения, а завтра он закончится.
-Нет, Боцман, ты заплакал не поэтому, а потому,
что не послушал свою ондатру Алмиру и вместо трёх
напёрстков рома, выпил уже шесть. Если ещё выпьешь
столько же, то твоя Алмира будет плакать всю ночь,
так, как ты не придёшь ночевать домой.
А к ней пойдёт Ванька-поэт.
-Чтобы снять шкуру и сшить ондатровую шапку?
-Нет, чтобы снять с неё платье и оттрахать.
   Все засмеялись, а Боцман продолжал плакать.
-Не плачь, Боцман, я прочту тебе своё последнее
стихотворение о любви.
Любовь, как спутница тумана,
 фото
Полураздета и бледна,
346
Она пособница обмана,
Влюблённым так, порой вредна!
Любовь нахально в сердце лезет,
И засоряет лишь мозги,
А если уж кому-то влезет,
Не видит дурень тот, ни зги!
Любовь обманна и порочна,
Любовь, что кратерная страсть,
Порой, как трос, не рвётся, прочна,
Порой, как крокодилья пасть.
Всё на пути своём сметает,
Всё пожирает саранчой,
Сердце влюблённого сжигает,
И тает воском он, свечой.
Любовь над миром всем летает,
Ей время года – нипочём,
Весной жар-птицей прилетает,
Зимой – бьёт сходу кирпичом.
А летом пОтом прошибает,
Или морозит, сгоряча,
Влюблённый мечется, страдает,
Но бесполезно звать врача.
Врач неуместен. Не поможет.
Если влюблён, заразен ты,
Тебя яд страсти уже гложет,
А с ним и глупые мечты.
А осенью любовь вся в красках,
И истекает кровью страсть,
А осенью любовь вся в сказках,
Её из сказки не украсть.
...................................
Ну, как к любви всем относиться?
Не знаю я и не скажу.
Когда влюблён уже, не спится,
И весь подвержен куражу.
Одно скажу, влюбляться надо,
347
Коли пришла любовь – не гнать!
Любовь иль высшая награда?
Иль всех чертей - большая рать!
* * *
-Наконец ты успокоился, Боцман, и
перестал плакать.
-Ты же сказал, что это не я плакал, а ром.
Разве ром тоже, как и листья умеет плакать?
-Да, в двух случаях. Первый раз, когда о нём
забыли и не наливают в ёмкости, чтобы выпить.
А второй раз, когда, его выпили слишком много
и он не успевает выходить наружу через почки –
мочой, он прёт напрямую через глаза – слезами.
Тебе тоже наливать в напёрсток?
-Разве я могу отставать от друзей? Вон, лошадь
уже выпила полведра, а не плачет. Вань, я твоё
последнее стихотворение не понял, но оно мне
всё равно понравилось. Прочитай ещё, только
об Осени. Осенью все крысы – жёлтые.
-Ты хотел сказать – листья?
-Нет, листья – серые, а крысы жёлтые,
или наоборот. Разницы нет.
-Ладно, прочту об Осени.
Паутины нить колышется,
 фото
На неё бросаю взгляд,
348
Журавли летят. Крик слышится,
В этот жёлтый листопад.
Хризантемы две красуются,
Что-то шепчут, не понять!
На ветру они целуются,
Влюблены, видно? Как знать?
Ведь цветы - всегда влюблённые,
В красоте все. На виду.
Все пыльцою опыленные,
На поляне и в саду.
Все аллеи жёлто-красные,
Парк – один сплошной ковёр,
И деревья все прекрасные,
Я на них гляжу, как вор.
Краски эти мне так нравятся,
Украду, начну писать,
Ведь в стихах они не плавятся,
Всем дают себя читать.
Осень ранняя, проказница,
Раз пришла, то заходи!
Всё в природе – несуразица!
Бабье Лето впереди.
Паутины нить колышется,
И на солнышке блестит,
В парке мне легко так пишется,
Сверху Лира машет, льстит.
Говорит: - «Я рифмы бросила,
Ты пиши, не подведи!
Их ещё б тебе подбросила,
Только, пьянка впереди.
* * *
-Если бы я умел так сочинять, я был бы
лучшим крысиным поэтом.
-Боцман, а я бы возил тебя на своём горбу
на Парнас.
-Ты такой большой, а я такой маленький! Я бы
свалился с твоего горба и ты бы не заметил.
349
-Понял, Боцман. Если я повезу тебя на Парнас,
как вожу красивых, но бездарных, поэтесс, то
привяжу к своему кардану. Вот будет хохма!
Ещё ни один поэт не приезжал, на х..у...ю,
на Парнас! Сенсация века.
-Дурак, ты Пегас! И кардан у тебя ржавый.
   Все засмеялись. И даже Боцман.
   Пегас взял своими передними конечностями,
с золотыми подковами, ведро, наполовину
наполненное ромом, улыбнулся, показав свои
золотые зубы, и произнёс тост.
-Друзья, давайте выпьем в этот знаменательный день,
День рождения крысы Боцмана, и пожелаем ему
стать великим, знаменитым поэтом, как Гоя или Веласкес!
   Все чокнулись и выпили.
-Пегас, но они – Гоя и Веласкес были
художниками, а не поэтами.
-Вань, ты не прав! Поэт – более художник.
Он рисует свои картины словами. Один хороший поэт,
равен по цене двум художникам. Плохим. А если
и поэт и два художника – херовые, то они ничего
не стоят. Как раки на базаре, которые
перестали шевелить усами.
-Друзья, я не хочу, чтобы вы в мой День рождения
ссорились. Вань, а у тебя есть стих о печали?
А, то моя ондатрочка, Алмира, сейчас печалится
обо мне.
Печаль по берегу бродила,
 фото
Потом уселась, на песок,
Ей одиноко очень было,
350
И я был тоже одинок.
На берегу один, рыбачил,
Кормил и рыб и комаров,
Была бы дача, был на даче,
Но дачи - только у воров.
Печаль тоскливо так смотрела,
Меня глазами всё звала,
Она дружить со мной хотела,
Другого друга не нашла.
Мне жаль Печаль немного стало,
Жалею тех, кто одинок,
Печаль, печалиться устала,
А веселиться ей – не впрок!
Из рюкзака достал бутылку,
Харчи домашние, достал,
И разложил их на подстилку,
Печаль печальную позвал.
Иди ко мне Печаль шальная,
За Радость выпьем мы с тобой,
Жизнь вся печальная такая,
Доволен кто свой судьбой?
Печаль так быстро прискакала,
Уселась на колени мне,
«Махнула» разом полстакана,
Уже в Душе там, в глубине.
Отныне мы с Печалью вместе,
Едим, рыбачим, спим и пьём,
Печаль в Душе, сосиской в тесте,
Сидит, если гуляем с ней, вдвоём.
Печаль моя меня печалит,
Хочет к весёлому сбежать,
Если она к нему отчалит,
Я стану плакать и рыдать!
* * *
-Если меня моя Алмирочка бросит, я тоже
буду плакать и рыдать о ней.
351
-А ты перестань пить каждый день и она
тогда тебя не бросит!
-Как я перестану, если вы, друзья, постоянно
мне наливаете.
-Но у тебя, Боцман, есть, же своя крысиная
голова, вот и думай!
-Да, но она же не такая большая, как у Ваньки-поэта!
-А он и с большой головой не думает.
-А, как тогда он сочиняет стихи?
-Ему Лира, когда пьяная, бросает сверху рифмы.
-Пегас, ты врёшь, неправда!
Сверху раздался громкий смех и, осенними листьями,
посыпались не только отдельные слова, но и строчки,
а вслед за ними опустилась на палубу яхты и
сама Лира. На ней было красное платье, а под ним
кружевные трусики, которые так просвечивали, что
все снизу увидели её красивую, курчавую голубку.
-Привет, сказала Лира и сразу передала Ваньки-поэту,
  фото
свой золочёный фужер, сделанный ей кузнецом Олимпа –
Гефестом с кем у Лиры была тесная дружба.
352
-Мужики, всегда козлы! – сказала Лира, садясь
рядом с Боцманом и напротив Пегаса, то ли для того,
чтобы видеть его, сразу увеличившийся кардан,
то ли показывая ему свои обнажённые ножки
выше колена. Почему не позвали меня?
-Боцман, то ли постеснялся, то ли посчитал, что ещё
не достаточно знаком, с тобой. Ванька-поэт обижен
на тебя, за то, что ты перестала ему давать рифмы,
а Пегас, потому, что ты перестала ему давать.
-Пусть трахает свою цыганскую кобылу. А ты, Ветер,
друг называется, ты же мог меня позвать!
-Прости, Лира, закрутился вихрем над океаном и обо
всём забыл. Видишь я уже седой и старый. Этот тост
мы выпьем за тебя! За твои нежные губы, за твои
твёрдые груди, за твои стройные ножки, за твои
красивые глазки и, главное за твою щедрость,
что ты даришь миру поэзию. Без неё всё живое
погибло бы на этой грешной планете, которая
называется Землёй и где я - её бессменный 
главный Властелин, Ветер.
   Все встали, а Лира нет, и дружно выпили.
   А Боцман бросился собирать с пола рифмы,
рассыпанные ей,  Лирой. Собрал и положил их
перед Ванькой-поэтом.
-Вань, разберись! Я тут ничего не соображаю.
-Боцман, ты же умная крыса, попробуй из готовых
строчек собрать, хоть один стих.
-Давай, каждый будет заниматься своим делом!
Я  буду грызть сыр, а ты сочинять. А, может
нам Лира, что-то  прочтёт?
-Боцман, ты ночью спал?
-Спал, со своей ондатрой Алмирой. Обнявшись.
-А я всю ночь не спала. Учила начинающих молодых
поэтов камасутре в поэзии. Боцман, могу и
тебя научить!
-Нет, Лира, мне достаточно камасутре в любви.
Учи их, Ваньку-поэта и Пегаса, камасутре в поэзии.
А то у них, иногда такие херовые стихи.
353
-Боцман, ты лжёшь! Я уже полгода ничего не сочиняю.
А у Ваньки всегда хорошие стихи. Потому, что он их
сочиняет классически, как Пушкин. И не следует
современной моде сочинять, абы как.
-Как это абы как?
-Боцман, давай лучше я тебе объясню всё просто
и популярно. Сейчас, находятся такие теоретики
в поэзии, которые не советуют рифмовать глаголы.
-Что такое глаголы, Лира?
-Боцман, глаголы – это бежать, лежать, визжать.
Видишь, как они хорошо рифмуются. Ну, например,
ты, во время воровства сыра из мышеловки, попался.
Тебе капкан прищемил лапу, но так, как мышеловка
была маленькая, мышиная, а ты большая крыса,
да к тому, же самец, ты побежал вместе с мышеловкой.
А, потом, решил написать об этом стих. Вот такой:
Мне хотелось бежать,
И от боли визжать,
Но я лёг, стал лежать,
И от страха дрожать.
        Или вот такое:
Мне бежать хотелось,
В голове вертелось,
И совсем не пелось,
Я же - дурачок,
Поймался на крючок.
-Лира, здорово! Как ты так быстро написала, даже
не воруя сыр из мышеловки.
-Боцман, я учу молодых, начинающих поэтов.
А многие из них пишут вот так:
...............................
Ты иди на Мой голос,
Иди.
Я открою тебе Свою тайну.
Ты есть Я, только меньше
Пойми.
Мы одно неделимое
354
И
Разные мы.
Эта тайна сложна пониманию,
Ты почувствуй её,
А не думай..
Иди!
........................
-В смысле логики, здесь всё нормально,
но поэзией  не пахнет. Нет её красоты.
Красота поэзии заключается именно в сочетании –
логики сказанного, чувств и рифмы. Так, как
в музыке каждая нота должна гармонично
сочетаться с другой. Рядом высокая и низкая нота,
ДО и СИ – плохо сочетаются. Как двухметровый гигант
с лилипуткой на улице. В постели им, может и хорошо,
а в обществе это только вызовет бурный смех.
-Я понял, Лира. Если я надумаю сочинить стих для
своей любимой Алмиры, то буду глаголить.
-Нет, Боцман, глаголить не нужно, но где это
необходимо надо их использовать. Как это
делал Пушкин.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
355
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
-Видишь, Боцман, какие он использует окончания:
заводит-бродит, тужит-служит, чахнет-пахнет
и так далее. Пиши стихи, как Пушкин!
-Нет, Лира, я так не смогу! Я даже, как наш
Ванька-поэт не смогу! А кто ещё из поэтов
красиво пишет, чтобы можно было поучиться?
-Все поэты классики. Русские и зарубежные.
-Прочти, что-нибудь зарубежного автора?
-Вот, но я его не стану называть. Он мне, вернее
его стихи, не особенно нравятся. Но, здесь,
может, переводчик, не выполнил свою задачу.
.......................
Она живет как умеет
В своем опаловом сне
Она танцует посреди
Лесов, которые рисует
Я смертельно люблю ее
Она носит ленты
Которым позволяет улетать
Она часто поет мне
Что я зря пытаюсь
Удержать их
356
Удержать их
Я смертельно люблю ее
Чтобы подняться в ее грот
Спрятанный под крышами
Я должен подковать нотами
Свои деревянные башмаки
Я смертельно люблю ее
Я должен просто сесть
Я не должен ничего говорить
Я не должен ничего хотеть
Я должен просто попытаться
Принадлежать ей
Принадлежать ей
Я смертельно люблю ее.
.............................
-Мне эти стихи тоже не понравились. Наш
Ванька-поэт утопился бы сразу, если бы
написал такое стихотворение своей любимой.
-Боцман, а зачем мне это нужно, вначале писать
плохое стихотворение, а затем топиться!?
Я лучше совсем не стану ничего писать и
буду сосать ром.
-Вань, ты соси что хочешь, но только продолжай
писать стихи и хорошо!
-Боцман, продолжила Лира, вот стихотворение
знаменитого французского поэта Шарля Бодлера:
.....................................
Красавица моя, люблю сплошную тьму
В ночи твоих бровей покатых;
Твои глаза черны, но сердцу моему
Отраду обещает взгляд их.
Твои глаза черны, а волосы густы,
Их чернота и смоль — в союзе;
Твои глаза томят и манят:
«Если ты, Предавшийся пластичной музе,
И нам доверишься, отдашься нам во власть,
Своим пристрастьям потакая,
То эта плоть — твоя; смотри и веруй всласть:
Она перед тобой — нагая!
Найди на кончиках налившихся грудей
Два бронзовых огромных ока;
357
Два бронзовых огромных ока;
Под гладким животом, что бархата нежней,
Смуглее, чем жрецы Востока,
Разглядывай руно: в нем каждый завиток —
Брат шевелюры неуемной,
О этот мягкий мрак, податливый поток
Беззвездной Ночи, Ночи темной!»
....................................
-Лира, я здесь половину не понял. Он, этот
француз Шваль Бройлер пишет, как-то туманно,
как Пегас, в жопу пьяный, когда не говорит,
а только ржёт.
-Боцман, опять нарываешься на неприятности,
крыса монастырская.
-Корабельная, Пегас.
-Боцман, а ты тоже уже пьяный в жопу, как и
Пегас. А французский поэт не Шваль Бройлер,
а Шарль Бодлер!
-Нет, Лира, мне больше всех нравится наш
русский поэт Саня Пушкин. Прочитай ещё что-нибудь
из его стихов, если помнишь.
-Как не помнить, если я веду курс лекций молодым
мандавошкам, богатеньким деткам с Олимпа, а они,
курвы, вместо того, чтобы слушать, смотрят порнуху
по своим мобильникам. Вот пушкинское стихотворение.
А потом мы его разберём по косточкам.
......................................
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
.....................................
-Лира, не знаю насчёт Пушкина, но это наш
Ванька написал о своей Людмиле, а Пушкин
у него содрал!
-Может, наоборот, Боцман? Пушкин написал его,
когда наш Ванька, ещё и не родился.
-Может и так! Тебе виднее, Лира.
358
-А, сейчас, мы сделаем анализ этого стихотворения
«Я вас любил» Пушкина.
Перу великого поэта, принадлежит множество
стихотворений, посвященных женщинам, в которых он
был влюблен. Известна дата создания произведения
«Я вас любил…» — 1829 г. Но до сих пор не
прекращаются споры литературоведов о том, кому оно
было посвящено. Существуют две основные версии.
По одной это была польская княжна К. Сабаньская.
Вторая версия называет графиню А. А. Оленину.
К обеим женщинам Пушкин испытывал очень сильное
влечение, но, ни та, ни другая не ответили
на его ухаживания.
-Как нашему Ваньке его Людмила Он её любит, а она
трахается то, с Ветром, то с Дьяволом Димоном, а то...
-Заткнись, Боцман, а то я искупаю тебя в...
-Испугал?! Ну, и купай в Океане, я охлажусь.
-Придурок, я искупаю тебя в одном из твоих бочонков
с ромом, а сверху присыплю пиастрами,
чтобы ты не смог всплыть.
-Молчу, Ветер! С тобой связываться бесполезно.
Ты свои обещания сдерживаешь, не то, что они,
слабовольные Ванька и Пегас.
-Слушайте дальше, спорщики:
   В 1829 г. поэт Пушкин делает предложение своей
будущей жене – Н. Гончаровой. В результате появляется
стих, посвященный прошлому увлечению.
   Стихотворение является образцом художественного
описания неразделенной любви. Пушкин рассказывает
о ней в прошедшем времени. Годы не смогли полностью
изгладить из памяти восторженное сильное чувство.
Оно до сих пор дает о себе знать («любовь… угасла
не совсем»). Когда-то она причиняла поэту
невыносимые страдания, сменяясь «то робостью,
то ревностью».   
   Постепенно пожар в груди угас, остались лишь
тлеющие угольки.
   Можно предположить, что в свое время, ухаживания
359
Пушкина были довольно настойчивыми. В настоящий
момент он словно извиняется перед бывшей
возлюбленной и уверяет, что теперь она может
быть спокойна. В подкрепление своих слов он
добавляет, что остатки былого чувства перешли
в дружбу. Поэт искренно желает женщине найти
свой идеал мужчины, который будет любить ее
так же сильно и нежно.
   Стихотворение представляет собой страстный
монолог лирического героя. Поэт рассказывает о
самых сокровенных движениях своей души.
Многократное повторение фразы «я вас любил»
подчеркивает боль от несбывшихся надежд.
Частое использование местоимения «я» делает
произведение очень интимным, обнажает личность
автора перед читателем.
   Пушкин сознательно не упоминает о каких-либо
физических или нравственных достоинствах своей
возлюбленной. Перед нами лишь бесплотный образ,
недоступный восприятию простых смертных.
Поэт боготворит эту женщину и не допускает к ней
никого даже через строки стихотворения.
   Произведение «Я вас любил…» — одно из сильнейших
в русской любовной лирике. Его главное достоинство –
сжатое изложение с невероятно богатым смысловым
содержанием. Стих с восторгом был встречен
современниками и неоднократно перекладывался на
музыку известными композиторами.
-Лира, а наш Ванька-поэт, тоже классик?
-Нет, Боцман, он пока не классик, а нумизматик.
Собирает пиастры, которые ему приносят путаны русалки.
-А потом он станет классиком?
-Может, и станет?
-Тогда мы вместе станем классиками. Ведь, я тоже,
пока нумизматик. Собираю пиастры.
-Вам понравилась моя лекция? Боцман, ты понял,
как нужно и как не нужно писать стихи?
-Понял, Лира. Но только я не пишу стихи! Пишут они,
Ветер и Ванька-поэт. Это они - влюблённые дураки!
И он, Пегас, тоже влюблён. Но только он влюблён
не в бабу, а в свой член, большущий кардан,
который уже начал ржаветь от морской солёной воды.
360
Продолжение 18 следует.
На Стихи.ру публикуются мои стихи.