Эстетическая среда

Александр Захваткин
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ


Тысячелетиями разумное общество осознает себя как исключительную часть природы, создавая различные представления о своём месте в бытие.

Одним из таких представлений является эстетика, позволяющая изучать человеку чувство прекрасного, которое он осознано или неосознанно ощущает при контакте с окружающей его средой. Чувство это по силе воздействия на человека значительно превосходит все другие чувства, поэтому видимо именно оно было выделено человечеством в отдельную область познания. Но, несмотря на многотысячелетнюю историю изучения этого вопроса, область исследования его не выходила дальше рамок духовной сферы человечества.

Это можно объяснить лишь многообразием окружающего человека мира, которое долгое время не позволяло человечеству выделить из своей окружающей среды те элементы, которые можно было бы определить как эстетическая среда, а так же нежеланием приложить законы материального бытия к духовной сфере деятельности человека, что явилось непреодолимым барьером даже для таких непримиримых материалистов как коммунистические эстеты.

Для понимания объективности существования эстетической среды  необходимо представить чувственный мир человека как совокупность самых различных явлений, в которых происходит взаимодействие воздействующей и реагирующей материи. То есть, другими словами, прежде чем возникает чувство (как определённая структурная часть эстетической среды) необходимо обязательное наличие взаимодействия не менее двух каких-либо материальных объектов. Таким образом, сущностью эстетической среды является  все многообразие совокупности явлений, в которых осуществляется взаимодействие воздействующей и реагирующей материй.

В связи с этим очевидна вся сложность структуры эстетической среды, которая состоит из следующих взаимодействующих элементов:
    
1. Воздействующая материя.
2. Реагирующая материя.
3. Поле взаимодействия.
4. Реакционное поле реагирующей материи.
5. Адаптивное поле воздействующей материи.
    
Центральным элементом эстетической среды является реагирующая материя. Её исключительная роль заключается в том, что из всех элементов эстетической среды она единственная обладает уникальными свойствами активного отражения и преобразования действительности.

Исходя из этих уникальных свойств, можно сформулировать её определение:
Реагирующая материя это такая материальная среда, которая имеет способность воспринимать изменения пространства во времени, оценивать и анализировать это изменение, а также преобразовывать его в ответное изменение.

Как видно из определения реагирующая материя должна быть достаточно сложной, чтобы обеспечить функционирование эстетической среды. При этом как бы бесконечно сложно не были бы объекты обладающие свойствами реагирующей материи, все они должны иметь минимальный набор свойств, позволяющий им неограниченно долго обеспечивать функционирование эстетической среды, который состоит из следующих элементов:

1) структурность;
2) самофункционирование;
3) самовоспроизведение.
    
Вопрос тождественности того или иного объекта реагирующей материи методически достаточно сложен. Рассмотрим несколько примеров.

Пример первый: Является ли грудной младенец реагирующей материей?
Если мы будем исходить только из определения реагирующей материи, то можно однозначно сказать об их тождественности. Так как грудной ребёнок способен воспринимать различные изменения пространства во времени (давление, температуру, влажность, звук, свет, прикосновения и т.д.). В меру своих врождённых способностей может оценить уровень этих изменений  (холод-жара, сухо-мокро, светло-темно, тихо-шумно и т.д.), а так же их проанализировать и создать ответное воздействие (движение, крик, мимика, звуковой ряд). Таким образом, выполняются все требования определения реагирующей материи приведённого выше. Если же мы попробуем  рассмотреть  грудного ребёнка с точки зрения минимального набора свойств реагирующей материи, то однозначно видно, что он этому набору с первого взгляда не соответствует. Так он не может достаточно долго обеспечить самофункционирование, а тем более самовоспроизведение. Тем не менее, если рассмотреть потенциальные возможности младенца, можно однозначно утверждать, что они в нем заложены, но в настоящий момент не реализованы такие свойства как самофункционирование и самовоспроизведение. Тем самым, он, бесспорно, обладает необходимым минимальным набором свойств реагирующей материи.
Из этого вытекает важный вывод: при изучении того или иного объекта на тождество его реагирующей материи необходимо изучение не только реализованных возможностей, но и потенциальных.

Пример второй: Является ли интеллектуальный робот реагирующей материей?

Так же как и в первом примере по определению он тождественен реагирующей материи. Так как в состоянии благодаря многочисленным и разнообразным датчикам воспринимать все изменения пространства во времени, благодаря встроенной логике оценивать и анализировать эти изменения, а также имея различные органы функционирования создавать ответные действия. Поэтому можно говорить о безусловном выполнении требований определения реагирующей материи. Но для окончательного вывода необходимо определить наличие минимального набора свойств реагирующей материи.

И так, структурность имеется на лицо, так как выполняется само определение реагирующей материи.
Самофункционирование - невыполнимо для  роботов, не имеющих независимых автономных самовосстанавливающихся источников питания либо программы на периодическое самостоятельное восстановление расходуемой энергии. 
Самовоспроизведение - также невыполнимо при условии отсутствия принципов организации самовоспроизведения.
Таким образом, интеллектуальный робот не может являться реагирующей материей, если он не обладает свойствами самофункционирования и  самовоспроизведения и наоборот, если он такими свойствами обладает, то может являться реагирующей материей.  Но его роль в формировании эстетической среды будет отлична от той, которую играет в этом живая материя, и будет более подробно рассмотрена в реплектонике (эстетике искусственного интеллекта).
Вывод о соответствии или несоответствии интеллектуального робота понятию реагирующей материи методологически принципиально важен, так как напрямую зависит от его социальной адаптации, и соответственно восприятия его как элемента эстетической среды.

Из приведённых примеров видно, что всем требованиям реагирующей материи в настоящее время отвечает только живая материя. Это фундаментальное понятие биоэстетики, так как в круг её изучения попадает все живое от микроба  до человека.

Структура реагирующей материи может быть как угодно сложной, но не может быть проще минимального набора структурных элементов обеспечивающих выполнение требований самого определения реагирующей материи. Такой набор состоит из:

1) периферийных органов;
2) линий связи;
3) аналитического органа.

Это минимальный набор структурных элементов, которым должна обладать реагирующая материя.

Периферийные органы выполняют функцию приёма изменений пространства во времени, а также формируют действия ответной реакции. Поэтому периферийные органы разделяются на органы приёма информации и органы передачи информации, хотя в реальном объекте оба свойства могут быть реализованы в одном органе.

Линии связи обеспечивают взаимообмен информацией между периферийными органами и аналитическим органом. Линии связи, обеспечивающие передачу потоков информации от периферийных органов к аналитическому органу, называются информационными линиями, а линии, обеспечивающие обратное направление, управляющими линиями.

Аналитический орган обеспечивает оценку поступающей информации, её анализ и трансформацию, а также формирует команды управления.

Самофункционирование как свойство реагирующей материи определяет не только возможности последней поддерживать неограниченно долго свою способность к действию, но и сохранять эту способность при различных изменениях пространства во времени.

Если внутреобъектное состояние угрожает нормальному функционированию объекта, он должен иметь возможности устранить эту угрозу, а также и в том случае если она поступает из вне. Если объект не в состоянии самостоятельно сохранять свою функциональную способность он не может отождествляться с реагирующей материей. Так, если человек тяжело болен, но его организм продолжает бороться с недугом, даже если он в бессознательном состоянии, он всё ещё существует как реагирующая материя. Если же наступила смерть, и организм перестал функционировать, то человек как реагирующая материя, воплощённая в конкретном объекте также перестаёт существовать, хотя в этот момент возникает новая реагирующая материя астрального сознания, которая будет рассмотрена в навиэстетике (внетелесная эстетика).

Вторым важным моментом самофункционирования является способность объекта самостоятельно восстанавливать расходуемую энергию неограниченно долго. При этом, если интеллектуальный робот обладает такой способностью при отсутствии других характерных черт реагирующей материи, то он не  может быть  отождествлён с последней, так как рассматриваемое свойство является необходимым, но не достаточным.

Центральным моментом самофункционирования является способность реагирующей материи к самосохранению. Для реализации этого свойства аналитический орган реагирующей материи должен иметь набор представлений об опасных изменениях пространства во времени. Как одно из наиболее важных направлений этого свойства необходимо выделить самовоспроизведение.

Самовоспроизведение как свойство реагирующей материи является частью общего свойства сомосохранения и определяет возможность объекта сохранять свои функциональные признаки в потомственных объектах.

Самовоспроизведение может быть реализовано в самых разнообразных формах от простого деления клетки до социально-биологических традиций человека. Но в любом случае должна присутствовать наследственная передача функциональных признаков объекта. Поэтому для того чтобы интеллектуальный робот мог реализовать это свойство ему необходимо уметь создавать себе подобные роботы с передачей им наследственных признаков.

Вообще вопрос о тождественности объектов искусственного интеллекта реагирующей материи может решаться только тогда, когда появятся первые признаки реплекторной цивилизации. До этого момента ни один из самых совершенных роботов не сможет отвечать всему многообразию требований теоретической биоэстетики.

Реагирующая материя как часть эстетической среды существует лишь в жёстких границах состояния окружающей нас пространство-временной среды (пространство во времени). Поэтому при анализе того или иного взаимодействия необходимо с начала определить граничные условия функционирования, которые для любого объекта должны рассматриваться в следующих  аспектах:

1) условия функционирования;
2) условия приёма информации;
3) условия трансформации;
4) условия ответной реакции.
    
Условия функционирования определяют границы дееспособности объекта, при этом границы могут иметь несколько этапов:

1) комфортные;
2) нормальные;
3) допустимые;
4) предельные.

В комфортных границах реагирующая материя находится в  случае, когда состояние пространство-временной среды отвечает самым благоприятным условиям функционирования объекта.

В нормальных границах обеспечивается естественное состояние реагирующей материи, при котором происходит основная деятельность объекта.

Допустимые границы определяют такое состояние пространство-временной среды, при котором реагирующая материя ещё существует, но её доминирующей задачей в своей деятельности является переход в состояние нормальных границ.

 Предельные границы определяют предел физического существования объекта, за которым реализация функциональных возможностей реагирующей материи не возможна.

При анализе того или иного взаимодействия важно знать граничные состояния, так как от этого зависит направление и доминанта взаимодействия.
    
Условия приёма информации определяют границы информационного воздействия и приёма информации. При этом различают следующие независимо существующие границы:

1) по уровню;
2) по объёму;
3) по содержанию;
4) по качеству.

Граничные условия по уровню воздействия определяют соответствие уровня информационного потока приёмным возможностям реагирующей  материи. Например, сила звука не должна превышать или быть меньше функциональных возможностей человека, иначе он не в состоянии принять информацию по этому каналу. Границы уровня воздействия также как и границы условий функционирования имеют этапы соответствия с той лишь разницей, что предельные границы определяют уровни невосприятия воздействия.

Граничные условия по объёму определяют соответствие плотности потока информации приёмным и аналитическим возможностям объекта.

Граничные условия по содержанию определяют соответствие содержания информации аналитическим возможностям объекта.

 Граничные условия по качеству определяют соответствие формы и вида информационного воздействия приёмным и аналитическим возможностям объекта. Например, дельфины общаются между собой в ультразвуковом  диапазоне, а человек в этом диапазоне ничего не слышит. Или красивое решение сложной технической или физической задачи доставляет наслаждение специалисту и оставляет равнодушным непосвящённого.
    
Условия трансформации определяют граничные условия оценки, анализа, и преобразования в ответную реакцию изменений пространства во времени.

Граничные условия оценки определяют соответствие возможности аналитического органа оценить воздействие после приёма его периферийными органами. Например, человек, знающий  только свой язык не в состоянии принять звуковую или письменную информацию на другом языке, хотя и  воспринимает воздействие звуков или письменных знаков, но без их смыслового содержания.

Граничные условия анализа определяют возможность объекта переработать полученную информацию с учётом собственного опыта. Например, собака преследующая дичь в состоянии промоделировать траекторию её движения и догнать её не только след в след,  но и наперерез. Если же собака не в состоянии проанализировать траекторию движения дичи, в силу своей природной ограниченности или недостатка экспериментального опыта, то преследование будет вестись только след в след.

Граничные условия преобразования определяют  возможность  объекта преобразовать проанализированную информацию в ответную реакцию. Например, человек не умеющий писать, не в состоянии изложить на бумаге  свои или чужие мысли, хотя  достаточно глубоко может рассуждать о том или ином вопросе в устной дискуссии.

Условия ответной реакции определяют граничные условия качества, интенсивности и информационной плотности ответной реакции.

Граничные условия качества определяют соответствие преобразованного воздействия качественному состоянию ответной реакции. Например, человек получил наслаждение от картины окружающей его природы, при этом он физически ощущает прилив эмоционального возбуждения, но он не может выразить реакцию восхищения в речевом ряде, либо из-за своей лексической косности, либо из-за физического отсутствия речевого органа. И в том и в другом случае преобразованное воздействие вылилось лишь во  внутреннее  изменение  состояния человека, но не породило звуко-смысловое изменение пространство-временной среды.

Граничные условия интенсивности определяют соответствие ответной реакции по интенсивности команде аналитического органа. Например, поссорившиеся родители выясняют свои отношения в комнате, где спит их маленький ребёнок, эмоциональное возбуждение обоих достигает высшего напряжения, при этом один из родителей заставляет говорить себя почти шёпотом, чтобы не разбудить ребёнка, другой же постоянно срывается на крик.  В этом случае родитель, который старается не разбудить ребёнка находится за пределами границы уровня интенсивности команды аналитического органа, так как в данном состоянии пространство-временной среды аналитический орган даёт объективную команду на повышение звукового давления голоса, так как оппонент не воспринимает доводимые до его сведения утверждения. И как результат более высокая психо-физиологическая нагрузка на организм, чем у его собеседника, который менее контролирует своё состояние, не выходя за границы интенсивности команд аналитического органа. Данная ситуация характеризуется не только физиологическими последствиями, но и последствиями чисто эстетическими, так как звуковая интенсивность определяет состояние эстетической среды в комплексе с другими её характеристиками как напряжённое, вызывающее раздражение и отторжение у реагирующей материи, при её повышении и наоборот снижение звуковой интенсивности вносит в эстетическую среду состояние равновесия и успокоения, приводя её в совершенно иное состояние. Иными словами повышенная звуковая интенсивность эстетической среды увеличивает её негативное восприятие, вплоть до полного отторжения, и наоборот, снижение звуковой интенсивности до комфортного уровня, приводит к более адекватной оценке эстетической среды.

Граничные условия информационной плотности определяют соответствие возможности периферийных органов реализовать весь объем преобразованного воздействия. Например, человек обучающейся писать, быстрее развивает свои аналитические возможности, чем организацию физического перемещения ручки по листу бумаги, в результате поток информации на руку превышает её функциональные возможности и человек пишет с пропусками букв, слогов или даже целых слов.
    
И так, нами рассмотрены основные свойства,  характеристики и условия существования реагирующей материи. Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

1. Реагирующая материя, являясь объективной реальностью, может принимать форму самых различных объектов, расширяя тем самым область исследования эстетики;
2. Реагирующая материя не абстракция, а в каждом конкретном случае реальный, физически существующий объект со своими свойствами и характеристиками, поэтому она не может рассматриваться как изолированная абстракция вне состояния пространство-временной среды и внутреннего состояния объекта;
3. Реакция реагирующей материи на внешнее воздействие определяется граничными условиями её существования в момент взаимодействия и её функциональных возможностей.

Неограниченность принимаемых реагирующей материи форм может быть рассмотрена нами на примере нескольких общепринятых постулатов.

Постулат первый. Область интересов эстетики лежит в сфере удовольствия, наслаждения, возвышенного состояния человека, в основном это его чувственно-эмоциональный мир.

Постулат второй. Чувство удовольствия, радостного возбуждения и ещё массу других чувств испытывает не только человек, но и животные.

Постулат третий. Самые низшие эволюционно развитые существа испытывают как минимум два простейших чувства - удовлетворение и неудовлетворение, реагируя на это либо увеличением интенсивности размножения, либо её замедлением.

Таким образом, если признать все эти три постулата отвечающим объективной реальности, то трудно будет не согласиться с тем, что реагирующая материя может принимать любую форму от микроба до человека, так как живая материя эволюционирует не только как биологическая система,  но  и как психо-физиологическая система со своим эмоционально-чувственным миром от примитивного удовлетворения своих функциональных потребностей до сложнейшего состояния души.

Любое действие или бездействие живого материального объекта, будь то человек, животное, растение или микроб может осуществляться только в соответствующей для него окружающей среде, при этом на его функционирование оказывает влияние не только состояние этой среды,  но и  состояние его собственного внутреннего мира. Одно и то же воздействие, но при различных как внутренних, так и внешних состояниях вызовет различную реакцию и как следствие отношение к самому воздействию. Например, если человек любящий хорошую, красивую музыку слушает её в профессионально благоустроенном концертном зале, то он получает на долго запоминающееся чувство удовольствия, но если та же музыка будет звучать в ужасно  грязной тюремной камере и при этом она бесконечно долго будет повторяться, а после каждого завершающего аккорда соседа по камере будут выводить на казнь, то эта же самая музыка, которая в первом случае вызывала благоговейный восторг, во втором случае будет вызывать ненависть и отвращение. Ещё более контрастные изменения могут происходить при переходе граничных условий существования реагирующей материи. Поэтому при планировании, анализе или исследовании того или иного взаимодействия необходимо  учитывать весь комплекс состояния как окружающей среды, так и внутреннего мира объекта.


Выше уже отмечалось,  что  воздействующая  материя  является вторым важнейшим элементом эстетической среды. В самом деле, не возможно наслаждаться музыкой, если она не звучит, или вкушать аромат нежных фруктов при их отсутствии. Поэтому для возникновения эстетической среды как объективной реальности необходимо какое-либо материальное воздействие на периферийные органы реагирующей материи. Среди безграничного многообразия подобного рода воздействий особую сложность при анализе доставляют случаи наркотического или телепатического воздействия на мозг человека, когда, казалось бы, без видимого материального воздействия на периферийные органы у человека возникают различные галюциативные чувственные ассоциации. В дальнейшем подобные случаи будут рассмотрены нами более подробно, здесь же следует отметить лишь то, что в качестве периферийных органов выступают определённые нервные области самого мозга (аналитического органа), а в качестве воздействующей материи либо наркотические вещества, либо телепатическая связь.
    
Таким образом, воздействующая  материя это такая материальная субстанция, которая имеет способность изменять пространство-временную среду и может быть воспринята реагирующей материей.

Воздействующая материя может быть как очень простой, например, фотон, так и неизмеримо сложной, как например общественное сознание.

Для наиболее полного понимания сущности воздействующей материи рассмотрим основные закономерности её развития.
    
Самое простое проявление воздействующей материи это её предметное существование. Для того чтобы отождествить воздействующую материю с  предметом необходимо выполнение минимального набора следующих условий:

1) способность изменять пространство во времени вокруг реагирующей материи;
2) создавать сопротивление движению реагирующей материи;
3) сохранять ту пространство-временную форму, в определённых граничных условиях, которая была на момент начала взаимодействия;
4) изменять свою пространство-временную форму в определённых граничных условиях.

Если предмет отвечает всем этим условиям, то он может выступать как воздействующая материя.

В более общем виде можно сказать, что все предметы, существующие во Вселенной и обладающие объёмно-массовыми характеристиками могут в случае появления в поле взаимодействия реагирующей материи выступать как воздействующая материя.

Следует особо отметить, что предмет становится воздействующей материей только в поле взаимодействия реагирующей  материи. В этом их основное и важнейшее различие. Если реагирующая материя остаётся таковой и в отсутствии воздействующей материи, то воздействующая материя может быть таковой только лишь в присутствии реагирующей материи. Это совсем не означает, что предмет как материальный объект бесследно исчезает, он лишь теряет своё объективное свойство воздействия на реагирующую материю, так как таковой в этот момент просто нет, и предмет продолжает существовать как объективная реальность, но вне эстетической среды.

Это свойство  воздействующей  материи  является фундаментальным и решает многовековой спор эстетов о приобритаемости или независимом обладании тем или иным предметом или явлением его эстетических качеств.

Все свойства воздействующей материи в условиях функционирования эстетической среды могут быть реализованы только в присутствии реагирующей материи. То есть, например, ландшафт может быть прекрасным, унылым, безобразным только лишь если это есть кому оценить, без этого он не может обладать ни одним из этих качеств, а будет просто ландшафт, обладающий каким-то набором физико-химических свойств.               
    
Более сложное проявление воздействующей материи осуществляется в различных материальных не предметных явлениях, например, таких как свет, звук, тепло, инерция и т.д. Такие материальные явления характеризуются следующими свойствами:

1) способность изменять контактно-временную среду реагирующей материи;
2) способность сохранения неизменности пространственной среды реагирующей материи (либо изменения пренебрежимо малые в сравнении с пространственной формой самой реагирующей материи) в граничных условиях;
3) временность и динамизм существования.

Под контактно-временной средой в данном случае понимается состояние рецепторов органов чувств, обеспечивающих контакт реагирующей материи с внешней средой.

Таким образом, в определении этого вида воздействующей материи заложено принципиальное философское противоречие. Исходя из выше сказанного, выходит, что воздействующая материя не существует, если нет соответствующих органов реагирующей материи, позволяющих осуществить взаимодействие обоих материй.

Рассмотрим это противоречие на конкретном примере. 
Человек стоит лицом к солнцу, но он слепой. Объективно вне зависимости от его слепоты свет солнца существует вокруг него, но конкретно для него, слепого, его не существует. То есть, нет не света солнца как объективной реальности, а нет воздействующей материи как физического явления способного быть принятым слепым.

Свойство неизменности пространственной среды, характеризует то, что материальные виды воздействующей материи либо совсем не изменяют пространственную форму реагирующей материи, либо изменения эти пренебрежимо малы в сравнении с общей её формой. Однако это может  быть обеспечено лишь в определённых граничных условиях, за пределами которых это условие не обеспечивается, например, появление ожогов при сильном тепловом излучении. В этом случае пространство (тело) приобретает существенное изменение.

Временность и динамизм как свойство материальных видов воздействующей материи  характеризует то, что любое их воздействие происходит в развитии от его полного отсутствия до его максимального значения и обратно во времени, которое либо соответствует порогу чувствительности реагирующей материи, либо нет. В случае продолжительности развития ниже  порога чувствительности реагирующей материи, и при отсутствии времятрансформирующих свойств, такое воздействие не воспринимается реагирующей материей. Например, если продолжительность светового импульса меньше физиологических возможностей человека, то такой импульс им не воспринимается.
    
Наиболее сложный вид воздействующей материи это духовная субстанция, основная отличительная особенность которой это существование вне времени и пространства. Духовная субстанция может воздействовать только на сознание, поэтому при воздействии она не изменяет пространственную среду реагирующей материи. Вопрос вне временности духовной субстанции наиболее сложен, так как большая часть деятельности сознания проходит в реальном масштабе времени, но в тоже время часть сознания существует вне времени. В качестве вне временной духовной субстанции можно привести такие понятия как память, интуиция, предчувствие, общественное сознание и т.д. Даже та часть деятельности сознания, которая наблюдается в нормальном масштабе времени, не в полном объёме проходит в этом  масштабе, а только та её часть, которая связана с функционированием структурных органов реагирующей материи, другая же большая часть сознания функционирует не зависимо от структурных органов реагирующей материи, а следовательно и вне реального масштаба времени. В качестве примера можно привести способность сознания изменять масштаб времени реагирующей материи, когда органы чувств регистрируют столь малые  интервалы  времени со множеством подробностей, которые в нормальных условиях остаются не замеченными или способность сознания замедлять биологическую активность организма.

И так, основное свойство духовной субстанции это воздействовие на реагирующую материю вне пространства и времени.

Вторая отличительная способность этого вида воздействующей  материи - способность воздействовать на реагирующую материю минуя структурные органы, непосредственно на духовную  составляющую  реагирующей материи.

Рассмотрим это свойство на примере общественного сознания.
Каждый человек при желании может вспомнить из своей жизни случаи когда он что-либо делал или наоборот не делал такое, о чем ему ни кто ни когда не говорил, но он уже знал что надо поступать именно так, а не иначе.  Хотя потом, по прошествии какого-то времени, он понимает, что поступать  именно так, учитывая тогдашние общественные ориентиры, было совсем не обязательно, и поступок этот был определён общественными ориентирами предыдущего периода. Это происходит потому, что общественное сознание, являясь аккумулированной психической энергией общества, телепатически проникая и накапливаясь в сознании индивидуума, определяет форму его  поведения, непосредственно воздействуя на его духовную субстанцию.
К другим примерам прямого взаимодействия духовных субстанций можно отнести гипноз, ясновидение, пророчество, трансмедитацию и др.               

Все виды воздействующей материи могут существовать в различных структурных формах, отличающихся между собой сложностью организации по отношению к полю взаимодействия.

По характеру организации, формы воздействующей материи различаются по структурному и информационному состоянию.

К структурному состоянию формы относятся характеристики воздействующей материи, которые проявляют себя как её составные части в поле взаимодействия. Структурность состояния имеет несколько уровней иерархической сложности:

1) пространственный;
2) материальный;
3) духовный.    

Пространственный уровень структурного состояния формы воздействующей материи характеризует только объёмно-массовые качества формы.  Этот уровень состояния может быть проиллюстрирован случаем, когда человек в полной темноте нащупывает какой-либо предмет. При этом предмет участвует в поле взаимодействия только своим объёмом и весом, если человек может его перемещать. (Данный пример  значительно  абстрагирован, так как в реальном контакте необходимо учитывать и другие характеристики предмета участвующие во взаимодействии, такие как запах, температура, морфология поверхности, акустика, аура и т.д.). Как видно из приведённого примера и комментария к нему пространственный уровень формы воздействующей материи в чистом виде в природе не существует, но он может использоваться как методологический приём при анализе эстетической среды.

Материальный уровень структурного состояния формы воздействующей материи характеризует вместе с объёмно-массовыми качествами и полевые характеристики формы воздействующей материи. Предыдущий пример вместе с комментарием является наглядной иллюстрацией этого уровня.

Духовный уровень структурного состояния формы воздействующей  материи характеризует весь спектр воздействующих характеристик,  включая психоэнергитические воздействия на подсознание человека.

Проводя анализ конкретного взаимодействия, необходимо выделить все структурные элементы формы воздействующей материи, исследовать характер воздействия каждого элемента на реагирующую материю и их влияние вместе.

К информационному состоянию формы относятся характеристики воздействующей материи, которые определяют информационный канал воздействия на реагирующую материю. К таким информационным каналам относятся:

1) контактный
2) вкусовой
3) звуковой
4) запаховый
5) световой
6) тепловой
7) психоэнергетический
               
В информационном состоянии форма воздействующей материи определяется характером и интенсивностью информационного воздействия. Например, ощущая запах дыма человек воспринимает бестелесную газовую  субстанцию как конкретную воздействующую материю и реагирует на неё сообразно обстановке, если за тем через некоторое время он видит таган с шашлыком, то воздействующая материя при этом меняет свою форму, так как к бестелесной газовой субстанции добавился зрительный образ шашлыка,  ну а после опробования его на вкус появляется третья форма. Таким образом, в зависимости от характера и числа задействованных информационных каналов может изменяться форма воздействующей материи. Что в очередной раз является подтверждением субъективности воздействующей материи.
    
В зависимости от сложности организационной структуры воздействующей материи различают простые и сложные формы воздействующей материи.

К простым формам относятся такие,  которые имеют либо только один канал информационного воздействия, либо нечлененную структуру пространственного уровня. В качестве примера простых форм воздействующей материи можно привести следующее: звуковой поток, запах, вспышка света, простые предметы: стул, стол, коробка и т.д.

Один и тот же предмет в различных условиях может выступать как в простой, так и в сложной форме воздействующей материи. Выключенный телевизор представляет собой простую форму, но как только он начинает функционировать, он приобретает сложную форму воздействующей материи.

Таким образом, существование воздействующей материи в простых формах весьма ограниченно, но это понятие может применяться при исследовании эстетической среды путём абстрагирования отдельных элементов того или иного явления и приведения их к простым формам.    
    
Как вытекает их сказанного выше, большая часть встречающейся в природе воздействующей материи является сложной. Исключительное свойство сложных форм воздействующей материи это комбинированное воздействие различными своими элементами на реагирующую материю. При этом изменение характера воздействия только лишь одного какого-либо  элемента  может изменить всю картину результирующего воздействия. Когда человек  во время отдыха смотрит телевизор, сидя перед ним в мягком кресле, он воспринимает комбинированное воздействие сложной воздействующей материи, которая состоит из:

1) объёмно-пластической характеристики интерьера;
2) объёмно-пластической характеристики телевизора;
3) объёмной характеристики помещения;
4) климатической   характеристики  помещения  (температура, давление, влажность, газовый состав и т.д.);
5) свето-акустической характеристики помещения;
6) объёмно-пластической характеристики кресла;
7) звуко-цветовой характеристикой телевизора;
8) физиологического состояния человека;
9) социально-психологического содержания передачи;
10) социально-психологического состояния человека;
11) психоэнергетического поля человека и окружающей его среды.

Все это является взаимосвязанными элементами одной воздействующей материи, так как в момент взаимодействия реагирующая материя воспринимает их как одно результирующее воздействие. Эта единая сложная воздействующая материя может восприниматься реагирующей материей как совокупность нескольких не менее сложных воздействующих материй лишь в том случае, когда та или иная её часть может изменять поле взаимодействия не зависимо от реакционного поля реагирующей материи. Так в нашем случае если ломается телевизор, то разрушается та единая целостность воздействующей материи, которая существовала за миг до этого и возникает новая сложная форма воздействующей материи со своими характерными элементами. То же происходит с появлением посторонних звуков, людей, предметов, запахов и пр.

Таким образом, сложные формы воздействующей материи постоянно изменчивы и их результирующее воздействие на реагирующую материю достигается конкретной комбинацией характеров воздействия её отдельных элементов, при этом число элементов формы  воздействующей  материи  может быть бесконечно.
    
Изменчивость воздействующей материи во времени является её одним из фундаментальных свойств, которое вытекает из фундаментального свойства любой материи - движения. Так как материя не может быть неподвижной и неизменно находится в постоянном движении, то и воздействующая материя постоянно меняет свою структурную форму внутренней организации.

С другой стороны реагирующая материя не всегда в состоянии заметить эту изменчивость, так как время реакции может быть не достаточно для определения динамизма изменчивости, тогда такое воздействие будет восприниматься реагирующей материей как статичное. Это происходит либо когда изменение слишком быстрое, либо наоборот когда оно слишком медленное, то есть находящееся за порогом чувствительности реагирующей материи. Если же интенсивность изменчивости воздействующей материи совпадает с реакционной чувствительностью  реагирующей  материи, то тогда воздействие воспринимается как динамичное.
    
Каждое конкретное появление воздействующей материи имеет строго определённую организационную структуру формы существования. Выше мы уже говорили о её основных характеристиках; это сложность и динамизм, но кроме них структура формы воздействующей материи имеет важное свойство пропорциональности её составных частей.

Проведя структурное разложение формы воздействующей материи мы всегда сможем проследить чередование её элементов имеющих существенные или не очень существенные отличия. Чередование структурных элементов воздействующей материи формирует соответствующее чередование реакционного отражения в реагирующей материи, которое будучи наложено на внутреннюю пропорциональную структурность вызывает в ней либо резонансное, либо диссонансное состояние и как следствие рождение соответствующего эмоционального состояния.

Пропорциональная структурность как свойство структуры формы воздействующей материи проявляется в виде различного соотношения частей целостной формы. Практически не существует воздействующей материи с формой без выраженных и сопоставимых структурных частей. Поэтому пропорциональная структурность отражает объективную характеристику формы воздействующей материи. Пропорциональная структурность включает в себя такие свойства как ритм, симметрия, смысловая структурность, цикличность.
    
Чередование отличающихся друг от друга элементов внутри одной формы определяется структурным ритмом. Таким образом, ритм представляет собою некую последовательность структурных элементов воздействующей материи. Различают следующие виды ритмов:

1) постоянный;
2) возрастающий;
3) убывающий;
4) непоследовательный.

Постоянный ритм характеризуется равенством следующих друг за другом элементов и описывается арифметической прогрессией.

Возрастающий ритм характеризуется постоянным увеличением следующих друг за другом структурных элементов и описывается геометрической прогрессией с положительным множителем.

Убывающий ритм характеризуется постоянным уменьшением последовательных структурных элементов и описывается геометрической прогрессией с отрицательным множителем.

Непоследовательный ритм характеризуется непоследовательным изменением следующих друг за другом структурных элементов. Такой ритм не может быть описан плавно изменяющейся функцией и представляет собою совокупность разнозависимых друг от друга структурных элементов.

Присутствие ритма в воздействующей материи обязательно, как неотъемлемое свойство материи, так как любой вид материи структурен (даже бесконечность космического вакуума содержит в себе энергетические флуктуации, что так же является структурными элементами вакуума). Наличие ритма в структуре воздействующей материи определяет не только её состояние, но и характер воздействия, а следовательно и состояние взаимодействия с реагирующей материей. Ритм, как объективное свойство воздействующей материи, не зависит от реагирующей материи, но учитывая, что реагирующая материя обладает своим собственным ритмом, который может совпадать с ритмом воздействующей материи, можно говорить о наступлении резонанса в рассматриваемом взаимодействии, или не совпадать, и тогда наступает диссонанс, поэтому результирующий эффект от ритма воздействующей материи нельзя рассматривать без учёта соответствующих свойств реагирующей материи.
 
Проблема ритма занимала умы учёных с незапамятных времён. Но особую актуальность она приобретает в эпоху Возрождения, лавинообразного развития науки и техники. Многие учёные видели в ритме основу прекрасного и искали все новые и новые пропорции, кроме тех которые были известны ещё в античности. Результатом этих поисков явилось убеждение, что любой ритм, основанный на совершенно случайных пропорциях может стать гармоничным, если только он будет иметь некую внутреннюю закономерность, причём не существует никаких общих требований к этой закономерности. Каждая из них субъективна. Восприятие этих закономерностей так же в большей степени субъективно, нежели объективно, так как во многом зависит от резонанса со структурной пропорциональностью реагирующей материи. Поэтому при анализе и проектировании эстетической среды целесообразно пользоваться не субъективным ритмом, который может совпадать или не совпадать с тем или иным субъективным ритмом, а все же опираться на объективные пропорции, имеющие резонансную совместимость с подавляющим большинством людей, сформированных на основе «золотого сечения», биоритмов, астрономических циклах и т.д.

Поиски гармоничных ритмов продолжаются уже не одно тысячелетие. Пифагор искал совершенство музыкальных ритмов и вводит понятие гармоничного интервала сформированного из соотношения первых четырёх натуральных числах входящих пифагорейскую тетрактиду (1,2,3,4): октава 2/1; квинта 3/2; кварта 4/3. Ученик Пифагора Гипасс добавил к ним ещё два интервала: двоичную октаву 4/1 и дуодециму 3/1. Таким образом, полный ритмический пифагорейский ряд состоял из следующих интервалов:

4; 3; 2; 1,5; 1,33(3)

В дальнейшем Гиппас развил пифагорейское учение о гармоничных интервалах и ввёл понятие эпиморных (возвышенных) и кратных интервалов.
Эпиморные отношения выводились из равенства:

a/b = (n+1)/n
где n - целое, натуральное число.

Таким образом, ряд гармоничных интервалов расширялся до бесконечности:

a/b = 2/1; 3/2; 4/3; 5/4 ..... и т.д.

Кратные отношения выводились из равенства:

a/b = n

которое, позволяло создать гармоничные отношения из натурального ряда от 1 до бесконечности:

a/b = 1; 2; 3; 4; 5; ..... и т.д.

Для создания сложных гармоничных интервалов пифагорейцами применялось двойное соотношение:

a/b = (c/d)/(f/h) ={(i+1)/i}/{(j+1)/j} = j(i+1)/i(j+1)

Таким образом, создавалось бесконечное множество сложных ритмических рисунков:

j = (i+1)
a/b = 4/3; 9/8; 16/15; 25/24; 36/35; 49/48; ... и т.д.

j = (i+2)
a/b = 6/3; 12/10; 20/18; ... и т.д.

j = (i+3)
a/b = 8/5; 15/12; 24/21; ... и т.д.

Архит, завершая развитие музыкальной пифагорейской гармонии вводит третий уровень деления гармоничных интервалов создав на его основе три музыкальных  рода:

1) энгармонический:
4/3 = (2:1)/(3:2); 9/8 = (3:2)/(4:3); 16/15 = (4:3)/(5:4); и т.д.

2) диатомический:
6/3 = (3:1)/(3:2); 12/10 = (3:2)/(5:4); 20/18 = (4:3)/(6:5); и т.д.

3) хроматический:
8/5 = (4:1)/(5:1); 15/12 = (5:2)/(6:3); 24/21 = (6:3)/(7:4); и т.д.
 
Таким образом, пифагорейская школа внесла, пожалуй, самый значительный вклад в ритмологию со времён открытия гармоничных рядов. Но не только музыка была сферой поиска гармоничных ритмов, но и архитектура, скульптура, живопись так же нуждались в объективных гармоничных пропорциях. Поэтому одним из первых был открыт ряд «совершенных пропорций»:

a/b = 3/2; (j+i)/j

где j, i - числитель и знаменатель предыдущего члена.

В результате формировался бесконечный ряд «гармоничных пропорций»:

a/b = 3/2; 5/3; 8/5; 13/8; 21/13; 34/21; 55/34; и т.д.

Анализируя этот ряд Леонардо да Винчи впервые пришёл к выводу, что он стремится к некоему пределу, который он назвал «Золотое сечение». Пределом ряда «гармоничных пропорций» являлся положительный корень квадратного уравнения:

К^2 - К - 1 = 0
К = 0,5 ± squ(0,25+1)
К = 1,6180399

Если использовать принцип Пифагора в определении гармоничных интервалов, то из ряда «гармоничных пропорций» можно получить бесконечное множество «Золотых сечений»:

К2 - iК - j = 0
где i, j - целые, натуральные числа.

Первый «золотой ряд»
i = j
моголометрический
a/b = 1,618; 2,73; 3,79; и т.д.

Второй «золотой ряд»
i = j + 1
диголометрический
a/b = 1,414; 3,562; 4,646; и т.д.

Третий «золотой ряд»
i = j + 2
триголометрический
a/b = 3,03; 4,449; 5,541; и т.д.

Четвертый «золотой ряд»
j = i + 1
теголометрический
a/b = 2; 3; 4; и т.д.

Пятый «золотой ряд»
j = i + 2
пенголометрический
a/b = 2,303; 3,236; 4,193; и т.д.

Как видно из приведённого выше примера в основе «золотых пропорций» лежит иррациональное число, поэтому следует ожидать, что в области иррациональных чисел вполне могут находится гармоничные пропорции, например:

a/b = squi; squ(i+j); squ(i*j); squ(i/j); squ(in); squ(i+j)*n; m*squ(in)  и т.д.

где i = j ± n; i, j, n, m - целые, натуральные числа.

Поиски гармоничных ритмов не прекращаются и сегодня, и как знать, может быть в недалёком будущем будет открыт гармоничный ряд соответствующий резонансному состоянию человека в окружающей среде, в результате чего в его душе рождаются чувства возвышенного, прекрасного, благоговейного.

А ныне пока можно констатировать, что множество ритмов, которые могут рассматриваться как гармоничные, не позволяют сформулировать однозначную концепцию совершенного ритма, в связи чем убеждённость многих исследователей в том, что гармоническое совершенство, понятие субъективное, не может быть опровергнуто, из-за отсутствия необходимых для этого доказательств.
    
Иной, нежели ритм, пропорциональной структурностью является симметрия (sym + metro = вместе + мера = соразмерность), представляющая собою тождественность структурных элементов относительно общего центра, в качестве которого может выступать плоскость, линия или точка.

Различают полную (абсолютную) и качественную симметрию.

Полная симметрия характеризуется абсолютной зеркальной тождественностью структурных элементов, равномерно располагающихся относительно центра симметрии. Подобной симметрией обладают многие геометрические фигуры.

Качественная симметрия характеризуется стремлением структурных элементов к соразмерности относительно центра симметрии. Данный вид симметрии широко используется в самых различных художественных произведениях, где симметричность их структурных элементов реализована в стремлении к полной симметрии.

Полная симметрия воспринимается человеком как нечто мёртвое, холодное, но гармоничное. В то же время незначительная асимметрия в структурных элементах создаёт ощущение тёплого, живого совершенства. Это свойство воздействующей материи широко используется при формировании эстетической среды.

В форме воздействующей материи всегда присутствует симметрия, которая определяет либо зеркальное повторение различных частей друг друга, либо равновесное соотношение соразмерных частей. Любое бесформенное тело может быть так условно разделено, что одна часть будет либо зеркально отражать другую, либо находиться с ней в равновесии по тем или иным характеристикам. Симметричность воздействующей материи является её объективным свойством, так как не зависит от присутствия реагирующей материи, но восприятие симметричности явление субъективное, так как в каждом конкретном случае симметричность воздействующей материи будет восприниматься по-разному.

Рассмотрим это на конкретном примере.
Перед нами белое прямоугольное полотно размером с небольшую картину. Воспринимая образ этого полотна, мы бессознательно разделяем его на две равные, симметричные части, которые действительно присутствуют в полотне, как в правильной геометрической фигуре. Если точно по линии симметрии провести тёмную полосу эффект симметричности полотна усиливается, становится более восприимчивым, зримым. Но если мы две трети полотна закрасим темной краской, симметричность полотна разрушится, и мы начинаем его воспринимать как асимметричный предмет, хотя его объективное свойство симметричности никуда не исчезало, а было заменено более контрастным впечатлением.

Не все структурные элементы воздействующей материи одинаково взаимодействуют с реагирующей материей, это различие проявляется в смысловой структурности, нометрии. Смысловая структурность воздействующей материи характеризует отношение её структурных элементов несущих основную смысловую нагрузку к их общему числу.

Обратная пропорциональность общему числу структурных элементов целого определяется как формовая структурность:

T = 1/S

где S - общее число структурных элементов целого.

Формовая структурность определяет величину дробности целого. При Т ; 0, когда число структурных элементов стремится к бесконечности, эти элементы объединяются по общим признакам. Тогда S является числом групп объединённых таким образом структурных элементов.

Произведение формовой структурности на число структурных элементов несущих доминантную смысловую нагрузку (С) является смысловой структурностью:

М = Т * С

В определённых случаях целесообразно пользоваться вместо понятия смысловой структурности, понятием яркость структурного элемента (И). Яркость структурного элемента определяется интенсивностью его воздействия на органы чувств реагирующей материи. Для сравнения яркостей двух структурных элементов используют понятие контрастности структурных элементов (К), определяющего отношение их яркостей:

К = И1 / И2

Смысловая структурность, яркость и контрастность связаны между собою следующими свойствами.

Свойство 1.
Яркость формовой структурности тем выше, чем больше её смысловая структурность:

И1 > И2 при М1 > М2

Свойство 2.
С увеличением отношения между смысловыми нагрузками различных структурных элементов увеличивается контрастность между ними:

К (М1 > М2) < К (М1 >> М2)

Исходя из приведённых свойств смысловой структурности можно сделать вывод, что смысловая контрастность воздействующей материи представляет собою некий компенсатор эффективности её смысловой нагрузки, что необходимо учитывать при анализе и проектировании эстетической среды. Если свойство 2 в эстетической среде не выполняется, то смысловая структурность стремится к 1, и членность целого перестаёт существовать.

Характер структурных элементов воздействующей материи не исчерпывается ритмом, симметрией и смысловой структурностью (нометрией). Формовая структурность характеризуется таким явлением как цикличность, которое представляет собою периодическое повторение в составе воздействующей материи одних и тех же структурных элементов, либо их характерных признаков.

Принцип цикличности наиболее ярко выражен в орнаметарике, где периодическое повторение либо формы, либо сюжетности создаёт ощущение единства в многообразии структурности, где множество, благодаря своей общности воспринимается как единство, и наоборот единство, благодаря формовой или сюжетной замкнутости отдельных элементов, воспринимается как множество.

Принцип замкнутости реализуется не только в орнаментарике, где каждый структурный элемент представляет собою замкнутую, самодостаточную систему, но и в случаях когда воздействующая материя имеет замкнутые формы, например: здание, картина, скульптурная композиция и т.д.. Замкнутость воздействующей материи создаёт ощущение законченности, целостности, устойчивости, поэтому именно этот принцип используется в подавляющем большинстве художественных произведений.

Принцип открытости (незамкнутости) воздействующей материи характеризуется потенциальной возможностью её продолжения. Наиболее ярким примером принципа открытости можно наблюдать в спирали. В художественном творчестве незамкнутость наиболее часто реализуется в кинематографе, где сюжет не исчерпывается последним кадром, а даёт возможность зрителю продолжить его далее самостоятельно.


Поле взаимодействия воздействующей и реагирующей материи включает в себя характер, условия и направление взаимодействия.
    
Характер взаимодействия определяет:
1) вид воздействия: предметный, полевой, материальный, духовный;
2) интенсивность  воздействия: ниже, на уровне или выше порога чувствительности реагирующей материи;
3) вид восприятия: какие органы чувств участвуют в восприятии;
4) уровень восприятия: на каком уровне развития находится реагирующая материя к моменту воздействия на неё воздействующей материи.
    
Условия взаимодействия определяют:
1) начальные условия взаимодействия как для воздействующей, так и для реагирующей материи;
2) продолжительность взаимодействия: меньше, на уровне или больше порога чувствительности реагирующей материи;
3) стабильность взаимодействия: непрерывность или изменчивость интенсивности взаимодействия;
4) полиномность взаимодействия: количество независимых объектов участвующих во взаимодействии.
    
Направление взаимодействия определяет:
1) вектор воздействия: от воздействующей материи к реагирующей или после трансформации обратно;
2) глубину воздействия: до какого уровня восприятия  реагирующей материи доходит воздействие;
3) стадии воздействия: в одном или нескольких видах воздействия.
    
Реакционное поле реагирующей материи включает в себя:
1) структурность реакции: оценка воздействия на предмет безопасности, необходимости, доступности его реагирующей материи, а так же его качества;
2) ориентированность реакции: через структуру, направление к реализации;
3) состояние после взаимодействия: неизменное, ориентированное, адаптивное.
    
Адаптивное поле воздействующей материи включает в себя:
1) реакцию самовоздействия;
2) реакцию на отражательное воздействие;
3) реакцию на трансформируемое воздействие.
    
Таким образом, как видно из выше сказанного эстетическая среда есть совокупность множества взаимосвязанных структурных элементов взаимодействия воздействующей и реагирующей материй.