Словарь терминов

Иван Осокин
Этот Словарь содержит краткие описания специальных значений терминов Четвертого пути согласно учению Роберта Бертона. Джирард Хэйвен любезно предоставил этот словарь из своей книги "Награда - Вечность".
Сноски на другие термины в Словаре обозначены ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
АБСОЛЮТ: Совокупность всего, что существует или может существовать на всех уровнях, во всех мирах и во все времена; более точно, сознание и понимание, существующие на этом уровне и, таким образом, составляющие наивысший возможный разум.
АКТИВНАЯ СИЛА: ПЕРВАЯ СИЛА: вызывающая изменение или действие.
АЛХИМИЯ: 1. Степень утонченности ВПЕЧАТЛЕНИЯ; качество энергии, связанной с впечатлением. 2. Характеристика СУЩНОСТИ, относящаяся к способности быть чувствительным к утонченности впечатлений.
Вообще говоря, более утонченные впечатления отражают более высокую, более сознательную энергию; они обладают большей гармонией, красотой и порядком. Алхимические металлы (свинец, медь, серебро и золото) относятся к четырем уровням алхимии.
Процесс превращения свинца в золото представляет собой процесс превращения грубых впечатлений в более тонкие. Это может быть сделано внешне - во внешней обстановке и действиях, внутренне - развивая чувствительность СУЩНОСТИ к впечатлениям, и психологически - ПРИСУТСТВУЯ к впечатлениям и, таким образом, переживая их более полно.
АПОЛЛО: Официальное местоположение и главный ЦЕНТР обучения Содружества. Некоторые из студентов живут здесь, многие приезжают в свое свободное время. Они участвуют в культурной жизни Аполлона, его поддержке, строительстве и мероприятиях.
ВОСХОДЯЩАЯ ОКТАВА: ОКТАВА, в которой есть рост от более механического к более намеренному или сознательному. Например, кускам дерева при превращении их в стол придается форма и назначение. Восходящие октавы характеризуются тем, что для их развития необходимы дополнительные усилия, особенно в двух ИНТЕРВАЛАХ.
БЫТИЕ: Накопленная масса или результат непосредственного опыта; по отношению к пробуждению - способность человека переживать и сознательно участвовать в собственной жизни. В учении Роберта Бертона бытие человека эквивалентно его способности помнить себя.
Человек, накопивший опыт в определенной области, в противоположность простому накоплению знания о ней, считается имеющим бытие в этой области. Например, люди, имеющие бытие в области приготовления пищи, способны делать гораздо больше, чем просто следовать рецепту; они могут привлечь к этому разные стороны себя и таким образхом делать это более творчески.
БЫТЬ В НАСТОЯЩЕМ: Практика обращения внимания на свою непосредственную окружающую обстановку одновременно и внешне, и внутренне, без ВООБРАЖЕНИЯ или ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ.
ТИПЫ ТЕЛА: Система, описанная Родни КОЛЛИНОМ и детально разработанная Робертом Бертоном, классифицирующая все человеческие машины в соответствии с семью основными типами. Она связывает космос индивидуума с космосом Солнечной системы, устанавливая связь между эндокринными железами человеческого тела и видимыми небесными телами Солнечной системы, именами которых названы соответствующие типы тел. Как правило, индивидуальные физические и психологические характеристики могут быть описаны как сочетание двух типов, согласно определенной последовательности. Эта последовательность, называемая также круговращением типов, начинается с типа Луны, затем следует тип Венеры, затем Меркурий, Сатурн, Марс и Юпитер, и затем снова Луна. Седьмой тип, тип Солнца, существует отдельно от этой последовательности и может быть найден в сочетании с любым другим типом. Последовательность типов можно также рассматривать с точки зрения того, какимобразом человек может развить характеристики последующего типа, чтобы сбалансировать или уменьшить слабости, присущие предыдущему типу. Для более полного описания типов тел см. "Теорию небесных влияний" Родни Коллина или "Человеческие Типы" Сьюзан Заносс.
БУФЕР: Психологический механизм, препятствующий переживанию реальности настоящего момента и видению своего истинного состояния; в частности, механизм, с помощью которого ЛОЖНАЯ ЛИЧНОСТЬ защищает воображаемую картину человека о себе. (2) Можно сказать, что человек "буферирует" неприятную ситуацию.
ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ: Склонность СУЩНОСТИ взаимодействовать с миром определенным образом, который характерен для одного конкретного центра, а точнее, для определенной части или даже части части центра. Люди обычно предпочитают свой центр тяжести другим частям своей машины. Нуждам этого центра неосознанно уделяется особое внимание, и поступки часто совершаются, исходя из точки зрения только этого центра, независимо от того, соответствует это обстоятельствам или нет.
ЦЕНТР (СОДРУЖЕСТВА): Название местных групп членов Содружества Друзей в различных городах по всему миру.
ЦЕНТРЫ: Различные независимые умы, существующие в человеке. В каждом человеке присутствует четыре центра: ИНСТИНКТИВНЫЙ ЦЕНТР, ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. Каждый из этих центров делится в свою очередь на ИНСТИНКТИВНУЮ, ДВИГАТЕЛЬНУЮ, ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ части. Эти части отличаются видами внимания, которое им свойственно. Интеллектуальные части характеризуются способностью намеренно удерживать и направлять внимание. Эмоциональные части действуют, когда внимание привлечено и удерживается чем-то. Двигательные и инстинктивные части действуют автоматическт, без осознанности, и иногда они упоминаются вместе как механическая часть центра. Это деление можно продолжить еще на один уровень: на инстинктивную, двигательную, эмоциональную и интеллектуальную части каждой из этих частей.
Центры и их части делятся также на позитивную и негативную половины. Позитивная половина одобряет и ведет человека к тем вещам, которые кажутся полезными для данной части данного центра. Негативная половина отрицает и уводит человека от тех вещей, которые кажутся для данной части данного центра вредными и опасными.
Все это представлено в колоде игральных карт. Масти соответствуют центрам: Трефы - инстинктивному центру, Пики - двигательному центру, Черви - эмоциональному центру, Бубны - интеллектуальному центру. Картинки соответствуют частям центров: ВАЛЕТЫ - механическим частям, ДАМЫ - эмоциональным, КОРОЛИ - интеллектуальным. Числовые карты представляют части частей: 8, 9, 10 - механическую, эмоциональную и интеллектуальную части Короля; 5, 6, 7 - соответствующие части дамы; и 2, 3, 4 - части валета. Туз представляет центр как целое.
В дополнение к этим четырем НИЗШИМ ЦЕНТРАМ, существует еще СЕКСУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР - источник более высокой энергии, которая может использоваться для таких вещей, как продолжение рода, выражение себя в искусстве и пробуждение, а также два ВЫСШИХ ЦЕНТРА: высший эмоциональный и высший интеллектуальный центры. Эти высшие центры существуют отдельно от машины и проявляются в высших состояниях СОЗНАНИЯ. Их можно считать функциями души.
ГЛАВНАЯ ЧЕРТА: Наиболее сильно выраженная ЧЕРТА человека: Будучи ядром ЛОЖНОЙ ЛИЧНОСТИ, она определяет то, каким образом люди воспринимают себя и мир, и оказывает влияние практически на все их действия. Другие черты личности человека служат поддержкой для главной черты и обеспечивают ее БУФЕРАМИ.
КОЛЛИН, РОДНИ: Ученик УСПЕНСКОГО, который основал свою собственную школу в Мексике после смерти Успенского. Его книги, "Теория небесных влияний", "Теория вечной жизни" и "Теория сознательной гармонии", являются наиболее значительным влиянием в мышлении Джирарда Хэйвена.
СОВЕСТЬ: Петр УСПЕНСКИЙ описывает совесть как эмоциональную сторону СОЗНАНИЯ; состояние, в котором человек сознает одновременно все свои противоречивые эмоции о неком предмете. Она часто переживается как чувство правильного действия в некой ситуации.
СОЗНАТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВО: Человек, достигший, по меньшей мере уровня ЧЕЛОВЕКА НОМЕР ПЯТЬ, то есть создавший высшие тела и развивший состояние непрерываемого сознания, не зависящего от физического тела. Этот термин применяется для названия таких существ как до, так и после физического тела.
СОЗНАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА: Школа, руководимая СОЗНАТЕЛЬНЫМ СУЩЕСТВОМ.
СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ШОК, ПЕРВЫЙ: САМО-ВОСПОМИНАНИЕ, особенно когда это касается ПРИСУТСТВИЯ к впечатлениям и ТРАНСФОРМАЦИИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. Этот термин взят из "Диаграммы Пищи" в книгах "В поисках Чудесного" и "Четвертый путь", где это усилие описано как ШОК, необходимый для того, чтобы началось усвоение ВПЕЧАТЛЕНИЙ.
СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ШОК, ВТОРОЙ: ТРАНСФОРМАЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ. Термин взят из "Диаграммы Пищи" в книгах "В поисках чудесного" и "Четвертый Путь, где это усилие описано как ШОК, перекрывающий ИНТЕРВАЛ МИ-ФА в ОКТАВЕ УСВОЕНИЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ и ИНТЕРВАЛ СИ-ДО в октаве усвоения пищи.
СОЗНАТЕЛЬНОЕ УЧЕНИЕ: Учение, которое дается СОЗНАТЕЛЬНЫМ СУЩЕСТВОМ.
СОЗНАНИЕ: Способность использовать внимание для осознавания чего-либо. Сознание может быть измерено тем, что человек осознает, как долго может поддерживаться это осознание, и насколько это осознание глубоко и полно.
КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ: Процесс, при котором психологические характеристики становятся постоянными и неизменными. "Правильная кристаллизация" имеет в виду того, кто сделал ВЫСШИЕ ЦЕНТРЫ в себе постоянными. Такой человек развился в СОЗНАТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВО. "Неправильная кристаллизация" употребляется по отношению к тем, кто застыл в механических привычках, несовместимых с пробуждением.
ОТРИЦАЮЩАЯ СИЛА: ВТОРАЯ СИЛА, с точки зрения того, что она противостоит или оказывает сопротивление ПЕРВОЙ СИЛЕ.
НИСХОДЯЩАЯ ОКТАВА: ОКТАВА, в которой проявления переходят от более сознательных и гибких к более жестким и механическим, что в результате приводит к потере возможностей. Нисходящие октавы обладают собственной инерцией и обычно почти не нуждаются во внешнем усилии. ИНТЕРВАЛЫ проявляются больше как места, в которых существует возможность прервать или отклонить октаву внешним ШОКОМ, чем как места, требующие дополнительной энергии для продолжения развития октавы.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ УПРАВЛЯЮЩЕГО: Группа "я",большая, чем НАБЛЮДАЮЩЕЕ "Я", но меньшая, чем УПРАВЛЯЮЩИЙ, которая наблюдает за МАШИНОЙ и пытается управлять ею в соответствии с целью пробудиться.
РАЗДЕЛЕННОЕ ВНИМАНИЕ: Намеренное усилие осознавать две или более вещи одновременно, в противоположность ОТОЖДЕСТВЛЕНИЮ, при котором внимание сосредоточено на чем-то одном. В частности, разделенное внимание часто подразумевает САМО-ВОСПОМИНАНИЕ в смысле усилия одновременно осознавать свое окружение и самого себя в этом окружении.
ДОМИНИРОВАНИЕ: ЧЕРТА, для которой главным является порядок и контроль. Внешне она может проявляться как способность организовывать и направлять других; направленная вовнутрь, она заставляет человека выглядеть сдержанным, обладающим само-контролем и медлительным.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР: Разум в человеческой МАШИНЕ, выражающийся в чувствах и эмоциях.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ: ЧАСТЬ ЦЕНТРА, в которой внимание удерживается неким раздражителем. В позитивной половине это переживается как удовольствие, наслаждение или увлечение; в негативной части - как неудобство, неприязнь и отвращение.
СУЩНОСТЬ: Качества человеческой МАШИНЫ, присущие ей от рождения, как, например, физические характеристики - ТИП ТЕЛА, ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ и АЛХИМИЯ. Переживание сущности часто сопровождается чувством детского удивления и любопытства. Согласно учению Роберта Бертона, сущность может развиться за пределы ограничений человеческой машины: когда сущность осознает себя, наблюдая некий объект, а не находится в состоянии очарованности, это ведет к пробуждению у человека ВЫСШИХ ЦЕНТРОВ.
ЭВОЛЮЦИЯ: В ЧЕТВЕРТОМ ПУТИ, процесс индивидуального развития к высшим УРОВНЯМ БЫТИЯ.
ВНЕШНЕЕ УЧИТЫВАНИЕ: Практика учитывания отношений с другими людьми, при которой свои и чужие интересы рассматриваются как одинаково важные. В этом смысле такая практика является внешней по отношению к себе. В частности, иногда имеется в виду то, что когда человек практикует внешнее учитывание, он становится более внимательным к другим.
ЛОЖНАЯ ЛИЧНОСТЬ: Воображаемая картина человека о себе, вместе со всеми психологическими механизмами, необходимыми для защиты этой картины. Она развивается в детстве в ответ на давление окружающей среды, для получения одобрения взрослых и социально приемлегого поведения, но вскоре перерастает свою первоначальную роль защиты СУЩНОСТИ и обретает свою собственную жизнь. В конце концов она полностью доминирует в жизни у большинства людей с помощью предвзятых отношений и схем поведения, вопреки истинной природе их сущности.
СТРАХ: Черта, корни которой находятся в чувстве незащищенности и бессилия. Обычно она проявляется как неуверенность в действиях и преувеличенная забота о возможных вредных или опасных последствиях.
ЧЕРТА: Основные отношения внутри личности к самой себе и к миру вместе со всеми психологическими механизмами, которые необходимы для поддержания и выражения этих отношений. В учении Роберта Бертона основными чертами являются ТЩЕСЛАВИЕ, ВЛАСТНОСТЬ, ДОМИНИРОВАНИЕ, НЕСУЩЕСТВОВАНИЕ, ЖАДНОСТЬ, ЧЕРТА БРОДЯГИ, СТРАХ, НАИВНОСТЬ, СВОЕВОЛИЕ и ОДЕРЖИМОСТЬ (ЛУНАТИЗМ). В каждом человеке одна из этих черт является ГЛАВНОЙ ЧЕРТОЙ, одна или две выражены сильно, а также имеются следы других черт.
ПЕРВАЯ СИЛА: Сила или элемент, начинающий изменение или действие.
ПЕРВАЯ ЛИНИЯ РАБОТЫ: Усилия, способствующие собственному пробуждению; работа над собой.
ПЕРВОЕ СОСТОЯНИЕ: Состояние СОЗНАНИЯ, обычно именуемое сном.
ТРИ СИЛЫ: Три элемента или энергии, которые должны присутствовать, прежде чем сможет произойти какое-либо реальное изменение или действие. ПЕРВАЯ, или АКТИВНАЯ, сила начинает действие. ВТОРАЯ СИЛА, также именуемая ПАССИВНОЙ СИЛОЙ или СИЛОЙ СОПРОТИВЛЕНИЯ, так или иначе оказывает сопротивление первой силе, например, ею может быть то, что подвергается воздействию. Наличие ТРЕТЬЕЙ, или НЕЙТРАЛИЗУЮЩЕЙ, силы позволяет разрешиться противостоянию первых двух сил. Иногда ее можно рассматривать как среду, в которой действуют другие две силы, а иногда как дополнительный фактор или воздействие. Вместе эти три силы называются ТРИАДОЙ, и, прежде чем становится возможным достичь желаемого результата, должна быть найдена правильная триада, или комбинация сил.
ЧЕТЫРЕ НИЗШИХ ЦЕНТРА: ИНСТИНКТИВНЫЙ, ДВИГАТЕЛЬНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТРЫ.
ЧЕТВЕРТОЕ СОСТОЯНИЕ: Состояние высшего СОЗНАНИЯ, в котором человек может быть объективным как по отношению к себе, так и к окружающему миру. Оно ассоциируется с функционированием высшего интеллектуального центра.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ: Путь пробуждения, практиковавшийся Георгием ГУРДЖИЕВЫМ, Петром УСПЕНСКИМ и их последователями, включая Роберта Бертона.
ТРЕНИЕ: В общем смысле, это внутренняя борьба между той частью человека, которая желает пробудиться, и механическими схемами поведения, препятствующими этой цели. В частности, трение подразумевает внешние события, ускоряющие эту борьбу, особенно когда это связано со страданием.
ФУНКЦИИ: ЦЕНТРЫ, с ударением больше на их механичность, чем на разумность.
ХОРОШИЙ ДОМОХОЗЯИН: Человек, который ценит вещи в соответствии с их истинной ценностью; этот термин означает и сами ценности, которых придерживаются такие люди. В частности, хорошие домохозяева делают усилия, чтобы заботиться о себе, о своем хозяйстве, о своем окружении и своих отношениях с другими.
ЖАДНОСТЬ: Черта, характеризующаяся тем, что человек придает преувеличенное значение внешним вещам. Она заставляет людей желать в особенности обладать теми вещами, ценность которых признана другими, и пользоваться этим как средством утверждения собственной значимости.
ВЫСШИЕ ЦЕНТРЫ: Высший эмоциональный и высший интеллектуальный центры. Высший эмоциональный центр способен постигать взаимосвязь всех вещей и является местом пребывания сознательной любви и сострадания. Высший интеллектуальный центр постигает законы, управляющие всеми вещами, и является местом пребывания сознательной мудрости.
ВЫСШИЕ СИЛЫ: Любой из уровней разумности и СОЗНАНИЯ выше человека. В частности, Джирард Хейвен часто использует этот термин как синоним ВЛИЯНИЯ С.
ВЫСШАЯ ШКОЛА: Имеется в виду идея о том, что сознательные люди, даже после утраты своих физических тел, продолжают эволюционировать под руководством еще более высоких существ.
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ: 1. Состояние, при котором все внимание человека сосредоточено на одной единственной вещи, исключая все остальное; противоположно ОТДЕЛЕНИЮ. 2. Склонность, особенно в ЛОЖНОЙ ЛИЧНОСТИ, помещать свою индивидуальность в нечто внешнее по отношению к своему истинному "я".
ВООБРАЖЕНИЕ: 1. Состояние, при котором внимание человека обращено на вещи, фактически отсутствующие в настоящем моменте, часто до полного исчезновения осознания своего непосредственного окружения4 противоположность ПРИСУТСТВИЮ. 2. Состояние, при котором человек верит в истинность чего-то, что таковым не является; часто используется в выражении "пребывать в воображении о чем-либо..."
ВПЕЧАТЛЕНИЯ: В общем смысле, любая мысль, чувство или ощущение; более точно - восприятия, получаемые через органы чувств.
ВЛИЯНИЕ А: Влияния на человека, возникающие вследствие жизни на Земле. В общем смысле, эти влияния включают в себя такие вещи как потребность в пище, крове, отдыхе и сексе, отношения между родителями, детьми, супругами и друзьями, влияние общества и культуры. В частности, в современном мире упор делается на желание обладать материальными вещами и занимать высокое положение в обществе.
ВЛИЯНИЕ В: Влияния на человека, такие как религия и эзотеризм, не связанные непосредственно с жизнью на Земле и указывающие на другие формы существования.. Источником таких влияний являются СОЗНАТЕЛЬНЫЕ СУЩЕСТВА, однако эти влияния перестают считаться ВЛИЯНИЕМ С, как только они теряют связь с сознательным источником.
ВЛИЯНИЕ С: 1. Прямое влияние СОЗНАТЕЛЬНЫХ СУЩЕСТВ. 2. Сознательные существа, не имеющие физических тел, которые непосредственно работают для того, чтобы помочь людям, пытающимся пробудиться.
ВНУТРЕННЕЕ УЧИТЫВАНИЕ: Учитывание своих отношений с людьми с точки зрения, помещающей себя в центр, и учитывание других только по отношению к этому центру. Внутреннее учитывание приводит к чрезмерной заботе о том, как человек выглядит в представлении других и как они на него реагируют, иногда до такой степени, что это приводит к парализующему состоянию страха и смятения.
ИНСТИНКТИВНЫЙ ЦЕНТР: Разум в человеческой машине, который контролирует или проявляется как инстинктивные функции, такие как деятельность органов чувств, интуиция, развитие тела, распределение энергии внутри тела и тому подобное.
ИНСТИНКТИВНАЯ ЧАСТЬ: Часть ЦЕНТРА, функционирующая наиболее автоматически и удовлетворяющая самые основные потребности центра.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР: Разум в человеческой МАШИНЕ, проявляющийся в способности мыслить и рассуждать.
ИНСТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ: Часть ЦЕНТРА, функционирующая тогда, когда делается усилие удерживать и направлять внимание. Она является высшим разумом этого ЦЕНТРА.
ИНТЕРВАЛ: В целом, это места в ОКТАВЕ, где движение между событиями замедляется, и октава может отклониться в сторону. Этот термин чаще всего используется для обозначения моментов, когда для того, чтобы сделать мследующий шаг в осуществлении задуманного, требуется дополнительное усилие, а также для обозначения тех периодов смятения и сомнения, которые сопровождают потерю направления в усилиях человека пробудиться.
"Я": Быстропроходящие мысли, эмоции и ощущения, которые принимаются человеком за его собственные проявления в момент их существования; ударение делается на их выражении словами в ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ. Люди имеют огромное количество таких "я", многие из которых противоречат друг другу, но обычно они этого не замечают.
ВАЛЕТ: МЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЦЕНТРА.
ВАЛЕТ ЧЕРВЕЙ: (1) МЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА. Эмоции валета червей возникают без усилий и внимания, и они поверхностны. Примеры его работы - приветствия, поздравительные открытки, эмоции толпы. (2) ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ. Люди, центрированные в валете червей, склонны управляться тем, что им нравится или не нравится.
КОРОЛЬ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЦЕНТРА.
КОРОЛЬ ЧЕРВЕЙ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА. Его называют воротами к высшим центрам, ибо он способен при соответствующей подготовке переживать жизнь в не-словесной, не-буквальной, символической форме, очень близкой к переживанию высшего эмоционального центра.
КОРОЛЬ БУБЕН: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЦЕНТРА. Являетс местом логической, намеренной мысли, направленной к определенной цели.
УРОВЕНЬ БЫТИЯ: Уровень СОЗНАНИЯ. Люди с более высоким уровнем БЫТИЯ являются более сознательными, более пробужденными, чем люди с более низким уровнем бытия; в результате они более способны помнить себя.
ТРИ ЛИНИИ РАБОТЫ: Работа для себя (ПЕРВАЯ ЛИНИЯ), работа для других или с другими (ВТОРАЯ ЛИНИЯ) и работа для своего учителя или школы (ТРЕТЬЯ ЛИНИЯ). В учении Роберта Бертона подчеркивается необходимость поддержания баланса между этими тремя линиями.
УПРАЖНЕНИЕ НА СЛУШАНИЕ: Практика обращения внимания на звуки в своем окружении как способ ПРИСУТСТВИЯ иРАЗДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ.
УПРАЖНЕНИЕ НА СМОТРЕНИЕ: Практика смотрения на некий предмет достаточно долго для того, чтобы ПРИСУТСТВОВАТЬ к самому действию смотрения на него, а затем, прежде чем у человека появляются "я" об этом предмете, перемещение своего внимания на другой предмет. Обычно при этом упражнении человек удерживает свой взгляд на одном предмете около трех секунд.
НИЗШИЕ ЦЕНТРЫ: ИНСТИНКТИВНЫЙ, ДВИГАТЕЛЬНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЦЕНТРЫ, иногда вместе с СЕКСУАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ.
ОДЕРЖИМОСТЬ (ЧЕРТА ЛУНАТИКА): ЧЕРТА, основанная не неспособности распознавать относительную ценность вещей. Она проявляется как стремление придавать слишком большое значение несуществующим вещам и слишком маленькое значение вещам действительно важным.
МАШИНА: Физическое тело и ЧЕТЫРЕ НИЗШИХ ЦЕНТРА, его составляющие, с точки зрения того, что вся их деятельность происходит автоматически и механически в ответ на стимулы.
МАГНЕТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР: Та часть личности человека, которую привлекает ВЛИЯНИЕ В, и которая может в конце концов привести его к поиску школы пробуждения и ВЛИЯНИЯ С.
ЧЕЛОВЕК НОМЕР ОДИН: Человек, чей ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ находится в ДВИГАТЕЛЬНОМ или ИНСТИНКТИВНОМ ЦЕНТРЕ.
ЧЕЛОВЕК НОМЕР ДВА: Человек, чей ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ находится в ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ. Люди номер два находятся под влиянием своих симпатий и антипатий.
ЧЕЛОВЕК НОМЕР ТРИ: Человек, чей ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ находится в ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ. Для людей номер три в большей степени, чем для других, важны доводы, логика и идеи.
ЧЕЛОВЕК НОМЕР ЧЕТЫРЕ: Человек, который работает с целью пробуждения и который понимает себя достаточно, чтобы начать отделять себя от своего механического ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ, и заменять его центром тяжести в работе. Это значит, что человек номер четыре реагирует на раздражители в соответствии с тем, как они соотносятся с его целью пробудиться, а не тем, какой из НИЗШИХ ЦЕНТРОВ они затрагивают.
ЧЕЛОВЕК НОМЕР ПЯТЬ: Человек, чей ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ находится в высшем эмоциональном центре. Люди номер пять полностью объективны по отношению к себе.
ЧЕЛОВЕК НОМЕР ШЕСТЬ: Человек, чей ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ находится в высшем интеллектуальном центре. Люди номер шесть видят и себя, и мир объективно.
ЧЕЛОВЕК НОМЕР СЕМЬ: Человек, достигший всего, что возможно для людей. Человек номер семь имеет полное единство и обладает волей и сознанием, которые не зависят от его ФУНКЦИЙ.
МЕХАНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Двигательная и инстинктивная части ЦЕНТРА.
МАСТЕР: ВЫСШИЕ ЦЕНТРЫ, особенно с точки зрения их способности наблюдать и управлять НИЗШИМИ ЦЕНТРАМИ.
ВСТРЕЧИ: Регулярные собрания членов Сдружества Друзей для обсуждения идей СИСТЕМЫ и их применения для индивидуального пробуждения. Обычно встреча ведется относительно старшим студентом, который предлагает задавать вопросы, в отношении которых все присутствующие высчказывают свои точки зрения.
"МИ-ФА" ИНТЕРВАЛ: Первый ИНТЕРВАЛ в восходящей ОКТАВЕ; например, интервал между приготовлением планов для какого-либо проекта и началом практической работы. В общем, интервал "ми-фа" преодолеть легче, чем "СИ-ДО".
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР: Разум в человеческой МАШИНЕ, котроый отвечает за ее ориентацию в пространстве и управляет ее внешними движениями.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: Часть ЦЕНТРА, которая работает автоматически, без внимания, и которая направлена вовне в большей степени, чем часть ИНСТИНКТИВНАЯ. Ее часто можно рассматривать как часть, которая использует и манипулирует материалом, предоставленной ИНСТИНКТИВНОЙ ЧАСТЬЮ.
НАИВНОСТЬ: ЧЕРТА, характеризующаяся относительной неспособностью видеть неприятные стороны жизни и возможные вредные или негативные последствия собственных действий.
НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ: Любая из эмоций, таких как гнев, ревность, негодование, жалость к себе или скука, которые негативны по своей природе. Они являются главными БУФЕРАМИ, которые используются ЧЕРТАМИ и ЛОЖНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ, чтобы помешать человеку объективно понять и принять свою ситуацию. Так как негативные эмоции всегда основаны на ВООБРАЖЕНИИ и ОТОЖДЕСТВЛЕНИИ, они могут быть устранены в результате долгой и трудной работы над собой, и этому уделяется особое внимание в учении Роберта Бертона.
НЕГАТИВНОСТЬ: Любое негативное выражение в одном из ЧЕТЫРЕХ НИЗШИХ ЦЕНТРОВ, особенно сопровождаемое НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ. Негативная или угрожающая поза, жалобы или сплетни - все это примеры негативности.
НЕЙТРАЛИЗУЮЩАЯ СИЛА: ТРЕТЬЯ СИЛА, с особым ударением на ее роль разрешения противостояния между ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СИЛАМИ.
НЕСУЩЕСТВОВАНИЕ: ЧЕРТА, характеризуемая недостаточной оценкой самого себя и часто относительным недостатком внутренней активности, что приводит к тенденции жить через других.
НАБЛЮДАЮЩЕЕ "Я": Небольшая группа "я", которая наблюдает машину с точки зрения системы; начало САМО-НАБЛЮДЕНИЯ и первая стадия пробуждения.
ОКТАВА: Часто используется по отношению к некоторой деятельности или какому-либо проекту как напоминание об их связи с ЗАКОНОМ ОКТАВ.
ЗАКОН ОКТАВ: Описание того, как любая последовательность событий постепенно теряет свою силу и направление. Также известный как закон семи, этот закон воплощен в гурджиевской эннеаграмме, а также в мажорной музыкальной гамме. В последней каждая нота соответствует одному событию в этой последовательности, с полутонами между ми и фа и между си и до, представляющими интервалы, в которых продвижение от одного события к другому замедляется, и происходит отклонение или остановка, если в этих интервалах не будет получен ШОК извне ОКТАВЫ. Октавы могут быть восходящими, то есть переходящими от более механических и ограниченных проявлений к более намеренным, сознательным и гибким проявлениям, или же нисходящими, в которых проявления изменяются от более сознательных и имеющих больше возможностей к более механическим и застывшим.
ЧАСТИ ЦЕНТРОВ: Подразделения ЧЕТЫРЕХ НИЗШИХ ЦЕНТРОВ.
ПАССИВНАЯ СИЛА: ВТОРАЯ СИЛА, с точки зрения того, на что воздействует ПЕРВАЯ СИЛА.
ФОТОГРАФИЯ: (1) Наблюдение механического проявления, сделанное либо самим собой или полученное от другого студента. Ударение здесь делается на видении себя более объективно, как если бы человек смотрел на свой моментальный фотографический снимок. (2) Фотографировать означает делать такое наблюдение и, если оно о другом студенте, делиться им с ним.
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ЭМОЦИЯ: В СИСТЕМЕ, эмоция высшего эмоционального центра. Она отличается от эмоций позитивной части ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА не только глубиной и пониманием, но также тем фактом, что она не может стать НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИЕЙ.
ВЛАСТНОСТЬ: ЧЕРТА, характеризующаяся тем, что повышенное значение придается способности управлять, контролировать или влиять на деятельность других. Люди с этой чертой обычно ориентированы вовне и часто создается впечатление, что они имеют пристрастие к манипуляции и политике.
ДАМА: Эмоциональная часть ЦЕНТРА.
ЛУЧ ТВОРЕНИЯ: Представление о вселенной как состоящей из миров низших уровней, содержащихся в мирах высших уровней. Луч начинается с АБСОЛЮТА и заканчивается Змлей и Луной. Миры, находящиеся ниже (или внутри) Абсолюта, обозначаются номерами 3, 6, 12, 24, 48 ии 96, отражая этим возрастающую сложность и механичность существования в каждом последующем мире.
РЕАЛЬНАЯ ШКОЛА: СОЗНАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ: Практика рассмотрения чего-либо (людей, событий) с различных точек зрения. Противоположна отождествлению, в котором вся способность осознания единственной точкой зрения.
ПРАВИЛЬНАЯ РАБОТА ЦЕНТРОВ: Сосотояние, при котором каждый ЦЕНТР и каждая часть каждого центра отвечают только на те стимулы, которые ему соответствуют; противоположна НЕПРАВИЛЬНОЙ РАБОТЕ ЦЕНТРОВ.
МАСШТАБ: Способность рассматривать событие или полученный опыт с более далекой и более близкой точек зрения. Это особенно полезно для борьбы с ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕМ. Например, ожидая некой неприятной встречи, человек может сосредоточиться на своем непосредственном окружении (в котором эта встреча еще не происходит) или попытаться увидеть ситуацию в масштабе целого года и таким образом осознать его незначительность. ВЫСШИЕ ЦЕНТРЫ дают человеку возможность осознать реальный масштаб событий благодаря переживанию жизни с точки зрения высших миров, по сравнению с которыми обычное человеческое существование может быть воспринято как иллюзия.
ВТОРАЯ СИЛА: Сила или элемент, который уравновешивает ПЕРВУЮ СИЛУ в том смысле, что он противостоит ей или подвергается ее воздействию.
ВТОРАЯ ЛИНИЯ РАБОТЫ: Усилия, направленные на помощь други студентам школы; работа с другими студентами.
ВТОРОЕ СОСТОЯНИЕ: Обычное состояние СОЗНАНИЯ большинства людей, в котором они действуют и реагируют, мало или вообще не осознавая себя, то есть без САМО-ВОСПОМИНАНИЯ. По этой причине его называют "сном".
ИСТИННОЕ "Я": ВЫСШИЕ ЦЕНТРЫ, особенно рассматриваемые с точки зрения их независимости от всего для них внешнего.
САМОНАБЛЮДЕНИЕ: Практика осознавания своих внутренних функций при одновременном осознавании своих действий и окружения; аспект САМОВОСПОМИНАНИЯ, включающий в себя осознавание проявлений своей МАШИНЫ.
САМОВОСПОМИНАНИЕ: Как описано П.Д.Успенским, практика привнесения ощущения своего присутствия или существования в момент; осознавание себя вместе с осознаванием того, что человек делает или испытывает. Роберт Бертон сделал самовоспоминание центральной идеей своего учения, и говорит о таких практиках как ОТДЕЛЕНИЕ, РАЗДЕЛЕННОЕ ВНИМАНИЕ и ПРИСУТСТВИЕ как аспектах самовоспоминания.
ОТДЕЛЕНИЕ: Практика поддержания ощущения самого себя отдельно от своих действий, окружения или переживания; аспект САМОВОСПОМИНАНИЯ, включающий в себя отведение части своего внимания от своего переживания и использование его для того, чтобы осознавать то внутри человека, что регистрирует или осознает эти переживания. Ообое ударение делается на тот факт, что часть, которая регистрирует эти переживания, не является прямо вовлеченной и не подвергается влиянию этого переживания.
ШОКИ: В общем, все, что случается в ИНТЕРВАЛЕ ОКТАВЫ, чтобы вызвать ее продолжение, с отклонением или без; в частности, события, прерывающие обычное состояние человека.
"СИ-ДО" ИНТЕРВАЛ: Интервал в конце восходящей ОКТАВЫ, например, борьба за то, чтобы довести проект до состояния полного завершения и закончить все, что необходимо доделать.
СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ: Уровень СОЗНАНИЯ человека в отдельный момент, обычно измеряемое в терминах: ПЕРВОЕ, ВТОРОЕ, ТРЕТЬЕ И ЧЕТВЕРТОЕ СОСТОЯНИЕ.
УПРАВЛЯЮЩИЙ: Группа "я", которая развивается из ЗАМЕСТИТЕЛЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО, обычно способная наблюдать МАШИНУ и контролировать ее в соответствии с целью пробудиться.
СИСТЕМА: Идеи Георгия Ивановича ГУРДЖИЕВА, в частности в изложении Петра Демьяновича УСПЕНСКОГО и его основных последователей.
ТРЕТЬЯ СИЛА: Элемент или сила, наличие которой позволяет разрешиться напряжению между ПЕРВОЙ и ВТОРОЙ СИЛАМИ.
ТРЕТЬЯ ЛИНИЯ РАБОТЫ: Усилия, направленные на служение своему учителю, своей школе, СОЗНАТЕЛЬНЫМ СУЩЕСТВАМ, или РАБОТЕ пробуждения в целом.
ТРЕТЬЕ СОСТОЯНИЕ: Состояние СОЗНАНИЯ, вызванное усилиями САМОВОСПОМИНАНИЯ, в котором человек ОТДЕЛЯЕТСЯ от своей личности и наблюдает себя объективно. Оно характеризуется самоосознангием и отсутствием ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ и ВООБРАЖЕНИЯ, но ему не достает способности быть полностью объективным по отношению к внешнему миру.
БРОДЯГА: ЧЕРТА, для которой характерна неспособность ценить вещи, как физические, так и психологические. Для этой черты ничто не имеет большого значения. Нет причин особенно стараться и вполне достаточно просто "плыть по течению".
ТРАНСФОРМАЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ: Практика превращения НЕГАТИВНОЙ ЭМОЦИИ в ПОЗИТИВНУЮ ЭМОЦИЮ. Она начинается с ОТДЕЛЕНИЯ от негативной эмоции путем ее невыражения и не-оправдывания, и затем включает в себя намеренный выбор испытвать причину этой негативной эмоции таким способом, чтобы это вызывало понимание, а не негативность. Например, если человек реагирует негативно на ливень, он может вместо этого заставить себя посмотреть на дождь с точки зрения той пользы, которую он приносит.
ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАДАНИЯ: Практика ОТДЕЛЕНИЯ от страдания и переживания его таким образом, чтобы его можно было принять свободно и без НЕГАТИВНОСТИ. В своем высшем проявлении, трансформация включает в себя деятельность ВЫСШИХ ЦЕНТРОВ и приводит к сильным переживаниям повышенного СОЗНАНИЯ.
ТРИАДА: Комбинация трех СИЛ с различных уровней в ЛУЧЕ ТВОРЕНИЯ в неком определенном месте и в определенное время.
ИСТИННАЯ ЛИЧНОСТЬ: Личность, основанная на понимании собственной СУЩНОСТИ и потребностей работы. Итинная личность содействует как росту сущности, так и РАБОТЕ. Противоположна ЛОЖНОЙ ЛИЧНОСТИ, которая противостоит истинным потребностям сущности и работы.
НЕНУЖНОЕ (БЕСПОЛЕЗНОЕ) СТРАДАНИЕ: Страдание, которого можно избежать более разумным поведением; в особенности, страдание, являющееся следствием ВООБРАЖЕНИЯ или ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ и поэтому невозможное в высших состояниях СОЗНАНИЯ.
ТЩЕСЛАВИЕ: ЧЕРТА, которая характеризуется озабоченностью самим собой, и в особенности тем, как человек выглядит в глазах других людей. Она может проявляться внутренне как жалость к себе или самоуничижение и внешне как попытки привлечь внимание других.
ПРОВЕРИТЬ: Убедиться в истинности идей СИСТЕМЫ через непосредственный личный опыт. Ударение делается на том, что это требует большего, чем только умственной деятельности.
ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАДАНИЕ: Практика создания для себя относительно небольшого дискомфорта или затруднения с тем, чтобы прервать свое обычное состояние и напомнить себе о том, чтобы помнить себя.
СВОЕВОЛИЕ: ЧЕРТА, основанная на чувстве беспомощности, которое выражается в желаниии держаться того, что уже есть, и сопротивляться переменам; это кажется единственным средством не быть сметенным потоком событий.
УПРАЖНЕНИЕ НА СЛОВА: Практика неиспользования некоего отдельного слова в своей речи как помощь в ПРИСУТСТВИИ в своей речи.
РАБОТА: (1) В ЧЕТВЕРТОМ ПУТИ это слово часто используется для именования тех усилий, которые человек делает, чтобы повысить свой УРОВЕНЬ БЫТИЯ в борьбе за пробуждение. (2) Употребляемая с заглавной буквой, Работа означает движение ГУРДЖИЕВА-УСПЕНСКОГО в целом.
РАБОЧИЕ "Я": "Я", напоминающие человеку о необходимости делать усилия по продолжению его работы для пробуждения.
МИРЫ 96, 48, 24, 12 И 6: Различные уровни ЛУЧА ТВОРЕНИЯ. В психологических терминах, Мир 96 соответствует уровню ЛОЖНОЙ ЛИЧНОСТИ; Мир 48 - уровню ИСТИННОЙ ЛИЧНОСТИ; Мир 24 - уровню СУЩНОСТИ; Мир 12 - уровню высшего эмоционального центра; и Мир 6 - уровню высшего интеллектуального центра.
НЕПРАВИЛЬНАЯ РАБОТА ЦЕНТРОВ: Сосотояние, при котором ЧЕТЫРЕ НИЗШИХ ЦЕНТРА и их различные части привычно реагируют на раздражители, которые им не соответствуют. Примерами могут быть эмоциональное отношение к своей чековой книжке, логический отклик на эмоциональные переживания другого человека, нервозность и болезненные ощущения при переживании неприятных эмоций. Такая неправильная работа центров является обычным состоянием человечества.