Части центров

Иван Осокин
10. Части центров.   Как было сказано ранее, каждый центр, в свою очередь, также делится на три части механическую, эмоциональную и интеллектуальную.

Масть
крести
представляет
инстинктивный
центр
Масть
пики
представляет
двигательный
центр
Масть
черви
представляет
эмоциональный
центр
Масть
буби
представляет
интеллектуальный
центр






Короли каждой масти символизируют интеллектуальные части центров, внимание которых удерживается усилием.
Дамы символизируют эмоциональные части центров, внимание которых привлечено объектом.
Валеты символизируют механические части, работа которых не требует внимания

    Механическая часть работает почти автоматически; она не требует никакого внимания. Но именно поэтому она не может приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, она не «думает» и продолжает работать так, как работала до изменения обстоятельств.
В интеллектуальном центре механическая часть включает в себя всю работу по регистрации впечатлений, воспоминаний и ассоциаций. Вот и все, чем она должна заниматься в нормальном состоянии, пока остальные части выполняют свою работу. Она никогда не должна отвечать на вопросы, адресуемые всему центру, не должна стараться решать его проблемы, ничего не должна решать. К сожалению, при ее нынешнем действительном положении она всегда готова принимать решения и отвечать на вопросы всякого рода, отвечать узко, ограниченно, штампами, жаргонными выражениями, партийными лозунгами. Все они, наряду со многими другими элементами наших обычных реакций, представляют работу механической части интеллектуального центра.
У этой части есть свое название: «формирующий аппарат»(«форматорный», «формосодержащий») или «формирующий центр». Многие люди, в особенности люди No 1, т. е. подавляющее большинство человечества, всю свою жизнь живут одним лишь формирующим аппаратом, даже не затрагивая другие части интеллектуального центра. Для всех непосредственных жизненных нужд, для восприятия влияний А и ответа на них, для искажения и отвержения влияний С формирующего аппарата вполне достаточно.
«Формирующее мышление» всегда легко распознать. Например, формирующий центр умеет считать только до двух. Он всегда все делит надвое: «большевизм и фашизм», «рабочие и буржуа», «пролетарии и капиталисты»и т. д. Формирующему мышлению мы обязаны большинством современных модных словечек и фраз, лозунгами и, помимо их,  – всеми нынешними популярными теориями. Наверное, можно сказать, что во все времена все популярные теории являются формирующими.
Эмоциональная часть интеллектуального центра состоит в основном из так называемых интеллектуальных эмоций, т. е. желания знать, понимать, удовлетворения от знания, неудовлетворения от незнания, радости открытий и т. д., хотя опять-таки все они могут проявляться на самых различных уровнях.
Работа эмоциональной части требует всего внимания, но, находясь в этой части центра, внимание не требует никаких усилий. Оно притягивается и удерживается самим предметом, очень часто посредством отождествления, которое называют обычно «интересом», «энтузиазмом», «страстью», «преклонением».
Интеллектуальная часть интеллектуального центра включает в себя способность к творчеству, построению, изобретению и открытию. Она не может работать без внимания, но в этой части центра внимание должно контролироваться и сохраняться усилием воли.
Таков главный критерий при изучении частей центров. Подходя к ним с точки зрения внимания, мы сразу узнаем, в какой части центра мы находимся. Когда внимания нет или это блуждающее внимание, мы находимся в механической части; когда внимание притягивается предметом наблюдения или размышления и держится таким образом, то мы в эмоциональной части; когда внимание контролируется и удерживается на предмете усилием воли, мы в интеллектуальной части.
В то же время этот метод показывает, как привести в работу интеллектуальные части центров. Наблюдая за вниманием и стараясь контролировать его, мы принуждаем себя работать интеллектуальной частью центров – тот же принцип относится в равной степени ко всем центрам, хотя для нас не так легко выделить интеллектуальные части в других центрах, как, например, в интеллектуальной части инстинктивного центра, где работа происходит без внимания, которое мы можем воспринимать или контролировать.


Возьмем эмоциональный центр. Сейчас я не говорю об отрицательных эмоциях. Рассмотрим только разделение центра на три части: механическую, эмоциональную и интеллектуальную.
Механическая часть содержит самый дешевый деланный юмор и смешное в самом грубом смысле, любовь к тому, что возбуждает, ко всяким зрелищам, наружному блеску, сентиментальность, любовь быть в толпе и быть частью толпы; тяготение к эмоциям толпы всякого рода и к полному растворению в низших полуживотных эмоциях: жестокости, эгоизме, трусости, зависти, ревности и т. п.
Эмоциональная часть может сильно разниться у различных людей. Она может включать в себя чувство юмора или смешного, так же как и религиозные, эстетические, моральные эмоции, и в таком случае она может вести к пробуждению совести. Но в случае отождествления она может быть и совсем иной: ироничной, саркастичной, насмешливой, жестокой, упрямой, злобной, ревнивой – только не на столь примитивном уровне, как механическая часть.
Интеллектуальная часть эмоционального центра содержит силу художественного творчества (в этом ей помогают интеллектуальные части двигательного и инстинктивного центров). В тех случаях, где интеллектуальные части двигательного и инстинктивного центров, которые необходимы для проявления творческой способности, недостаточно образованы или не соответствуют этой способности по уровню своего развития, она может проявиться в сновидениях. Этим объясняются красота и художественность сновидений у людей, во всем остальном малохудожественных.
Интеллектуальная часть эмоционального центра является также и главным местопребыванием магнетического центра. Я имею в виду, что если магнетический центр существует только в интеллектуальном центре или в эмоциональной части эмоционального центра, тогда он недостаточно силен и эффективен, всегда предрасположен к ошибкам и неудаче. Но интеллектуальная часть эмоционального центра, когда она полностью развита и работает в полную силу, представляет собой путь к высшим центрам.
В двигательном центре механическая часть автоматична. К ней относятся все автоматические движения, называемые на обычном языке «инстинктивными»; в равной степени ей принадлежат подражание, имитационная способность, играющая столь большую роль в жизни.
Эмоциональная часть двигательного центра связана в основном с удовольствием от движения. Любовь к спорту, играм нормально должна принадлежать этой части двигательного центра, но когда с нею смешиваются отождествление и другие эмоции, то эта любовь к спорту очень редко в ней находится, и в большинстве случаев любовь к спорту пребывает в двигательных частях интеллектуального и эмоционального центров.
Интеллектуальная часть двигательного центра представляет собой очень важный и очень интересный инструмент. Кому доводилось когда-нибудь хорошо выполнять какую-либо физическую работу, знает, что любого рода работа требует многих изобретений. Для всего, что делается, нужно изобретать свои собственные, пусть самые незначительные методы. Эти изобретения являются делом интеллектуальной части двигательного центра, как и многие другие человеческие изобретения, требующие ее работы. Сила подражания по своей воле голосу, интонациям, жестам других людей, которой владеют актеры, также принадлежит интеллектуальной части двигательного центра; но на высших и лучших стадиях к ней примешивается и работа интеллектуальной части эмоционального центра.
Работа инстинктивного центра от нас очень хорошо скрыта. Мы знаем по-настоящему, т. е. чувствуем и можем наблюдать, только часть, заведующую ощущениями и эмоциями.
Механическая часть включает привычные ощущения, которые мы, как правило, вообще не замечаем, но которые служат основанием других ощущений; она включает также инстинктивные движения в правильном смысле этого слова, т. е. все внутренние движения, такие, как циркуляция крови, движение пищи в организме, внутренние и внешние рефлексы.
Интеллектуальная часть весьма велика и очень важна. В состоянии самосознания или при приближении к нему можно вступить в контакт с интеллектуальной частью инстинктивного центра и многому научиться у нее в отношении функционирования машины и ее возможностей. Интеллектуальная часть инстинктивного центра – это ум, стоящий за всей работой организма, который совершенно отличен от интеллектуального ума.
Изучение частей центров и их специальных функций требует определенного уровня самовоспоминания. Не помня себя, нельзя достаточно долго наблюдать или достаточно ясно почувствовать или понять разницу функций, принадлежащих различным частям различных центров.
Изучение внимания лучше, чем, что бы то ни было, показывает части центров, но изучение внимания опять-таки требует определенной степени Самовоспоминания.
Очень скоро вы осознаете, что вся ваша работа над собою связана с Самовоспоминанием и что без этого она не может проходить успешно, Самовоспоминание есть частичное пробуждение или начало пробуждения. Это естественно – и должно быть абсолютно ясно – никакая работа не совершается во сне.