***

Александр Степанов 12
Впервые  я услышал эту историю от своей бабушки будучи ребёнком. Меня очень интересовали рассказы про историю семьи и я часто расспрашивал о том, что было в семье задолго до моего рождения, какие были случаи с дальними и близкими  родными теми кто жив и кого уже нет., чьи фотографии хранятся в семейном архиве. Меня всегда больше интересует военная тема в семье и когда моим глазам попалась фотография молодого солдата я спросил у бабушки кто это ?
Бабушка ответила, что до них в доме жила тётя Юля с мужем. «Мужа звали Иван и он  к сожалению умер в 1940-м не дожив до начала войны сын Николай только закончил школу с отличием и ещё не успев определиться с поступлением в университет был призван на фронт. Юлия Николаевна чтобы спасти сына воспользовалась своими связями и определила его  в Москву писарем. Долгое время она ездила к нему  в часть навещала. Со временем обстановка в стране становилась всё тяжелее и Николая, как и всех молодых призывников направляют в действующую армию где Коля и погиб повторив подвиг Александра Матросова ».
Длительное время это была единственная информация, которой  я располагал со слов своей бабушки. Периодически я вспоминал про эту историю и пытался хоть, что-то узнать у краеведов и поисковиков, посещал местный военкомат, и  там мне дали ознакомиться с копией так называемой карточки призывника, и книгой памяти Московской области., где я  нашёл, что Николай погиб в бою за д. Никольское Кромского района Орловской области будучи писарем при штабе полка. 
  Благодаря базе данных Министерства Обороны obd-memorial.ru удалось узнать, что Николай проходил службу в воинской части 53410 – 288 стрелковый полк 181 стрелковой дивизии , которая была сформирована из остатков дивизии в которой служили сотрудники НКВД города Сталинграда в 1942 –м и ранее именовалась Сталинградской.
  Я через социальную сеть познакомился с одним мужчиной – Мельниковым Николаем, из  города Курск  увлечённым историей и оказалось, что он ездиет по местам боёв Курской битвы  я  рассказал ему свою история он при первой возможности съездил в эту уже заброшенную частично деревню Никольскую и прислал мне фотографию братской могилы. Я был удивлён, что всё так запущено.
        Года три назад к нам в гости приехала родственница и привезла фронтовое письмо-треугольник , которое хранилось у некой женщины в Москве. Эта женщина умерла и по её просьбе родные передали письмо нам через родных. Так открылась ещё одна страница связанная с Николаем. Вот, что он писал :

Полевая почта 188 воинская часть 987  - Москва





        Добрый день !
Здравствуйте многоуважаемая Валентина Васильевна и Аня!
Шлю Вам свой красноармейский привет и желаю всего наилучшего в Вашей жизни!
И главное Здоровья. Во-первых сообщаю Вам , что в настоящее время я жив и здоров  !
Нахожусь пока ещё в Москве на улице Правда  «Доме Культуры» - несу службу по-старому в Ленинградском районе города. Нового в моей жизни ничего нет . Всё по старому.
Письма последнее время я не откуда не получаю. Без них конечно скучновато.
Валентина Васильевна с получением сего письма напишите ответ и сообщите о своей жизни
И Здоровье .
Затем досвидания . Передайте привет Татьяне Савельевне.
С приветом Николай Ефремов !

    По почте не удалось узнать первоначальной место службы Николая т.к его призвали в ряды РККА 26 августа 1941 года, а полевая почта , как выяснилось принадлежала 56-й стрелковой дивизии, которая летом 1941 года была окружена в лесах Белоруссии и выходила по частям с боями, а к концу августа-начала сентября прекратила своё существование. Пока, это является пробелом . Но точно известно, что летом 1943 года Николай воевал в 181 дивизии.