Свет Тьмы и тьма света

Капитон Стручков -Хрустальный
 Разуму не тюрьма -
Тьма... Абсолютнейший враг -
Мрак. Для нашедших ответ -
Свет...


 Кто я ? ...Свет ? ...Тьма ? Может... я вне этого ? Я не знаю...


 Солнце, оплавив край Земли, ушло за горизонт. Я на даче. Пока пил чай, стемнело. Домой решил идти степью. Можно воспользоваться автобусом, но я люблю ходить пеши. Середина апреля: умеренный прохладный ветер, плотно набитое облаками небо. Собрав рюкзак, выступаю. В наступившей тьме, тропа видится совершенно чёрной и оттого достаточно различимой. Это похоже на то, как в чёрном, видеть ещё более чёрное или в ночном струнном концерте сверчков, попробовать услышать беззвучный полёт совы. Первое время иду параллельно городу. Справа, степь обрывается невысокими, отвесными скалами. Под ними течёт небольшая река, упоминаемая в летописях. Современные микрорайоны лежат вдоль неё, на левом берегу. Постепенно, дорога уходит в сторону города, вижу желтовато-белое его излучение. Издали, с высоты, кажется, что там, внизу, жерло вулкана. Начинаю различать звуки, видеть крыши высотных зданий. Путь пролегает вдали от скал, но меня потянуло к ним неожиданно возникшее, непреодолимое желание. Этот внезапный импульс, как все подобные импульсы нервного возбуждения, вспыхивающие исключительно в миг озарения, предшествующего творению, подчинил себе мою волю и вопреки разумной логике, заставил отклониться от заранее намеченного маршрута. Я отлично знаю рельеф, не боясь оступиться, иду к обрыву. Замечаю чёткую границу между светом и Тьмой, у самого уступа. В этой бесконечной схватке, Тьма, плотной стеной противостоит разъедающему её,  рыхлому свету электричества. Перейдя реку по поверхности воды, ослабший, он разбился об отвесную стену камня и едва-едва вышел в степь узкой полосой, не вмещаясь в пределы занимаемой городом площади. Подхожу. Впервые сталкиваюсь с подобным состоянием пространства. Шаг вперёд - я окружён и захвачен светом, шаг назад - пленён Тьмой. И всё это на краю пропасти. Нервы возбуждает парадоксальная мысль:

 - Ещё шаг вперёд - свет - поглотит и убьёт. Шаг назад - Тьма - окутает и сохранит жизнь.


 Интуитивно, делаю шаг назад. Мне по душе стоять и созерцать мир из Тьмы, находясь у пограничного состояния двух сред. Тьма - вкрадчива и лаконична, как червонное золото полной Луны на чёрном бархате неба. Свет - расплывчат, ярмарочно криклив и многословен. То, что укрыто Тьмой, влечёт больше, чем то, что из неё вырвано, забрызгано искусственным светом; белые манжеты, лишь подчёркивают строгость фрака. Начинаю тысячный раз осматривать город со стороны, с высоты птичьего полёта, но впервые ночью. Открывшееся взору, походило на подушку электрического света, которая, повторяя очертания зданий и деревьев, мягко придавила город. Внизу - свет автомобильных фар, выше - свет уличных фонарей, ещё выше - тусклый свет многоэтажек.
 
 Ветер начисто сбрил седую растительность с лица ночного неба, только вдоль горизонта, на севере и востоке, облака тянулись узкой полосой шкиперской бороды. Обветренное, гладко выбритое лицо одноглазого шкипера, испарив морскую влагу, заискрилось яркими, разноцветными кристаллами соли. Звёзды... Их Свет очаровывал. Мерцающий... Далёкий... Загадочный...

 Очень люблю приходить на это место и всякий раз, глядя вниз, желаю одного, чтобы города не было. Как выглядела бы местность, не будь его ! Какой открывается вид ! Река, упомянутая мною, круто изгибаясь, впадает в другую, более крупную. Каждая имеет правый берег, образованный невысокими горами и скалами. Горы имеют выход коренных пород на поверхность и переходят в степь, поросшую травами и шиповником. Левый берег пологий, низкий. В месте слияния рек и расположился город, в небольшой долине. Многоэтажно-железобетонный, кирпичный, плохо асфальтированный, грязненький провинциальный карлик портил пространство внутри и вокруг себя. Обычно, я наблюдал уродца при Свете Солнца. То, что увидел при свете электричества, мне не понравилось ещё больше. В ночную, спящую и по весеннему пробуждающуюся, выверенную гармонию Природы, этот городишко вмещался, но не вписывался. Нестройность расположения источников света на улицах вызывала неприятие. Именно ночью, при искусственном освещении, стало очевидным отсутствие единой идеи планирования города. Световые контуры улиц не имели чётких прямых и искусно вписанных в рельеф, кривых линий, а площадь, контура правильной геометрической фигуры. Редкие прямые заканчивались беспорядочными огнями, либо, в линии отсутствовал побудитель света, нарушая её стройность. Неосвещаемые дворец культуры и дворец спорта, мрачно возвышались над сквером. Бледно светящиеся многоэтажки, бездарно пачкали дорогой холст Тьмы тусклым нагромождением неправильных кубических фигур. Я подумал:

 - Тьма лучше света электричества, - раздался рёв мотоцикла, - кто-то спешит увидеть вовсе иной Свет.


 Наблюдая путаницу огней, вспомнил картину Джексона Поллока " № 5; 1948 ". Не знаю о чём думал Поллок, но сумбур красок картины точно соответствовал сумбуру огней ночного города. Как бездарный " художник " разливал краски по фанере, люди, спроектировавшие новые микрорайоны, так же бездарно, силу человеческой мысли, пролили на землю серой, безликой архитектурной немощью.
 
 Стоя на скале, возраст которой исчислялся миллионами лет, я смотрел на постройки тридцатилетней давности: современная часть города. Оно росло, ширилось, но жило своей, обособленной, паразитической жизнью, искажая Природу Земли. В этом акте неразумного вандализма, было заключено гармонии не больше, чем в браке расцветающей шестнадцатилетней девочки с девяностолетним стариком. Как не стоит засыпаемая землёй крышка гроба, срезанного свежим, росистым утром, цветущего раз в сто лет, цветка - сомнительная, секундная прихоть, так не стоит украшать вечное - искусственными цветами - мишурной дешевизной блёского стекла, оправленного губительной серостью бетона. Представил себе людей этого города... Что излучают горожане, живущие в некрасивых домах, гуляющие по грязным, пыльным улицам, дышащие испражнениями завода и выхлопных газов ? На этой небольшой площади уживаются добродетели и пороки, бесчисленные вариации качеств возвышенных и низменных; изо дня в день, из года в год сталкиваются друг с другом. Добро и зло сосуществуют в невидимом сплетении взаимоотталкивающихся начал. А что может их объединять ? Тьма породила озарение в моём сознании. Энергия ! Энергия электричества объединяет всех ! Электричество одинаково согревает добрых и злых, одинаково разогревает им пищу, одинаково освещает жильё, одинаково убивает... В только внешне эффектном, теле современного города, " жизнь " течёт по жилам электрических проводов и кабелей: и днём, и ночью. Электрический ток - перенапряжённая нервная система современной цивилизации: рефлексирующая, всё приводящая в движение. Поэтому, всё возрастающее сопротивление Земли, прямо пропорционально разрушительной силе тока человека в Природу. Люди покупают проводное электричество, забыв об источнике Света внутри себя. Сейчас поздний вечер пятницы... Чем занято большинство населения Земли ? Самообманом... Доведённая до неразумия, не живущая, а суетящаяся, толпа, питается свечением, наполняется пустотой, глядя в чёрные квадраты призрачно мерцающих экранов телевизоров. Энергия электричества, в виде, в котором её потребляет масса, источает - мрак и невежество. Энергия Тьмы - рождает Свет... Всегда ! Свет ! Разгорается ! Во Тьме ! Не наоборот ! Чтобы полнее разжечь внутренний источник Света, Человеку необходимы Тьма и минуты одиночества ( в идеале одиночество ). Человек не должен бояться ни этой среды, ни этого состояния. Я не против электричества ! Я, за Свет внутри Человека ! Когда обладаешь внутренним Светом - света электричества необходимо минимум !


 Поздний январский вечер, на дворе сильная метель. Дочитав книгу, не удивляйтесь, при свете электричества, сажусь за написание стихотворения; рядом орфографический словарь, он всегда под рукой когда пишу стихи. Внезапно, дом погрузился во Тьму. Я встал и посмотрел в окно: в переулке, на ближайших улицах, свет отсутствовал - полная Тьма. Поленился, не стал зажигать свечи и лёг на диван. Глаза привыкли к темноте. Ни один предмет в комнате не был различим. Перевёл взгляд на окно и замер. Там, по ту сторону, соткался иной вид материи - Тьма-тьмущая. Меня поразило насколько внешнее пространство, за стеклом, темнее пространства внутреннего. Только благодаря отсутствию света по обе стороны, я сумел различить это. Устроился поудобнее и стал смотреть в чёрный квадрат окна. Тишина. Я подумал о четверостишии... Постепенно, Чёрная Материя стала меня засасывать... Плавно потекли мысли... Оттуда, они свободно перетекали в моё покойное сознание. Сначала выплыли рифмы: безупречность, бесконечность, беспечность, вечность. Не ощущая времени, я извлёк из квадрата Тьмы всё четверостишие, кроме... Как ни бился внутренний Свет с Тёмной Материей, она не отдала мне слово, совершенно, точно характеризующее Вселенную. Спустя... Вспыхнул электрический свет. Словарь - первое, на чём задержался мой взгляд, так и лежал на диване, раскрытый на первой странице. Я взял его и тут же положил. Свет электричества выхватил у Тьмы и проявил слово " абсолют ". Оно совершенно замкнуло конструкцию предложения. Абсолют, значит безусловный, неограниченный, совершенный. Тьма и Свет, гармонично дополнив друг друга, родили совершенство. Никто и никогда не напишет полнее, вместительнее этого:

 Вселенной - абсолют и безупречность.
Непостижимая галактик бесконечность...
Течения времени беспечность...
И Вечность... Вечность... Вечность... Вечность...

 
 Я продолжал стоять на скале. Вдалеке, светились два или три огонька: маленький хутор. Металлургический завод придавил город громадой светящихся корпусов.
 
 - Сельский труженик, - скажут о деревенском человеке, и, никогда, - сельский рабочий.

 - Рабочий, - скажут о городском человеке труда, и, никогда, - городской труженик.


 Труд облагораживает Человека. Работа - отупляет. Те, кто продают электрическую энергию, слишком об этом знают... и сейчас, деревня вымирает настолько, насколько, расползаясь, растёт город. Это хищное чудовище, всё агрессивнее отрывает человека от земли; набивает в себя, переваривает в массу и при помощи лифтов проталкивает на высоту самых верхних своих этажей; выше... выше... выше... ещё выше... И масса, не живёт Разумом, не живёт ярко, а выживает, эксплуатируя, нарочно лишаемый огранки, плоский, меркнущий свой ум. Сельский труд нелёгок, порой тяжёл, но, при разумной постановке дела, дарит Человеку радость, уверенность в завтрашнем дне, большую независимость от внешних обстоятельств. Мой дед, как и все наши предки, глагол " работать " - не употреблял, он говорил - " робить ". Так было раньше... Отсюда " робот " - штуковина, выполняющая односложную, механическую функцию.
 
 Перед тем как уйти, я поймал себя на мысли:

 - Городская телевизионная вышка установлена на Караул-горе...


 Какая ирония, насмешка ! Сложный выверт прогресса, устремлённый в никуда ! Караулить, значит охранять, оберегать, стеречь. То, что так вызывающе взгромоздилось на Караул-гору - крало: покой, сон, состояние душевного равновесия. Металлическую вышку питали, разогреваемые высоким напряжением, толстые электрические кабели, а вышка... посредством магии телевещания... напитывала тёплое, живое человеческое сознание... холодным... призрачным... свечением...

 Влажный, прохладный воздух усиливал запах сырой земли. Земля пахла остро, душисто, как свежеиспечённый хлеб. Ни один искусственный запах не перебьёт этого - запаха земли весной, готовой рожать... Позади зашелестела сухая трава: ёжик. Я обрадовался этому одинокому, маленькому ночному рыцарю степи. Присел, погладил Дон Кихота, несмотря на фырканье и поднявшись, пошёл своей дорогой... Дорогой, спустя время, приведшей меня во власть тьмы света...


 Кто я ? ...Свет ? ...Тьма ? Может... я вне этого ? Я не знаю...