Ван Гог-яркий представитель постимпрессионизма 11

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

В феврале 1888г. Ван Гог решил уехать из Парижа на юг, где природа более близка его видению в сфере цвета и света и где, по словам самого художника, - «ключ к современности и будущему». К тому же он хотел вдали от суеты обобщить свой парижский опыт.
21 февраля 1888г. Ван Гог приезжает в Арль. Надо отметить, что здесь он встретил обывательскую недоброжелательность и даже подозрительность.

Это все было уже ему знакомо по голландской глубинке, Винсенту удалось сойтись лишь с семьей мелкого почтового служащего Рулена и лейтенанта зуавов Милье.
При содействии Тео художник приобретает дом, известный как Желтый дом.

В знаменитой работе «Дом Ван Гога на площади Ламартина в Арле», 1888 г., муз. ВГА художник изобразил сияющую желтизну окраски дома, подчеркнутую «зияющей» синевой неба и усиленные светом солнца.

Винсент обставляет и украшает свой дом, желая превратить его в Дом Художника, который он назвал «Мастерская Юга». Постоянными обитателями, по словам хозяина, будут он сам и Поль Гоген, но «дом станет убежищем и для других сотоварищей, когда им круто придется в жизненной борьбе». Винсенту пришлось проявить огромную настойчивость, доходящую до вымогательства, выколачивая из Тео деньги на обустройство этого жилища.

Поль Гоген нужен был Ван Гогу как руководитель мастерской, он восхищал его как художник и человек зрелых убеждений в искусстве.
Кстати, Гоген не оценил усилий Ван Гога и не понял его замысла.
Он подходил к своей поездке в Арль трезво и практически.
В Бретани он бедствовал, а здесь ему давали кров, питание, возможность работать, расплачиваясь за все это лишь своими картинами, которые Тео обязался продавать, причем значительную часть дохода отдавать Гогену.
Правда, Гогена одолевали дурные предчувствия.
Идея «Мастерской Юга» фактически осталась лишь на бумаге, в виде страстной проповеди, обращенной к Тео, Гогену, Бернару.
Однако для будущего искусства , искусства XX века, о котором как раз и заботился Ван Гог, именно эта проповедь сыграла огромную направляющую роль.
 Последователями Ван Гога считали себя фовисты (во главе с Матиссом).
Немецкие экспрессионисты осуществили мечту Ван Гога, они создадут мастерскую, будут вести совместную жизнь (Кирхнер, Хеккель, Шмитт-Ротлуфф и др.).

Как только появился первый арльский вестник весны – веточка цветущего миндаля в стакане – Ван Гог ринулся работать.
«Веточка цветущего миндаля в стакане», март 1888 г.,муз. ВГА;
«Веточка цветущего миндаля в стакане и книга», март 1888 г.,част. собрание, Япония.

Эта тема развилась у Ван Гога в огромную серию картин, с невиданной дотоле мощью воплотивших изумительное весеннее цветение Прованса.
Вот картина «Розовый персик в цвету», март 1888 г., муз. КМО.
После парижской слякоти и гари Ван Гог с жадностью поглощает яркие чистые краски ослепительной южной весны. Художник пишет не цветы и деревья, а цветение, цветущий воздух; розовое не цветет, а парит вокруг веточек, нередко просто процарапанных в красочном слое. «Радостные краски» призваны были компенсировать тяжелый кризис, в котором пребывал Ван Гог в первые месяцы в Арле.

Деревья – нежные факелы в светящейся голубизне неба. Мазки бегут, бегут, кисть Ван Гога словно трепещет, оттенки и полутона почти отсутствуют – все это придает картинам почти ощутимое музыкальное звучание.

Арль у Ван Гога весь овеян ассоциациями о Японии. Ведь именно Япония часто виделась Винсенту как Парадиз искусства. Таков «Вид Арля с ирисами на переднем плане», 1888 г. муз. ВГА – прямое влияние гравюры японца Хиросиге «Пейзаж с ирисами».
Но, кроме Ван Гога, никто так и не увидел в Арле Японию.
Ни Монтичелли, ни Гоген, ни Сезанн. Все те, кто был для Винсента авторитетом, так не думали.
Гоген вообще находил в Провансе «все мелким, жалким, и людей, и пейзаж».
Синьяк впоследствии утверждал: «В этой местности нет ничего, кроме белого цвета и серых теней».
Но, изображая всего лишь «атомы» окружающего хаоса: птичьи гнезда, башмаки, ветку цветущего абрикоса, деревья, траву, цветы,- Ван Гог вкладывал в эти изображения своё восприятие жизни с его контрастом хаоса и гармонии.
Это была задача, доступная только гигантам, одним из них стал Ван Гог.